Заключение
Для иудаизма и всех ответвлений христианства Библия как была, так и остается «священным писанием», наиболее авторитетным догматическим, культовым и морально-этическим документом. Это, настойчиво твердят богословы на протяжении тысячелетий, не человеческое произведение, а боговдохновенная (у русских богословов обычно применяется формула — богодухновенная) книга, продиктованная земным авторам самим богом или одной из его «ипостасей» — святым духом. Она содержит в себе поэтому наивысшую непогрешимую мудрость, святость, красоту и все вообще мыслимые совершенства. Не только религиозные деятели, но и политики и светские идеологи современной буржуазии не жалеют самых пышных слов для ее прославления и возвеличения.
Церковники и буржуазные политики постоянно расписываются в своей преданности и любви к Библии. Небезызвестный Джон Фостер Даллес утверждал, что «Библия есть величайшая из всех книг» и что она сыграла важнейшую роль во всей истории США. Даллес находил в ней руководство по американскому образу жизни, он считал ее символом американизма. По мнению французского католического богослова Даниеля-Ропа, как и многих других богословов и богословствующих философов-идеалистов, вся цивилизация, точней сказать, современная «западная цивилизация», основана на Библии. Этот автор ссылается и на «глубокое высказывание» поэта Поля Валери о том, что «западная цивилизация базируется на трех основаниях: греческом разуме, римском порядке и иудейско-христианском духе». Третье же «основание» и есть не что иное, как Библия, и это — главное основание, ибо «без нее Запад не был бы тем, что он есть».
Ту же точку зрения выражает лидер идеалистической философской школы экзистенциализма Карл Ясперс. Проблема Библии, говорит он, есть «проблема западных стран», и вопрос о том, «что будет с библейской религией, есть вопрос жизни и смерти западной цивилизации». На этом основании Ясперс ратует «за библейскую религию» — этим лозунгом озаглавлен один из основных разделов его книги «Философская вера». Он требует философствования только на библейской основе. Больше того, он утверждает, что иначе и не бывает: «Мы философствуем из библейской религии и получаем здесь незаменимую истину»; «Библия и библейская религия есть основа нашего философствования, постоянный ориентир и источник незаменимого содержания». А как же быть с тем фактом, что многие вполне «западные» философы мыслили не столько по Библии, сколько против Библии? На это у Ясперса есть заранее приготовленный ответ — не очень вразумительный, но абсолютно категорический: «Западное философствование — всегда с Библией, даже тогда, когда оно против нее борется». Поэтому еще и еще раз «содержание Библии не может быть для нас заменено никакой другой книгой».
Ясперс предвидит весьма серьезные изменения в идеологии общества, он говорит о неизбежности такой радикальной перестройки людей «до последнего индивидуума», какой история никогда до сих пор не знала, причем эта перестройка коснется прежде всего «религиозных форм достоверности». Но должно ли человечество в ходе этой перестройки потерять «вечную истину библейской религии»? Ни в коем случае, «невозможно даже представить себе, что можно поставить на ее место». Во всяком случае, не философию, ибо философия не’ может дать человеку того, что ему дает религия», и к тому же «философские учения держатся в народе через религиозную веру». Поэтому «философия оставляет для религии свободное пространство», и в этом пространстве должна царствовать Библия как совершенное воплощение религиозной веры. Поэтому «философия вступается за библейскую религию».
Действительно, идеалистическая философия заступается теперь за Библию и библейскую религию самым активным образом. И не только философия. В мире существуют могущественные силы и группы, заинтересованные в широчайшем распространении Библии среди народных масс и в том, чтобы всеми средствами поддерживать ее репутацию как священнейшей книги, как Книги Книг.
Для чего это делается, в чьих интересах?
* * *
Религия претендует на то, чтобы управлять всеми сторонами жизни человека, а стало быть, и человеческого общества в целом. Книга, признаваемая священной сотнями миллионов, должна их каким-то образом ориентировать в основных вопросах личного и общественного поведения. Если Библия является, как ее аттестуют идеологи иудейско-христианских религий, Книгой Жизни, то она должна указывать почитающим ее правильный выбор жизненного пути.
И действительно, апологеты библейских религий не удовлетворяются ее ролью как вероисповедного культового документа. Они оперируют понятием «библейского мировоззрения», охватывающим все стороны идеологии современного человека и указывающим ему, в частности, путь, по которому он должен идти в своей общественной жизни и деятельности. В этом смысле Библия приобретает значение своего рода политической платформы. О таком вполне актуальном значении и использовании Книги Книг свидетельствует хотя бы тот факт, что писания клерикальных публицистов нашего времени постоянно оперируют понятием «библейского пути» спасения человеческого рода от всех социальных неустройств.
Для каждой исторической эпохи, для каждого общества на любой ступени его развития -самым насущным и важным является вопрос, каковы пути дальнейшего развития, каковы судьбы данного общества и классов, его составляющих. Эта решающая для каждого общества проблема приобрела особую остроту в наши дни.
Человечество пришло к такому положению, когда жизнь властно требует новых путей, связанных с коренной реконструкцией всех общественных отношений. В мире уже существует новая, социалистическая система, воплощающая эти пути и открывающая перед человечеством грандиозные перспективы процветания и благоденствия. Одновременное и параллельное существование социалистической и капиталистической систем с исключительной ясностью свидетельствует о том, что человечество стоит перед выбором пути своего дальнейшего развития. Народы мира кровно заинтересованы в том, чтобы борьба двух систем приняла характер не военного столкновения, грозящего населению земного шара неисчислимо катастрофическими последствиями, а мирного соревнования — прежде всего на научно-техническом и экономическом поприще. Это соревнование не может, однако, ограничиться техникоэкономической областью человеческой жизни и деятельности. А идеологическим узловым пунктом всестороннего соревнования двух мировых систем является борьба мировоззрений. Вполне понятно, что решающий момент этой борьбы разыгрывается вокруг вопроса о дальнейших путях общественного развития.
Основным элементом идеологии «библейского пути» является положение о том, что существование ветхозаветного Яхве и новозаветной Троицы гарантирует справедливость и правильность всех мировых порядков, а если чего-нибудь и не хватает в идиллической картине управляемого Провидением мира, то опять-таки существование старого Яхве вкупе со всей Троицей обеспечивает неизбежное грядущее исправление всех социальных зол. Современные богословы, как иудейские, так и христианские, изображают именно бога гарантом справедливого общественного порядка. Что это означает в применении к реальной общественной действительности?
Гарантируемая богом социальная справедливость, которую человечество должно найти на библейском пути, означает не что иное, как закрепленный на веки вечные капитализм. Пышная словесность, которой расписывается вполне угодный богу библейский путь, призвана скрыть то очевидное обстоятельство, что он просто никуда не ведет, ибо ориентирует на ликвидацию социального зла в потустороннем мире с тем, чтобы на земле все оставалось по-прежнему.
Не следует, однако, думать, что идеологи библейского пути сводят его только к чаянию загробного воздаяния и к пассивному ожиданию второго пришествия Спасителя. Они выдвигают перед верующими и более актуальные задачи, вытекающие из библейского мировоззрения. В общем, эти задачи, если отвлечься от специфически богословской церковной терминологии, в которой они формулируются, заключаются в поддержании современного капиталистического статус-кво (существующего положения). Библия используется при этом для того, чтобы доказать, с одной стороны, соответствие капиталистических порядков ее общественному идеалу и, с другой стороны, наличие в ней программы такого усовершенствования этих порядков, при котором они просто не будут отличаться от условий царствия небесного.
Понятно, чем прельщает буржуазных идеологов библейский путь: он совершенно безопасен для капиталистического строя и для тех классовых группировок, которые при капитализме составляют вершину общественной пирамиды. Но, конечно, ни один проповедник не сможет объяснить, почему теперь, в итоге почти двух тысячелетий широчайшего распространения, а в ряде стран — фактического господства библейской религии, — приходится ставить вопрос о спасении человечества. Казалось бы, идя по совершенно спасительному библейскому пути, человечество должно было давно уже прийти к идеальному общественному строю!
Это один из тех проклятых вопросов, на которые ни один церковник и богослов не может дать мало-мальски вразумительного ответа. Не могут они, впрочем, членораздельно объяснить и само содержание того социального учения, которое предлагают верующим извлекать из Библии.
Туманный, но вполне благочестиво звучащий лозунг библейского пути нужен современным эксплуататорским классам и их церковной агентуре для прикрытия их основной целине выпускать из своих рук господство над народными массами. Библия необходима в качестве непререкаемого авторитета для масс. «Без авторитета, — говорит Карл Ясперс, — невозможна никакая человеческая жизнь». Массам нельзя предоставить возможность жить и мыслить, как они сами хотят. То, что Церкви претендуют на руководство народами, имеет под собой, как считает Ясперс, вполне реальные основания, эта претензия должна быть признана обоснованной. «Церкви видят необходимость руководства массами, необходимость общепринятых картин действительности, необходимость упорядоченной традиции. Их претензия на всеохватывающую истинность предполагает контроль над действиями отдельного человека и руководство его общественной деятельностью». По существу, как видим, просвещенный мыслитель середины XX в. не прочь воскресить теократический идеал средневековья, ему мерещится церковное руководство не только над «картинами действительности», не только в абстрактно-идеологической области, но и в практике, в общественной жизни. Ясперс вся чески поддерживает претензии церковников на руководство, И Библия, по его мнению, есть лучшее орудие обоснования этих претензий. «Авторитет, — говорит он, — есть не только… руководство через институты и их представителей — духовенство, но также через почтение и доверчивое прислушивание к руководству духом великого прошлого — трехтысячелетней давности». Поскольку люди верят Библии, надо это полностью использовать: ведь «здесь люди ожидают увидеть истину»! Чего же больше нужно?!
Особенно ценна, утверждает американский теолог Осборн, содержащаяся в Библии «идея руководства». Там, правда, речь идет о божьем руководстве человеком, а не о руководстве одних людей другими. Но на это Осборн призывает не обращать внимания, ибо главное — то, что сама идея руководства есть христианская идея, идущая из Библии. А эта идея представляет большую ценность для американского и всякого иного империализма.
Пикантно звучит в устах Осборна признание того, что американская пропаганда «идеи руководства» исходит вовсе не из библейских учений, а из куда более практических причин и соображений. «Можно допустить, — говорит он, — что главным фактором в доктрине руководства были скорей «укусы необходимости», чем особое проникновение в Библию». Но использование Библии дает возможность маскировать требования своекорыстной империалистической необходимости, придавая им возвышенный и облагороженный религией вид: в Библии «руководство проповедуется, изучение ее различными группами (мужчины, женщины, молодежь, церковные коллективы) заставляет людей относиться к вопросу серьезно…». Это уже весьма ценно для тех, кто претендует на «руководство» всем человечеством. Тем более, что само это несознательное человечество почему-то не чувствует никакой необходимости в американском руководстве… С плохо разыгранной наивностью Осборн жалуется: «Европейцы теперь не знают эту доктрину («доктрину руководства». — И. К.) под ее именем, они не видят и ценности включения этой идеи в их документы. Американец не может понять этого отвращения». И именно на Библию Осборн возлагает часть своих надежд: она поможет преодолеть отвращение европейцев к американскому «руководству».
Итак, нужно, чтобы Библия была авторитетна в широких народных массах, — только тогда она может играть существенную роль в борьбе реакционных сил старого мира за сохранение своего господства. Но какими средствами можно поддерживать ее авторитет, когда в ходе научного и культурного развития человечества «священная» книга иудаизма и христианства поставлена на ее действительное место в ряду не менее и не более священных книг всех других религий? На чем основывают апологеты Библии свои утверждения о ее высочайшей авторитетности, о ее вечном и непреходящем значении? Их традиционная аргументация по этому вопросу может быть сведена к следующим пунктам:
1) Происхождение Библии — сверхъестественное, ее источник — божественное откровение, данное людям.
2) В Библии содержится высочайшая мудрость, с которой не могут сравниться никакие достижения человеческого разума, никакие завоевания науки.
3) Библия оказывает на людей облагораживающее воздействие содержащимся в ней сводом правил нравственного поведения и своими художественными красотами.
К этим давно пребывающим в обращении доводам идеологи религии систематически прибегают и теперь. Они не могут, однако, не видеть того, что в наше время на той ступени, которой достигло сегодня человеческое знание и умение, вся эта аргументация оказывается до неприличия слабой.
Рассмотрим каждый из перечисленных «доводов» по отдельности.
* * *
Для критической мысли само понятие богодухновенности во все времена должно было представляться неубедительным и странным. Основная его слабость заключается в том, что оно никак не может быть доказано и обосновано. Ссылка на то, что такая-то книга является богодухновенной и потому — абсолютно авторитетной, сама нуждается в доказательстве своей истинности. В самом деле, почему я должен считать, что богодухновенна именно Библия, а не «Слово о полку Игореве»? Здесь приходится просто слепо довериться какой-то группе богословов и проповедников; но почему им нужно верить и почему именно этой группе, а не любой другой?
Такого рода размышления и раньше смущали самых верующих людей. Но положение в этом отношении стало все больше усложняться по мере того, как рационалистическая, филологическая и историческая критика Библии разбиралась в этом религиозном документе все конкретнее и глубже. Церковникам становилось все более трудно оставаться на позициях общего решения вопроса о безусловной богодухновенности Библии, ибо обнаруживались факты, которые никак не могут быть примирены с этим решением.
Непонятной оказалась пестрота стиля различных библейских книг. Почему, в самом деле, дух божий должен был в книге Исайи говорить изысканным языком, «высоким штилем», в книге Иеремии — грубым и шероховатым языком малообразованного деревенского жителя, в книге Иезекииля — как взвинченный экзальтированный истерик, в Песни Песней — как поэт-лирик, в евангелии от Луки — как почти бесстрастный объективный повествователь, а в Апокалипсисе — как фантаст с мрачным и зловещим воображением? Уж несравненно логичней и правдоподобней было бы предположить, что все библейские произведения носят на себе печать индивидуальности их земных авторов и что, следовательно, богодухновенность не должна распространяться, по меньшей мере, на язык и стиль этих произведений. На это приходится пойти с тем большей необходимостью, что, например, греческий язык, на котором написаны книги Нового завета, признан специалистами весьма несовершенным и грубым, с большим количеством грамматических ошибок. Само собой разумеется, что приписать Всеведущему плохое знание греческого или какого-нибудь другого языка — совершенно невозможно. Надо искать другой выход.
Положение еще больше осложняется, когда возникает вопрос о внутренней непоследовательности и противоречивости содержания Библии, о наличии в ней огромного множества несуразиц и внутренних противоречий, массы географических, исторических и подобных им ошибок. Чем больше таких ошибок и противоречий обнаруживалось в библейских книгах, тем сложней оказывалась проблема богодухновенности «священного писания». Перед богословами стоит исключительно трудная, по существу неразрешимая проблема такого объяснения этого конфузного положения, при котором, с одной стороны, можно было бы не отрицать совершенно очевидные факты, а с другой стороны, не пострадала бы богодухновенность.
Наиболее «дешевым» способом отделаться от докучных и опасных вопросов, связанных с богодухновенностью всех странных до нелепости библейских казусов, является ссылка на ошибки, сделанные переводчиками и переписчиками. Но ссылки на переводчиков не спасают дела. В большинстве случаев нетрудно доказать, что перевод здесь ни при чем, ибо данная нелепость наличествует в самом содержании Библии и фигурирует как в древнееврейском тексте, так и в греческом переводе «70 толковников» и в латинской Вульгате. Утверждать же, что виноваты переписчики, наделавшие ошибок, — опасно для авторитета «священного (писания». Так как эти «ошибки переписчиков» фигурируют в самых древних из дошедших до нас рукописей Библии, то стоять на такой точке зрения — значит давать возможность сомневаться в подлинности любого библейского текста, подозревая его в том, что он явился продуктом ошибки переписчиков. Поэтому церковники сравнительно редко прибегают к аргументу «от переписчиков» и, наоборот, стараются обычно оставлять в тени вопрос о*б их деятельности даже тогда, когда те или иные их ошибки или намеренные искажения, например вставки или, наоборот, сокращения текста, раскрываются библейской критикой.
К тому же главная беда и главное затруднение заключаются не столько в отдельных разночтениях и противоречиях, содержащихся в библейском тексте, сколько во всем его содержании. Ведь никак нельзя свалить ни на переводчиков, ни на переписчиков фантастичность и предельную примитивность повествования книги Бытия о сотворении мира и человека, вопиющую безнравственность многих библейских поучений и рассказов, человекоподобность библейского бога. Приходится искать благовидное объяснение каждому такому неприличному случаю.
Некоторые возможности маневрирования в этом вопросе теологи нашли в концепции так называемого невербального откровения, по которой богодухновенны лишь идеи, содержащиеся в Библии, а словесное выражение этих идей принадлежит земным авторам. Крайним выражением этой точки зрения является признание того, что сами сюжеты библейских мифов и повествований должны быть отнесены за счет людей, писавших библейские книги, а богодухновенными надо считать лишь общие идеи; в каждом, мол, случае из божественного источника происходит лишь «мораль сей басни», а сама басня сочинена баснописцем и имеет, стало быть, не божественное, а человеческое происхождение. При таком решении вопроса, кстати говоря, ни одно библейское повествование не может претендовать на историческую достоверность.
Что же тогда остается от богодухновенности? Она оказывается таким же мифом, как те, которые в изобилии наличествуют на страницах Библии. Особенно ясным делается этот факт в свете разбора вопроса о пресловутой мудрости, якобы заключающейся в библейских книгах.
Если бы действительно Библия содержала в себе ту невиданную удивительную мудрость, о которой так любят распространяться иудейско-христианские проповедники, то это, конечно, было бы важнейшим аргументом в пользу ее авторитетности и величайшей ценности для человечества. Это в большой степени компенсировало бы и указанные выше, мягко выражаясь, слабые места учения о ее богодухновенности. В самом деле, если книга учит людей величайшей мудрости, то, может быть, не так уж существенно, что ее происхождение оказывается не небесным, а земным, не божественным, а человеческим?!
Под мудростью следует, очевидно, понимать прежде всего то, что учит людей истине, что дает им глубокое проникновение в сущность явлений природы и общества, что просвещает человека относительно его самого и всех других людей, относительно истории возникновения и развития природы, человека и общества. Короче говоря, речь идет о той картине мира, которую Библия раскрывает перед человеком, читающим ее и относящимся с доверием к тому, что она ему сообщает.
Можно ли, однако, найти в Библии такую картину мира? При всей противоречивости и пестроте библейских повествований, а также и идей, которые могут быть выводимы из этих повествований, в этой пестрейшей мозаике библейских текстов можно все же найти некие ведущие нити, дающие обобщающую картину. В Библии действительно можно вычитать какую-то общую картину мира, и в этом смысле ее современные апологеты имеют некоторые основания говорить о «библейском мировоззрении». Правда, они вкладывают в это понятие то содержание, которое им нужно и выгодно; очень часто это содержание идет вразрез с действительным содержанием библейских легенд и поучений; еще чаще то или иное современное толкование библейской картины мира согласуется с одними библейскими текстами и противоречит другим, что совсем не удивительно, если иметь в виду вообще характерную для смысла библейских книг противоречивость. Но нам нужно сейчас отвлечься от всевозможных толкований и кривотолкований смысла Библии и рассмотреть этот смысл таким, каким он выглядит в самих библейских текстах.
Общеизвестно содержание космологических, космогонических, антропологических и им подобных библейских легенд. Записывая аналогичные легенды у народов Океании, Австралии, Южной Америки и т. д., этнографы и фольклористы не ищут в них никакой особой мудрости. Они изучают их при помощи специфических приемов своей науки, подвергают их анализу с точки зрения лингвистической, литературно-формальной, сравнительно-этнографической, религиозно-исторической. В огромнейшем количестве всевозможных мифов и сказок, записанных у различных народов земного шара, оказалось очень много общего по содержанию и даже по форме с библейскими легендами; знаменитый английский этнограф Дж. Фрэзер потратил немало усилий на установление параллелей и аналогий между произведениями фольклора современных отсталых народов и библейскими сюжетами. Культурный и умственный уровень тех и других легенд вполне сравним, а в ряде случаев здесь можно констатировать сходство, близкое к тождеству. И в этом нет ничего удивительного, ибо библейские представления о мире складывались в тот период, когда народ, являвшийся их автором, стоял примерно на той же ступени культурного и умственного развития, что и те народы, у которых в наше время записываются соответствующие сказания.
Правда, в течение почти целого тысячелетия, на протяжении которого постепенно появлялись различные книги Ветхого завета, знания людей о природе росли и развивались, так что в начале нашей эры, когда стали появляться книги Нового завета, очень многое в ветхозаветной картине мира должно было уже представляться примитивным и устаревшим. Но оно было к этому времени окружено ореолом святости, освящено репутацией богодухновенности и непогрешимости, так что критике не подлежало и вошло поэтому в неприкосновенном виде в священные книги как иудаизма, так и христианства.
В данном случае произошло то, что обычно бывает с отжившими, ставшими уже анахронизмом, идеологическими явлениями, искусственно законсервированными при помощи религиозных предписаний: мертвое реакционное содержание отжившей идеологии держит в плену общественное сознание, которое под влиянием прогресса производительных сил, успехов развития материальной и духовной культуры уже переросло этот старый, канонизированный религиозными предписаниями уровень. «Мертвые повелевают» — так называется один из романов испанского писателя Бласко Ибаньеса; в этом названии ярко выражена та идея, что традиции и нормы, созданные предшествующими поколениями давно умерших людей, тяготеют над сознанием живых.
Ветхозаветная картина мира была анахронизмом уже в период возникновения христианства, ибо развитие культуры и, в частности, науки античного мира выработало к этому времени несравненно более близкие к истине представления. Но наряду с линией науки и материализма, в борьбе с ней шла линия религии и идеализма, унаследовавшая содержание предшествующих ступеней религиозно-мифологического мышления. Складывавшиеся социальные отношения и условия классовой борьбы определяли, какие именно мифы, какие религиозно-фантастические представления прошлого имели наибольшие шансы на то, чтобы в ходе развития религиозной идеологии уцелеть и лишь подвергнуться известным изменениям в соответствии с новой социально-исторической обстановкой.
Система мифологических представлений Ветхого завета в начале нашей эры давала подходящий материал для построения новой религиозно-мифологической системы, в которой находили свое выражение надежды и чаяния угнетенных масс Римской империи, потерявших перспективу улучшения своего положения средствами реальной классовой борьбы. Ветхозаветная картина мира была воспринята вновь возникшей религией как ее основание и исходный пункт. Бог Яхве-Саваоф оказался одним из ипостасей Троицы, миф о грехе Адама и Евы получил свое продолжение в учении об Иисусе Христе, пожертвовавшем собой для того, чтобы снять с человечества проклятие первородного греха и тем спасти его. Ветхозаветный же иудейский мессианизм дал пищу для мифа о Христе — Мессии. В Новом завете ветхозаветная картина мира оказалась полностью сохраненной и лишь подвергшейся ряду изменений.
С того времени минуло два тысячелетия, в течение которых человечество прошло гигантский путь технического, социально-экономического и культурного развития. Библейская картина мира выглядит в свете итогов этого развития не более близкой к истине, чем та картина мира, которую можно найти в мифологии древних греков и римлян, инков и майя, современных папуасов и аборигенов Австралии. Отстаивание «библейского мировоззрения» идеологами империалистической буржуазии стимулируется отнюдь не стремлением к истине, а шкурническими, корыстными интересами эксплуататорских классов.
И те же интересы побуждают апологетов «библейского мировоззрения» находить в Библии божественно-возвышенную философию истории, истинную концепцию всемирно-исторического процесса. Действительно, Библия дает своего рода концепцию исторического процесса. Можно ли ее, однако, принимать всерьез как учение, дающее возможность людям понять смысл истории, прошлое, настоящее и будущее человеческого общества? И может быть, именно в ней заключается пресловутая библейская мудрость?
Одно лишь изложение библейской концепции исторического процесса, если освободить это изложение от специфически богословской фразеологии, в состоянии возбудить недоумение: неужели можно всерьез принимать эту сумбурно-фантастическую конструкцию, возникшую в общественном сознании людей периода разложения первобытно-общинного строя и последовавшей за ним рабовладельческой формации?!
Напомним основные элементы этой конструкции, как она выглядит в христианстве: первородный грех Адама и Евы — исходный момент исторического процесса и первопричина всех зол на земле; гибель богочеловека Христа во искупление этого греха и во спасение человечества; необходимость его второго пришествия и окончательного, страшного суда, по приговору которого праведники обретут вечное блаженство, а грешники уйдут в ад на вечные мучения, чем и завершится всемирно- исторический процесс…
Фантастическая и до последней степени примитивная концепция природы сочетается в Библии с не менее фантастическим учением об историческом процессе. То, что современные проповедники религии важно именуют библейским мировоззрением, оказывается набором мифов, которые мыслящий человек XX столетия может рассматривать лишь как беспомощный лепет периода детства человеческого рода.
* * *
В апреле 1959 г. глава немецкой лютеранской церкви архиепископ Дибелиус опубликовал в печати открытое письмо главе правительства Германской Демократической Республики О. Гротеволю, содержавшее полемику против призыва Гротеволя вести атеистическую пропаганду. ‘Основным аргументом Дибелиуса была при этом апелляция к библейской этике.
Само собой разумеется, Дибелиус категорически отвергает нравственные критерии коммунистической этики. Больше того, он отвергает любую мораль, происходящую не из божественного источника. «Что хорошо и что дурно, нравственно и безнравственно, — определяет сам живой бог, никакой человек, никакое движение, никакой класс и никакое мировоззрение. Масштабом нравственности являются 10 заповедей и учение Евангелия. Новые 10 заповедей, устанавливаемые людьми, никогда не будут приняты христианами». Важно для протестантского, да и для всякого иного богослова, чтобы мораль имела сверхъестественную, религиозную санкцию, чтобы она была не просто моралью, а библейской моралью. Но для того, чтобы библейская мораль могла быть поставлена принципиально выше любой другой религиозной или светской морали, нужно признание богооткровенного сверхъестественного происхождения самой Библии. Этика 10 заповедей только в том случае может считаться уникальной и играть, так сказать, вне конкурса, если будет обеспечено признание того, что ее получил на горе Синай праотец наш Моисей из рук самого Яхве, что эти божеские руки выгравировали ее заповеди на двух каменных скрижалях и т. д. А это, в свою очередь, значит, что отбрасывать мифологическую часть Библии, сводя всю религию к этике, невозможно, ибо тогда ничего не остается ни от религии, ни от религиозной этики.
Но если даже оставить в стороне вопрос об источнике библейской этики и рассматривать последнюю просто как некий свод правил нравственного поведения, то положение тех апологетов Библии, которые признают за этим сводом высочайшую ценность, отнюдь не станет легче. Беда в том, что доказать эту ценность в высшей степени трудно, если не вовсе невозможно.
В Библии содержится ряд таких этических норм, которые звучат как будто весьма «благородно». Запрещение убийства, кражи, развратного поведения — все это, казалось бы, заслуживает безоговорочной поддержки и самой высокой оценки. Но дело вовсе не так просто, как его хотят изобразить проповедники библейской морали. На каждое из приведенных выше запрещений в Библии имеется и разрешение. Помимо того, можно к каждой библейской заповеди привести ярчайшие примеры ее грубейшего нарушения наиболее почтенными библейскими персонажами, вплоть до самого бога.
Нет ни одного человеческого деяния, которого нельзя было бы осудить на основании Библии. С другой стороны, нельзя себе представить ни одного поступка, которого нельзя было бы на основании той же Библии не только оправдать, но и возвести в добродетель, освятить его, как проявление угодного богу поведения. Ибо в Библии нет единого этического учения, нет какой-то определенной системы морали.
С одной стороны — «не убий», с другой — многочисленные предписания и наставления к беспощадному истреблению людей. «Не укради»— и боговы инструкции своему избранному народу, как обокрасть египтян, как грабить народы Ханаана. «Не прелюбодействуй» — и образцы полной сексуальной разнузданности самых почтенных персонажей. Проповедь мира — и «не мир пришел я принести, но меч». Наставления о необходимости трудиться — и труд, как проклятие за первородный грех. Призывы к бережливости — и «не собирайте себе сокровищ на земле», «не заботьтесь о том, что вам есть и что пить». На всякое запрещение — разрешение, на всякое проклятие — благословение, на всякое назидание — контрназидание, на всякое наставление —указания о том, что не нужно ему следовать. Французский атеист начала прошлого века Сильвен Марешаль характеризовал Библию как «литературный хаос, где как попало перемешаны добро и зло, красивое и посредственное, целомудренные картины, чувственные изображения, суровая мораль, распущенность и даже поругание нравов».
Атеисты прошлого и, в частности, французские материалисты и просветители XVIII в. нередко именовали Библию учебником безнравственности. Тот же Марешаль писал о ней: «Книга, с первых же строк которой прелюбодеяние в самом деле предлагается христианским женщинам в качестве образца поведения; книга… которая проповедует и защищает пренебрежение детей к своей матери, оставление детьми своих отцов; книга, отсоветующая отдавать последний долг мертвым; эта адская книга, которая под видом нового блага возвещает людям не мир, а войну; эта опасная книга, в которой столько же нелепого, сколько безнравственного». В других местах он ее называет «грязной и кровавой книгой», «ужасной книгой, каждая строка которой вызывает потоки крови и желчи». Такие же характеристики можно видеть и у Гольбаха, и у Дидро, и у Вольтера. Последний, например, писал о библейских книгах как о «памятниках самого разнузданного безумия и самого гнусного разврата».
В этих высказываниях великих вольнодумцев прошлого много истины, но это не вся истина. Считать Библию книгой, просто лишенной этических взглядов, — значит придерживаться упрощенного взгляда, главный недостаток которого заключается в его неисторичности. В Библии есть своя этика, и даже не одна, а несколько. Образцы поведения библейских персонажей, выглядящие совершенно безнравственно для нашего времени, полностью соответствовали морали той исторической эпохи, когда легенды об этих персонажах возникли. Это не безнравственность, это нравственность определенной исторической эпохи или даже ряда эпох.
Библейские книги возникали и редактировались на протяжении целого тысячелетия, в течение которого менялись общественные порядки, а вместе с ними менялись и представления о том, что нравственно и что безнравственно; в Библии постепенно отражались эти последовательно возникавшие морально-этические представления. Помимо того, как известно, в ряде библейских книг фигурируют записи текстов, значительно более древних, чем сами эти книги, и относящихся еще к периоду родового быта. В общем, таким образом, Библия должна была последовательно выразить морально-этические нормы, характерные для родового общества, для стадии его разложения, для эпохи возникновения, расцвета и гибели рабовладельческого строя. И хотя господствующей моралью каждого общества является мораль господствующего класса, но существуют в каждую эпоху и морально-этические взгляды угнетенного класса, а также неосновных классовых группировок, существующих в данном обществе. Когда мы имеем дело с определенным историческим памятником, принадлежащим одному автору или группе авторов одной исторической эпохи, то там сравнительно нетрудно дать анализ морально-этических взглядов автора или авторов. В случае же с Библией задача несравненно сложней, так как в ней мы имеем дело с наслоениями идеологии ряда исторических эпох и различных классовых группировок в каждую из этих эпох. Важно при этом отметить, что морально-этические нормы, возникшие в одно время, наполнялись другим реальным содержанием в последующие времена.
Сами по себе моральные нормы и запреты, взятые в их общем словесном выражении, могут совпадать в различных и даже противоположных идеологиях. Но ведь главное заключается не в словесной формулировке того или иного положения или предписания, а в его реальном содержании! А содержание библейских заповедей решительно чуждо нашему времени, так как порождено совсем другими историческими условиями. Многие нормы библейской морали прямо противоположны тому духу, в котором практика классовой борьбы воспитывает трудящихся капиталистических стран. Содержание библейской морали в целом противоположно моральному кодексу борца за социализм и коммунизм, пропагандируемому коммунистическими и рабочими партиями. Многие нормы библейской морали вообще не имеют никакого смысла для нашего времени — например, всевозможные пищевые запреты или санитарно-гигиенические предписания, основанные на естественно научных представлениях бронзового века. Остается, таким образом, возможность выборочного использования библейской морали. Скажем, заповедь «не убий» должна быть сохранена, а заповедь «не вари козленка в молоке его матери» — отброшена. Но этот путь неприемлем и невозможен прежде всего для самой религии.
С религиозной точки зрения, в Библии не может быть ничего неправильного, отжившего, подлежащего упразднению и забвению; в ней все богодухновенно и свято. Либералы и модернисты, предлагающие очистить Библию от того, что им не нравится в ней, по существу отступают от религиозной точки зрения и становятся на путь эклектического сочетания религиозного и светского, естественного и сверхъестественного, исторического и «вечного». Отобрать из Библии одно и оставить другое — значит отказаться от ее трактовки как священной книги и подходить к ней, как к любому другому литературному произведению, в котором одни элементы признаются заслуживающими одобрения и распространения, другие осуждаются как несостоятельные и, может быть, даже вредные.
Вылавливание в Библии отдельных, «подходящих» для нашего времени моральных норм — абсолютно бесплодное и по существу бессмысленное занятие. Прописные моральные истины не только десяти заповедей, но и, например, Притч Соломоновых настолько плоски, настолько бессодержательны в своей абстрактности, что подобные им мы можем найти в сотнях других источников и памятников как религиозных, так и светских. В перечень этих памятников войдут и законы Хаммурапи, и древнеегипетское поучение Аменн-эм-Опе, и Веды, и религиозно-философское наследие Конфуция и Лао-Цзы, и многое другое. Единственным основанием для того, чтобы на первое место поставить Библию и признать именно ее тем источником морали, в котором нуждается современное человечество, могут быть признаны только ее божественная сущность и столь же божественное происхождение. Но мы видели выше, чего стоят эти дежурные фразы библейской апологетики. К тому же. и здесь налицо образчик логики порочного круга: божественность Библии состоит в «возвышенности» ее морали, а возвышенность основывается на божественности. Не получается, таким образом, реабилитации Библии в качестве священной книги и при помощи ссылок на ее этическое значение.
Есть еще, правда, у апологетов Библии возможность опереться на те художественные красоты, которые в ней содержатся. Этот вопрос заслуживает рассмотрения.
На протяжении свыше тысячелетия в библейских книгах находило свое выражение народное творчество как древних евреев, так и ряда других народов средиземноморского бассейна. В ту эпоху все общественное сознание было проникнуто религиозной фантастикой. Художественное творчество народов неминуемо выливалось в мифологические и религиозные сюжеты. Библия воплотила в себе народное творчество ряда племен и других этнических образований, неустанно работавшее в течение тысячелетия. Могло ли случиться, чтобы в ней не нашел своего выражения народный художественный гений, который создавал шедевры искусства на всех ступенях человеческой истории? Конечно нет!
В Библии есть немало страниц высокой художественной ценности. Они могут доставлять нам такое же эстетическое наслаждение, как и любые другие равноценные им древнеэпические тексты. Однако из этого ни в коей мере не вытекает их божественность, «священность»: не признаем же мы священными произведениями ни Илиаду с Одиссеей, ни произведения русского народного эпоса, как и эпоса любого другого народа!
* * *
Апологетика Библии, как священной книги, потерпела крах по всем направлениям. Самым широким массам во всем мире становится все более ясно, что этот сборник «богодухновенных» произведений по своей сущности ничем не отличается от многих других, столь же «священных» книг всех других религий и что все в нем — не божественное, не сверхъестественное, а вполне человеческое. В этих условиях делается ставка на доказательство того, что истинна библейская картина исторического процесса, что библейские повествования, до недавнего времени расценивавшиеся как легенды и даже мифы, в свете археологических данных оказываются верными и исторически точными.
Если бы это было даже так, то все равно не спасало бы репутацию Библии как божественной и священной книги. Разве мало существует древних исторических произведений, сообщающих достоверные данные о том, что происходило в те времена на свете. Если бы даже можно было поставить Библию в этом отношении на одну доску, допустим, с сочинениями Фукидида и Тацита, то и это ни в коей мере не могло бы восстановить тот ореол божественности, который был для нее создан на протяжении тысячелетий: Тацит был хороший историк, но на божественность он претендовать не может…
Шумиха, поднятая в последние годы в буржуазно-церковной прессе вокруг вопроса об археологических открытиях, принесших якобы экстраординарные и сенсационные подтверждения Библии, оказалась, как и следовало ожидать, пустопорожней болтовней, рассчитанной на легковерных людей. Одни из библейских легенд предстали перед нами в свете новых археологических материалов как имеющие под собой довольно серьезные исторические основания, другие — как лишенные исторического значения и приближающиеся в этом отношении к мифам. Так ведь обстоит дело не только с Библией, но и с любым другим произведением человеческого духа, дошедшим до нас из времен глубокой древности. Разве не то же можно сказать об индуистской Махабхарате, германской Эдде, буддийской Трипитаке и даже таких произведениях, не имеющих непосредственного религиозного значения, как Илиада и Одиссея?!
Но ведь так получается, что Библия становится в один ряд со священными книгами других религий! И больше того — в один ряд с вовсе не религиозными книгами! Ну, что же делать, именно так и получается. Она и стоит в этом ряду — ничем не хуже их, но и не лучше.
Археологические работы в «библейских» странах продолжаются с неослабевающей силой. Можно надеяться на то, что они дадут еще немалое количество интересных открытий, которые прольют свет на остававшиеся до сих пор темными страницы древней истории. В одном только невозможно и нет надобности сомневаться: ни одно археологическое, ни какое бы то ни было другое открытие никогда не даст никаких материалов для выводов о непогрешимости и безошибочности Библии, о ее божественном происхождении и богодухновенности. Ибо все, что создано обществом в любой области человеческой деятельности, будь то техника или живопись, литература или религия, — все это — земное, человеческое, в худшем случае лишь изуродованное и искаженное религиозно-мистической фантазией.
С тем большим интересом мы будем ждать появления новых материалов об археологических работах, связанных с историческим содержанием Библии.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации