Элефантинские папирусы
Из археологических открытий, относящихся к жизни евреев в диаспоре («рассеянии») и проливающих свет на некоторые библейские тексты и сообщения, представляют особый интерес найденные в начале XX в. документы иудейской колонии на нильском острове Элефантина.
На крайнем юге Египта, в районе современного Асуана, называвшегося в древности Сиеной, сохранились развалины древнеегипетского города Элефантина. Еще в конце прошлого века на рынках египетских городов появились в продаже обрывки папирусов с древними надписями и осколки посуды, расписанные древним орнаментом с текстами. Все надписи были на арамейском языке, родственном древнееврейскому. Археологи разных стран заинтересовались этими материалами и стали их скупать у местных жителей, которые находили их в грудах мусора на месте древних построек. В 1906—1908 гг. управление берлинских музеев предприняло несколько экспедиций для систематических раскопок в этих местах. Работы были успешны; особенно важной и плодотворной оказалась находка остатков трехкомнатного жилища, в котором было найдено много черепков с надписями на арамейском и финикийском языках; и недалеко от этих жилищ были найдены сложенными вместе несколько десятков папирусных документов. В 1911 г. весь найденный материал был опубликован в полном переводе на немецкий язык с фототипическим воспроизведением всех документов и подробным комментарием. Расшифровка и оценка содержания найденных документов не составили особых трудностей для специалистов.
Район Элефантины находился на границе Египта с Нубией, а дальше шли безбрежные территории, населенные другими коренными жителями Африки. В V в. до н. э. Египет находился под персидским владычеством, и персидское правительство, так же как ранее египетское, было заинтересовано в охране южных границ страны. Еще тогда, когда Египет был самостоятельным, фараоны нередко поселяли в пограничных укрепленных пунктах гарнизоны, состоявшие из наемных солдат, живших здесь в качестве постоянных поселенцев со своими семьями и составлявших общины, пользовавшиеся известным самоуправлением. Персидские власти пошли по тому же пути. На острове Элефантина жила еврейская колония, носившая официальное название «иудейского войска».
В точности неизвестно, когда была основана эта колония. В самих документах, найденных на Элефантине, самая ранняя дата, с которой может быть связано существование колонии, — 525 г. до н. э.; в это время она уже существовала. В Библии сообщается, что после разгрома Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до н. э. отдельные группы евреев бежали в Египет. Не исключено, что некоторые из этих беглецов завербовались там в качестве военных наемников. Во всяком случае, важно, что найденные в Элефантине письменные памятники принадлежат евреям V в. до н. э. и некоторыми сторонами своего содержания воссоздают их быт и идеологию. В применении к теме нашей книги мы остановимся лишь на одном вопросе, освещение которого дает возможность правильно понять некоторые стороны ветхозаветной религиозной идеологии.
Элефантинские иудеи, как это видно из их документов, остались и на чужбине верными поклонниками бога Яхве; точней сказать, речь должна идти о боге Яху, ибо именно так он именуется почти во всех папирусах. Анализ личных имен членов колонии, фигурирующих в документах, показывает, что не менее четверти всех имен произведено от имени Яху. Идеологическим и религиозным центром общины был храм Яху. Хотя с точки зрения иудейской ортодоксии храм Яхве мог существовать только в Иерусалиме, но, как известно, с началом диаспоры евреям пришлось поступиться этим непременным требованием Второзакония и начать строить синагоги во всех местах, куда их забрасывала историческая судьба. Был такой храм и в элефантинской колонии. К Яхве обращались с молитвами, ему приносили жертвы, его именем клялись. Но… здесь-то оказался источник конфуза для современных ревнителей иудейского благочестия.
В элефантинских документах фигурирует в качестве бога не только Яхве, но и ряд других существ — их почитают, им молятся и приносят жертвы, их именами клянутся. Вот, например, справка о состоянии храмовой казны: «Денег, оказавшихся в этот день, в месяце фаменоте, в руках Иедонии, сына Гемарии — 31 кереш 8 сиклей серебра. Из них для Яху — 12 кереш 6 сиклей, для Ашембетель — 7 кереш, для Анатбетель — 14 кереш серебра». Храм располагал, таким образом, средствами для отправления культа не только Яхве, но и по меньшей мере еще двух богов, или, точней, богинь. В частноправовых документах Элефантины мы встречаем такие формулы: «Я, Малкия, клянусь тебе перед богом Херембетелем…» Это уже четвертый бог…
Среди богов элефантинской колонии Яхве занимал, конечно, первенствующее положение, он — «бог неба», «бог воинств», а остальные составляют это самое воинство; богиня же Анат должна, видимо, рассматриваться как супруга верховного бога, так как в некоторых документах она именуется Анат-Яху. Элефантинские иудеи обращаются к другим богам даже чаще, чем к Яхве, — те считаются проще и доступнее, обращение к верховному богу практикуется лишь при особо серьезных обстоятельствах. Во всяком случае, ясно, что жившие в Элефантине евреи еще в конце V в. до н. э. вовсе не придерживались единобожия. А этот вопрос имеет немалое принципиальное значение.
Как иудейские, так и христианские богословы считают иудаизм искони монотеистической религией, а для еврейских клерикалов и националистов «возвышенный универсальный этический монотеизм» их религии является предметом систематического бахвальства. На деле этот монотеизм представляет собой настоящий миф.
Почти во всех библейских книгах мы находим ярко выраженные следы многобожия в разных его формах и на разных этапах развития, начиная с имени бога — элохим, без всякого сомнения выражающего множественное число, и кончая новозаветным учением о Троице, которое столь же несомненно не оставляет места для признания единства божества. В элефантинских документах содержится убедительное подтверждение многобожеского характера древнееврейской религии.
Эти документы, помимо того, дают некоторые интересные материалы, перекликающиеся с сообщениями ветхозаветных книг Ездры и Неемии. Упоминаются, например, имена, известные по этим книгам. Говорится, в частности, о «Синмубаллите, наместнике Самарии»; этот персонаж неоднократно фигурирует в книге Неемии (в русском переводе под именем Санаваллат). Элефантинские документы дополняют библейские данные о нем тем, что он был, оказывается, персидским наместником Самарии. Говорится в них также о некоем Ханании, выступающем в качестве посредника между элефантинскими евреями и персидским правительством. Под этим именем фигурирует в книге Неемии его брат, выполняющий аналогичную роль в отношении Иерусалима. Не исключено, что это тот же человек. Еще большее значение имеют свидетельства элефантинских документов об административном режиме, существовавшем в Палестине периода персидского владычества. Они в общем совпадают с теми данными, которые имеются по этому вопросу в книгах Ездры и Неемии.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации