Египетский плен

Что рассказывает библия

В голодный год Иаков послал своих сыновей в Египет с поручением купить там хлеба. Иосиф тогда уже был высокопоставленным человеком при дворе египетского фараона. Он узнал своих братьев, простил причиненное ему зло, и вскоре вся семья переселилась по его приглашению в Египет; их было, как сообщает Библия, 70 или 75 (по переводу «70 толковников») человек, «происшедших от чресл Иакова». Если прибавить сюда несколько жен Иакова и их рабынь, то должен набраться еще десяток. Фараон отвел израильтянам специальную область для поселения — «землю Гесем», где они занялись скотоводством.

После того как умерли и Иаков и Иосиф, а новые фараоны забыли о заслугах Иосифа, потомков Иакова обратили в рабство. К этому времени они сильно размножились, так что сама их численность уже представлялась египтянам опасной. В целях систематического уменьшения этой численности фараон отдал распоряжение изнурять рабов-израильтян тяжелыми работами; выполняя их, они построили ему «города для запасов» Пифом и Раамсес. Были применены и такие меры, как систематическое истребление всех рождав­шихся младенцев мужского пола. Так продолжалось до тех пор, пока бог не поручил Моисею вывести израильтян из египетского плена.

Так как оказалось «упорно сердце фараоново» и он ни за что не хотел отпускать своих рабов, то Моисей вместе с братом Аароном обрушил на Египет при помощи Яхве целую серию «казней»: они превратили в кровь всю воду во всех водоемах Египта, вызвали нашествие жаб, столь же массовое нападение мошек и каких-то песьих мух, от которых прямо «погибала земля», моровую язву на скоте, «воспаление с нарывами на лю­дях и на скоте», градобитие, нашествие саранчи, кромешную тьму по всему Египту. Наконец, последним и наиболее сильнодействующим мероприятием этого рода явилось поголовное истребление первенцев как у людей (конеч­но, египтян), так и у животных. Этого упорный фараон уже не выдержал и отпустил евреев.

Когда и где это могло происходить?

Для датировки периода египетского плена нам придется несколько за­бежать вперед и рассмотреть те данные, которые мы находим в Библии по вопросу о времени окончания этого плена; по существу это касается содержания следующей главы, но здесь без этого материала обойтись невозможно. Библия дает достаточно точные ответы на вопрос о том, когда окончился египетский плен, и на вопрос — сколько времени он про­должался. Правда, эти ответы — несколько двойственные и, следователь­но, противоречивые.

По поводу строительства Соломонова храма III книга Царств сооб­щает, что оно началось «в четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем». Точная дата начала царствования Соломонова неизвестна; варианты, предлагаемые разными историками, находятся в пре­делах 970—950 гг. до н. э. Для решения рассматриваемой здесь проблемы эти колебания не имеют серьезного значения, мы можем выбрать любую из указанных дат. Возьмем среднюю — 960 г. Тогда четвертым годом царст­вования Соломонова окажется 956 и если мы прибавим к этой цифре ука­занные III книгой Царств 480 лет, то получим в качестве даты исхода 1436 г. до н. э. В это время в Египте царствовал Тутмос III или, может быть, Аменхотеп II; один из них и является, таким образом, «фара­оном исхода», а «фараоном-угнетателем» должен оказаться его пред­шественник.

Такому решению вопроса противоречат некоторые другие библейские же свидетельства. По Ветхому завету, израильтяне строили в Египте города Пифом и Раамсес. Раскопки в районе восточной- части Дельты дали возможность найти первый из этих городов в Телль-Ретабе, а второй отождествить с Танисом. Оба эти города были построены (или, может быть, перестроены) при Рамзесе II. Танис именовался Пер-Рамзес («Дом Рамзеса») только в течение двух столетий — примерно с 1300 до 1100 гг. до н. э. Это значит, что исход мог произойти не раньше XIII в. Рамзес умер около 1251 г. Если именно он был «фараоном-угнетателем», то честь име­новаться «фараоном исхода» принадлежит его тринадцатому сыну и преем­нику Меренптаху. По этой версии, основанной также на Библии, исход из Египта должен датироваться самым концом царствования Меренптаха, поскольку тот утонул, преследуя «исшедших» израильтян, а известно, что Меренптах царствовал примерно до 1231 г.

Какое из этих двух взаимно противоречащих хронологических реше­ний принять, археологи-библеисты до сих пор никак не могут догово­риться: ведь оба они в равной мере основаны на Библии! Все попытки «гармонизировать» их ни к чему не приводят, так что в решении этого вопроса большинство библеистов делится, если можно так выразиться, на две партии — сторонников датировки исхода XV и XIII «в. Впрочем, есть гипотезы, выводящие и за эти пределы: упоминавшийся уже Ф. Р. указывает дату—1571 г., Раули датирует исход 1230 г., по Ушеру его надо относить к 1491 г. до н. э.

Длилось все пребывание израильтян в Египте, как свидетельствует Библия, 430 лет. Здесь тоже не обходится, правда, без некоторых кривотолков. В книге Исхода сказано так: «Времени же, которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста три­дцать лет». Слова, стыдливо взятые в скобки, имеются в переводе 70, в древнееврейском же тексте их нет — значит, они являются позднейшей вставкой; мы должны исходить, таким образом, из цифры 430. Если принять первый библейский вариант исхода, то приход Иакова с сыновьями в Египет надо датировать 1866 г. до н. э. (1436 + 430); при втором варианте следует принять дату 1641 (1211+430).

Местом жительства израильтян в Египте, по книге Исхода, были берега Нила недалеко от резиденции самого фараона, так что сюда прихо­дила купаться сама дочь египетского властителя. Исходя из ряда текстов, следует предположить, что израильтяне жили в ближайшем соседстве с египтянами, даже под одной с ними крышей. В самую ночь исхода они имеют возможность одалживать у египтян ценные вещи — значит, живут в непосредственном соседстве с ними. Но в ряде других текстов ясно обнаруживается, что израильтяне жили изолированно от египтян, в особом районе Гесем; то, что для них отводится особый район поселения, моти­вируется тем, что египтяне презирают скотоводов и не могут жить с ними вместе. Земля Гесем, по Библии, настолько изолирована от остального Египта, что казни, обрушивающиеся на население основной территории, не наносят никакого ущерба израильтянам; их не касается и превращение всей нильской воды в кровь — значит, они живут далеко от реки.

В египетских надписях название Гесем нигде не упоминается, и уста­новить, где следует искать эту область, было бы невозможно, если бы Биб­лия не дала и некоторых других ориентиров: в книге Бытия говорится в этой связи о «Земле Рамзеса», а в псалмах — о «поле Цоан». Город Цоан, или Танис, упоминается в египетских источниках как находящийся в восточной части дельты Нила; именем Рамзеса был назван в Египте город, построенный около 1300 г. до н. э.,— он находился также в этих местах. Итак, область Гесем следует считать находившейся именно в восточ­ной части дельты Нила. Ориентир — достаточно конкретный, можно искать в определенном месте.

Несколько замечаний по существу

Сообщая о вселении Иакова с его сыновьями в Египет, книга Бытия приводит данные о численности иммигрантов — их меньше ста человек. Через четыреста с лишним лет, к моменту исхода, израильтян насчиты­вается 600 тысяч взрослых мужчин, способных носить оружие. По приня­тым в статистике нормам, общая цифра народонаселения при таком коли­честве молодых и среднего возраста мужчин должна составить не менее трех миллионов. Вполне понятно, что без экстренных мер, которые мог бы предпринять бог Яхве для усиления плодовитости израильтян, несколько десятков человек могло бы расплодиться до трех миллионов лишь в тече­ние многих тысячелетий. А мы условились не принимать в расчет фактор чуда. Поэтому прямо скажем, что здесь рассказывается о невозможном.

Это тем более ясно, что фараон, как сообщается в Ветхом завете, стремясь ограничить неудержимый рост еврейского населения, приказал двум еврейским повитухам убивать новорожденных мальчиков. Одно из двух: либо рожениц было так немного, что с их обслуживанием могли справляться всего две акушерки, либо фараон был так наивен, что считал свою меру в отношении двух повивальных бабок вполне достаточ­ной для приостановления роста’ миллионного населения. Второе — мало­вероятно. Значит, сведения об огромной численности израильтян в Египте приходится отвергнуть.

Следует, однако, обратить внимание на то значение, которое имеют для историографии евреев именно эти цифры. Исходя из них, надо признать, что евреи стали народом именно в Египте — туда они вступили кучкой в несколько семей, а оттуда вышли народом миллионной числен­ности. Посмотрим же, в какой мере оправдывается эта, основанная на Библии версия.

Содержание