Кто их разрушил?

Кровопролитные войны, сопровождавшиеся сожжением и вообще уничтожением большого количества населенных пунктов, не могли не оставить ясно различаемых следов, которые достаточно распознаются, датируются и истолковываются методами современной археологии. В Палестине и Иордании раскопаны, пожалуй, все те пункты, о которых можно думать, что в них под землей скрыты развалины городов, взятых и разрушенных израильтянами, как об этом рассказано в книге Иисуса Навина и в книге Судей. В ряде случаев обнаружены развалины городов, которые можно с некоторой степенью уверенности отождествить с упоминающимися в указанных библейских книгах. Многие из них действительно погибли в свое время от по­жаров и военного разрушения. Не представляет большой труд­ности для современной археологии установить, к какому вре­мени относятся те или иные разрушения. И если бы исследо­вания показали, что все эти города или по меньшей мере большинство их разрушены примерно в одно и то же время — хотя бы в течение одного столетия, то можно ‘было бы счи­тать, что в наших руках — ключ к выяснению того, когда про­исходили завоевательные войны израильтян в Ханаане. А от­сюда можно было (бы найти путь и к датировке исхода евреев из Египта и вообще к решению ряда важнейших проблем древней истории Востока.

К сожалению, это оказывается недостижимым. Разруше­ние различных местностей Иордании и Палестины происхо­дило не в одно и то же время, так что нет оснований утверждать, что именно израильское завоевание было причи­ной этих разрушений.

Древние города вообще нередко подвергались уничтожению. Войны и набеги происходили чрезвычайно часто, они велись совершенно беспощадным образом, победитель обычно не оставлял камня на камне от побежденных городов-государств. Удивительно ли, что раскопки дают много материала для вы­водов о разрушенных и сожженных населенных пунктах?! Больше того, часто один и тот же населенный пункт оказы­вается полностью разрушавшимся не один, а несколько раз. После очередной катастрофы место прежнего поселения в те­чение десятилетий и столетий заносилось песком, иногда за­брасывалось мусором из соседних населенных пунктов и исчеза­ло с лица земли; над ним постепенно возникало новое поселе­ние, в течение десятилетий, а иногда и столетий проходившее тот же путь, что и то, которое находилось в земле под ним; по­том процесс начинался сызнова. Эта картина установлена рас­копками ряда населенных пунктов Палестины и Иордании. Но, чтобы города, перечисленные в книге Иисуса Навина, были разрушены в одно и то же время, никак не получается.

Вопрос о том, кем именно разрушены те или иные из рас­копанных археологами ханаанских городов, во всех случаях остается без ответа; во всяком случае, археология не может на него ответить. И совершенно правильно сказал об этом крупный немецкий библеист Альбрехт Альт: «Не каждое раз­рушение, произведенное в Ханаане в период израильского завоевания, было результатом этого завоевания, и не каждое завоевание (этого времени. — И. К.) надо считать работой израильтян». Не подлежит сомнению, что в конце XIII в. до н. э. ряд населенных пунктов на территории современной Па­лестины подвергается разрушению — как правило, в резуль­тате войн. Райт даже говорит, что по Палестине /в это время пронеслась целая волна разрушения. Он не может, однако, скрыть того, что такая же, если не более сильная волна имела место и в XII и в XI вв. до н. э.; он говорит, что «эти века были одним из наиболее разрушительных и хаотических периодов в истории страны». К этому можно прибавить, что и для пред­шествовавших веков характерны такие же разрушения. Нет поэтому никаких оснований выделять в этом отношении ко­нец XIII в.

Период 1600—1200 гг. до н. э. в Палестине и Сирии про­ходит под знаком борьбы между Египтом и Хеттским царством за господство в этом районе Ближнего Востока. Наиболее острым моментом этой борьбы было сражение при Кадеше на реке Оронт в 1312 г. Это событие подтверждается и иллюстрируется большим количеством археологических нахо­док. Многие другие войны и сражения также оставили яркие и легко распознаваемые следы. Например, войны, которые велись «народами моря», дали археологам много материала в Угарите, Библосе, Мегиддо и других пунктах. Только те военные раз­рушения, которые приписываются библейскими легендами израильтянам под руководством Иисуса Навина, почему-то не поддаются точному распознаванию; фактически зарубеж­ные археологи довольствуются лишь одним признаком, на ос­новании которого они характеризуют военные разрушения как следы завоевания Ханаана израильтянами: им достаточно да­тировки концом или серединой XIII в. Но разве в это же время не могли вестись на этой территории и другие войны, резуль­татом которых были открытые археологами разрушения?!

Все это настолько очевидно, что и зарубежные археологи и библеисты вынуждены прямо или косвенно признавать исто­рическую ненадежность библейских повествований о завоева­нии Палестины. Олбрайт, например, считает, что завоевание Палестины израильтянами проходило отдельными стадиями на протяжении довольно длительного времени и что роль Иисуса Навина, как единственного вождя этого завоевания, в Ветхом завете преувеличена. Это самое мягкое и «безобид­ное», что можно здесь сказать. Более объективные ученые вы­сказываются на этот счет решительней и категоричней.

Крупный немецкий библеист и историк древней Иудеи Мартин Нот прямо говорит, что нет никаких оснований при писывать открытые археологами в Палестине разрушения XIII и XII вв. израильскому вторжению. С археологической точки зрения вся библейская эпопея завоевания Ханаана Иисусом Навином повисает, таким образом, в воздухе.

Содержание