Египет в долгу у библеистики
Когда начались систематические работы археологов в Египте, то первым, что больше всего интересовало влиятельные в буржуазных государствах круги богословов и церковников, было открытие материалов, которые подтвердили бы и иллюстрировали библейские повествования о египетском плене израильтян и о полном чудес исходе из Египта. Начались самые активные поиски в этом направлении.
Американский ученый первой половины прошлого века Эдуард Робинсон известен как один из основоположников библейской археологии. Получив в 1837 г. в Нью-Йорке кафедру библейской литературы, он должен был начать свою деятельность с исследовательского путешествия по Палестине. Но начал он свое путешествие с Египта; одно это уже свидетельствует о том решающем значении, которое придавалось археологами-библеистами египетской эпопее израильтян. Описывая деятельность Робинсона, современный американский автор Фредерик Оуэн превозносит ту тщательность и добросовестность, которую проявил Робинсон в своих поисках. А его принципиальные установки Оуэн характеризует следующим образом: «Его научные мотивы» и твердая вера в то, что церковная традиция представляет собой ценность только тогда, когда она совпадает со свидетельством священного Писания, предохраняли его от ошибок и плохо обоснованных выводов». Каковы же были результаты столь тщательной археологической разведки, руководимой такими благонамеренными и благочестивыми побуждениями?
В отношении археологических данных о пребывании евреев в Египте — никаких.
С того времени прошло без малого полтора столетия. На территории Египта почти непрестанно велись археологические^ исследования, равных которым по размаху и интенсивности не знает ни одна страна. За это время древняя история Египта исследована так, как это не достигнуто в отношении какой бы то ни было другой страны в мире. Вернер Келлер пишет: «Ни одно государство Древнего Востока не раскрыло нам так свою историю, как Египет. Вплоть до 3000 г. до н. э. мы можем почти без перерывов перечислить имена фараонов и чередование династий Древнего, Среднего и Нового царств. Ни у какого другого народа так точно не выяснены события и факты, связанные с его властителями, походами, постройками дворцов и храмов, литературой и поэзией». Казалось бы, уже о таких драматических событиях, как те, которые связаны с пребыванием израильтян в Египте, исторические памятники должны были поведать громко и внятно. «Но, — меланхолически констатирует Келлер, — на этот раз Египет остается в долгу перед исследователями. Мало того что они ничего не нашли об Иосифе, они не открыли ни документов, ни памятников его времени». Упорно не платит Египет исследователям свои долги не только в отношении документов и памятников всего того времени, в течение которого, как свидетельствует Библия, евреи пребывали в египетском плену, но и в отношении Моисея и его времени. Просто какой-то заговор со стороны зданий и погребений, надписей и произведений изобразительного искусства, даже со стороны столь обильной в древнем Египте папирусной литературы! Не показываются…
Правда, Келлер находит благовидное объяснение для этого странного явления — такое, которое может не поставить под сомнение историчность библейского рассказа. Между 1730 и 1580 г. до н. э. данные египетской истории вообще чрезвычайно скудны. И по Келлеру, как раз в этот промежуток и можно втиснуть всю историю египетского плена израильтян: от этого, мол, времени вообще осталось мало памятников, поэтому нет ничего и о евреях.
Следует отметить, что сам Келлер в данном случае наносит удар своему же требованию признать полную достоверность библейских повествований. Ибо он пытается уложить указанные Библией 430 лет египетского плена евреев в прокрустово ложе 150 лет молчания источников. Притом, надо полагать, с его же точки зрения, не с самого начала «эры молчания» развернулись описанные в Библии события и неточно к самому концу ее они завершились, так что следует иметь в виду не все 150 лет, а какой-то отрезок времени внутри этого периода — лет 100 или, допустим, 120. Достаточно ли этого периода для того, чтобы род в 70 человек размножился до численности целого большого народа?!
Могло ли случиться так, что если бы египетский плен евреев был действительным историческим фактом, от него не осталось бы существенных и заметных следов в вещественных памятниках древнего Египта, в его богатейшей эпиграфике — в бесчисленных надписях на стенах гробниц, на стелах и обелисках, в росписи храмов, в многочисленных папирусах, которые читаются теперь учеными-специалистами без особого труда? По поводу патриархов еще можно с грехом пополам ссылаться на возможность того, что они не попали в письменные памятники Месопотамии и Сирии, так как не были людьми заметными в государственной и общественной жизни того времени. Но чтобы осталось незамеченным пребывание целого народа на территории не очень уж большой страны, чтобы прошли мимо внимания египетских летописцев, публицистов, государственных деятелей, по приказаниям которых делались соответствующие записи, такие события, которые, по Библии, должны были буквально потрясти весь Египет,— это, конечно, неправдоподобно. Объяснить это можно было бы чудом.
Заметим, прежде всего, что не осталось от пребывания евреев в Египте никаких материальных памятников.
Археологические исследования в соответствующих местах могли открыть развалины домов, алтарей-жертвенников Яхве, орудия производства, предметы домашнего обихода, наконец, специфические для евреев погребения. Сделаем все мыслимые поправки на то, что, придя в Египет, израильтяне очень быстро усвоили нравы и быт этой страны, так что и жилища их, и предметы домашнего обихода того времени теперь трудно отличить от соответствующих археологических памятников, оставленных самими египтянами; допустим, что это даже так. Но никакие поправки здесь нельзя сделать в отношении памятников религиозного культа, а в особенности, погребений. Большой народ, живший в стране на протяжении 400 с лишним лет, не мог не оставить большого количества могил. Египетские погребальные обычаи настолько специфичны, что для археолога не составляет никакого труда отличить от египетских погребения любого другого народа — тем более, если бы они были не одиночными, а массовыми, в кладбищах, принадлежавших целым поселениям. Но никаких кладбищ неегипетского, то есть, может быть, еврейского происхождения, в области Гесем не найдено! Не умирали, что ли, эти люди?
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации