Падение Израильского царства
Еще в 1846 г. Лэйярдом был открыт во дворце Салманасара в Нимруде (современный Калху) «черный обелиск» ассирийского царя Салманасара III.
Четырехугольный обелиск вышиной в два метра высечен из черного мрамора; все его стороны покрыты барельефами — по пять рядов на каждой стороне; между рядами, а также в верхней и в нижней частях всего обелиска расположены надписи. На барельефах изображаются сцены уплаты покоренными народами дани царю Салманасару, а также сама эта дань — слитки золота и других драгоценных металлов, сосуды и корзины с различными, видимо, ценными вещами, верблюды, нагруженные ценностями, другие животные и т. д. На одной из сторон обелиска занимает видное место барельеф, изображающий израильского царя Ииуя (Иегу). Возможно, что изображен не сам царь, а его представитель; он распростерся ниц в самой униженной позе перед царем Салманасаром и целует землю у ног ассирийского царя. Надпись под барельефом гласит: «Дань от Ииуя, сына Омри; я получил от него серебро, золото, золотую чашу, золотую вазу» и т. д. Совсем недавно, в 1961 г., в том же Нимруде была найдена статуя Салманасара III с большой надписью, посвященной его военным победам. В тексте этой надписи есть и такие слова: «В восемнадцатый год моего царствования… я получил дань от народов Тира и Сидона и от Ииуя, сына Омри». Таким образом, ассирийские источники дважды свидетельствуют о том, что израильский царь Ииуй был данником ассирийской державы.
Здесь Библия не подтверждает сообщения ассирийских археологических памятников. Ииуй фигурирует в Ветхом завете как один из наиболее энергичных, предприимчивых и жестоких царей Израиля. Он не был сыном Омри (в русском переводе Библии — Амврий), как его именуют ассирийские источники. Дело в том, что этот Амврий был одним из наиболее известных царей Израиля, поэтому окружающие народы считали всех других израильских царей представителями или сынами «дома Омри»; в таком качестве у них фигурирует и Ииуй. На самом деле вначале последний был лишь командующим армией царя Иорама. Он восстал против своего царя, убил его и занял его престол; Библия описывает страшные жестокости, совершенные Ииуем и в дальнейшем. О том, что ему пришлось откупаться данью от Салманасара, она ничего не говорит. По ассирийским источникам, Израиль принял участие в войне против Салманасара, которую вела целая коалиция мелких государств. В сражении при Каркаре союзники потерпели поражение, и Израилю пришлось искупать свою вину данью и унизительной процедурой. Это было в середине IX в. до н. э.
Описанная в Ветхом завете история падения Израильского, а потом и Иудейского царств, находит в археологических памятниках Ассирии и Вавилонии вполне убедительные подтверждения.
Начало того обострения отношений Ассирии и Израиля, которое в дальнейшем, нарастая, привело к падению царства Израиль, связано с именем его царя Менахема (в русском переводе — Менаим). До него Израиль в течение ряда десятилетий платил дань Ассирии, а в 738 г. до н. э. Менахем перестал платить эту дань. Через несколько лет ассирийский царь Фул и подступил, как рассказывает Библия, к стенам Самарии, заставив Менахема откупиться тысячью талантов серебра. Историки считают, что библейский Фул есть не кто ной, как Тиглатпаласар III, царствовавший в Ассирии с 744 по 727 г. до н. э. Если это так, то история столкновения Менахема с Тиглатпаласаром подтверждается ассирийскими источниками.
Раскапывая Нимруд, Лэйярд нашел в одном из дворцов ассирийских царей большую серию каменных плит с вырезанными на них четкими клинообразными надписями, содержавшими изложенное от первого лица жизнеописание Тиглатпаласара. Среди прочей, обычной для этого литературного жанра в древности, похвальбы там фигурируют и такие записи: «Я получил дань от… Рецйна из Дамаска, Менахема из Самарии, Хирама из Тира». Дальше идет длинное перечисление предметов и материалов, входивших в эту дань. А еще дальше сообщается, по-видимому,zо другой военной экспедиции в Израиль: «Что касается Менахема, то я поразил его как снежный ураган, и он бежал как одинокая птица и пал мне в ноги. Я вернул его на место и взял с него дань». Не исключено, что здесь в более цветистых выражениях описан тот же, о котором говорится раньше, поход против Менахема. Как бы то ни было, библейское сообщение и ассирийский источник в данном случае полностью подтверждают друг друга. Кстати, здесь же подтверждается библейское сообщение о сирийском царе Рецине и о том, как ассирийский царь привел его к покорности.
Вступивший после Тиглатпаласара на ассирийский престол Салманасар V (727—722 гг. до н. э.) поставил своей целью полное покорение Израиля. В 725 г. до н. э. он вступил в пределы Израильского царства, разбил его войско в полевом сражении и осадил столицу Самарию. Осада продолжалась целых три года, пока недовольство Салманасаром в самой Ассирии не привело к заговору, в результате которого он был свергнут и на престол вступил Саргон II (722—705 гг. до н. э.). Он скоро взял Самарию (в Библии овладение этим городом ошибочно приписывается Салманасару) и увел в ассирийский плен большую часть ее населения. Все это известно из ассирийских источников.
В Библии имя Саргона упоминается лишь один раз: в книге пророка Исаии говорится, что некто Тартан «пришел к Азоту (Ашдод — главный город Филистимского царства.— И. К.), быв послан от Саргона, царя ассирийского, и воевал против Азота, и взял его». История того, как Саргон взял Самарию и уничтожил Израильское царство, в Библии не описана — очевидно, потому, что все библейские книги, возникавшие после этого события, происходили из Иудеи, и их авторы судьбой Самарии мало интересовались. Сам же Саргон счел необходимым увековечить свои деяния следующей красноречивой записью: «В первый год моего царствования… город Самарию я осадил и взял. 27 290 человек оттуда я вывел в качестве пленных. 50 колесниц я взял здесь и пополнил ими мои царские силы… Людей из стран, которые были завоеваны моими руками, я поселил в их среде. Моих офицеров я поставил над ними в качестве начальников. Налоги и таксы я установил у них по ассирийскому образцу». Этот текст был найден в 1843 г. Эмилем Ботта на стенах открытого им дворца Саргона в современном Хорсабаде, именовавшемся в древности Дур-Шаррукином, или городом Саргона, Саргоноградом. Благодаря находке Ботта, картина падения Израильского царства, очень скупо описанная в Библии, получила свое историческое подтверждение и дополнение.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации