Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет​

Что рассказывает библия

У жены еврейского плотника Иосифа Марии родился младенец Иисус, в человеческом образе которого воплотился сам бог. Примерно в тридцатилетием возрасте он начал проповедовать свое учение. По своему содержанию оно выглядит в Новом завете довольно неопределенным: многозначительные намеки на свою высокую миссию и связь с богом-отцом, предсказание скорого конца света и разрушения Иерусалима, призывы к покаянию, моральные поучения, среди которых выделяются предписания не противиться злу насилием и воздавать добром за зло. Завербовав двенадцать учеников-апостолов, Христос путешествовал с ними по всей стране и проповедовал, а для убедительности этой проповеди творил чудеса: воскрешал мертвых, исцелял безнадежно больных, изгонял бесов, вселившихся в тела людей, и т. д. Деятельность Христа вызвала недовольство руководящих кругов Иерусалима. Он был схвачен, доставлен к римскому наместнику Понтию Пилату, который по настоянию еврейской толпы осудил его на казнь через распятие на кресте. На третий день после смерти Иисус воскрес и вскоре явился своим ученикам. После сорокадневного вторичного пребывания в человеческом образе Христос вознесся на небо; его земная миссия была на этом закончена. Еще раньше Христа прекратил свое земное существование его предтеча Иоанн Креститель. По распоряжению царя Ирода Антипы, который выполнял этим желание царицы Иродиады, Иоанн был обезглавлен.

Ученики Иисуса после его смерти развернули энергичную деятельность по пропаганде его учения. Особенно активно вели себя апостолы Петр и Павел; первый распространял христианство преимущественно среди евреев, второй — среди язычников. Павел совершил несколько миссионерских путешествий по странам средиземноморского бассейна и написал ряд сочинений (посланий), вошедших в Новый завет, два послания написал и Петр. Их деятельность кончилась тем, что в царствование императора Нерона они оба были казнены в г. Риме. Но христианское учение им и остальным апостолам удалось быстро распространить по всей Римской империи и соседним с ней странам. Так и возникла христианская религия.

Когда и где это могло происходить?

На этот счет можно найти весьма точные указания в евангелиях. Иисус родился в царствование римского императора Августа, при иудейском царе Ироде и в «правление Квириния Сирией»; он был на полгода моложе Иоанна Крестителя. Последний же начал свою деятельность «в пятна­дцатый год правления Тиберия Кесаря, когда Понтий Пилат начальство- вал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверто­властником в Авилинее» и «при первосвященниках Анне и Каиафе». Если учесть, что император Тиберий вступил на престол в 14 г. н. э., то надо от­нести начало деятельности Иоанна Крестителя к 29 г. и примерно к этому же времени — начало проповеднической деятельности Иисуса Христа. Основной же ориентир должен, по-видимому, заключаться в том, что Иисус родился в I г. I в. н. э., — «от Рождества Христова». Поскольку известно, что император Нерон умер в 68 г. н. э., то ясно, что апостол Петр и Павел должны были закончить свое земное бытие раньше этого срока — считается, что это произошло в 66 или 67 гг. Другие апостолы могли про­жить еще два-три десятилетия. В частности, церковная традиция приписы­вает апостолу Иоанну авторство библейской книги Апокалипсис, каковая им была якобы написана в начале 90-х годов.

Ареной жизни и деятельности как Иисуса Христа, так и Иоанна Кре­стителя следует, по Новому завету, считать Палестину и в особенности ее северную часть — Галилею. По евангелиям, Иисус родился в Вифлееме, дет­ство провел в Назарете (если не считать не подтверждаемого другими евангелистами сообщения Матфея о бегстве родителей Иисуса с младенцем в Египет), проповедовал в Галилее и Иудее — бывал в Иерихоне, Капер­науме, Кане, Эммаусе, «земле Гадаринской» и, наконец, в Иерусалиме. Апостолы же действовали не только в Палестине, но и в Сирии, Малой Азии, на Кипре, в Греции и, наконец, в самом Риме.

Несколько замечаний по существу

Кое-что из указанных выше хронологических ориентиров должно быть -отвергнуто с самого начала. Не могло быть, в частности, одновременно в Иерусалиме двух первосвященников. Оба указанных имени действитель­но фигурируют в достоверных исторических источниках. Еврейский исто­рик Иосиф Флавий сообщает, что Анна занимал эту должность в 6—15 гг. и. э., его зять Каиафа стал первосвященником лишь в 18 г. и был им до 36 г.; за три года между Анной и Каиафой сменилось еще три перво­священника, имена которых не сохранились. Важно, однако, в данном слу­чае, что одновременно Анна и Каиафа первосвященниками не были. С ос­тальными хронологическими ориентирами евангелий дело обстоит тоже не­ладно. Лисаний умер в 36 г. до н. э.— значит, за три с лишним десятилетия до описываемых событий. Царь Ирод известен истории под именем Ирода Великого; но известно также, что этот действительно существовавший че­ловек умер в 4 г. до н. э., так что отдавать в связи с рождением Иисуса распоряжение об истреблении младенцев он не мог. После смерти Ирода царем Иудеи был в течение примерно десятка лет его сын Архелай, а в 6 г. н. э. римский император Август выгнал его из Иудеи и вообще лишил эту страну самоуправления. Он послал туда наместником Колония и дал ему в помощники Квириния. Последний, значит, служил в Палестине не одновременно с Иродом, а по меньшей мере через десять лет после его смерти. Основываться, следовательно, на «точных» евангельских данных не приходится, и мы должны исходить из более общего хронологического ориентира, также основанного на Новом завете, — первая половина I в. я. э.

Следует отметить как факт, вызывающий недоумение, что в нехристи­анской литературе I в. н. э. события, описанные в Новом завете, не нашли никакого отражения. Из еврейских авторов I в. известны Филон Алек­сандрийский (ум. в 54 г.), Юст из Тивериады (писал в 60—80 гг.) и Иосиф Флавий (37—100 гг.); в Греции этого времени работал Плутарх (40—120 гг.), в Риме писали: Сенека (ум. в 65 г.), Ювенал (45—130 гг.), Марциал (40—103 гг.), Лукан (39—65 гг.), Персий (34—62 гг.), Плиний Старший (23—72 гг.), Плиний Младший (62—114 гг.), Тацит (54—119 гг.) и Светонии (р. в 75 г.). Из всех перечисленных авторов упоминания о Хри­сте содержатся только у Флавия и Тацита. Отрывок в «Иудейских древ­ностях» Флавия, касающийся Христа, большинством ученых признан позд­нейшей вставкой, сделанной руками христианских богословов. Отрывок в «Анналах» Тацита сомнителен в отношении своей подлинности, но даже в случае, если он оказался бы подлинным, он не представляет собой исторического свидетельства из первых рук, так как относится примерно к 117 г. н. э. и вероятней всего основан на сложившейся уже к этому вре­мени христианской традиции. Таким образом, нет фактически ни одного нехристианского свидетельства, которое принадлежало бы современнику описанных в Новом завете событий.

Перейдем к анализу того, что могут сказать по поводу этих повество­ваний вещественные памятники.

Содержание