Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
Археологические исследования в Месопотамии и Сирии, производившиеся в двадцатых и тридцатых годах нашего века, дали колоссальное количество материала. Фактически только теперь оказалось возможным представить более или менее связную картину истории этих стран в III и II тысячелетиях до н. э. Так как библейские патриархи, по книге Бытия, подвизались именно здесь, то можно было надеяться на то, что данные археологических исследований прольют свет на этот важнейший отрезок библейской истории.
Особенно большое значение имели раскопки, производившиеся в 1933—1938 гг. на территории древнего города-государства Мари. Помимо огромного количества раскопанных вещественных памятников, в том числе развалин великолепного дворца царя Зимрилима, надо указать на остатки государственного архива Мари, обнаруженные в царском дворце. Там оказалось почти 20 тысяч глиняных табличек с клинописью. Среди этой огромной массы текстов обнаружена дипломатическая переписка царя Зимрилима с вавилонским царем Хаммурапи. Именно анализ этой переписки и установление того обстоятельства, что Зимрилим был современником Хаммурапи, дало возможность изменить прежнюю датировку царствования последнего. Для библейской археологии раскопки в Мари дали очень важный материал.
Ряд городов и других географических названий, известных до сих пор только из Библии, часто фигурирует на клинописных табличках Мари. Нередко упоминаются города Харран, Серуг, Пелег. Город Нахор, о котором в Библии говорится как о месте жительства родителей Ревекки, жены Исаака, тоже нередко фигурирует в этих табличках. Довольно обычны такие собственные имена людей, как Терах, Нахор, Авраам, Иаков, Иосиф, Вениамин и т. д. Напомним, что Терах (в русском переводе Библии — Фара) был, по Ветхому завету, отцом Авраама, а Нахор — его братом, остальные имена — тоже ветхозаветные. Может быть, в табличках из Мари речь идет именно о библейских патриархах?
Нет, это совсем другие люди — ничего похожего на то, что о патриархах рассказывается в Ветхом завете, клинописные таблички из Мари о людях, названных такими же или подобными именами, не говорят. Ни один из археологов и не пытается отождествлять эти имена с персонажами книги Бытия. Важно, однако, установление того факта, что они были обычными в древней Месопотамии и широко бытовали там.
В табличках из Мари упоминается племя, люди которого именуются вениаминитами. Как известно, одно из «двенадцати колен израилевых» называется в Ветхом завете по имени своего родоначальника — одного из сыновей Иакова — коленом Вениамина. Не имеется ли в виду в текстах Мари именно это израильское племя и не находим ли мы здесь подтверждение исторической достоверности одного из элементов легенды о патриархах? Нет, такого вывода сделать нельзя, ибо тексты Мари относятся к значительно более раннему времени, чем можно по Библии датировать возникновение «колен Израилевых». Этническая группа вениаминитов имеет настолько древнее происхождение, что возникшая позже библейская легенда о Вениамине, как одном из сыновей Иакова, могла появиться уже в порядке объяснения и осмысления факта существования этого племени.
Тексты, найденные в Мари, дают еще один термин, поставивший сначала в тупик археологов-библеистов: там неоднократно в качестве военных вождей племен и народов фигурируют люди, именуемые Давидами. Если пренебречь хронологией, то и здесь можно было бы начать фантазировать на тему об израильском царе Давиде. Но расхождение во времени доходит в данном случае почти до тысячелетия, так что при всем желании найти исторические подтверждения библейских повествований здесь просто невозможно. И опять-таки представляется вероятной прямо противоположная картина: не имя израильского царя Давида фигурирует в табличках, а, наоборот, израильский царь был впоследствии назван именем, которое стало привычным для обозначения военных вождей.
Большие и плодотворные раскопки производились с 1929 г. на северносирийском побережье в районе Рас-Шамра, где находился в древности финикийский город Угарит. Найденные в большом количестве глиняные таблички с клинописью содержали в своем большинстве культовые и мифологические документы, а также официальные материалы из царского архива. Опять — ни малейшего упоминания о ветхозаветных патриархах и никакого намека на них. И все же многие из найденных в Рас-Шамре материалов имеют отношение к содержанию книги Бытия. Так, например, в мифологических текстах мелькает имя Иераха, которое может быть прочитано и как Терах. Не обнаружены ли здесь непосредственные истоки того рода, из которого произошел Авраам? Если бы это было так, то, конечно, историчность нашего праотца была бы поставлена на более или менее твердую почву. Но, увы, надежда не оправдывается: Терах фигурирует в текстах Рас-Шам- ры как лунный бог, и, конечно, в этом своем качестве может рассматриваться лишь как мифическое существо.
Археологи-библеисты уделяли в последние годы много внимания раскопкам, которые производились американской экспедицией Ширы и Шпайзера незадолго до второй мировой войны в районе Иорган-Тепе, где в древности находилось семитическое государство-город Нузу. Большое количество клинописных документов, найденных там, датируется периодом около 1400 г. до н. э.; это преимущественно хозяйственные и юридические документы. Но внимание библеистов к этим материалам было привлечено отнюдь не тем, что в них содержались бы какие-нибудь прямые указания на Авраама или других патриархов, — таких указаний там нет. Богословствующие археологи подняли большой шум вокруг материалов, которые они считают косвенным подтверждением историчности ветхозаветных легенд.
Совпадение ряда библейских имен и названий дает, мол, основание к выводу о том, что не все в Библии вымышленно. Но кто же настаивает на том, что все содержание библейских легенд не имеет под собой никакой исторической почвы?!
Рас-Шамра лежит географически довольно далеко от главной арены израильской истории, но и там было найдено много такого, что непосредственно перекликается с содержанием Ветхого завета. Известно, например, что в Ветхом завете фигурируют такие враги бога Яхве, как ханаанские боги Баал или Ваал, Дагон, Ашера, Эл. До сих пор эти имена были известны только из Библии, а здесь они всплыли на поверхность, засвидетельствованные новым историческим источником. Что же касается находок в Нузу, то они свидетельствуют о таком хозяйственном и семейном строе обитателей этого государства, который весьма близко подходит к нравам, описываемым в Ветхом завете. Археологи подробно останавливаются на том, что история взаимоотношений Авраама, Сарры и Агари близко соответствует семейному праву Нузу.
По Библии, Авраам жил с рабыней своей жены Агарью и имел от нее сына, который считался сыном его законной жены Сарры; а когда Сарра сама родила, она отказалась от «благоприобретенного» ребенка. Такие ситуации выглядят обычными для нравов Нузу. Полностью соответствует семейному праву Нузу описанное в Ветхом завете положение, по которому наследником Авраама до тех пор, пока у него не было детей, считался его раб Элиезер. То же и в отношении борьбы между Иаковом и Исавом за первородство и т. д. В общем — много перекликающегося, как выражаются в зарубежной печати, — корреспондирующего, дающего косвенные намеки, указания, напоминания. Но ни одного прямого подтверждения! Ни Авраам, ни другие патриархи не фигурируют ни в одной из тех десятков тысяч клинописных табличек, в которых говорится о людях, оставивших мало-мальски заметный след в истории Месопотамии и Сирии II тысячелетия до н. э.
Когда были опубликованы клинописные документы из Мари, Олбрайт писал: «Авраам, Исаак и Иаков теперь уже не выглядят изолированными фигурами — тем более отражениями позднейших периодов израильской истории; они теперь появились перед нами как действительные сыны их века, носящие те же имена, передвигающиеся по той же территории, навещающие те же города… практикующие те же обычаи, как и их современники». Американский археолог вовсе не хочет этим сказать, что именно Авраам, Исаак и Иаков «появились» в археологических находках, — он бы с восторгом немедленно объявил об этом, но не может, так как не имеет ни малейших оснований. Появились «сыны века патриархов» — иногда даже под аналогичными именами, — передвигавшиеся по той же территории и т. д., но не сами патриархи!
Есть некоторые другие результаты раскопок в Месопотамии и Сирии, о которых верующие археологи не говорят полным голосом, хотя и упоминают о них; во всяком случае, они не делают из них тех выводов, которые сами собой напрашиваются. Мы имеем в виду находки, свидетельствующие о том, что у древних народов Сирии и Двуречья имели распространение религиозные культы, мало чем отличавшиеся от того культа, который, по книге Бытия, Яхве преподал Аврааму и другим патриархам. В табличках Рас-Шамры неоднократно встречаются божьи имена, близко напоминающие ветхозаветные.
Как известно, в Пятикнижии бог именуется не только Яхве, но и множественной формой Элохим, от единственного числа — элоха. Оказывается, что корень «эл» входит в состав имен большого количества месопотамских и сирийских богов. Ветхозаветный Яхве выглядит в этом свете как один из элов или элохим. Больше того, само имя Яхве в различных, но очень близких вариантах было составной частью аморитского имени, а на угаритском языке Яхве мог быть прямо обозначением имени бога. Французский исследователь Рене Дюссо на основании сопоставления угаритских документов и ряда библейских ссылок делает вывод о том, что в общеханаанской мифологии Яхве считался одним из сыновей верховного божества ханаанеян — Эла. Как он считает, в религиозной фантазии народов Ханаана каждый из сыновей Эла являлся богом- покровителем того или другого народа или племени; на долю Яхве выпадало управление народом Израиля-Иакова.
Не только по имени бога религия древнего Израиля оказывается родственной культам других древних народов Ближнего Востока. Очень много общего и в самих формах служения богам, в самом культе. В материалах Рас-Шамры фигурируют многие культовые понятия, которые до сих пор богословами считались монополией древнего Израиля, получившего от самого Яхве откровение, как надо служить ему. Ковчег Завета со всем его оборудованием, скиния и ее двор, святая святых, золотая табличка в святилище, священное число «семь», жертвенники и жертвоприношения — все это оказывается существовавшим у ряда народов помимо израильского. Вся система жертвоприношений и даже название отдельных жертв, входивших в эту систему — жертва всесожжения, мирная жертва и т. д., — все это оказывается общим достоянием ханаанских народов. Это нетрудно объяснить, если исходить из естественноисторических законов жизни общества и народов, его составляющих: в сходных общественных и естественно-географических условиях возникают и родственные культы — тем более, что в процессе сношений разных народов между собой неминуемо происходит известное взаимовлияние и заимствование друг у друга разных представлений и культов. Но если настаивать на том, что религия Яхве явилась результатом откровения, данного патриархам, то указанные выше результаты археологических исследований окажутся необъяснимыми: ведь другим народам, кроме израильского, никакого откровения не было!
Что же касается личности самих патриархов Авраама, Исаака и Иакова, то можно лишь повторить, что богатейшие результаты раскопок в Сирии и Месопотамии дали о них беднейшие материалы — попросту сказать, никаких.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации