Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
В настоящее время лишь бесшабашный Вернер Келлер отстаивает строгую историчность библейских легенд о завоевании Ханаана и, верный себе, проделывает курьезные фокусы с археологическими открытиями, библейскими текстами и логикой.
Вот, например, как Келлер доказывает историчность сообщения о том, что моавитяне и едомитяне отказались пропустить израильтян через свою территорию. Археолог Нельсон Глюк установил, что в это время упомянутые народы уже занимались земледелием; конечно, земледельцы не могли пропустить колоссальную колонну через свои владения — она потоптала бы их посевы. Доказано, таким образом, что они действительно не пропустили израильтян, а заодно и то, что последние должны были там проходить.
В Библии говорится о железной кровати царя васанского Ога, которая хранится-де в Рабате «до сего времени». Оказывается, по Келлеру, эта кровать найдена. В 1918 г. археолог Густав Далльман нашел близ Амана дольмен — это и есть кровать Ога. Напомним читателю, что дольменами именуются древние погребальные сооружения, состоящие из огромных каменных плит. Почему же именно дольмен должен считаться кроватью Ога? Во-первых, местность та же: Раббат назывался еще и Аммоном, а Аммон и Аман — почти одно и то же. Во-вторых, кровать Ога была очень большой, дольмен — тоже большой. И наконец, в-третьих, в Европе дольмены именуются кроватями великанов. Сразу доказано, что и Ог существовал, и кровать его; она ведь найдена — чего еще нужно?! Заодно Келлер уделяет некоторое внимание и вопросу о великанах, которые, по Библии, жили в этих краях. Кто были эти великаны, Келлер не берется установить, но он высказывает предположение, что просто высокий рост аборигенов долины Иордана отразился в памяти людей в виде легенд о великанах. А что аборигены этих мест были весьма высокорослыми — ниоткуда не видно, так что Келлеру приходится одной выдумкой подпирать другую. Райт подошел к вопросу о великанах несколько тоньше: настоящих великанов, говорит он, в физическом смысле того слова нет, может быть, и не было, но были великие личности… Уловка довольно нехитрая!
Келлер нашел убедительное археологическое подтверждение даже той библейской легенде, в которой ‘рассказывается, как Иисус Навин подверг обрезанию всех евреев, родившихся после исхода из Египта. В пятнадцати километрах северо-западнее Вефиля, сообщает он многозначительной многословно, имеется деревня, которая называется Иошуа, то есть Иисус. Кругом деревни в скалах обнаружено много могил, а в 1870 г. на этом кладбище было найдено большое количество древних каменных орудий; это и есть, как полагает Келлер, те ножи, которыми Иисус Навин произвел указанную деликатную операцию. Остается только причислить любой из этих камней к реликвиям, которыми в таком изобилии и так выгодно торговала всегда католическая церковь.
Если оставить в стороне упражнения Келлера и вернуться к рассмотрению вопроса по существу, то надо сделать вывод, что археологические исследования не подтвердили библейскую историю завоевания израильтянами Ханаана. Этот итог полностью гармонирует с таким же выводом в отношении исхода израильтян из Египта. Если не было этого выселения колоссальной массы народа из одной страны, то не могло быть его вселения в другую страну. Вся эпопея оказывается продуктом мифотворческой деятельности народной фантазии. Откуда же на самом деле пришли израильтяне в Палестину?
По всей вероятности консолидация древнееврейских племен и образование этнической общности, получившей название Израиль, совершились на территории самой Палестины. На протяжении столетий многочисленные семитские роды и племена кочевали со своими стадами на пространствах к востоку от Иордана, а также к северу и к югу от границ Ханаана. Одни проникали на территорию соседних стран и государств, иногда доходили даже до Египта и, прожив там один или несколько пастбищных сезонов, возвращались обратно. Другие переходили границы Ханаана и частично смешивались с коренным населением, частично уходили обратно, а иногда и образовывали свои поселения на территории этой страны. Мы не касаемся здесь вопроса о том, почему из Египта уходили, а и Ханаане оставались; ограничимся констатацией того факта, что в Египте не осталось компактных еврейских поселений, если не считать колоний значительно более позднего времени (V в. до н. э.), а в Ханаане они не только оставались, но с течением времени все более разрастались, объединялись между собой и в конце концов образовали сравнительно сильный союз племен, овладевший всей страной. Здесь, конечно, не обошлось и без серьезных военных столкновений, связанных с кровавым истреблением сопротивлявшихся групп коренного населения. Но это совсем не то, что рассказывается в Ветхом завете об одноактном завоевании Палестины в результате великого переселения трех миллионов беженцев из Египта под командованием Моисея и Иисуса Навина. Заметим кстати, что считать этих двух персонажей действительно существовавшими историческими личностями у нас нет никаких оснований.
Даже археологи-апологеты вынуждены признать, что, если исходить из рассказанной в Библии истории о том, как «весь Израиль» переселился сначала в Египет, потом вышел оттуда и, вторгшись в полном составе в Ханаан, завоевал его, то нельзя будет объяснить многие, твердо установленные археологией факты. Райт пытается свести эти факты воедино с библейскими указаниями. Ключом здесь для него служит решение вопроса о ханаанском городе Сихеме.
При перечислении городов, захваченных Иисусом Навином, город Сихем не фигурирует: значит, он не подвергался военному нападению со стороны израильтян. Но он выступает на сцену в другой связи. После взятия Гая Иисус устроил торжественное благодарственное жертвоприношение Яхве на горах Гевал и Гаризим, а в районе этих гор как раз и находился город Сихем, который, по данным археологии, в это время уже существовал. Возникает вопрос: как же могли израильтяне не завоевывать Сихем? Единственное объяснение, которое предлагает Райт, заключается в том, что у этого города к данному времени уже существовали дружественные и даже союзные отношения с израильтянами, так что завоевывать его не к чему было. А как же это могло быть, если они только что нагрянули в страну после четырехсотлетнего пребывания в Египте и сорокалетнего странствования в пустыне? Выход Райт усматривает в том, что не все израильтяне были в египетском плену, а некоторые племена жили все время в Палестине и находились не только в общении, но и в союзе с ханаанскими городами-государствами. И конечно, это можно отнести не только к Сихему, но и к другим городам. Всякое другое объяснение, говорит Райт, не дает возможности правдоподобно объяснить предания книги Иисуса Навина.
В последнее время среди археологов получает все большее распространение взгляд, по которому вообще не было никакого завоевания Палестины евреями, а было лишь постепенное и более или менее мирное их проникновение из степей и пустынь Аравийского полуострова и из Месопотамии. Такую точку зрения высказывает, например, М. Нот, который считает, что проникновение полукочевых групп израильтян в Ханаан и поселение их среди оседлого населения центральной и южной Палестины проходили в основном в мирной обстановке, так что военные столкновения разыгрывались лишь на финальных стадиях этого процесса. А первые двенадцать глав книги Иисуса Навина, повествующие о завоевании, Нот считает этиологическими (объяснительными) легендами, историческая ценность ‘которых незначительна.
Особо радикальную точку зрения сформулировал и в этом вопросе, как и в вопросе об исходе израильтян из Египта, американский археолог и историк Джордж Менденхолл. Упоминавшаяся уже выше его работа, опубликованная в сентябре 1962 г., содержит попытку нового решения вопроса.
Менденхолл характеризует проблему завоевания Ханаана израильтянами как наиболее трудную во всей библейской истории. Он пытается ее решить, отвлекаясь не только от библейской традиции, требующей рассматривать трактуемые события как результат «действий бога» (кавычки поставлены Менденхоллом), но и, как он говорит, от привычной «идеальной модели», ставшей уже у историков шаблоном по образцу мусульманских завоевательных походов или нашествия готов на Рим. На основании своих предыдущих работ и исследований других ученых Менденхолл приходит к выводу, что в Палестине не было «физического и географического» вторжения, было лишь мощное политическое и социальное движение широких кругов населения, направленное к «отказу от обязательств в отношении существовавшего политического режима «и, следовательно, к отказу от покровительства со стороны последнего». Другими словами, «не было статистически значительного вторжения в Палестину в эпоху зарождения системы двенадцати племен израилевых. Не было радикальных перемещений населения, не было геноцида (истребления народов)… В общем, не было реального завоевания Палестины вообще; что происходило на самом деле, может быть определено с точки зрения светского историка, интересующегося только социально-политическими процессами, как например крестьянский мятеж против сети ханаанских городов-государств». Мы не будем разбирать здесь теорию Менденхолла по существу — для этого пришлось бы отвлечься далеко в сторону от основной темы нашего изложения. Необходимо лишь отметить, что его точка зрения фактически полностью порывает с той версией древней истории Израиля, которую сообщает Ветхий завет. Стоит подчеркнуть здесь, что эту точку зрения высказал и отстаивает не атеист и не марксист, а профессор Мичиганского университета, не питающий никаких разрушительных намерений в отношении Библии и религии вообще. А статья его напечатана в журнале «Библикл аркеолоджист», издаваемом под непосредственным руководством умеренного до консервативности и преисполненного благих в отношении Библии намерений Уильяма Олбрайта. Ничего не поделаешь, — факты слишком выразительны, чтобы можно было ими пренебрегать.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации