Патриархи

Что рассказывает Библия

Через десять поколений после Ноя родился праотец Авраам, у него был сын Исаак, у того — сын Иаков, или Израиль, а у Иакова — те двенадцать сыновей, которые положили начало двенадцати племенам (коленам), составившим весь избранный богом Яхве израильский народ. Был у Авраама племянник Лот, поселившийся со своей семьей в городе Содоме. Этот город вместе с городом Гоморрой навлек на себя гнев Яхве — оба они были разрушены «дождем серы и огня с неба». Сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в рабство в Египет. Там он сделал головокружительную карьеру, став в конце концов главным министром фараона. Когда в тех местах, где жил Иаков со своими сыновьями, наступил голод, они переселились в Египет, где были радушно встречены своим братом, которого считали погибшим. Им отвели в Египте хорошие пастбища для скота, и некоторое время израильтяне жили там в полном довольстве.

Когда и где это могло происходить?

Богословы и верующие археологи за некоторыми исключениями более или менее единодушны в том, что Авраам жил в самом начале II тысяче­летия до н. э. Одно из оснований для такой датировки заключается в том, что, по книге Бытия, он был современником «царя Сеннаарского» Амрафела. В литературе, относящейся к данному вопросу, нет расхождений на­счет того, что библейский Амрафел — это не кто иной, как знаменитый вавилонский царь Хаммурапи. Раньше считалось, что Хаммурапи жил в са­мом начале II тысячелетия до н. э. Открытиями последних лет установлено, что датировка жизни и царствования Хаммурапи должна быть немного приближена к нашему времени, датами его царствования теперь считаются 1792—1750 гг. до н. э. По Ушеру, Авраам родился в 1996 г., Содом и Го­морра уничтожены в 1886 г., Иаков с сыновьями переселился в Египет 1706 г. По мнению православного богослова Ф. Р., эти даты соответствен­но таковы: 2071, 1972 и 1781. Английский археолог и библеист X. Раули, рассматривая, как он говорит, «библейские традиции в свете археологии», датирует эмиграцию Авраама из Харрана 1650 г. до н. э. и вступление израильтян в Египет — 1360-м.

Места, где развернулась жизнь и деятельность патриархов, указаны в Ветхом завете с большой определенностью, что, конечно, должно было бы сильно облегчить археологические поиски. Они решили переселиться в землю Ханаанскую и направились туда, но по дороге остановились в Харране. После смерти Фарры Яхве повелел Аврааму продолжать путешествие в землю Ханаанскую. В Сихеме он сообщил ему, что всю эту землю отдаст его потомству. Дальше Авраам проследовал к востоку от Вефиля и к западу от Гая и «продолжал идти к югу»; так как здесь сви­репствовал голод, то он двигался все дальше на юг, пока не достиг Египта. Оттуда он через некоторое время вернулся в Ханаан на место, «где преж­де был шатер его между Вефилем и между Гаем». Там он разделился с Лотом, который ушел на восток и «раскинул шатры до Содома»; Авраам же «поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне». Но и после этого он продолжал странствовать — «поднялся к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре», в «стране филистимской». Жена Авраама Сарра умерла в Кириаф-Арба, «что ныне Хеврон», он похо­ронил ее в пещере Махпела, которую купил у «сынов хеттовых». Исаак странствовал, как и его отец, по Месопотамии и Ханаану, жил и у фили­стимлян в Гераре и остановился, наконец, в городе Беершива.

Иаков в молодости жил в Месопотамии, где в течение четырнадцати лет отрабатывал стоимость своих жен Лии и Рахили; потом он вместе с ни­ми, рабами и скотом вернулся в Ханаан. На этом его маршруте Библия отмечает такие пункты, как гора Галаад, местности Маханаим, Пенуэл, Мицпа, Сокхов, «земля Сеир» в области Эдом, река Иавок. Поселился было Иаков в Сихеме, но скоро Яхве велел ему перебраться в Вефиль, «он же Луз», оттуда он переселился в Ефрафу, которая тут же в Библии именует­ся и Вифлеемом. Здесь Иаков жил со своей семьей до самого переселения в Египет.

Несколько замечаний по существу

Патриархами обычно именуются все «положительные» мужские персо­нажи Ветхого завета, начиная с Адама и кончая Иаковом с его двена­дцатью сыновьями. Об одном из них, Ное, мы говорили применительно к данным археологии в предыдущей главе. Что касается остальных, то есть смысл обсуждать вопросы о них в свете археологических данных лишь на­чиная с Авраама. Самые благочестивые из археологов-библеистов не берут на себя смелость говорить о возможности подтверждения археологиче­скими материалами историчности какого-нибудь Мафусала, Тубалкаина, трех сыновей Ноя и подобных им ветхозаветных персонажей. Претензия на историчность, которая может быть подтверждена археологическими от­крытиями, предъявляется лишь в отношении Авраама и следующих за ним патриархов. Поэтому мы тоже будем обсуждать этот вопрос, имея в виду патриархов начиная с Авраама.

Многое из приведенных точных указаний Библии, особенно в хроно­логической их части, представляется при первом же подходе к анализу вопроса невозможным.

Книга Бытия сообщает, например, о сношениях, в которые Авраам вступил с филистимлянами и их царем Авимелехом. Известно, что фили­стимляне начали вселяться в Ханаан лишь к началу XII в. до н. э. Значит, одно из двух: либо Авраам жил не в XVIII, а в XII в. до н. э., либо при­ходится признать, что библейский текст содержит в себе грубую истори­ческую ошибку. Точно так же обстоит дело с тем, что Библия, перечисляя состав Авраамова имущества, говорит и о верблюдах, между тем как верблюд был одомашнен в этих краях едва ли раньше начала I тысяче­летия до н. э. Таким образом, если признавать историчность этого библей­ского указания, то придется перенести даты жизни Авраама чуть ли не на целое тысячелетие вперед по сравнению с тем временем, к которому они обычно приурочиваются. А в этом случае полетит датировка всей по­следующей библейской истории; не останется, в частности, времени для пребывания евреев в Египте, странствования в пустыне и т. д. Основываясь на Библии, свести здесь концы с концами оказывается невозможным.

Содержание