Попытки обхода хронологической «трудности»
Если нельзя сказать о каком-нибудь событии, когда оно происходило, то возникает серьезное сомнение — происходило ли оно вообще когда-нибудь? В данном случае это не отрицание самой возможности того, что когда-нибудь какая-либо группа израильтян, проживавшая в Египте, покинула его. Это установление того факта, что библейское сказание об исходе исторически не подтверждается.
В такой обстановке буржуазные археологи-библеисты вынуждены искать какие-то возможности обхода хронологической проблемы. Финеган пишет, что ни одна дата исхода, вытекающая как из Библии, так и из археологических материалов, «не окончательна», так что определенного решения по этому вопросу принять невозможно, хотя все же ему представляется более правдоподобным вариант, по которому исход надо датировать серединой XIII столетия до н. э. Точнее сказать, этот вариант он считает менее неправдоподобным, но по существу американский археолог не может скрыть своего огорчения по поводу того, что ни один из вариантов не может быть обоснован.
Несколько по-иному пытается выйти из положения английская исследовательница-археолог Кетлин Кенион. Она говорит, что библейскую хронологию «не надо принимать буквально». В сущности это значит, что ее не надо принимать всерьез. Ну, что же, это не так уж далеко от тех выводов, которые с неизбежностью вытекают из конкретного анализа сути дела. Но тогда нужно проявлять достаточную последовательность, чтобы не уклоняться от вывода о легендарном характере сообщаемых Библией сведений. На это, конечно, не способна не только мисс Кенион, но, за отдельными исключениями, и вся многочисленная когорта буржуазных археологов-библеистов.
Впрочем, православный богослов А. П. Лопухин еще в прошлом веке одним ударом решил проблему: махнув рукой на все библейские хронологические указания, он заявил, что «фараоном исхода» был не кто иной, как Тутмос IV, который царствовал с 1465 по 1455 г. до н. э. и что, -следовательно, исход имел место около середины XV в. При этом Лопухин опирался не на что иное, как на доподлинный археологический материал: «Одна надпись, открытая на гранитной скале против острова Филы на Ниле, заключает в себе особенную черту, характеризующую этого фараона. После обычных высокопарных наименований и титулов ему, она сразу обрывается, заканчиваясь многознаменательной частицей, но… очевидно, указывающей на бедствия и невзгоды, отличавшие его царствование». Трудно что-либо оказать по поводу этого ошеломляющего аргумента! Конечно, уж если надпись обрывается на слове «но», то дальше могли следовать самые точные описания всего происходившего с евреями в Египте и при исходе из него — такие описания, которые полностью соответствуют библейским рассказам. А раз могли, значит, были. Историчность Библии подтверждена вполне убедительно.
Чтобы, однако, соблюсти полную справедливость в отношении к благочестивому «археологу» Лопухину, надо сказать, что он некоторые основания в пользу овощей гипотезы все же пытается привести. Во-первых, «из памятников видно, что царствование его (Тутмоса IV.— И. К.) было непродолжительное и бесславное, что вполне ‘согласуется с библейскими данными». Во-вторых, «мнение, что Тотмес IV (раньше его так именовали б исторической литературе.— И. К.) именно был фараоном, погибшим в Чермном море, подтверждается еще тем, что, несмотря на самые тщательные поиски, доселе еще не найдено и следа гробницы этого фараона в царской усыпальнице близ Фив, где лежат все фараоны XVIII династии». По поводу первого «основания» можно сказать, что в истории тридцати династий, последовательно царствовавших в Египте, насчитывается немало «непродолжительных и бесславных царствований», так что кандидатов на роль «фараона исхода» можно найти довольно много и помимо Тутмоса IV. Что же касается того аргумента, что мумия Тутмоса не найдена и, следовательно, есть основания думать, что труп этого фараона остался на дне Чермного моря, то археология здесь подвела своего набожного поклонника. Книга Лопухина была издана в 1889 г., а в 1898 г. французский исследователь Лоре, раскапывавший гробницу Аменхотепа II, нашел в одной из ее боковых камер девять мумий фараонов, среди которых оказались не только три Рамзеса (IV, V и VI), но и Меренптах — один из основных кандидатов в фараоны исхода — и, наконец, тот самый Тутмос IV, о судьбе которого строил свои догадки православный богослов. Не утонул, значит, Тутмос IV в волнах Чермного моря, а благополучно скончался в более спокойной обстановке.
Американский археолог-библеист Оуэн, сообщая об этой находке Лоре, счел нужным снабдить ее примечанием, призванным ослабить убедительность тех разрушительных выводов, которые вытекают из нее для библейской легенды. Ведь все фараоны, мумии которых найдены на суше, исключаются из списка кандидатов! А среди них есть такой, как Меренптах, который имеет наибольшие, по сравнению со всеми другими фараонами, шансы на признание фараоном исхода. Чтобы не скомпрометировать эту кандидатуру, как и ряд других, Оуэн пишет: «Библейское повествование гласит, что «фараоновы лошади, колесницы и всадники» потонули в Чермном море, но не указывает определенно, что утонул сам фараон». За такую соломинку хватается утопающий в волнах софистической апологетики библеист! Действительно, в Библии не сказано, что утонул сам фараон. Но если «на середине моря» вдруг оказалось под водой все египетское войоко, так что погибли, как подчеркивает Библия, все египтяне без исключения, то спасение фараона могло быть только результатом чуда. Но об этом чуде в библейском повествовании, как известно, ничего не говорится. Впрочем, вопрос о том, утонул ли фараон исхода, действительно, в данном случае не так уж важен.
Но уж никак -нельзя отрицать того значения, которое имеет вопрос о возможной датировке событий, описываемых в библейской легенде. Датировать исход израильтян из Египта хоть с какой-либо долей вероятности оказывается невозможным.
И еще одна трудность стоит перед теми археологами, которые стараются во что бы то ни стало доказать историчность легенды об исходе,— надо как-то примирить два различных хронологических варианта, содержащихся в Ветхом завете: XV в.— по III книге Царств и XIII в.— по книге Исхода.
Райт пытается решить это противоречие довольно любопытным образом. Основываясь на списке первосвященников, имеющемся в книгах Паралипоменон и Царств, он считает, что между исходом и временем Соломона должно было пройти 12 поколений. Известно, что древние израильтяне, как и древние греки, исчисляли продолжительность жизни поколения 40 годами, так что 12 поколений должны были в общей сложности прожить 480 лет. А если взять меньшую цифру для жизни одного поколения — 25 лет, — тогда продолжительность жизни 12 поколений составит всего 300 лет. Прибавив к дате начала царствования Соломона (ок. 960 г. до н. э.) не 480 лет, как сказано в III книге Царств, а 300, мы получим в качестве времени исхода не XV, а XIII в. Цель достигнута! Правда, Библия тут претерпевает некоторый ущерб, так как вместо указываемых ею 480 лет Райт берет цифру 300 лет, но ведь он поправляет Библию при помощи самой Библии, так что это, может- быть, не так уж грешно. Не замечает он при этом или делает вид, что не замечает, одного конфузного обстоятельства — если приходится одно библейское сообщение исправлять при помощи сложных и не очень убедительных сопоставлений с другими, то, значит, не везде это богодухновенное произведение безошибочно. Довольно шаткая богодухновенность…
Самые расчеты Райта совершенно произвольны. В самом деле, почему надо исчислять продолжительность жизни поколения 25 годами, а не 30 или 23? «Это была действительно средняя продолжительность жизни царей и знати на Древнем Востоке». Никакими фактическими данными такое заявление не подтверждается, оно просто ни на чем не основано. И непонятно, зачем связывать указанную в Библии цифру — 480 лет — с общей суммой жизни 12 поколений. Цифра дана абсолютная, безотносительно к поколениям и их продолжительности. Райт прибег здесь к искусственному жонглированию цифрами и датами, оно получилось у него в высшей степени неуклюжим и неубедительным.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации