Что здесь может дать археология?

Находки у Мертвого моряМогут ли археологические исследования дать материал для установления того, когда и кем написаны те или иные библейские книги или их отдельные части? Можно представить различные гипотетические случаи и возможности этого рода. Попробуем наметить несколько таких вариантов.

Допустим, что найдена рукопись, которая признана одним из оригиналов той или иной библейской книги или обрывком, фрагментом такого оригинала. Это была бы неслыханная уда­ча: такая находка открыла бы возможность точной датировки самого произведения и облегчила бы установление его автора. Если бы найденная рукопись оказалась даже не оригиналом, а (Копией, близкой по времени к оригиналу, то и это было бы очень большой удачей.

Допустим далее, что найдены древние документы, в кото­рых содержатся указания на ту или ‘иную библейскую книгу или даже сведения о времени ее появления и ее авторе. Исходя из датировки найденного документа, можно установить, что во всяком случае в эпоху, к которой он относится, данная кни­га уже существовала; а если его показания внушают доверие, то они дают прямые основания для конкретного решения во­проса о происхождении этой -книги. Наименьшее, что можно извлечь из данной находки, это terminus ante guem[1] — дату, когда данная библейская книга уже существовала, так что она появилась раньше этой даты.

Возможен случай, когда, наоборот, найденный документ, который по всем обстоятельствам дела должен был обязатель­но касаться данной библейской книги и, если не подробно го­ворить о ней, то по меньшей мере упоминать, — ни одним сло­вом, ни намеком не говорит и не упоминает. В этом случае есть основания считать, что в то время, к которому -относится найденный документ, соответствующей библейской книги еще не было, она еще не была написана. Если все в описываемом случае достаточно надежно и убедительно, то мы получаем здесь так называемый terminus post quem[2] — дату, после ко­торой могла появиться интересующая нас библейская книга.

Допустим, наконец, что в найденном археологическом памятнике оказались тексты или изображения, которые не име­ют никакой формальной связи с Библией, но по своему содер­жанию весьма близки к некоторым библейским текстам и образам или даже тождественны с ними. Такое явление может быть объяснено лишь тем, что либо авторы соответствующей библейской книги использовали в качестве материала данный археологический памятник, либо, наоборот, здесь налицо заимствование из Библии. Исследование всех обстоятельств может дать возможность установить, кто в данном случае у кого позаимствовал. Если это удалось установить и если опреде­ление характера и датировка найденного памятника не вызы­вают особых сомнений, то открываются возможности для плодотворных выводов, относящихся к происхождению соот­ветствующего библейского текста.

Во всех этих случаях археологический материал вносил бы свою лепту в выяснение вопроса о происхождении библейских книг. Поскольку дело касается картины, начертанной истори­ческой библейской критикой, этот материал мог бы либо под­твердить эту картину, либо внести в нее более или менее существенные поправки, либо вовсе ее опровергнуть. Посмот­рим, что получилось на самом деле.

Как известно, в древности материалом для письма служи­ли, помимо глиняных пластинок, еще папирус и пергамент. Для библейских рукописей глиняные пластинки, видимо, не употреблялись — в Иудее этот материал для письма был в меньшем употреблении, чем в соседних Вавилонии и Асси­рии. Во всяком случае, до нас не дошла ни одна библейская рукопись на глиняных табличках. В Египте наиболее часто применявшимся материалом для письма был папирус. По бе­регам Нила и на побережье Красного моря были тогда боль­шие заросли тростника, ставшего впоследствии известным под греческим названием папируса. Стебель растения разрезался вдоль на узкие и тонкие полосы, которые размачивались, скла­дывались в два слоя и склеивались под сильным давлением. После сушки образовавшийся плоский лист тщательно поли­ровали, и его можно было использовать для письма. Если не считать огромного количества надписей на стенах зданий, на постаментах статуй и т. д., то вся древнеегипетская лите­ратура создавалась исключительно на папирусе; им начали широко пользоваться в этих целях еще в III тысячелетии до н. э.

При всех усилиях, которые применялись для придания долговечности этому материалу, он все же довольно легко подвергался порче. Только исключительно сухой климат Егип­та обеспечивал длительную сохраняемость папирусных руко­писей, и именно поэтому до нас дошло в удовлетворительном виде такое большое количество египетских папирусов. Климат Палестины в этом отношении значительно менее благоприятен, поэтому там основным материалом для письма издавна стал пергамент, то есть особым образом обработанная кожа козы, теленка, барана или осла. Она размягчалась в специальном растворе извести, после чего с нее соскабливали шерсть и ос­тавшиеся частицы жира и мяса, потом полировали ее пемзой. Так же, каки папирус, пергамент склеивали в длину, получая таким способом довольно большую площадь для заполнения письменами. Старинные еврейские рукописи Библии почти все исполнены на пергаменте. Некоторые же библейские рукопи­си, преимущественно на греческом языке, найденные в Египте, начертаны на папирусе. В отдельных случаях вместо перга­мента употреблялись тонкие медные листы, также сворачивав­шиеся в свитки.

Листы пергамента и папируса со сделанными на них пись­менами прикреплялись своими концами к двум палкам; весь лист навертывался на левую палку, для чтения его постепенно перематывали на правую, так как текст писали справа нале­во. Прочитав очередной столбец, его навертывали на правую палку и развертывали свиток дальше.

На рубеже нашей эры появилась новая форма книги — так называемый кодекс; это некоторое подобие наших совре­менных книг. Листы папируса или пергамента разрезывались на равные-куски, которые складывались вдвое и вкладыва­лись друг в друга, так что получалась более или менее толстая тетрадь, которую впоследствии научились одевать в твердый переплет. Кодекс имел ряд преимуществ перед свитком — он был прочней, с ним было значительно легче обращаться.

Итак, какие из древнейших рукописей Нового завета — свитков или кодексов, на пергаменте или на папирусе — дошли до нашего времени и что дало их исследование?

  1. Срок, до которого (латинск).

  2. Срок, после которого (латинск).

Содержание