«Крестовый поход» против дарвинизма

Важная особенность «научного» креационизма выражается в разносторонней и эффективной организационной деятельности идеологов и центров этого течения. Американский публицист Р. Шейдуолд считает, что «научный» креационизм является наиболее организованным движением в истории американской псевдонауки, и с этим его утверждением нельзя не согласиться. Именно хорошая организация позволяет «научным» креационистам вести наступление на дарвинизм по всем направлениям: теоретическая фальсификация, борьба через законодательные органы за равное время преподавания в школах, издание лавины креационистской литературы.

Это наступление мракобесов, конечно, не могло приобрести такого размаха, если бы оно не субсидировалось, не поддерживалось не только определенными церковными, но и политическими кругами. Свою лепту в поддержку «научного» креационизма не преминул внести и президент США Р. Рейган. Еще будучи губернатором в Калифорнии, он, выступая на собрании евангелистов в штате Техас в период своей предвыборной кампании в 1980 г., заявил, что у него имеются огромные сомнения относительно теории эволюции ввиду наличия в ней больших упущений. Рейган высказался за преподавание в школах библейского рассказа о творении.

В современных условиях в США обоснование истинности креационизма является не только важнейшей проблемой вероучения, но и существенной стороной политической деятельности «новых христианских правых», которые хотят сделать религиозную догму острым орудием политической борьбы. В системе ценностей протестантского фундаментализма (абсолютная непогрешимость Библии, мессианский американизм, эсхатологическое видение мира и т. п.) креационизм занимает важное место, выполняя функцию своеобразного мировоззренческого интегратора.

«Научные» креационисты ведут целенаправленную обработку общественного сознания. Они апеллируют, к религиозным чувствам «средних» американцев, стремятся разжечь у них фанатизм и активизировать традиционные антиинтеллектуалистские настроения. Себя они изображают гонимыми, мучениками, которых преследуют, которым не дают публично высказать свои взгляды ученые-фанатики, сторонники эволюционного учения. Д. Гиш договорился даже до того, что провел сравнение положения «научного» креационизма с выступлением Галилея с обоснованием истинности коперниканства: мол, ныне «научные» креационисты тоже оказались непризнанными в силу захвата позиций в сознании общества «догмами научного истэблишмента».

Так апологеты мракобесия формируют общественное мнение, которое бы способствовало их наступлению на теорию эволюции.

Надо сказать, что им удается в определенной мере достичь успеха в своих намерениях. В федеральном суде г. Гринвилла, который находится недалеко от г. Дейтона, где проходил в 1925 г. суд над учителем Скоупсом, начался новый «обезьяний процесс». Еще в 1984 г. реакционеры из организации «Граждане за улучшение качества образования» возбудили в суде иск к местному школьному совету ввиду того, что дети учатся по учебникам, в которых излагается дарвиновское учение. И хотя окружной судья не стал рассматривать этот иск, апелляционный суд США признал наличие оснований для судебного процесса[1].

Главным, основополагающим требованием защитников истинности буквального понимания библейской догмы творения, на котором сосредоточиваются все их усилия, является так называемое «равноправное» преподавание «научного» креационизма и эволюционного учения в школах как сопоставимых научных дисциплин. «Научные» креационисты требуют принятия законодательными собраниями штатов соответствующих законов, которые бы подвели юридическую базу под это «равноправное» преподавание. Рассмотренные нами теоретические аргументы «научных» креационистов должны, по их мнению, дать «научную» основу для принятия законов такого рода.

Об этом свидетельствует принятый в 1981 г. законодательным собранием штата Арканзас печально знаменитый акт № 590. Он ограничил преподавание обоих учений только «научными» доказательствами и соответствующими выводами из них, при этом исключались ссылки на религиозные произведения и преподавание религиозных положений. «Научный» креационизм характеризуется в этом законе следующими принципами. Это: внезапное творение мира, энергии и жизни из ничего; недостаточность мутаций и естественного отбора для обеспечения биологической эволюции; изменения лишь в ограниченных рамках первоначально сотворенных видов животных и растений; раздельное происхождение людей и обезьян; объяснение геологического строения Земли катастрофами, включая всемирный потоп; относительно недавнее появление Земли и живых видов.

Перед нами не обычный закон, а целая претендующая на научность обскурантистская программа, облаченная юридическими рамками и направленная против научной теории эволюции. Закон должен был вступить в силу осенью 1982 г., но этого не произошло. В мае 1981 г Американский союз гражданских свобод предъявил штату Арканзас иск, считая принятый закон неконституционным. В декабре того же года в столице штата Арканзас Литл-Роке в течение 9 дней в федеральном суде шел специальный судебный процесс. Сторонники реакционного закона мобилизовали все силы на его защиту, привлекли ряд богословствующих ученых, предложивших суду данные в защиту креационистской модели творения. В начале января 1982 г. федеральный судья У. Овертон вынес решение о том, что принятый в штате

Арканзас закон о равном количестве учебных часов для преподавания «научного» креационизма и эволюционной теории является неконституционным. Хотя креационисты потерпели такое поражение и в штате Луизиана, они не сложили оружия и в декабре 1986 г. обратились в Верховный суд США.

Одновременно с борьбой за утверждение через законодательные органы штатов «равноправного» преподавания «научного» креационизма его апологеты ведут «крестовый поход» против дарвинизма и по другим направлениям. Еще больше активизируется деятельность креационистских научных центров, чтобы усилить переодевание догмы библейского творения в новые научные наряды. Так, например, в Гейнсвилле (штат Флорида) создана специальная школа генетики для аспирантов, которые готовят к защите диссертации; среди них, по сообщению печати, оказалось несколько инженеров из новейших отраслей электронной промышленности и даже астронавтов.

Креационистские центры готовят преподавателей «научного» креационизма для школ и колледжей, несколькими изданиями выпущено школьное пособие «Научный креационизм». «Теоретические» разработки этих центров служат основой для выпуска некоторыми фирмами пропагандирующих в массах идеи «научного» креационизма кинофильмов, видеокассет, магнитофонных записей и т. п.

«Научные» креационисты стремятся усилить свои позиции в системе высшей школы США, всячески поддерживая ученых, приемлющих их взгляды или благосклонна относящихся к ним. Благодаря этому в некоторых колледжах дипломы об окончании выдаются студентам, не признающим данные геологии о древности Земли и данные биологических дисциплин об эволюции живого; в Колумбийском университете людям, которые придерживаются позиций «научного» креационизма, может быть даже присвоена ученая степень по естественным наукам.

«Крестовый поход» «научных» креационистов против дарвинизма вызвал большую тревогу в кругах демократической общественности США, в том числе среди ученых. Они осознают, что ожесточенная война фундаменталистов против эволюционного учения неразрывно связана с резким усилением религиозной нетерпимости, борьбы «новых христианских правых» против гуманизма, секуляризма, безрелигиозной морали.

В ряде буржуазных либеральных изданий появились статьи, критически рассматривающие концепции «научных» креационистов. Немало аргументированных материалов, разоблачающих креационистские фальсификации естественнонаучных данных, опубликовал печатный орган «Общества американских сепаратистов и атеистов» ежемесячный журнал «Американский атеист», выходящий в г. Остине (штат Техас).

Летом 1986 г. в Вашингтоне собрались 72 американских ученых — лауреатов Нобелевской премии. На созванной ими пресс-конференции было оглашено специальное заявление. В нем отмечалось, что дело, находящееся на рассмотрении Верховного суда США, выходит за рамки спора между наукой и религией, ибо под вопрос ставится не только дарвиновская теория эволюции, а все естествознание.

Борьба вокруг эволюционного учения, которая приобрела столь широкий размах и остроту, еще раз воочию свидетельствует, что защитниками подлинной науки всегда являются демократические, гуманистические и свободомыслящие силы.

Анализ концепций «научного» креационизма свидетельствует, что борьба теологической мысли против научного знания идет всегда в конечном счете по фундаментальным мировоззренческим вопросам, а не по частным деталям миропонимания. Причем борьба эта не затухает, не ослабляется в настоящее время, а становится все глубже, острее, всеобъемлющей. Именно постоянный рост материалистического, атеистического потенциала естественных наук в процессе их развития и заставляет теологов вырабатывать все новые приемы по его нейтрализации и фальсификации.

Тот факт, что наиболее реакционные идеологические пропагандистские центры и издания в буржуазном обществе поднимают на щит и активно распространяют продукцию «научных» креационистов, полностью подтверждает правоту ленинского положения о связи классовых интересов империалистической буржуазии с религией и идеализмом. Все это говорит о классовом, мировоззренческом характере идеологической борьбы вокруг достижений наук о природе.

  1. См.: Московская правда. — 1986. — 17 июля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *