О хронологии вообще и библейской в частности​

Английский археолог-востоковед Е. Тиль сказал следующее о значении хронологии для исторической науки: ««Хронология есть спинной хребет истории. Абсолютная хронология есть зафиксированный центральный стержень, вокруг которого должны быть правильно сгруппированы события прежде, чем они могут занять определенное место в истории, и прежде, чем их отношения могут быть правильно поняты». С этим можно полностью согласиться.

Первый вопрос, который возникает в связи с сообщением о каком-нибудь событии, должен быть сформулирован так: когда это было? Или, по меньше мере, — когда это могло быть? Только после удовлетворительного ответа на этот вопрос можно говорить о правдоподобности данного сообщения, только тогда можно включить событие, о котором идет речь, в «историческую сетку», в систему других истори­ческих событий, с ним связанных. Ибо история есть процесс, а не сумма беспорядочных «происшествий», и каждое значи­тельное событие в этом процессе вытекает из ряда многих других, происходивших до него, и, в свою очередь, обуслов­ливает ряд тех, которые будут происходить после него. Вопрос о том, что было раньше и что позже, решается так называемой относительной хронологией, но последняя крепчайшими узами связана с хронологией абсолютной, устанавливающей, когда, в котором году такой-то системы летоисчисления произошло данное событие.

Исходным пунктом любого летосчисления является дата какого-нибудь действительного или мифического события: важно, что берется какой-то условный момент, от которого ведется последующий счет годов, десятилетий и столетий. У разных народов древности были различные такие отправные пункты. Древнегреческий историк Тимей, живший в IV — III вв. до н. э., установил летосчисление по спортивным иг­рам— олимпиадам, происходившим каждые четыре года; по его расчетам, первая олимпиада происходила в год, который в переводе на нашу эру должен считаться 776-м. Независимо от того, действительно ли первая олимпиада происходила в этом году, греки после Тимея имели твердый исходный пункт для счисления времени. Древние римляне принимали в ка­честве такого пункта, несомненно, мифическую дату— (осно­вание города Рима, каковая дата условно совмещается с 754 г. до н. э.; в дальнейшем они заменили ее датой, свя­занной с реальным историческим фактом: начало царствова­ния императора Диоклетиана (284 г. н. э.) было принято за исходную точку нового летосчисления.

В иудейской и христианской религиях принято летосчи­сление, исходной точкой которого является дата сотворения мира, вычисляемая по Библии. Правда, это очень шаткий ориентир. В самом тексте Библий дата сотворения мира не указана, что открыло перед иудейскими и христианскими богословами возможность в течение двух тысячелетий неус­танно мудрить по этому вопросу, вычислять, сопоставлять различные варианты, ожесточенно спорить, основываясь при этом именно на Библии.

В XVIII в. французский протестантский священник де-Виньоль потратил сорок лет на исследование библейской хроно­логии. В 1738 г. он заявил, что собрал коллекцию из двухсот различных расчетов даты сотворения мира, причем все ва­рианты основаны на Библии; самая поздняя из дат — 3483 г. до н. э., самая ранняя— 6984 г. Иудейские раввины, следуя, как они считают, знаменитому толмудисту Гилелю, насчиты­вают со дня сотворения мира до начала нашей эры 3760 лет. Иудейские клерикалы и сейчас придают значение этому лето­счислению — оно является официальным в государстве Израиль. Исходя из него, это государство в своих официаль­ных документах обозначает дату годом от сотворения мира: 1964 г. н. э. у них числится 5724-м с тех знаменитых шести дней, когда господь потрудился над созданием Вселенной! Впрочем, еврейский же историк Иосиф Флавий, живший в 1 в. н. э., давал другую дату сотворения мира, соответствую­щую 4163 г. до н. э. Уже в XVII в. английские богословы Ушер и Лайтфут твердо установили, что мир был сотворен в 9 часов утра 23 октября 4004 г. Кстати сказать, на такую точность претендовали не только они: рабби Гилелю приписывают, будто он установил, что мир был создан не 23, а 6 октября, и не в 9 часов утра, а в 11 часов ночи…

На чем же основаны все эти расчеты?

В Библии содержится большое количество частных дат, относящихся к рождению и смерти патриархов и других биб­лейских персонажей, а также к различным событиям мифоло­гической истории «избранного народа». Сопоставляя и скла­дывая смежные даты, можно получить их суммы, а из тех сумм — новые суммы. Началось дело, конечно, с Адама. По еврейской Библии, Адам «родил» Сифа в возрасте 130 лет, а тот, в свою очередь, родил Еноса 90 лет от роду; так идет последовательно вплоть до Ноя, у которого появился Сим, когда счастливому отцу исполнилось 600 лет. Если сложить цифры, относящиеся к 10 патриархам от Адама до Ноя, то получится 1656 лет. А потом идут даты, охватывающие жизнь патриархов от Ноя до Авраама, потом используются даты жизни Исаака и Иакова вплоть до начала египетского плена, а уж число лет египетского плена в Библии указано точно — 430.

Казалось бы, господь позаботился о том, чтобы достовер­но информировать нас о хронологических показателях своих великих деяний. Откуда же тогда у богословов разногласия в этих вопросах, откуда 200 вариантов?

Некоторые даты, на которых пытаются базироваться бла­гочестивые хронографы, оказываются ненадежными и кое в каком смысле даже опасными для авторитетности библейских сообщений в целом. Так, например, если считать в соответст­вии с Библией, что Мафусал, после того как «родил» Ламеха в возрасте 187 лет, прожил на свете еще 782 года, то окажет­ся, что он жил и до и после потопа, а между тем, как извест­но по той же Библии, потоп пережил только Ной с его семьей. Чтобы улаживать такие и подобные им неприятности, прихо­дится заниматься различными комбинациями и поправками, а это уже неминуемо связано с разногласиями, ибо поправ­лять можно по-разному. И еще большую роль играет то об­стоятельство, что еврейский текст Библии и ее греческий перевод, приписываемый «70 толковникам» (Септуагинта), в большом количестве указываемых ими дат расходятся. Если, например, Адам, как утверждает еврейская Библия, был осчастливлен рождением Сифа 130 лет от роду, до Септуагинта настаивает здесь на цифре 230; расхождение на сто лет отме­чается и в отношении самого Сифа, а также Еноса, Каинана, Малелеила и других. А в общем итоге Септуагинта дает цифру от сотворения мира до потопа не 1656, на которой настаива­ют раввины, а 2242, и от потопа до рождения Авраама — не 290, а 1170. И то и другое основано на Библии — на сум­мировании отдельных, указываемых ею дат и сроков.

Дела библейской хронологии обстоят, однако, совсем не так плохо, как можно было бы подумать, судя по шаткости охарактеризованной выше ее методики. Есть и еще методы, при помощи которых можно уверенно ориентироваться в важ­нейшем вопросе, когда именно создана Вселенная. Вот, на­пример, как можно обосновать сотворение мира в 5500 т. до н. э. Человек был сотворен в шестой день недели. Крестная смерть Христа означала «воссоздание» греховного человека, а эта смерть последовала в полдень пятницы, то есть шестого дня недели. Между обоими этими событиями должно было почему-то пройти шесть дней. Так как Христос умер в пол­день, то прошло, значит, не шесть дней, а пять с половиной. В одном из псалмов сказано, что перед богом тысяча лет, как один день. Получается, стало быть, пять с половиной не дней, а тысячелетий. Что и требовалось доказать!

Для характеристики того, какое значение придавали сами богословы объективной истинности своих хронологических расчетов, показательно, что византийская церковь в свое вре­мя сочла нужном к указанной выше цифре 5500 прибавить еще 8 лет; таким способом летосчисление от сотворения ми­ра более удобно связывалось с византийской календарной системой индиктионов — пятнадцатилетних периодов, по ко­торым производились переписи и взимались налоги. Так получилось, что бог создал мир не за 5500 лет до н. э., а за 5508 лет. Если бы понадобилось, заставили бы бога творить мир в любой другой год…

В былые времена, притом совсем недавно, у богословов не было никаких сомнений в том, что дату сотворения мира следует базировать именно на хронологических указаниях Ветхого завета. Во всех, например, английских официальных изданиях Библии на полях I главы книги Бытия фигурировала твердая дата сотворения мира—4004 г. до н. э.; ее пере­стали указывать только в изданиях «Пересмотренной» версии начиная с 1891 г. «Пятошестой» вселенский собор 691 г. опе­рировал датой 5508, седьмой вселенский собор относил сот­ворение мира к 5501 г. до н. э. Русская православная цер­ковь в полуофициальных и даже официальных документах чуть ли не до последних лет тоже без колебаний указывала дату сотворения мира — 5508. Теперь, оказывается, уже не­ловко настаивать на этой дате — изменились времена.

Недавно «Журнал Московской Патриархии» счел нужным использовать случай, чтобы мимоходом отречься от библей­ской хронологии и заодно от цифры 5508, которая, как утвер­ждают теперь православные богословы, никого ни к чему не обязывает. Попутно сообщается, что эту дату ввел в оборот Секст Юлий Африканский (175—250 г. н. э.) в своем не до­шедшем до нас сочинении «Хронография» и что на установи ленную Секстом дату ссылались Евсевий Кесарийский и бла­женный Иероним. А теперь православная церковь не настаи­вает на том, что мир был создан семь с половиной тысяч лет тому назад.

Католическая церковь тоже заняла в этом вопросе весьма «современную» позицию. Папа Пий XII, приняв на вооружен ние космологическую теорию расширяющейся Вселенной и истолковав эту научную гипотезу так, как ему было выгодно, отодвинул дату сотворения мира на десять миллиардов лет назад. Это, видимо, должно означать, что вся библейская хронология становится в высшей степени сомнительной даже в глазах богословов и церковников.

Весьма ясно высказались недавно на этот счет официаль­ные инстанции немецкой лютеранской церкви; это высказыва­ние содержится в примечании к Библии, изданной в 1961 г. Евангельским главным библейским обществом. Нам при­дется привести из него длинную выдержку. «Ни Ветхий, — пишут издатели Библии, — ни Новый заветы не знают счис­ления времени в нашем смысле этого понятия, с некиим твердо установленным исходным пунктом (например, сотворе­ние мира в библейско-иудейском и византийском летосчислениях). И это несмотря на то, что в Ветхом завете имеются данные о периодах царствований, о длительности жизни пат­риархов и о времени, которое заняли такие события, как пре­бывание в Египте, странствование в пустыне и т. д… Ветхий завет не имеет в отношении летосчисления никакого научно­го значения. Он претендует лишь на освещение истории отно­шений между богом и людьми. Надо указать также на то, что прежде всего даты, относящиеся к первобытной истории, а также к истории патриархов и вплоть до эпохи судей, не мо­гут быть приведены в соответствие с нашими знаниями. В Но­вом завете тоже содержится много таких хронологических указаний, которые не могут полностью считаться надежными без сравнения с внебиблейскими данными — например, время рождения Христа, длительность пребывания Павла в отдель­ных местах и т. д. Ибо и в Новом завете речь идет прежде всего и только об отношении бога к людям через Иисуса Хрис­та. Ни рождение Христа, ни его смерть не могут быть хроно­логически точно установлены, хотя наука неутомимо работает над этим». Благочестивая фразеология, ограничивающая содержание Библии только чистым богословием, призвана за­маскировать то существенное обстоятельство, что хронологи­ческое и, стало быть, историческое значение библей­ских повествований представляет собой нечто весьма нена­дежное.

Свой отказ от библейской хронологии авторы приведенной выше цитаты распространяют не только на Ветхий, но и на Новый завет, в частности на дату рождения Иисуса Христа, лежащую в основе всех связанных с Новым заветом хроноло­гических расчетов. Это действительно в высшей степени сом­нительная дата, хотя, как известно, за нее исходит летосчис­ление нашей эры или, как раньше писали, «от рождества Христова».

В самой основе этого отправного пункта лежит грубейшая ошибка. Его установил при помощи хитроумных богослов­ских и мнимоисторических сопоставлений в начале VI века н. э. католический монах Дионисий, по прозванию Малый; за исходную точку летосчисления от рождества Христова он при­нял 754 год со дня основания города Рима, в каковой год, как твердо установил Дионисий, и произошло воплощение бога на земле в человеческом образе. Но в евангелии от Матфея говорится, что, когда родился Иисус, еврейский царь Ирод (имеется в виду Ирод Великий) принял меры к тому, чтобы убить его. Известно, однако, что Ирод умер в 750 г. со дня основания города Рима, то есть за четыре года до принятой Дионисием даты рождения Иисуса Христа. Если Дионисий прав, то Иисус и Ирод не могли жить в одно и то же время. Но тогда неправы евангелия!

Не удивительно, что даже в писаниях «богословов мы те­перь все реже сталкиваемся с формулой «такой-то год от рождества Христова». Чаще всего они теперь стыдливо при­бегают к формуле «наша эра» или даже — «эра Дионисия». Приходится и им признать условность исходного пункта хронологии, основанной на Новом завете.

Только ли в Библии дается такая хронология, которую приходится признать мифической? Нет, конечно, это очень распро­страненное явление в древних документах. И как раз архео­логия дает немало материала этого рода. Для примера можно привести данные о царствовании шумерских монархов, содержащиеся в так называемых царских списках, — они найдены в разных местах Месопотамии. Вот таблица, которую приводит английский археолог Леопард Вулли:

Цари до потопа

Имена

Города

Продолжительность царствования

А-лу-дим

Нунки (Эриду)

28 800 лет

А-ла(л)-гар

Нунки (Эриду)

36 000 лет

Эн-ме-эп-лу-ан-на

Бад-Табира

43 400 лет

Эн-ме-эн-гал-ан-па

Бад-Табира

28 800 лет

Думузу-«пастырь»

Бад-Табира

36 000 лет

Эн-сиб-зи-ан-на

Ларак

28 800 лет

Эн-ме-нэ-дур-ан-на

Сиппар

21 000 лет

Ибартуту

Шуруппак

18 600 лет

Всего 8 царей царствовали 241 200 лет.

Нельзя не признать, что библейская хронология значи­тельно скромней, чем шумерская, в обращении с большими цифрами. Но в принципе здесь разницы нет. Если в Библии сказано, что Мафусал прожил на свете 969 лет, то это не менее фантастическая цифра, чем те 18 600 лет, которые пробыл на троне, по ассирийским царским спискам, Ибартуту.

Правильная датировка археологических памятников, свя­занных с древней историей Израиля, дает возможность на­вести порядок в этой фантастике и выделить в ней зерно ис­торической истины.

Содержание