О фальшивках и дешевых сенсациях
Установление истинной даты, к которой относится изготовление того или иного предмета, нередко дает возможность сделать вывод о том, что он — неподлинный, поддельный и что его либо по ошибке принимают за древний, либо люди, почему-либо заинтересованные в этом, изготовили фальшивку и выдают ее за древний памятник. В истории археологической науки, музейного дела, коллекционирования известно много таких случаев.
Побудительные мотивы, по которым изготовляются археологические фальшивки, могут быть различного свойства. Чаще всего это просто стремление к наживе. Фабрикация фальшивых древностей может давать не меньшие барыши, чем деятельность фальшивомонетчиков. И в погоне за такими барышами ловкие дельцы в разные времена изготовляли «первобытные» орудия и посуду, античные статуи, «древние рукописи». Известны случаи, когда такие фальшивки выделывались просто из озорства, для забавы. Но часто побудительным мотивом являлись более «возвышенные» стремления. В библейской археологии изготовление фальшивок имеет своей целью, помимо всего этого, еще и стремление поддержать религию, «доказать» истинность Библии и т. д.
Огромное количество таких фальшивых «археологических» памятников, сфабрикованных в разные времена, хранится и показывается за деньги паломникам в разных христианских церквях и монастырях, в мусульманских «святых местах», — вплоть до голов Иоанна Крестителя и волос из бороды пророка Мохаммеда. Но помимо этой чисто культовой фабрикации и использования фальшивок известны многие случаи «научной» фальсификации археологических памятников. Приведем один такой пример, относящийся непосредственно к библейской археологии.
В 1872 г., вскоре после того как была открыта стела моавитского царя Меши, относящаяся к IX в. до н. э.— это открытие вызвало сенсацию во всем мире,— на рынке в Иерусалиме вдруг появились в большом количестве глиняные изделия, выдававшиеся продавцами-арабами за древние предметы, найденные в том же районе, где была обнаружена и стела Меши. По своей форме эти изделия — небольшие фигурки людей и животных, светильники, посуда — были в достаточной мере архаичны, так что могли сойти за весьма древние; к тому же часть из них была исчерчена надписями, похожими на письмена Меши. Их охотно раскупали частные любители древностей и даже научные учреждения. Появился специальный научный термин для обозначения этого типа предметов — «моавитские древности». По совету ряда крупных востоковедов коллекция таких вещей была даже куплена прусским правительством за 20 тысяч талеров для берлинских музеев. Вскоре, однако, французский ученый Клермон-Ганно неопровержимо доказал, что все эти моавитские древности изготовляются ловкими фальсификаторами, в числе которых был хорошо известный ему араб Селим и некий Шапира, который в дальнейшем «прославился» еще более грандиозной фальсификацией.
В 1883 г. он предложил Британскому музею купить у него древнюю рукопись, исполненную на коже. Цену Шапира запросил немалую — миллион фунтов стерлингов. Но основания к такому запросу у него были, ибо и по своей древности, и по содержанию рукопись выглядела как нечто исключительно ценное. Письмена, начертанные на ней, по своему типу соответствовали началу I тысячелетия до н. э., а по своей древности рукопись, как утверждал Шапира, восходит к временам Моисея. Что же касается ее содержания, то оно прямо подтверждало библейскую историческую традицию: в рукописи рассказывалось о странствовании евреев в пустыне после исхода из Египта, причем повествование не во всем сходилось с тем, что рассказывается в библейской книге Второзакония.
«Открытие» Шапиры вызвало громадный интерес во всем мире. Многие ученые без колебаний признали подлинность рукописи. Хранитель отдела рукописей Британского музея Ч. Д. Гинзбург занялся детальным исследованием редчайшего исторического памятника, а известный немецкий палестиновед X. Гуте опубликовал рукопись со своим переводом. Французское министерство просвещения командировало того же Клермона-Ганно в Лондон для изучения рукописи. Ему пришлось там довольно трудно, ибо ни сам Шапира, ни даже администрация Британского музея не выражали особого желания допустить его к исследованию памятника. Лишь на несколько минут он был допущен к нему. Но и этого времени оказалось достаточно, чтобы сделать дерзкий, но полностью оправдавшийся впоследствии вывод: «редчайший и древнейший памятник» — бессовестная фальшивка.
Оказалось, что Шапира сшил вместе несколько отрезанных краев старых синагогальных свитков Торы и написал самым древним, известным к его времени шрифтом часть текстов Второзакония, в нескольких местах видоизмененного. После того как Клермон-Ганно опубликовал в «Таймсе» свое заключение, Шапира покончил жизнь самоубийством.
Трудно представить себе, чтобы вывод, для которого Клермону-Ганно понадобилось всего несколько минут, не мог быть сделан и другими учеными, имевшими доступ к манускрипту Шапиры, но, видимо, возможность археологического подтверждения повествований Второзакония и перспектива посрамления безбожных скептиков настолько соблазняла тех немногих, кто имел этот доступ, что их ученое сознание затуманивалось и оказывалось не в состоянии увидеть совершенно очевидные факты…
Уже в конце прошлого века наука располагала достаточно точными методами, при помощи которых можно было более или менее безошибочно отличить «благочестивую» или любую другую подделку от подлинной вещи, представляющей научный ‘интерес. В наше время это различение еще легче, ибо методы археологической работы стали значительно точней и совершенней.
Помимо прямой фальсификации, есть еще возможность вносить сумятицу в историческую науку, основываясь на подтасованной археологии. Можно делать ложные выводы из анализа подлинных археологических памятников, раздувать значение этих выводов до масштабов сенсации, распространять в широкой прессе ошеломляющие слухи о небывалых «открытиях».
Некий чилийский архитектор по имени Хулио Рипамонти, занимающий должность профессора Центрального университета Венесуэлы, решил, что он должен восполнить один важнейший пробел в исторических познаниях человечества. Как известно, в Библии сказано, что Моисей «погребен на долине в земле Моавитской против Веффегора, и никто не знает место погребения его даже до сего дня». До сего дня, заявил Рипамонти, никто не знал, а теперь будут знать, — он откроет место погребения Моисея. Совершив заморское путешествие, Рипамонти явился к королю Иордании Хусейну. Просвещенный король оказал предприимчивому любителю археологии всяческое содействие. Он дал ему несколько десятков рабочих и группу консультантов из иорданских археологов. Экспедиция отправилась в путь, и 1 сентября 1962 г. начались раскопки.
Иорданские археологи во главе с квалифицированным ученым Рафиком Даяни привели Рипамонти на то место, где незадолго до этого Даяни открыл остатки древнего строения. Это было небольшое святилище на холме, весьма типичное для тех «святилищ на высотах», о которых много говорится в Ветхом завете. Иорданский археолог определил найденный им памятник как храм, воздвигнутый ханаанеянами в честь их бога Баал-Пеора около 1300—1250 гг. до н. э. Что же касается Рипамонти, то он счел храм Баал-Пеора гробницей Моисея, так что оставалось только найти останки погребенного здесь пророка. Но они-то и не были обнаружены. И вообще никаких следов Моисея или его соотечественников здесь найдено не было.
Несмотря на это, вернувшись в столицу Иордании Амман, Рипамонти собрал многолюдную пресс-конференцию; журналисты бросились на эту сенсацию с большой охотой. Они услышали категорическое заявление археолога: «Слова Ветхого завета: «никто не знает места его погребения до сего дня», больше не должны употребляться». Иначе говоря, теперь благодарное чилийскому археологу человечество это место знает…
Нам известен только один журналистский отчет об этой истории, опубликованный в печати: статья в немецкой газете «Вельт ам Абенд» под заглавием «Гробница Моисея еще не найдена». Газета не взяла на себя смелость присоединиться к явно очковтирательским разглагольствованиям Рипамонти, но самим заголовком своего пространного сообщения постаралась внушить читателю, что неудача чилийского археолога— дело временное и можно надеяться, что гробница Моисея все-таки скоро будет найдена. Любопытно, что основной библейско-археологический журнал «Библикл Аркеолоджист» счел нужным перепечатать без всяких комментариев статью из «’Вельт ам Абенд». А казалось бы, кому, как не этому журналу, следовало бы дать отпор любителям дешевых археологических сенсаций?! Впрочем, и сам этот журнал иногда не прочь на своих же страницах пропагандировать абсолютно несуразные, но весьма благонамеренные в отношении Библии сенсационные материалы. Некоторые примеры этого рода мы увидим в дальнейшем.
Мы говорили до сих пор преимущественно об археологии в целом. Пожалуй, наступил момент, когда нам надо заняться вопросом специально о библейской археологии.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации