О портретных изображениях Христа
О чем здесь может идти речь — об иконах, статуях в католических храмах, распятиях, бесчисленных произведениях искусства?
Изображенный на них человек настолько различен, что считать их портретами никак нельзя. Есть определенные условные формы изображения Христа — небольшая бородка, расчесанные надвое волосы на голове — но и фигура, и черты лица Иисуса представляют собой каждый раз, безусловно, продукт художественного воображения мастера или, может быть, они отражают черты того натурщика, с которого писалась икона. К тому же иконы и другие того же рода изображения Христа -стали появляться только в V—VI вв. н. э., так что не может быть и речи о том, чтобы они хоть в какой-либо мере давали портретное сходство с человеком, который жил (если он вообще когда-нибудь жил!) за пятьсот лет до этого. Существуют ли действительные портретные изображения Иисуса Христа, сделанные с натуры его современниками или, по меньшей мере, — по воспоминаниям современников, художниками ближайших к нему поколений?
Могут быть выдвинуты возражения против самой постановки вопроса. Одно из них заключается в том, что в те -времена люди вообще мало заботились об увековечении себя или своих близких в портретных изображениях. Другое возражение, представляющееся на первый взгляд довольно сильным, исходит из того, что иудейская религия запрещает рисовать или ваять человеческую фигуру, так что и Иисуса Христа изображать нельзя было. Оба эти возражения опровергаются тем обстоятельством, что первоначальное христианство было связано с иудейством только в самый ранний период своего существования и уже через несколько десятилетий широко распространилось среди многонационального населения Римской империи. Если запрет мог еще в какой-то мере действовать на христиан из иудеев, то уж к бывшим «язычникам» он во всяком случае никакого отношения иметь не мог. А в быту римлян, греков и многих других народов, находившихся под их культурным влиянием, было широко распространено обыкновение запечатлевать черты людей в живописных или скульптурных изображениях. Советский историк А. Дмитрев пишет по этому вопросу: «На монетах являлись изображения правителей, законодателей; в библиотеках помещались фигуры ученых, философов, поэтов; в домах почти всех состоятельных граждан всегда сберегались портреты предков, родственников, друзей, любимых учителей и т. п. Вообще не было ничего обыкновеннее в классическом греко-римском мире, как изображение живописью или скульптурой человека известного, замечательного или красивого для сохранения о нем памяти в потомстве». Это значит, что мы имеем полное основание искать портретные изображения Иисуса Христа, могущие в какой-либо мере претендовать на подлинность и историческую ценность.
Местом, где могли бы сохраниться (наиболее ранние такие изображения, по времени ближе всего стоящие к оригиналу, являются римские катакомбы. Этим названием обычно именуются многокилометровые древние подземные ходы и коридоры, имеющиеся не только в Риме, но и в различных городах Западной Европы и в некоторых городах СССР. В одних случаях они возникли как каменоломни, в других, более частых, катакомбы были в свое время подземными кладбищами: в узком коридоре для каждой могилы прорывалось боковое углубление — ниша. В течение столетий подземные коридоры все росли и достигали колоссальной протяженности. Так, например, римские катакомбы, о которых у нас пойдет речь, составляют в общей сложности не одну сотню километров. Нередко в ходе истории катакомбы использовались как убежища и вообще потайные места — особенно во время войн и других острых национальных и социальных столкновений.
Римские катакомбы возникли еще до н. э. и служили местом для погребения у живущих в Риме евреев. Со II в. н. э. ими стали пользоваться христиане, и в дальнейшем они полностью овладели этими подземными кладбищами, прорыв на протяжении столетий большое количество новых коридоров. В’ периоды «гонений» христиане пользовались катакомбами как убежищами. Стены катакомб покрыты колоссальным количеством надписей и всевозможных графических и живописных изображений — фресок и мозаик. Тематика этих надписей и изображений — почти исключительно религиозная. В гробницах и нишах найдено много статуэток и амулетов, медальонов, перстней, предметов украшения и церковной утвари — ложечки для причащения, лампады, различные сосуды и т. д. У христиан первых веков было много своих художников, скульпторов, ювелиров, которые могли бы запечатлеть облик Христа в фресках и мозаиках, лепных изображениях или медальонах. Но — ничего нет!
Трудно представить себе, что у христиан первых веков не было потребности или стремления изобразить пластически предмет своего поклонения и обожествления. Казалось бы, христианские художники, расписывая стены катакомб, должны были пытаться прежде всего изобразить своего бога в его человеческом образе и дать таким способом верующим реальный, чувственно воспринимаемый объект поклонения. «И археология, — пишет уже цитировавшийся А. Дмитрев, — вправе была бы ожидать, что среди богатого множества памятников первоначального христианского искусства она, несомненно, найдет, в первую очередь, древнейшие реальные портреты Иисуса». Но на стенах катакомб, в гробницах и нишах найдено большое количество изображений рыбы, ягненка и многие другие, считающиеся символами Христа, а реального изображения нет буквально ни одного.
Церковные историки нередко ссылаются на изображение «доброго пастыря», в большом количестве фигурирующее в катакомбах, — во фресках, на барельефах гробниц, на чашах и т. д. Это фигура пастуха, молодого безбородого человека с коротко стриженными волосами; он держит на плечах ягненка. На -нем обычная одежда античного пастуха, в руках нередко— особая пастушеская палка с загнутым концом, предназначенным для того, чтобы ловить за ноги отбивающихся от стада овец. При большом желании можно признать эту фигуру изображающей евангельского «доброго пастыря». «Аз есмь, — говорит в евангелии от Иоанна Иисус Христос, — пастырь добрый…» Но отождествлять пастуха из катакомб с Христом нет никаких оснований.
В античном искусстве мотив заботливого пастуха, несущего на плечах овцу или ягненка, встречается очень часто. Найдено большое количество статуэток такого рода, притом многие из них хронологически относятся к дохристианским временам. Например, в 1864 г. в Афинском Акрополе была найдена статуя VI—V вв. до н. э., отличающаяся от катакомбного пастуха почти только тем, что на плечах у него не ягненок, а козленок. В древнегреческом пантеоне был бог Гермес, считавшийся покровителем стад и скотоводства, — он обычно изображался с ягненком на плечах и именно в таком виде служил объектом культового поклонения. Гермес носил дополнительное имя Криофора, то есть овценосца, бараноносца. Древнегреческий историк Павзаний, живший в середине V в. до н. э., описал статую знаменитого скульптора Каламиса, изображавшую Гермеса с ягненком на плечах, и рассказал связанный с этим сюжетом миф о том, как Гермес с ягненком на плечах обошел -кругом стен города Танагры и спас тем жителей от эпидемии чумы; в память этого события ежегодно устраивалась церемония обхода стен города, в которой участвовал самый красивый юноша с ягненком на плечах. При раскопках Танагры статуэтки Гермеса Криофора обнаруживались очень часто. В искусстве древнего Рима этот сюжет также представлен весьма обильно. В частности, много изображений Гермеса Криофора найдено в Помпеях и Геркулануме, (разрушенных при извержении Везувия в 69 г. н. э.
Из всего этого следует, что «добрый пастырь» катакомб ни в коем случае не может отождествляться с Иисусом Христом — это изображение языческого бога Гермеса. Но если даже пойти на все мыслимые уступки в этом вопросе и признать его изображением Христа, то положение защитников христианской догмы от этого не станет легче. Ведь это изображение совсем не совпадает с установившимся и принятым церковью в качестве канонического обликом Христа, запечатленным на позднейших иконах и скульптурах! Здесь нет ни бороды, ни ниспадающих на плечи волнистых волос, ни других элементов Христова образа. Поэтому и церковники не очень настаивают на признании изображений Гермеса Криофора портретами Христа.
Есть еще одна человеческая или, точней, богочеловеческая фигура, довольно часто встречающаяся в катакомбах, — это изображение легендарного певца Орфея. Считается, что некоторые группы первохристиан из язычников символизировали Христа в фигуре Орфея. Известно, однако, что уже в IV в. н. э. христианская церковь запретила считать Орфея символом Христа, и уже с этого времени в катакомбах Орфей не изображался.
То обстоятельство, что в первые века христианства не существовало никаких изображений, которые могли бы с какой- то долей вероятности считаться портретами Иисуса Христа, выразительно подчеркивается .происходившими среди церковников в III—V вв. и. э. спорами о его наружности.
Итальянские и вообще западные богословы и церковные историки настаивали на том, что Христос был внешне очень красив. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст и другие утверждали, что он был высокого роста, имел благородную осанку и прекрасное лицо. Такие представления соответствовали античным традициям изображения классических божеств, воплощавших идеал телесной красоты. Им противостояли взгляды богословов Востока — Египта, Сирии, Византии — Климента Александрийского, Евсевия, Тертуллиана и др., исходивших из представления, по которому божество характеризуется не внешней красотой, а высокой одухотворенностью и мистичностью; восточные богословы считали, что Христос воплотился в человеческом облике некрасивом и невзрачном, но «высоко духов ном». Само собой разумеется, что если бы в те времена существовал мало-мальски надежный реальный портрет Иисуса Христа, такие вопросы и не возникали бы, и споров по ним не было бы.
Само собой разумеется, что любое изображение Христа, относящееся к более позднему времени, может быть признано только продуктом фантазии и ни на какое научно-историческое значение претендовать не может.
Что касается портретных изображений других новозаветных героев, то с ними дело обстоит ничуть не лучше. Богородица изображена в тысячах вариантов не только на иконах, но и на картинах крупнейших художников всех времен, включая Леонардо да Винчи и Рафаэля. Многие из картин вошли в историю мирового искусства как величайшие шедевры. Но ни одно из изображений Мадонны не может, конечно, считаться ее портретом. То же относится и к иконам, статуям и другого рода изображениям Иоанна Крестителя, апостолов и всех остальных персонажей Нового завета.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации