Крушение и рассеяние

Что рассказывает Библия

Оба еврейских царства, образовавшихся в результате распада государства Соломона, вели себя по отношению к богу Яхве нелояльно: они изменяли ему, служа другим богам. И если цари Иудеи в общем еще держались более или менее прилично, а некоторые из них, например Иосия, даже боролись всеми силами против «языческих» культов, то цари Израиля, как правило, «делали неугодное в очах Яхве». Непрестанно оскорбляемый бог избрал орудием своей мести внешних врагов Иудеи и Израиля — египтян и в особенности ассириян и вавилонян.

При израильском царе Менаиме явился во главе своих войск ассирийский царь Фул, от которого Менаиму удалось откупиться тысячью талантов серебра. При его преемнике Факии «пришел Феглаффеллассар, царь Ассирийский» и уже не удовлетворился данью, а захватил порядочный кусок израильского царства, переселив его население в Ассирию.

Иудейские же цари, наоборот, находились в это время в дружественных отношениях с Ассирией; во всяком случае, иудейский царь Ахаз обратился к тому же Феглаффеллассару за помощью против сирийского царя Рецина, и тот помог ему. А на Израиль Ассирия продолжала наседать. Царь Осия стал данником асси­рийского царя Салманасара, но когда он проявил неаккуратность во вне­сении дани, «пошел царь Ассирийский на всю землю и приступил к Сама­рии, и держал ее в осаде три года». Когда Самария пала, Салманасар завладел всей территорией Израиля и, переселив ее население в Ассирию, поселил на его месте людей, пригнанных из Месопотамии. Так прекратило свое существование государство Израиль.

Вскоре ассирийский царь — уже не Салманасар, а Сеннахирим — ре­шил покорить и Иудею. Он взял все ее укрепленные города и подступил к Иерусалиму. Царь Езекия изъявил покорность и внес дань: 300 талантов серебра и 30 талантов золота. Но все равно Сеннахирим осадил Иеруса­лим. Произошло, однако, чудо — «пошел ангел Господень и поразил в ста­не ассирийском сто восемьдесят пять тысяч». Пришлось Сеннахириму со срамом вернуться домой, где он был вскоре убит собственными сыновья­ми. Иудейское царство получило отсрочку больше чем на сто лет.

Новые грозные события начались в царствование Иосии. Когда египет­ский царь Нехао вступил в Месопотамию для войны против ассириян, Иосия выступил против него, потерпел поражение в сражении под Мегиддо, где и был убит. Судьбами Иудеи стал распоряжаться египетский фараон, ко­торый поставил в цари угодного ему Иоахима. Скоро против Иудеи вы­ступил вавилонский царь Навуходоносор. Иерусалим капитулировал, боль­шая часть его населения вместе с царем Иехонией была уведена в плен. Иудейский престол был отдан Седекии, который сначала был покорен Навуходоносору, потом «отложился». Вавилонские войска через некоторое время опять осадили Иерусалим и на этот раз уже не пощадили ни горо­да, ни царя. Столица была разрушена до основания. «И сыновей Седекии закололи перед глазами его: а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон». Большинство населения всей страны было тоже угнано в Вавилон. Это и был знаменитый «вавилонский плен». Через некоторое время персидский царь Кир разгромил вавилонскую им­перию и отпустил евреев из плена, так что часть их вернулась в Палестину.

Когда и где это могло происходить?

Воспользуемся для установления библейской хронологии перечислен­ных событий подсчетами, которые сделали по Библии некоторые богосло­вы. Приведем соответствующие даты в двух вариантах — в том, который фигурирует на полях английского издания Библии, и в том, который пред­лагается православным богословом Ф. Р. в старом церковном журнале. Больших расхождений между этими двумя вариантами нет. Нападение Фула на Израиль датируется в первом варианте 770 г. до н. э., во вто­ром— 771; нападение Феглаффеллассара — соответственно 730 и 740; паде­ние Самарии — 723 и 721; осада Иерусалима Сеннахиримом и гибель его войска — 715 и 710; битва под Мегиддо и гибель Иосии — 611 и 610; уничтожение Иерусалима, расправа с Седекией и увод населения Иудеи в вавилонский плен — 589 и 588; окончание вавилонского плена — 536. Ф. Р. не доводит свою хронологию до этого пункта.

Несколько замечаний по существу

Все перипетии судьбы евреев, описанные в Библии, объясняются ею не как результат сложившихся исторических обстоятельств, а как эпизоды из истории взаимоотношений бога Яхве и избранного им народа. Каждое внешнеполитическое военное поражение рассматривается как наказание, ниспосланное за «блуд» с чужими богами. То обстоятельство, что еврей­ские государства окончательно распались, а народ оказался в рассеянии, легко и просто объясняется тем, что бог всерьез рассердился на свой из­бранный народ и обрек его на всяческие неприятности до тех пор, пока не пришлет ему на выручку Мессию.

Само собой разумеется, что при научном анализе исторических собы­тий такие мифологические объяснения не принимаются во внимание. Дей­ствительные причины крушения двух еврейских царств объясняются без особых трудностей вполне естественными причинами. Маломощные и от­сталые, находившиеся в географическом отношении на «бойком месте», они были объектом борьбы между такими могучими в военном отношении и передовыми по своему технико-экономическому и культурному развитию странами, как Ассирия и Вавилон, с одной стороны, и Египет — с другой. Иудея и Израиль могли еще временно держаться, используя нередко воз­никавшую ситуацию равновесия сил своих могущественных соседей; но как только это равновесие нарушалось, они оказывались во власти того или другого из них.

Что же касается фактической стороны дела, то события, относящиеся к данному периоду истории евреев, освещены в Библии довольно правиль­но. Общеисторические и археологические данные в основном подтверждают схему того библейского освещения их, которое дано в IV книге Царств, II книге Паралипоменон и ряде книг пророков.

Содержание