Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
В литературе известно сообщение о том, что в 1889 году некто аббат Кре нашел в Иерусалиме круглый камень размером с арбуз и что на этом камне была выбита древнееврейская надпись: «Гиря царя Давида, триста сиклей». Весил этот камень около 32 килограммов, а так как триста сиклей должны весить значительно больше, то на помощь приходит соображение о том, что камень когда-то был больше размером и тяжелее, но за три тысячелетия своего существования претерпел ущерб, уменьшивший его размеры и вес. Подлинность этой находки весьма сомнительна — нет никаких сообщений о том, чтобы ее древность была подтверждена физическими методами или палеографическим анализом.
В 1850 г. французский археолог Фелисиен де Сольси во время поездки по Палестине обнаружил в Иерусалиме несколько гробниц, произведших на него впечатление большой древности. Это были четырехугольные подземные камеры, пробитые в скале и соединенные узкими ходами; в каждой из камер имелись особые углубления, рассчитанные примерно на размеры человеческой фигуры. Де Сольси решил, что он открыл гробницы иудейских царей допленного периода; найденный им богато украшенный обломок саркофага он признал фрагментом гроба самого царя Давида. Вернувшись в Европу, де Сольси широко разрекламировал свое открытие. Его сообщения были, однако, встречены с недоверием в ученых кругах.
Через тринадцать лет археолог вернулся в Иерусалим с тем, чтобы произвести более основательные исследования. На этот раз его поиски дали довольно богатые результаты. Он нашел замурованный ход в еще глубже расположенную камеру, а в ней — каменный саркофаг, на верхней доске которого были две еврейские надписи: «Царица Цада» и «Царица Адиабены». Сняли крышку саркофага; в нем оказался человеческий скелет — по-видимому, женский. Когда попробовали прикоснуться к нему, он моментально рассыпался в прах. И на этот раз де Сольси подтвердил свою прежнюю оценку находок: он определил их как погребения иудейских царей вплоть до Седекии, умершего в самом начале вавилонского плена, то есть в начале VI в. до н. э., найденный же им женский скелет он признал за останки одной из жен царя Седекии. Продолжая свои поиски, де Сольси нашел еще ряд гробниц со следами семидесяти погребений; их он признал могилами судей. И все эти гипотезы оказались ошибочными.
Ряд саркофагов, вывезенных де Сольси и находящихся теперь в Лувре, подвергся тщательному исследованию. Вместе с дополнительными материалами, найденными на месте, эти исследования дали археологам основания к выводу, что найденные де Сольси гробницы должны датироваться периодом не раньше I в. н. э. Была раскрыта и тайна саркофага с женским скелетом. Это оказалось погребение царицы города Адиабены в Месопотамии Елены. В I в. н. э. она и ее сын Изат обратились в иудейство; и они и их преемники погребались в Иерусалиме. Про Изата известно, что он имел 24 сына. Если прибавить сюда незафиксированное историей количество его дочерей и если представить себе, что потомки Изата были не менее плодовиты, чем он, то станет понятным обилие погребений.
«Гробницы судей и царей» оказались, таким образом, продуктом археологической ошибки. Несмотря на это, легковерным паломникам они и теперь демонстрируются в качестве подлинных и служат немаловажной статьей дохода для владеющих этими местами церковников.
Таких «памятников древности» в Иерусалиме много. К ним относятся старательно эксплуатируемые церковниками «колонна Авессалома» и «гробница Иакова». О втором из этих памятников говорить вообще не приходится, это очевидная фальшивка. Скажем лишь несколько слов о первом. В Ветхом завете говорится, что сын царя Давида Авессалом «еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине… и называется он памятник Авессалома до сего дня». На самом деле колонна, которую выдают за памятник Авеесалому, относится к эллинистическому или даже греко-римскому периоду и, следовательно/не может быть древней конца IV в. до н. э. «Небольшое расхождение» — всего на 600 с лишним лет!
Обратимся к более достоверным материалам — к тем, которые дает для рассматриваемого периода археология.
Об «эпохе судей» ни одно библейское сообщение не нашло до сих пор ни одного археологического подтверждения. Все имена судей, фигурирующие в Ветхом завете, нам известны только по тексту последнего и не встречаются ни в каких археологических памятниках Палестины или какой-либо другой из стран. Это относится и к именам первых царей Саула, Давида и Соломона. Все же в отношении их археология располагает материалами, могущими дать косвенное подтверждение их исторического существования и некоторые иллюстрации, характеризующие их деятельность.
По Библии, столицей Иудеи при царе Сауле был город Гива (в Библиях на других языках и в археологической литературе — Гибеа). У археологов были основания полагать, что развалины этого города можно раскопать в холме Телль эль-Фул, находящемся в 6 километрах к северу от Иерусалима. В 1922 году Олбрайт начал раскопки этого холма, но продолжить ему пришлось их лишь через десять с лишним лет. Результаты были довольно успешными. Выяснилось, что в этом месте был укрепленный город, основанный около 1200 г. до н. э. и существовавший до 70 г. до н. э., когда он был полностью разрушен войсками римского полководца Тита во время его похода на Иерусалим. Иллюстрацию к этим чисто археологическим данным мы находим в сорбщении христианского писателя блаженного Иеронима, который в 385 г. н. э. видел этот город «разрушенным до основания».
В раскопанном городе не сохранилось ни одной надписи, ни одного ясного доказательства того, что найденные развалины остались от дворца Саула или от возведенной им крепости. Тем не менее, поскольку датировка развалин дает возможность относить (их к периоду царствования Саула (конец XI в.), можно с некоторой долей вероятности считать, что имеем здесь дело именно с памятником этого царствования.
Большие усилия были приложены археологами к тому, чтобы найти какие-нибудь следы царя Давида. В 1913—1914 гг. экспедиция под руководством Раймонда Вейля раскопала южный конец горы Офель в Иерусалиме в надежде найти гробницу Давида. Гробница не была обнаружена, а дальнейшие ее пояски были признаны настолько актуальной задачей, что вскоре после окончания первой мировой войны (в 1922 г.) Джон Гарстанг, директор Британского ведомства древностей в Палестине, обратился с призывом к ученым разных стран объединить их усилия в поисках гробницы Давида. Через год английская администрация Палестины объявила гору Офель «открытой для международных исследований». С октября 1923 г. до лета 1925 г. продолжались раскопки под руководством Макалистера и Дункана. Гробница не была найдена, но кое-какие, результаты все же раскопки дали. Была открыта древняя городская стена с воротами, в одном углу которых оказались следы заделанной большой бреши. По этому поводу археологи вспомнили следующие библейские тексты: «И поселился Давид в крепости… и обстроил кругом от Милло и внутри»; «Соломон строил Милло; починивал повреждения в городе Давида, отца своего». Слово «милло» в древнееврейском языке имеет много значений, одним из них является — «наполнение», «начинка», можно толковать его и в смысле «заплата». Может быть, в приведенных выше цитатах имеется в виду именно та каменная заплата на бреши, которую нашли археологи в городской стене? Если это так, то, значит, перед нами вещественный след деятельности царей Давида и Соломона.
С эпохой и деятельностью Соломона археологи-библеисты связывают и еще ряд открытий. Отметим прежде всего каменный карьер, найденный в Иерусалиме еще в 1852 г.
Проживавший там англичанин Джозеф Беркли прогуливался однажды со своей собакой вдоль остатков северной части городской стены Иерусалима. И вдруг собака исчезла в отверстии, которое вело под землю. Оказалось, что вглубь ведут длинные подземные ходы. Через некоторое время были предприняты изыскательские работы. Очистив подземные ходы от большого количества песка и мусора, Беркли дошел до огромных подземных помещений, где когда-то, по всей видимости, добывался строительный камень. По своему качеству он должен «был подходить для строительства таких зданий, каким описывает Библия Соломонов храм. По своей датировке эти слои примерно соответствуют эпохе Соломона. Есть основания поэтому думать, что именно здесь добывался камень для стройки храма при царе Соломоне.
Строительная и торгово-промышленная деятельность Соломона оставила довольно выразительные следы и в других местах. В Библии много говорится о тех металлах, которые использовались на стройке храма и других сооружений, возводившихся Соломоном, в частности о меди. Вот, например: «Все вещи, «которые сделал Хирам царю Соломону для храма господа, были из полированной меди. Царь выливал их в глинистой земле, в окрестности Иордана, между Сокхофом и Цартаном». Географические указания даны здесь довольно точные. Археологи воспользовались ими, также как указанием на то, что «царь Соломон… сделал корабль в Ецион- Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской».
В 1936 г. на юг Палестины вдоль долины Вади Араба направилась большая экспедиция во главе с Нельсоном Глюком. Она была богато снаряжена попечениями ряда учреждений, в том числе Американского института восточных исследований, Американского философского (!) общества, Питтсбургской теологической семинарии и некоторых частных меценатов. В установлении тех мест, где могли находиться Соломоновы рудники, археологам помогали и некоторые сохранившиеся до нашего времени названия местностей: так, например, до сих пор арабы называют некоторые места там — Хирбет эл-Нахас, что означает Медные развалины. Все свидетельствовало о том, что именно здесь нужно искать следы Соломоновой горнопромышленной активности. Ожидания исследователей не были обмануты. В местах, указанных III книгой Царств, были обнаружены обширные рудники и плавильни. Анализ образцов шлака и руды показал содержание в последней 58,7 процента железа и 10,3 процента меди. Среди находок были не только большие массы шлака и остатки выплавленного металла, но и печи, в которых производилась плавка, и остатки хижин горняков и целых их поселений. Исследование найденных керамических материалов показало, что рудники эксплуатировались с X по VI в. до н. э. Видимо, начало им было положено при Соломоне.
Сенсационная находка, относимая многими археологами к эпохе и деятельности царя Соломона, была сделана в районе Телль эль-Мутезелим, где как предполагается, в библейские времена находился город Мегиддо.
Начало раскопкам в этом районе было положено в 1903— 1905 гг. Немецким востоковедным обществом. Наибольший размах этих исследований пришелся на период между двумя мировыми войнами; с 1925 по 1939 г. раскопки шли почти непрерывно. Четвертый из вскрытых археологами культурных слоев был назван «Соломонов уровень». На этом уровне было открыто сооружение, занимавшее почти одну пятую часть всей территории города: большое количество невысоких каменных столбиков, расположенных рядами таким образом, что с наибольшей долей вероятности их можно считать остатками конюшен. Если считать, что каждому столбику соответствовало одно стойло, то вся конюшня была рассчитана на 450 лошадей. Указания Библии о большом количестве лошадей, которым владел Соломон, сделали весьма соблазнительным для археологов вывод, что ими найдена одна из главных конюшен царя Соломона.
Часть исследователей, однако, отказывается присоединиться к этому выводу. Израильский археолог И. Ядин считает, например, что конюшни были построены после Соломона и даже после того, как египетский фараон Шешенк (библейский Сусаким) при преемнике Соломона Ровоаме разрушил город. По этому варианту конюшни в Мегиддо были сооружены царем Ахавом, о двух тысячах колесниц которого упоминается в летописях ассирийского царя Салманассара. Впрочем, Ядин не исключает того, что во времена Соломона в Мегиддо были и его конюшни, но они могли находиться, как считает израильский археолог, в месте, которое пока еще не раскопано.
Исследования в Мегиддо обнаружили ряд фортификационных сооружений, относящихся к X в. до н. э. По этому поводу археологи вспоминают сообщение III книги Царств о «подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм господень… Гацор и Мегиддо и Газер». Можно полагать, что Соломон, собрав соответствующую сумму, построил укрепления в Мегиддо, открытые сейчас археологами. Это тем более вероятно, что сооружения такого же типа обнаружены в Гацоре и Газере, которые упомянуты в приведенный выше цитате в той же связи, что и Мегиддо.
И все же, как ни сопоставлять всевозможные соображения и доказательства по поводу археологических находок, относящихся к X в. до н. э., приходится признать, что прямых доказательств их связи с первыми иудейскими царями до сих пор установить не удалось. Райт вынужден с сожалением констатировать «разочаровывающий вывод, что ни один археологический памятник, найденный в Иерусалиме, не может быть с уверенностью датирован временем Давида и Соломона». С тем же основанием это можно сказать и о памятниках, найденных в других городах Палестины — в Мегиддо, Гивен т. д.: их связь с первыми иудейскими царями выглядит вероятной, но не достоверной.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации