Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
Для начала рассмотрим вариант, по которому хабиру считаются евреями.
Сразу после опубликования той части амарнской переписки, в которой упоминаются хабиру, ученые обратили внимание на то, что эти письма могут пролить какой-то свет на указанную проблему. Представилось весьма вероятным, что орды хабиру, бесчинствующие в Палестине и теснящие со всех сторон тамошних вассалов египетской державы, суть те самые израильтяне, которые под предводительством Моисея вышли из Египта и после сорокалетнего странствования в пустыне устремились на завоевание «земли обетованной», то есть той самой Палестины, из которой в амарнской переписке раздаются тревожные сигналы. На первый взгляд такая теория хорошо увязывалась с библейской хронологией — по крайней мере, с тем ее вариантом, по которому исход имел место в XV в. Ушли, мол, евреи из Египта, проблуждали свои сорок лет в пустыне, потом пришли в землю обетованную и стали досаждать там египетским наместникам. С этой точки зрения, войны, которые, по Библии, вел в Палестине Иисус Навин и его преемники, это как раз те нападения хабиру, о которых идет речь в донесениях Абди-Хибы и других наместников.
И все-таки «гармонии» амарнской переписки с Библией не получается при таком варианте. Обращает на себя внимание то странное обстоятельство, что в жалобах палестинских наместников не содержится ни одного намека на то, что нападающие на них враги пришли из Египта же. Если бы соответствовали действительности описанные® Библии драматические обстоятельства исхода евреев из Египта вплоть до гибели всего войска египетского во главе с фараоном на дне Чермного моря, это, несомненно, (послужило бы поводом к упоминанию о том, что разбойничают, мол, те самые хабиру, которые вероломно покинули Египет и причинили столько неприятностей фараону, те самые беглые рабы и т. д. Между тем о них говорится в совершенно ином плане — как о людях, имеющих отношение к Египту и его владениям только в настоящее время. С другой стороны, и библейские сообщения не согласуются с этим вариантом.
Во всех повествованиях книг Иисуса Навина и Судей о завоевании израильтянами Ханаана ни разу не говорится о том, что войны ведутся против египетских наместников или вассалов; все время речь идет о царях ханаанских, моавитских, эдомитских, аммонитских, о суверенных монархах. Имеются в виду явно не те события, о которых повествуется в амарн- ских донесениях, и даже не та эпоха: в период Амарны Палестина находилась под властью Египта, а библейские сообщения относятся ко времени существования в ней независимых городов-государств, с которыми и воюют Иисус Навин и его преемники.
Из всего этого вытекает, что при первом хронологическом варианте исхода евреев из Египта (конец XV в.) отождествление хабиру с евреями не подтверждает библейские сообщения. Предположение, что «хабиру недавно к этому времени вышли из египетского плена и продолжают борьбу с египетским царством уже на территории Палестины, не оправдывается ни логическими, ни историческими соображениями.
Попробуем исходить из «второго хронологического варианта: евреи вышли -из Египта в конце XIII в. до н. э. Этот вариант опровергается амарнской перепиской еще более категорически, ибо оказывается, что еще за два века до этого евреи под именем хабиру (напомним, что пока мы руководствуемся предположением, отождествляющим евреев и хабиру) находились уже в Палестине и наводили страх на египетских наместников. Но в это время они еще должны были, в соответствии с Библией, безропотно класть кирпичи на стройках фараоновых дворцов! Может быть, за эти двести лет они сумели каким-то образом превратиться из грозных завоевателей в рабов и, прострадавши некоторое время под игом египтян, в конце XIII в. опять освободиться от этого ига?
Библейской историографии и такое решение никак не соответствовало бы, ибо, по книге Исхода, евреи пробыли в Египте целых 430 лет. Если даже предположить, что события развернулись так необычайно и неожиданно, что грозные хабиру после своих побед в Палестине почему-то попали в рабство к египтянам, в 200 лет уложить библейские 430 плюс еще время, нужное на дополнительные, предположенные нами события, — никак невозможно.
Не удивительно, что ревнители исторической точности библейских сообщений заинтересованы в том, чтобы не признавать за хабиру никакой связи с древними евреями: при таком решении вопроса можно изобразить дело так, что амарнская переписка не имеет отношения к египетскому плену и исходу. Но и при этом решении амарнская переписка опровергает библейскую легенду.
По первому хронологическому* варианту исхода евреев из Египта (XV :в.), в период Амарны, то есть к самому концу XV в., земля обетованная была уже во владении израильтян, которые, как рассказано в Библии, быстро завоевали всю страну. Откуда же вдруг появляются египетские наместники и чиновники, сидящие в различных пунктах Палестины «и посылающие регулярные донесения своему владыке — фараону?! Они испытывают, правда, серьезные неудобства, их положение довольно шатко, но причина этого — хабиру, которых мы отказались признать евреями. Нетрудно видеть, что первый хронологический вариант при таком предположении оказывается несостоятельным.
А что получится, если принять второй вариант — исход в XIII в.? Тогда израильтяне, вступив в Палестину, должны были там столкнуться с хабиру, успевшими за два столетия вытеснить египетских наместников и вассалов и ставших хозяевами на территории земли обетованной. Вместо этого, однако, мы читаем в Библии сообщения о войнах с многочисленными народами, объединяемыми общим именем ханаанеев, но ни разу .не находим упоминания о хабиру. Опять библейские сообщения оказываются не в ладу с историческими данными.
Таким образом, амарнский архив дает отрицательный ответ на вопрос об историчности. библейских повествований, связанных с пребыванием евреев в Египте и исходом из него. Тем не менее, по некоторым вопросам, связанным с библейской историографией, открытие этого архива и расшифровка его документов представили все же интересный и важный материал.
Имеет большое значение то обстоятельство, что в амарнских документах упоминаются названия ряда палестинских и финикийских городов, фигурирующие и в Библии. Помимо указанного выше Иерусалима, в письмах речь идет о городах Газоре (в русском переводе Библии — Гацор), Гефе, Аска’ло- не, Аиалоне, Вефиле, Лахисе, Мегиддо и других. Мы находим, таким образом, внебиблейскую опору для объективно-исторического рассмотрения библейских сообщений, относящихся к этим городам. Перекликается с Библией и то название Палестины, которое обнаружено в амарнской переписке — Кинахи, соответствующее библейскому Ханаану.
Другое соображение имеет более общее значение. Мы имеем в виду тот факт, что, как обнаружилось из эль-амарнского открытия, вавилонский язык и ассиро-вавилонская культура имели в XV—XIV вв. до н. э. широкое распространение в странах Ближнего Востока. Это проливает свет и на вопрос о том, почему многие библейские повествования носят на себе явный отпечаток своего ассиро-вавилонского происхождения. Если даже такая культурная в то время страна, как Египет, пользовалась для своих международных отношений вавилонским языком и находилась, следовательно, под некоторым влиянием ассиро-вавилонской культуры, то тем более такое влияние должны были испытывать несравненно более отсталые израильтяне; ничего нет удивительного, если они позаимствовали у ассиро-вавилонян многие мифы и сказания, многие элементы их религии и духовной культуры вообще.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации