Что же все-таки найдено?

Имеется в распоряжении археологов фреска, которая рассматривается некоторыми апологетами Библии как прямая иллюстрация подневольного труда еврейских рабов в Египте.

На стенах гробницы крупного египетского чиновника Рехмира в г. Фивы тот же Перси Ньюберри, который открыл бени-хасанский фриз, обнаружил чрезвычайно интересный рисунок, изображающий труд подневольных людей — они из­готовляют кирпичи и кладут их в стены строящегося здания; надсмотрщик, вооруженный палкой, видимо, руководит рабо­тами. Это изображение дало много материала для размыш­лений и споров. В самом деле, нет ли здесь прямой иллю­страции рабского труда евреев в Египте, как раз заключав­шегося, по Библии, в изготовлении кирпичей и в строительстве зданий?

Гробница Рехмира, на стенах которой изображена данная сцена, относится примерно к 1460 г.; это само по себе могло бы подойти к хронологическим рамкам пребывания евреев в Египте. Надсмотрщик изображен черным, а рабочие — бе­лыми. На этом основании некоторые авторы пытались утвер­ждать, что в качестве надсмотрщика здесь фигурирует егип­тянин, а в качестве рабов — более белокожие семиты. С этим нельзя согласиться, ибо среди работающих также имеется черная фигура — значит, определение этнической принадлеж­ности по цвету в данном случае не имеет под собой почвы. Помимо того, известно, что египтяне обычно изображали семитов с бородками определенной формы, которых на данном рисунке нет. И наконец, Фивы, где найден рисунок, находятся далеко от дельты Нила и, стало быть, от земли Гесем. Города Пифом и Раамсес, над строительством которых трудились, по Библии, еврейские рабы, также находились далеко от Фив. Короче говоря, к библейской легенде о пребывании евреев в египетском плену изображение на стенах гробницы Рехмира явно не относится.

Развалины в восточной части Дельты^ которые могут быть с некоторой долей вероятности отождествлены с указываемыми в Библии городами Пифом и Раамсес, археологами найдены. Известно, что фараон Рамзес II действительно занимался строительством в больших масштабах. Указанные города по­строены, видимо, при нем и под его руководством. Но нет ни. малейших доказательств того, что работали над сооружением зданий в этих городах именно евреи. На развалинах этих зда­ний имеется большое количество всевозможных надписей, но нигде не встречается ни звука о еврейских рабах, которые бы здесь трудились.

В ряде египетских источников описываются придворные и храмовые церемонии и шествия, которые часто происходили в Египте, причем перечисляются категории людей, принимав­ших участие в этих церемониях. Упоминаются и рабы, но ни в одном случае не говорится о том, что это были израильтяне.

Несколько раз в папирусах, датируемых периодом XV до XII в. до н. э., упоминаются люди под названием апиру. На стенах гробниц найдены два изображения, где люди, занятые работой по выжиманию сока из винограда, именуются этим названием. Сохранился со времени фараона Аменхотепа (около 1491—1465) список военнопленных, среди которых фигурируют 127 князьков из Ретену (египетское назван Сирии — Палестины) и 3600 апиру. Два папируса времен царствования Рамзеса II представляют собой инструкции о порядке распределения продовольствия (собственно, зерна среди апиру, занятых транспортировкой камня для возведения пилонов (ворот) строившегося храма. Слово «апиру» фонетически близко к древнееврейскому обозначению евреев «ибрим». Видимо, оно тождественно «хапиру» или «хабиру» слову, которое встречается еще чаще в документах того времени — не только египетских, но и месопотамских и сирийских. По вопросу о том, следует ли отождествлять апиру и хабиру с евреями, существует уже целая литература. Мы подробно займемся этим вопросом в следующей главе, а пока ограничимся тем, что и положительное и отрицательное его решения неблагоприятны для библейской легенды о пребывании евреев в египетском плену. Если апиру — евреи и п Аменхотепе II их брали в плен, то, значит, в то время они были в рабстве и даже воевали с египтянами. А если считать их неевреями, то тем более, к библейской легенде упоминания о них не имеют отношения.

Найден папирус, в котором говорится о семи годах неурожая и голода в древнем Египте; на это свидетельство Верн Келлер кивает весьма многозначительно. Но и он не может скрыть того, что папирус этот относится к временам фараона Джосера, который, как известно, жил около 2700 г. до н.э. Если даже датировать приход евреев в Египет самым ранним из возможных сроков, то один семилетний голод будет отставать от другого на целое тысячелетие. Что же можно доказать ссылкой на свидетельство времен Джосера? Только то, что в Египте, как в любой другой стране, могла иметь место голодовка такой длительности. Но в этом никто и не сомневается. И еще, пожалуй, можно сделать вывод, что в исторической памяти египтян оставалось воспоминание о страшных годах семилетнего голода, которое могло и через ряд столетий дать отзвук в легендах, каким-нибудь образом попавших в еврейский фольклор. Но это ровным счетом ничего не дает для подтверждения версии о семилетнем голоде во времена Иосифа.

Содержание