Действительная археология «святых мест»
Чтение литературы, посвященной археологии Нового завета, производит странное впечатление. Десятками и сотнями страниц идут описания того, как были организованы раскопки, каков внешний вид соответствующих местностей и предметов, каков исторический и библейский «фон» данного сюжета, а в заключение, когда дело доходит до сообщения о конкретных результатах всей работы, следует скороговоркой несколько невнятных и явно сконфуженных фраз о том, что проблема еще не решена, но есть надежда на то, что в дальнейшем и т. д. Можно сказать с полной уверенностью и категоричностью, что ни один, буквально ни один новозаветный сюжет не имеет до сих пор сколько-нибудь убедительного археологического подтверждения. Это полностью относится, в частности, к личности и биографии Иисуса Христа.
Ни одно место, которое по традиции считается ареной того или иного новозаветного события, не может быть указано с малейшей долей уверенности. Возьмем, например, вифлеемскую пещеру, в которой якобы родился Христос. О той пещере, которой сейчас приписывается эта великая честь, блаженный Иероним, находившийся в этих местах в IV в. н. э., писал, что она издавна играла свою роль в языческом культе как место ритуального оплакивания бога Адониса; это значит, что данное место считалось священным еще до возникновения христианства, и не удивительно, что на него могло быть перенесено почитание в некотором новом качестве — как места рождения Христа. Помимо того, следует отметить, что в некоторых апокрифических евангелиях ‘местом рождения Христа признается не Вифлеем, а пещера Махпела, в которой похоронена праматерь Рахиль; божественный младенец якобы родился там, когда его родители возвращались обратно из Вифлеема в Назарет.
Так обстоит дело по существу со всеми географическими и топографическими объектами Нового завета. Никак нельзя установить, где находился город Эммаус, около которого Иисус якобы показался своим ученикам после воскресения. Неизвестно, где гора Фавор — место Иисусова «преображения». Под сомнением находится у археологов даже сама Голгофа, где Иисус якобы претерпел свою мученическую кончину. Слово «голгофа» означает «череп», на латинский язык оно тоже переведено оловом «Кальвария»— от «кальва» — «череп». Надо, следовательно, искать черепообразный холм. То, что теперь считается Голгофой, никак на череп не похоже. Может быть, в течение двух тысячелетий, прошедших с того времени, форма холма изменилась? Но в 1867 г. недалеко от Дамасских ворот была обнаружена гробница поблизости от такого места, которое при наличии более или менее живого воображения можно счесть похожим на череп. В 1882 г. находившийся тогда в Иерусалиме английский генерал Гордон вполне «авторитетно» и с присущей старому вояке категоричностью заявил, что именно это место надо считать Голгофой. С того времени это место стало именоваться «Гордоновой Голгофой». Против того, чтобы считать современную «Голгофу» настоя- щ й, говорят и некоторые другие обстоятельства. По Новому завету, она находилась вне черты города, за городской стеной. А в 1925—1927 гг. были открыты остатки городской стены Иерусалима, пролегавшие значительно дальше, чем до этого предполагалось. Раскопки и исследования продолжались до 1940 г., и результат их оказался весьма неутешительным для сторонников традиционной версии. Если она находится в черте города, значит, она вовсе не Голгофа…
Но и «Гордонова Голгофа» тоже не удовлетворяет требованиям исторической достоверности. В результате тщательного исследования установлено, что открытая Гордоном гробница относится к Византийской эпохе (V—VI вв. н. э.). Был предложен и такой выход: разделить Голгофу и гробницу. При этом варианте надо было, правда, решить дополнительную трудность — объяснить, почему евангелия не сообщили того, что тело Христово было для погребения увезено в другое место, но с этим как-нибудь уж можно было справиться. Важней для церковников другое: переменить ориентацию и объявить всем верующим, что старая Голгофа оказалась не настоящей и надо на этом основании теперь почитать другое место, — значило бы идти на слишком большой риск потери морального кредита. Ведь в этом случае безусловно пострадало бы доверие масс верующих к тому, что говорят церковники и о других священных местах, ибо если они могли на протяжении тысячелетий ошибаться в отношении Голгофы, то где гарантия того, что они не ошибаются и насчет вифлеемской пещеры, и насчет Назарета, и т. д.? Поэтому все остается по- старому, и надо верить, что именно здесь, а не в другом месте был распят и погребен Иисус Христос.
Немецкий автор Швеглер пишет по этому поводу: «Здесь начинается трагедия для верующего, первой потребностью которого является — знать, где находится то место на земле, где его Спаситель жил и страдал. Но как раз место его смерти, если рассуждать археологическими понятиями, окутано глубочайшей тьмой». Мы можем, конечно, посочувствовать этому верующему по поводу того, что указанная буржуазным археологом религиозная потребность не удовлетворяется. Но положение от этого не изменится — при всей активности и при всем размахе проводившихся здесь археологических исследований сказать что-либо определенное о месте гибели и погребении Иисуса Христа никто не может.
Арка «Эссе Хомо» воспроизводится во всех курсах «библейской археологии», на открытках, издаваемых массовым тиражом и распространяемых среди паломников, в журналах религиозного направления. Хорошо известно, что как арка, так и все постройки, которые ее окружают, возведены при императоре Адриане, царствовавшем с 117 по 138 г. н. э., и что, следовательно, к Христу они не могут иметь ни малейшего отношения. Но уж очень соблазнительно показывать паломникам и всем легковерным людям «то самое» место, на котором стоял Христос перед Пилатом, «ту самую» арку, под которой это все происходило. К тому же. это неплохой бизнес…
Французский археолог Л. Венсан, по совместительству католический патер, поставил своей целью внести ясность в вопрос о том, где именно Иисус подвергался допросу. В евангелиях от Иоанна говорится, что Иисус был приведен во двор претории, заодно сообщается, что это место называлось «Лифостротон», что означает по-гречески «каменная мостовая». Надо было искать преторию с мощеным двором при ней.
Никакой претории в Иерусалиме того времени не было. Резиденция прокуратора Иудеи Пилата вообще находилась не в Иерусалиме, а в Цезарее, на побережье -Средиземного моря. Сами по себе сообщения евангелий о том, как он действовал в Иерусалиме во время расправы с Иисусом, выглядят поэтому довольно странно. Пытаются объяснять этот факт тем, что Пилат почему-то счел нужным приехать в Иерусалим на еврейский праздник пасхи. Допустим, что это могло быть так, и перейдем к вопросу о том, где Пилат мог находиться во время своего пребывания в Иерусалиме. Возможны два варианта: дворец царя Ирода Антипы и башня-крепость, которая была построена царем Иродом I и названа им в честь Марка Антония башней Антония. Между археологами-библеистами и возник ожесточенный спор: где искать следы знаменитых евангельских сцен расправы над Иисусом — во дворце Ирода или в башне Антония? Венсан и занялся выяснением этого вопроса.
Раскопки не остались бесплодными. В том месте, где, может быть, стояла в I в. н. э. башня Антония, — точнее сказать, там, где мог быть ее двор, обнаружены остатки большой каменной мостовой. Это вызвало громкие восторги буржуазной и особенно, конечно, церковной прессы: открыт тот самый Лифостротон, та каменная мостовая, на которой разыгралась сцена допроса Иисуса Христа… Восторги эти, однако, производят впечатление искусственных.
То обстоятельство, что на одной из улиц или в одном из дворов Иерусалима обнаружена существовавшая в древности и упоминаемая в Евангелии мостовая, дает основание только для того вывода, что евангелист знал о существовании таковой в этом городе; ничего нет удивительного в том, что описываемые легендой события он представил себе происходившими именно в этом районе, как центральном и наиболее достопримечательном. Но никаких других свидетельств, связанных с этими событиями, обнаружено не было. Для вывода о том, что описанные в Евангелии события действительно происходили, притом именно в данном месте, одного только факта обнаружения каменной мостовой безусловно слишком мало.
Ничуть не больше те успехи, которых добились археологи- апологеты в своих неустанных попытках найти подтверждение или иллюстрации для всех других евангельских повествований. Приведем несколько примеров.
В евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил тяжело больного у купальни, называвшейся Вифезда. Указывается такая примета этой купальни, как пять имевшихся при ней «крытых ходов». Много было гаданий по вопросу о том, какой именно из естественных водоемов в окрестностях Иерусалима следует отождествить с Вифездой. Наконец был найден пруд, близ которого оказались развалины довольно древних арок, причем не исключено, что этих арок было именно пять. Если отождествить арки с «крытыми ходами», что само по себе выглядит явной натяжкой, то можно допустить, что евангелисты, говоря о «купальне Вифезда», имели в виду именно этот пруд, хотя ясных доказательств этого все же не существует. Но и здесь максимум того, что можно извлечь для подтверждения историчности евангелий, сводится только к тому, что их авторы знали о существовании в Иерусалиме купальни с пятью арками или ходами. Вопрос же, имел ли к этому пруду какое-нибудь отношение человек по имени Иисус и существовал ли он вообще когда-нибудь, находкой водоема никак не освещается.
В евангельских описаниях деятельности Иисуса Христа занимает большое место город Капернаум. На северном берегу Генисаретского озера, где мог стоять во времена Иисуса этот город, были предприняты в начале нашего века немецкими археологами Колем и Ватцингером раскопки, которые призваны ‘были открыть следы деятельности Иисуса в этом районе. Нашлись остатки сооружения, которое, возможно, было когда-то синагогой. В евангелии от Иоанна упоминается о том, что однажды Иисус учил в капернаумской синагоге. Не есть ли это та самая синагога, в которой подвизался основатель христианства? В 1922 г. францисканский монах Орфа- ли занялся тщательным изучением этого вопроса и опубликовал работу, в которой настаивает на том, что руины синагоги относятся именно к I в. н. э. Если это так, то при Иисусе это сооружение могло уже существовать, хотя оно и должно было быть тогда еще совсем новым. Все же мнения археологов по вопросу о древности капернаумской синагоги разошлись; большинство стало на ту точку зрения, что руины нельзя датировать периодом раньше II в. н. э. При таком решении это •не та синагога, в которой проповедовал Иисус. На помощь приходит новая гипотеза, не имеющая, правда, под собой пока никаких оснований: (найденные руины принадлежат синагоге, которая была построена на развалинах более древней синагоги, а уж в той учил Христос. Совершенно очевидно, что для решения вопроса об историчности последнего найденные в Капернауме развалины ничего не дают.
Как известно, особую роль в евангельском жизнеописании Иисуса играет галилейский город Назарет, Родители Иисуса происходили из Назарета, и только случайно, в силу того что им пришлось явиться для прохождения переписи в Вифлеем, богочеловеку довелось родиться ле в своем родном Назарете. Неоднократно он именуется прозвищем Назорей, причем последнее производится от названия города Назарета. Само по себе это истолкование термина «вазорей» искусственно и неправильно, так как на самом деле здесь евангелия следуют ветхозаветной традиции, по которой назореем вообще именуется особо угодный богу и «обреченный ему» человек — от слова «нецер» — «ветвь». Что же касается самого вопроса о городе Назарете как родине Христа, то здесь тоже далеко не все благополучно.
Уже давно библейская критика обратила внимание на то, что название Назарета впервые упоминается лишь в Новом завете. В книге Иисуса Навина, где перечисляются палестинские города, завоеванные израильтянами, Назарет не фигурирует. В произведениях Иосифа Флавия, жившего во второй половине I в. н. э., приводятся названия 45 галилейских городов — Назарета среди них опять-таки нет. Даже в Талмуде, книги которого относятся к III—V вв. н. э., Назарет не упоминается. Создается впечатление, что во времена, к которым Новый завет относит жизнь Иисуса Христа, либо такого города вовсе еще не было, либо он представлял собой весьма незначительное поселение, о котором никто не считал нужным упоминать. Археологические раскопки не опровергают этого предположения. При всем стремлении библеистов-археологов обнаружить следы новозаветного Назарета, им удалось найти здесь лишь несколько черепков, по своей датировке приближающихся к этому времени. Евангельское предание о Назарете как родине Христа пока не может быть ничем подтверждено.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации