Падение Иудеи

Этот период в древней истории евреев — один из самых драматичных — оказался богато иллюстрированным археологическими и другими историческими свидетельствами со стороны и прежде всего летописными данными нововавилонской империи. В 1956 г. английский археолог и ассириолог Д. Уайзмен издал при помощи Британского музея полный текст этих летописей под названием «Хроники халдейских ца­рей». Там опубликованы все сохранившиеся клинописные таблички, на которых запечатлены вавилонские хроники, охва­тывающие период с 626 по 556 г. до н. э.

Из большого количества опубликованных табличек впер­вые увидели свет 4 совершенно неизвестных до сих пор и известная, но полностью раньше не публиковавшаяся. Нововавилонская империя существовала с 625 по 539 г.; следо­вательно, последние 17 лет ее существования оказались не освещенными в издании Уайзмена. Но еще в 1924 г. Сидней Смит опубликовал летопись последнего вавилонского царя Набонида, доводящую освещение истории вавилонского царства до самого его конца — до 539 г. Следует, правда, указать на три разрыва, имеющиеся в сохранившихся вавилонских хро­никах: с 622 по 617 г., с 594 по 557, и с 556 по 555 г. до н. э. Но для нашей цели — проследить, как отражены библейские повествования в вавилонских документах,— эти пробелы не так уж существенны, ибо решающие события в истории Иудеи, о которых рассказывает Библия, как раз относятся к тем го­дам, которые фигурируют в вавилонских хрониках. Чтобы за­вершить характеристику этого материала, укажем на то, что изданные Уайзменом таблички записаны несколько позже тех событий, о которых они повествуют; видимо, уже в период пер­сидского владычества — с 539 г. и позже — они были скопиро­ваны с оригиналов.

В свете вавилонских хроник историкам удалось уточнить многие факты из истории взаимоотношений между Вавилоном и Иудеей, из истории падения Иудеи, а также ряд дат, связанных с этими фактами. В общем же историческая картина крушения Иудейского царства, описанная в IV книге Царств,

книге Паралипоменон и книге Иеремии, оказалась под­твержденной вавилонскими хрониками.

В феврале 626 г. до н. э. Набопаласар провозгласил себя царем Вавилона и реально захватил власть в этом южно-мессопотамском государстве, которое уже довольно продол­жительное время было данником могучей Ассирийской империи. Прежде всего он поставил своей целью не только освободиться от ассирийского владычества, но и, разгромив Ассирию, стать полновластным хозяином на Ближнем Восто­ке. У него нашелся сильный союзник в лице мидян, устре­мившихся на Ассирию с севера, с гор Ирана. В 612 г. до н. э. союзники осадили и взяли в плен великолепную столицу Ассирии Ниневию; последний ассирийский царь Синшаришкун покончил самоубийством в пламени собственного дворца, сам город был до основания разрушен. Ассирийскому влады­честву в Месопотамии и Сирии пришел конец. Оставался у Набопаласара еще один мощный противник, разгром кото­рого был необходимым условием достижения единовластия на Ближнем Востоке; это древняя Египетская держава, хотя и лишенная того блеска и той мощи, которыми она обладала во второй половине II тысячелетия до н. э., но все же доста­точно сильная, чтобы внушать опасения. Поэтому вавилонский царь немедленно после сокрушения Ассирии стал готовиться к решительной борьбе с Египтом.

Египетский фараон Нехао счел нужным предупредить события и вступил со своим войском на территорию Месопо­тамии. Библия говорит об этом: «…пошел фараон Нехао, царь египетский, против царя ассирийского, на реку Евфрат». Здесь вмешался в дело иудейский царь Иосия: «И вышел царь Иосия, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его». В другой библейской книге — Паралипоменон о смерти Иосии рассказано несколько подробнее: «…пошел Нехао, царь еги­петский, на войну к Кархемису на Евфрате; и Иосия вышел навстречу ему. И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война… Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним… и выступил на сра­жение, на равнину Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Иосию; и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен». Царя увезли в Иерусалим, где он и умер. Историческая картина, восстановленная по вавилонским хроникам, почти полностью подтверждает это библейское повествование.

Как/ сообщается в вавилонской хронике, Нехао был союз­ником Ассирии и вступил в Месопотамию для борьбы с Ва­вилоном. Понятно, почему Иосия счел нужным преградить дорогу войскам Нехао. Еще недавно Ассирия была самым грозным врагом Иудеи, и когда Вавилон сокрушил ее, это было восприняв в Иудее как своего рода освобождение; иудейско­му царю, видимо, не улыбалась перспектива восстановления военной мощи Ассирии. Не исключено, что его выступление против Нехао входило в согласованный с вавилонянами стра­тегический план — связать египетские силы, пока вавилонские войска вместе со своими мидийскими союзниками закончат окончательно разгром ассириян. Во всяком случае, под Мегид­до иудейская держава потерпела решительное поражение, и сообщения об этом, содержащиеся как в Библии, так и в ва­вилонских хрониках, взаимно подтверждаются.

На некоторое время Иудея стала вассалом Египта. Нехао поставил над ней угодного ему сына Иосии Иоакима и стал выжимать через него из иудейского народа тяжелую дань. Сначала Иоаким безропотно платил, а потом стал вдруг пла­тить не ему, а наоборот, Вавилону. «Во дни его выступил Наву­ходоносор, царь вавилонский, и сделался Иоаким подвласт­ным ему…» Правда, тут же сообщается, что эта подвластность длилась только три года, ибо Иоаким «потом отложился от него» (Навуходоносора). В свете вавилонских хроник стала теперь понятна подоплека политического маневрирования иудейского царя.

Пока шла борьба между Египтом и Ассирией, можно было лавировать между воюющими сторонами и действовать в за­висимости от того, на чьей стороне окажется военное счастье. Сразу после поражения под Мегиддо более сильным выглядел Египет, тем более что у Вавилона, помимо борьбы против египтян, было еще много и других хлопот; в частности, хро­ники рассказывают о борьбе, которую приходилось выдержи­вать на границе с Урарту. И все же наступил момент, когда Иудее пришлось признать свою зависимость от Вавилона.

В книге Иеремии мы читаем про «войско фараона Нехао, царя египетского, которое было при реке Евфрате в Кархамисе и которое поразил Навуходоносор, царь вавилонский, в чет­вертый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского». Сраже­ние при Кархамисе является действительным историческим фактом, засвидетельствованным во многих источниках. Вавилонские хроники, само собой разумеется, с торжеством рассказывают об этой великой победе над главным врагом новой державы — могущественным Египтом. Сообщение об этом кончается заявлением о том, что «в это время Навухо­доносор завоевал всю территорию страны Хатти»—имеется в виду вся Сирия вместе с Палестиной. Иоакиму после этого не оставалось ничего другого, как стать вассалом и данником Навуходоносора.

Египет, однако, не был добит в качестве самостоятельного государства; в пределах своих границ он представлял еще реальную силу. Война продолжалась, и обе стороны несли в ней немалые потери. Иоаким явно решил сыграть на соз­давшемся равновесии и, как гласит приведенная выше цитата из Библии, «отложился» от Вавилона. Первое время Навухо­ доносору было еще не до того, чтобы заняться непосредствен­ным усмирением Иудеи. В Библии говорится, что в это время «господь посылал» на Иоакима «полчища халдеев, и полчища сириан, и полчища моавитян, и полчища аммонитян — посы­лал их на Иуду, чтобы погубить его…» Вавилонская хроника дает более конкретное объяснение того факта, что у Иудеи вдруг оказалось так много врагов. Не будучи в состоянии в это время сам организовать карательную экспедицию против иудеев, вавилонский царь использовал для этого их соседей и организовал против Иудеи коалицию мелких государств, граничивших с царством Иоакима. Этого оказалось недоста­точно. И когда у Навуходоносора по ряду причин оказались руки развязанными, он двинул свои силы прямо на Иеруса­лим. По данным вавилонских хроник, это было в декабре 598 г. до н. э.

Иудейским царем в это время был уже восемнадцатилет­ний сын Иоакима Иехония. Долго царствовать ему не при­шлось, так как, преодолев незначительное сопротивление осажденного Иерусалима и взяв его, Навуходоносор низложил Иехонию и угнал его в Вавилон. «И мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иеру­салима в Вавилон. И все войско, числом 7000, и художников и строителей 1000, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь вавилонский на поселение в Вавилон». В вавилонской хронике об этой победе рассказывается так: «В седьмой год (своего царствования. — И. К.) в месяц кислев царь Аккада, снарядив свои войска, отправился в страну Хатти и распо­ложился лагерем напротив города Иуды и во второй день месяца адар он взял город и захватил в плен царя. Он назначил здесь царя по своему собственному выбору (бук­вально— «по своему сердцу»), взыскал большую дань и отправил ее в Вавилоц». В Библии сообщается и об этом. «И воцарил, — говорится там, — царь вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. Двадцати одного года был Секедия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме…» Как можно те­перь точно установить по вавилонским хроникам, это произошло 16 марта 597 г.

Через одиннадцать лет Седекия счел возможным «отло­житься» от Вавилона, и Навуходоносору пришлось предпри­нять новую военную экспедицию в Иудею. Библия подробно рассказывает о новой осаде Иерусалима — о том, как «усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли», и как войско Седекии во главе с самим царем пыталось бежать из города. «И погналось войско халдейское за царем, и настигли его на равнинах иерихонских, и все войско его разбежалось от него. И взяли царя, и отвели его к царю вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд. И сыновей Седекии закололи перед глазами его; а самому Седекии ослепили глаза, и сковали его оковами, и отвели его в Вави­лон». После этого, как сообщает Библия, Иерусалим был полностью разрушен вместе с знаменитым Соломоновым храмом и с царским дворцом. Население же Иудеи в основной своей массе было угнано в Вавилон. Это и было началом знаменитого вавилонского плена, продолжавшегося, впрочем, сравнительно недолго — немногим меньше 50 лет.

Описание всех этих событий, содержащееся в библейских книгах — IV книге Царств, II книге Паралипоменон, книге Ие­ремии, — в общем соответствует вавилонским летописям. Не об­ходится при этом и без некоторых расхождений в деталях, особенно в области хронологии. Но хронологические рас­хождения не выходят за рамки нескольких лет, что следует считать довольно высокой степенью точности для документов такой древности. Правда, описание падения Иерусалима, которое дает IV книга Царств, несколько запутанно, так что, если мы не располагали бы никакими другими источниками, наше представление о событиях было бы весьма неточным. Дело выглядит так, будто Навуходоносор, осадив в первый раз Иерусалим, находился под стенами его все одиннадцать лет; разрушение же Иерусалима и его стен приписывается даже не самому Навуходоносору, а начальнику его телохра­нителей Навузардану, явившемуся будто бы специально для этого в Иерусалим через некоторое время после взятия горо­да. В вавилонских хрониках мы не находим подтверждения этим сообщениям.

Интересный археологический материал, относящийся к истории завоевания Иудеи Навуходоносором, содержится в так называемых «лахишских письмах», открытых англий­ской экспедицией И. Старки в 1935 г.

Около 80 найденных остраков (черепков с надписями) со­держат написанные угольными чернилами на древнееврей­ском языке донесения иудейского офицера, командира воинской части, расположенной вблизи Иерусалима, к вы­шестоящему командиру, находившемуся в Лахише. Донесе­ния относятся к 588 г. до н. э., когда Навуходоносор находился под стенами Лахиша. Имя посылавшего их — Гошаия, имя адресата — Иоах. Следует указать в этой связи, что и то и другое имена фигурируют в Ветхом завете. Что касается Гошаии, то речь идет, правда, не о нем самом, а о его сыновьях: в одном случае говорится о «Иезании, сыне Гошании», в другом — об «Азарии, сыне Осаии». (Это тот же Го­шаия). Иоах же упоминается непосредственно; указывается и имя его отца — Асаф. Правда, в обоих случаях он именуется «дееписателем», так что возникает сомнение, можно ли его отождествить с тем военачальником, которому Гошаия посы­лал донесения; в пользу этого отождествления говорит только то, что речь идет об одном и том же времени, о тех же событиях и той же среде, в которой эти события происходили.

Лахишские письма ярко выражают ту тревожную поли­тическую и военную атмосферу, которая господствовала в их время в Иудее перед окончательным разгромом этого госу­дарства. В них сообщается о действиях сторонников как проегипетской, так и провавилонской ориентации, борьба между которыми тогда в какой-то мере определяла полити­ческую обстановку в руководящих кругах Иудеи. В одном и том же донесении, с одной стороны, сообщается о том, что некто Кониа, сын Елнафана, собирается отправляться в Еги­пет; с другой стороны, есть упоминание о письме Товии, «пришедшем к Шалуму, сыну Иаддуи, через пророка» и при­зывающем к осторожности, «говорящем — берегитесь!». При­нято считать, что нарицательным именем пророка здесь назван не кто иной, как сам Иеремия. В другом письме Иере­мия почти назван по имени. Край черепка отломан, и имя сохранилось не полностью: читается — «…ия пророк». Можно думать, что здесь говорилось именно о Иеремии, но доказать это невозможно.

В одном из писем содержится сообщение о том, что «мы наблюдаем за сигналами из Лахиша… ибо не можем видеть Азеку». Это можно поставить в связь с некоторыми указа­ниями о применявшейся в те времена сигнализации, которые мы находим в Библии. «Дайте знать, — говорит Иеремия, — огнем в Бефкареме». В этой же библейской книге содержится объяснение того, почему Гошаия старается держать связь именно с Лахишем и Азекой: «Войско царя вавилонского воевало против Иерусалима и против всех городов иудейских, которые еще оставались, против Лахиса и Азеки; ибо из го­родов иудейских сии только оставались, как города укреп­ленные». Так непосредственно перекликаются в некоторых случаях библейские тексты с археологическим материалом.

Содержание