В «земле обетованной»

Что рассказывает Библия

После сорокалетнего странствования в пустыне израильтяне подошли, наконец, к «земле обетованной», форсировали (при помощи чуда) реку Иордан и ринулись под руководством Иисуса Навина, преемника Моисея, на завоевание страны. Первым укрепленным пунктом, которым предстояло овладеть, был город Иерихон, окруженный мощными крепостными стенами. От звуков труб, в которые усерд­но дули жрецы Яхве, стены пали и город достался победителям; он был полностью сожжен, а население истреблено. Затем наступила очередь дру­гих городов-государств Ханаана — Гая, Лахиса, Газера, Дсора и пр.; «всех царей тридцать один», — подводит итог Библия, имея в виду повелителей покоренных государств. Подчеркивается при этом, что Иисус Навин завоевал всю страну и уничтожил все ее население — «истребили их всех; не оставили из них ни одной души». Страна стала полностью еврейской.

Следующая тут же за книгой Иисуса Навина книга Судей приводит читателя в недоумение сообщением о том, что после смерти Иисуса изра­ильтяне стали решать вопрос: «Кто из нас прежде пойдет на ханаанеев, воевать с ними?» Опять начались кровавые войны с теми самыми ханаанеянами, которые были уже, казалось бы, полностью истреблены при Иисусе Навине. Налицо, таким образом? два противоречащих один другому ва­рианта истории покорения Ханаана израильтянами: по книге Иисуса На­вина, это покорение было единовременным и окончательным, сопровождав­шимся поголовным истреблением всего коренного населения; по книге Судей, завоевание было длительным и вовсе не сопровождалось «очище­нием территории» от ее коренных обитателей — израильтяне жили среди них и находились с ними в тесном взаимном общении.

Первые столетия проживания израильтян в Палестине ими управляли «судьи»; Библия рассказывает о деяниях судей. Гедеона, Иевфая, Самсона и др. Потом израильтяне захотели иметь царей. Они потребовали от послед­него судьи (он же и пророк) Самуила поставить над ними царя. С санкции Яхве Самуил «помазал на царство» Саула из рода Вениамина. Все царст­вование Саула прошло в войнах с филистимлянами, в одном из сражений против, них он и погиб. После него долгие годы царствовал Давид, про­славившийся многими военными подвигами, а также литературной деятель­ностью в качестве автора псалмов и ряда других библейских текстов. При Давиде столицей государства стал город. Иерусалим, завоеванный им у иевуссеев. Деяния сына и преемника Давида — царя Соломона особенно красочно описаны в Библии; он считается самым богатым, «славным» и мудрым из еврейских царей. Ему, в частности, приписывается постройка иерусалимского храма. После смерти Соломона государство распалось на­двое: северная часть во главе с Иеровоамом составила царство Израиль, южная — Иудею, царем которой стал сын Соломона Ровоам. Столицей Израиля был одно время Сихем, в дальнейшем царь Омри построил город Самарию и сделал его столицей своего государства. Столицей Иудеи оста­вался Иерусалим. В отличие от Иудеи, где до конца царствовала дина­стия Давида, в Израиле происходили довольно частые дворцовые перево­роты, в результате которых династии менялись. Взаимоотношения между двумя еврейскими царствами были почти все’ время напряженными, так что нередко между ними возникали войны.

Когда и где это могло происходить?

Датировка начала этого периода связана с установлением времени исхода израильтян из Египта. Так как Библия дает для этого события две разные даты — XV и XIII вв. до н. э., то возможны два разных решения вопроса и о времени завоевания Палестины. Что касается эпохи судей и царей, то она датируется несколько более определенно. В этом отношении помогают такие ориентиры, как войны с филистимлянами, сношения царей Давида и Соломона с такой известной исторической личностью, как фини­кийский царь Хирам I, а также библейские сообщения о египетском фарао­не Сусакиме, который выступил против Иудеи «на пятом году царствова­ния Ровоамова».

Когда в Ветхом завете говорится о сношениях праотца Авраама с филистимлянами, то это, конечно, продукт исторической путаницы, ибо во времена, к которым приурочивается существование Авраама, никаких филистимлян на территории Палестины еще не было. Появились они на восточном побережье Средиземного моря в конце XIII или начале XII в. до н. э. и начали вторгаться во внутренние области Палестины лишь во вто­рой половине XI в. до н. э. Очевидно, именно к этому времени следует относить войны, которые вел с ними Саул, а значит, и само его царство­вание. О Хираме известно, что он жил в середине X в. до н. э., и так как наиболее оживленные сношения с ним вел Соломон, то и его жизнь надо датировать этим временем. К этому же периоду относится и царство­вание фараона Шешенка I, именуемого в Ветхом завете Сусакимом. Сопо­ставление всех этих данных дает возможность сделать вывод, что иудейское государство возникло на территории Палестины в конце XI в. до н. э. и что распад его на два государства произошел около 925 г.

Места, где происходили описываемые в Ветхом завете события, ука­заны там, как правило, весьма определенно. Для археологического изу­чения этих мест представляет, правда, большие трудности проблема отож­дествления их с теми или иными современными местностями Палестины. Бывает, что между археологами возникают споры о том, следует ли счи­тать такие-то развалины остатками того или другого из палестинских го­родов, фигурирующих в Ветхом завете. Но эти трудности обычно преодо­леваются в ходе дальнейших исследований.

Несколько замечаний по существу

История завоевания Палестины израильтянами, как она освещена в Библии, носит на себе ярко выраженные мифологические черты. Про­тиворечивость разных ее двух вариантов, изложенных выше, обилие сказа­ний о чудесах, якобы связанных с этим завоеванием, участие в повествова­нии явно мифических личностей — все это заставляет с особой насторожен­ностью отделять в соответствующих сказаниях исторический элемент от мифологического. Но постепенно мы здесь все же становимся все более твердо на почву действительной истории. С конца эпохи судей и дальше ветхозаветные сказания все более приближаются к типу летописей и исто­рических хроник, правда, обильно разбавленных мифологией.

Нельзя сказать, чтобы все предшествующее содержание Библии было сплошь мифическим,— там тоже были элементы исторической истины. Нель­зя сказать также, что, начиная с данного момента, идет чистая историо­графия — здесь тоже будет немало фантастического. Но все же есть качест­венная разница между библейскими повествованиями о предшествующих временах и теми, о которых речь пойдет в дальнейшем. Теперь уже истори­ческие повествования Ветхого завета будут значительно чаще перекликать­ся с материалами истории других народов, здесь будет значительно больше археологических и иных подтверждений и параллелей.

Начало этого периода относится к эпохе разложения первобытно­общинного строя и формирования классового рабовладельческого общества. Государства еще не было. Взаимоотношения между племенами («колена­ми»), родами и семьями внутри родов регулировались «судьями», разби­равшими конфликты и споры, делившими спорные территории и т. д., а в военное время предводительствовавшими войском. Судьи выбирались народом и им же смещались. Такой общественный порядок именуется в нашей литературе строем военной демократии.

К началу I тысячелетия до н. э. в Палестине возникло еврейское госу­дарство, причем, конечно, причины его возникновения лежали несравненно глубже, чем это изображено в Библии: сформировались порядки рабовла­дельческого общества, должно было появиться и государство, как поли­тическое орудие господства рабовладельцев. Саул, Давид и Соломон, видимо, представляют собой исторические фигуры. Разделение на два царства, основные моменты истории этих царств — все это относится уже к области не мифологии, а истории, хотя не все этапы и события этой истории в одинаковой мере подтверждаются археологическими материа­лами и перекрестными показаниями исторических источников.

Содержание