Остатки Ноева ковчега?
В Библии говорится, что по окончании потопа ковчег пристал к горе Арарат на Кавказе. Почему бы ему там не сохраниться до наших дней? На вершине горы холодно, там вечный снег и лед, деревянный ковчег сгнить там не должен был. Поэтому его там и ищут и — находят! Представление о возне вокруг поисков Ноева ковчега, идущей на Западе в течение уже ряда десятилетий, дает в своей книге упоминавшийся выше Вернер Келлер, причем относится он к этой возне вполне серьезно.
Вблизи Арарата, сообщает Келлер, лежит армянская деревня Байзит, и в этой деревне из поколения в поколение живет предание о некоем пастухе, который «однажды на Арарате видел большое деревянное судно». Это столь определенное свидетельство получало неоднократные подтверждения. Некая «турецкая экспедиция 1833 года» в донесении «упоминала именно некий деревянный корабль, который летом возвышался над южным глетчером». Дальше идут совершенно голословные ссылки на свидетельства различных людей, якобы видевших остатки ковчега. В 1892 году некто доктор Нури, «эрцдьякон Иерусалима и Вавилона», предпринял экспедицию для установления истоков Евфрата. И вот на обратном пути он видел в вечных льдах обломок корабля: «Внутри он был полон снегом; наружная стена — темно-красного цвета». Подробности — весьма выразительные, не хватает только того, чтобы они были документально подтверждены, — хотя бы ссылкой на то, где именно эрцдьякон испытал свои волнующие впечатления, а также фотоснимком или по меньшей мере зарисовкой. Но этого-то как раз и нет, поэтому «свидетельства доктора Нури» можно свободно отнести к разряду мифов. Правда, одними ими Келлер не удовлетворяется и продолжает нагромождать новые, столь же мифологические свидетельства.
Во время первой мировой войны русский офицер-авиатор по фамилии Росковицкий с борта своего самолета видел на южном склоне Арарата обломки ковчега. Царь Николай немедленно отправил туда целую экспедицию, которая не только видела, но и сфотографировала остатки ковчега. Ну, что же, остается только опубликовать отчет этой экспедиции и уж обязательно вместе с ним и фотографические снимки… Но увы: «все материалы, видимо, исчезли во время Октябрьской революции». А откуда известно, что они были? Здесь уж приходится верить на слово г-ну Келлеру…
Рассчитывая на это доверие, он продолжает нагромождать небылицы. Во время-де второй мировой войны остатки ковчега на Арарате опять наблюдались. На этот раз их видели целых четыре американских летчика и даже один советский. Фамилии очевидцев не указываются, что даже странно, ибо, конечно, Келлеру ничего не стоило придумать полдесятка убедительно звучащих фамилий. В заключение сообщается, что «американский историк и миссионер Аарон Смит из Гринсборо, эксперт по проблеме потопа», сочинил полную литературную историю Ноева ковчега: она обобщает 80 тысяч печатных работ на 72 языках, в 70 тысячах из них говорится о вышеупомянутом обломке ковчега.
Экспедиции с целью розыска Ноева ковчега действительно предпринимались кое-кем, притом в совсем недавнем прошлом.
Келлер сообщает, что в 1951 г. доктор Смит, очевидно, тот самый «эксперт по потопу», провел с сорока сотрудниками на ледяной вершине Арарата 12 дней. Особенно богатыми-результатами своих поисков эксперту по потопу похвастать не пришлось. Но оптимизм его от этого не пострадал: «Если мы даже, — заявил он потом, — никакого следа Ноя не нашли, то все равно мое доверие к библейскому рассказу о потопе только укрепилось; мы еще вернемся». На следующий год по следам Смита двинулся на поиски француз Жан де Рике; результат был тот же, что и у Смита. «Несмотря на это, — бодро и с полным основанием оценивает перспективы этой активности Вернер Келлер, — и в дальнейшем будут снаряжаться все новые экспедиции на гору Арарат». Конечно, будут, ибо как церковники, так и располагающие вполне достаточными средствами их набожные покровители заинтересованы в том, чтобы шумиха вокруг ковчега, потопа и вообще всей библейской тематики не прекращалась. Но найти Ноев ковчег или какие-нибудь его остатки никому безусловно не удастся. Не исключено, что еще неоднократно появятся в печати сенсационные фальшивки на этот счет, может быть, будут даже и специально изготовленные фотографии, но ученым не составит большого труда разоблачить любую очередную фальсификацию в этом вопросе.
Приходится искать новые пути реабилитации библейской легенды о потопе. С сокрушением приведя материалы о плачевной неудаче всех поисков Ноева ковчега, немецкий католический автор Швеглер находит утешение в том, что «верящий в Библию католик не нуждается для поддержания своей веры ни в каких реликвиях, он предохранен от легковерия, от журнальных сенсаций…» и т. д. Но это уже хорошая мина при плохой игре. Как известно, католическая церковь больше, чем какая бы то ни было иная, придавала всегда значение реликвиям. Да и сам Швеглер тут же продолжает выискивать малейшие возможности подтверждения библейского мифа о потопе реликвиями ковчега. Он пишет, например, что два турецких журналиста недавно искали следы ковчега на горе Джудди в Северо-Западной Месопотамии. И напрасно-де искали, потому что там деревянные остатки не могли сохраниться по естественным условиям. А на Арарате могли сохраниться, но туда ковчег попасть не мог, так как «географически ограниченный» библейский потоп не был в состоянии доставить его туда.
Позвольте, однако, не оговорились ли вы, достопочтенный католически мыслящий господин автор? Не всемирный, а географически ограниченный потоп?
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации