Всемирный потоп
Что рассказывает библия
Решив истребить вконец развратившееся человечество, бог избрал такое средство его массовой казни, как всемирное наводнение, в котором все люди, за исключением семьи праведника Ноя, должны потонуть. Он предупредил Ноя о своем замысле и велел ему построить ковчег, чтобы потом укрыться в нем вместе со своей семьей и с представителями от каждого из существующих растительных и животных видов. Когда в ковчег вошли «Ной и сыновья его и жена его и жены сынов его… и (из птиц чистых и из птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей) и из всех пресмыкающихся по земле», бог открыл «все источники великой бездны», заодно «и окна небесные отворились», так что «лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». Началось страшное наводнение, и «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом»; указывается и тот уровень, которого достигла вода над самыми высокими вершинами: «пятнадцать локтей». После того как «все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло», за исключением населения Ноева ковчега, потоп прекратился. Постепенно стала убывать вода, «показались верхи гор», и Ной стал думать о выходе из ковчега. Он выпустил ворона, но тот, не найдя нигде сухого места на земле, вернулся обратно.
Трижды выпускал Ной голубя, и когда тот на третий раз не вернулся, стало ясно, что потоп кончился. Тогда Ной с семьей вышел на землю и выпустил все животное население. На земле остались в живых только члены Ноевой семьи, и от них расплодилось все позднейшее человечество.
Когда это могло происходить?
В старых изданиях английской Библии потоп по хронологической системе архиепископа Ушера датируется 2349 г. до н. э. Некоторые богословы, опираясь на ту же систему Ушера, принимают другую дату — 2501 г. Выкладки, опирающиеся на хронологические данные Септуагинты (греческого перевода Библии — «70 толковников»), дают третью дату — 3213. Дореволюционный православный богослов, скрывшийся под инициалами Ф. Р., датировал потоп 3253—3252 гг. Расхождения, как видим, довольно большие, — в рамках примерно целого тысячелетия. Во всяком случае, искать следы библейского потопа археология может в периоде между концом четвертого и концом третьего тысячелетия до н. э. Была ли в этот период грандиозная катастрофа, постигшая весь земной шар?
Несколько замечаний по существу
Сам по себе внутренний смысл легенды о потопе изобилует вопиющими противоречиями. Ее содержание никак не вяжется с учением о боге, как не только всемогущем и всемилостивом, но и просто как о разумном и справедливом существе. Люди, которых он сам «попустил», по выражению богословов, ко греху, подвергаются им беспощадному истреблению; а ведь, казалось бы, богу ничего не стоило мгновенно исправить их. Как обыкновенный человек, бог по библейскому рассказу неоднократно совершает такие действия, в которых сам же потом раскаивается. Сначала «раскаялся господь, что. создал человека на земле и восскорбел в сердце своем», и решил истребить людей при помощи потопа. А когда он совершил это жестокое деяние, то решил, что больше так поступать не будет, и дал Ною многократные заверения в этом. Библейский рассказ противоречив и в фактическом отношении. В одной и той же главе сказано, что дождь, вызвавший наводнение, лил сто пятьдесят дней, и что все это продолжалось только сорок дней. Вода убывала, по одному варианту, пять с половиной месяцев, по-другому — только двадцать один день. Относительно количества представителей животного мира, которых Ной взял с собой в ковчег, тоже имеется два варианта: от всех животных — по одной паре и — с различением скота чистого и не чистого,— от первого по семи экземпляров, от второго по два. Рассказ, таким образом, оказывается сбивчивым и путаным.
Не это, однако, составляет основной предмет нашего рассмотрения. Мы отвлечемся и от внутренней противоречивости библейской легенды и от того обстоятельства, что она основана на представлении о чудесах и сверхъестественных силах: в ней фигурирует бог, по велению которого происходит в данном случае не естественное событие в жизни земли (разве не бывало наводнений?), а всемирный потоп! В этой книге мы, как уже было сказано, не будем заниматься вопросом о том, возможны ли сверхъестественные явления. Мы подойдем к вопросу о потопе с точки зрения фактических данных, могущих подтвердить или, наоборот, опровергнуть сообщения о происходившем когда-то на земле таком грандиозном наводнении» которое могло бы быть названо потопом.
Казалось бы, прежде всего нам следовало бы обратиться к такой науке, как геология: именно она могла бы точно сказать о катастрофе такого грандиозного масштаба, если бы эта катастрофа действительно когда-либо происходила. Но по поводу геологических материалов на эту тему много говорить не приходится. Эта наука, вооруженная очень точными методами, не нашла никаких следов повсеместного, общепланетарного наводнения, которое бы когда-нибудь происходило на земле. С точки зрения геологии, ответ на вопрос о том, был ли когда-либо всемирный потоп, совершенно ясен, — решительное «нет!» А что может сказать по этому поводу археология?
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации