Олбрайт и жупел гиперкритицизма
Термин «шиперкритицизм» имеет весьма неопределенный смысл: при желании им можно окрестить любую концепцию, в том числе и резонно критикующую ту или другую традицию или точку зрения. Для апологетической библеистики понятие гиперкритицизма стало своего рода жупелом своего рода жупелом, при помощи которого можно пугать всех, кто пытается критически подойти к традиционно-религиозной точке зрения. Найти границу между вполне обоснованной трезвой критикой и «чересчур-критицизмом» — не всегда легко. Есть поэтому возможность зачислить любую критическую концепцию в разряд «гипер», стараясь этим дискредитировать ее. Пользуется жупелом гиперкритицизма и В. Олбрайт.
В отношении Нового завета он именует гиперкритическими теории тюбингенской богословской школы Баура и школы голландских исследователей конца прошлого века, возглавлявшейся Ломаном и Ван-Маненом. Этим теориям, заявляет Олбрайт, археологические открытия нанесли coup de grace — последний удар. Такое заявление никак нельзя признать обоснованным.
Какие именно взгляды тюбингенской и голландской школ Олбрайт находит опровергнутыми? Он сообщает об этом. Первая признавала, что «меньше полудюжины книг Нового завета были написаны в первом столетии нашей эры, а евангелие от Иоанна — во второй половине II в.». Что же касается голландцев, то они «отвергают аутентичность всех Павловых посланий, которые они также относят ко II в. н. э. Олбрайт констатирует, что «датировка евангелия от Иоанна первой половиной второго столетия остается популярной в радикальных кругах библеистов до последнего времени». В качестве противовеса этим концепциям он выставляет взгляды некоторых современных библеистов, сложившиеся «под влиянием новых находок». Оказывается, эти находки дают материал в подтверждение точки зрения Ч. Торрея, по которой евангелие от Иоанна «есть перевод арамейского текста, написанного незадолго до 70-го года». Найден, что ли, этот арамейский текст или хоть самый маленький его обрывок? Нет, ничего подобного не найдено, и взгляды Торрея остаются такими же беспочвенными предположениями, какими они были в начале XX столетия.
Ударом по новозаветной критике Олбрайт считает и то, что «некоторые радикальные ученые, например Эрвин Гуднаф, теперь рассматривают евангелие от Иоанна как самое раннее». Речь идет, таким образом, всего лишь о признании приоритета евангелия от Иоанна относительно остальных трех. Не такой уж это сокрушительный удар! Во-первых, приоритет Иоаннова евангелия еще не доказан. Во-вторых, если он даже и будет доказан, это не поколеблет основных положений классической новозаветной критики, которые заключаются в том, что евангелия были написаны не раньше II в. н. э., притом позже большинства посланий. И ни одно из открытий, сделанных в последние или предшествующие им десятилетия, не опровергает этого.
Наконец, последний аргумент, который призван, по-видимому, быть решающим. В том же, богатом публикациями 1935 г. X. И. Белл и Т. С. Скит опубликовали хранящийся в Британском музее «большой папирусный фрагмент, содержащий маленькую часть повествования о жизни Христа, которое основано на всех четырех евангелиях, включая Иоанна. Автор трактует свои источники значительно более свободно, чем считалось допустимым позднейшими гармонизаторами вроде Татиана, писавшего в, конце II в.». До сих пор была известна Гармония (свод, обобщение) четырех евангелий, составителем которой считается Татиан. Вновь опубликованный «маленький обрывок большого фрагмента» датируется не второй половиной II в. как Татианова Гармония, а первой. Но те выводы, которые делает из этого Олбрайт, отсюда не вытекают.
Если опубликованный отрывок действительно является Гармонией четырех евангелий, то он может свидетельствовать о том, что к моменту его составления они уже существовали и пользовались большей популярностью, чем другие. К середине II в. н. э. они, видимо, в самом деле существовали, чего новозаветная критика не отрицает. Но нельзя быть уверенным в том, что фрагмент, о котором идет речь, относится к сочинению, представляющему собой обобщение канонических евангелий, а не самостоятельное, до сих пор остававшееся неизвестным и не вошедшее в канон евангелие. Не свидетельствует ли обнаруженная его автором и констатируемая Олбрайтом «свобода от своих источников», что мы имеем здесь дело с самостоятельным произведением, источниками которого была та же устная традиция, которой питались и авторы канонических евангелий?!
Особый интерес представляют те приемы, при помощи которых Олбрайт изображает торжество традиции над гиперкритицизмом в отношении происхождения Ветхого завета.
Полвека тому назад, говорит он, некоторые европейские ученые «всерьез собирались датировать композицию значительной части еврейской Библии раннеримской эпохой!». К этому Олбрайт добавляет: «Как бы ни казалась такая идея чрезмерно гротескцой, можно еще добавить, что были в то время известные ученые, которые датировали части глав и даже целые главы Ветхого завета I в. до н. э.» Американский археолог не называет здесь по именам сторонников критикуемой им столь ярко гиперкритической точки зрения. И похоже на то, что в одном случае он напрасно бьет в победные литавры, а в другом — победил противника, которого в действительности не существует.
Если говорить о композиции Ветхого завета в смысле утверждения канона, то не может быть никаких сомнений в том, что это утверждение имело место не раньше I в. н. э. и скорей всего в конце этого века, иначе говоря, даже не в раннеримскую, а в позднеримскую эпоху. Что отдельные главы тех или иных книг или части этих глав могли быть вставлены в, ветхозаветные книги очень поздно — в частности, в I в. н. э., — никем и ничем не опровергнуто. Впрочем, нам не известно, чтобы кто-нибудь высказал конкретные предположения на этот счет в отношении определенных фрагментов ветхозаветных книг, поэтому мы и предположили выше, что Олбрайт выступает против несуществующего противника.
Посрамление гиперкритицизма достигается им еще по одной линии. Речь идет о тех литературных памятниках глубокой древности, которые, будучи несравненно более ранними, чем все библейские книги, обнаруживают все же замечательное сходство с ними.
Раскопки в Рас-Шамре обнаружили ряд древнеханаанских литературных памятников, близких по своему содержанию и даже по форме изложения к ряду ветхозаветных текстов — в частности, к псалмам. Между тем эти памятники должны датироваться периодом, во всяком случае не позже II тысячелетия до н. э. Такое же положение зафиксировано в отношении Притч Соломоновых: ряд египетских и шумерских памятников III тысячелетия прямо предвосхищает содержание и форму этой библейской книги. Отсюда делается вывод о том, что Псалмы и Притчи имеют значительно более древнее происхождение, чем это считает библейская критика. «Не остается, — считает Олбрайт, — оснований отвергать Давидову дату для таких Псалмов; в то же время становится невероятным, что некоторые из них происходят позже IV в. и во времена Макавеев, датировка же II и начала I в. до н. э. вообще невозможна». Нелогичность такого вывода бросается в глаза.
Вряд ли кто-либо когда-нибудь отрицал, что многие мотивы и сюжеты ряда библейских книг, написанных сравнительно поздно, имеют весьма древнее происхождение. В течение не только столетий, но даже тысячелетий они существовали в устной традиции до того, как были зафиксированы в определенном письменном документе. Помимо того, был и более прямой путь проникновения древних элементов в позже возникавшие библейские книги: авторы последних могли в некоторых случаях просто воспользоваться теми или иными древними произведениями в качестве материала, черпая оттуда и идеи, и сюжеты отдельных повествований. Но это никак не снимает того факта, что сами по себе соответствующие библейские книги фиксировались и монтировались в те поздние даты, которые установила для них историческая наука. Обнаруживающиеся во многих случаях заимствования из более древних источников, сделанные библейскими авторами, свидетельствуют не против гиперкритики, а против церковно-синагогальной традиции.
Интересно, что когда Олбрайт подходит к общим выводам и пытается набросать суммарную картину происхождения ветхозаветных книг, он оставляет в стороне свою борьбу с ветряными мельницами гиперкритицизма и рисует картину, находящуюся в довольно удовлетворительном соответствии с выводами библейской критики. На основании «внешних данных, извлекаемых из археологических открытий во всех странах вокруг Палестины, особенно Египта, Сирии, Месопотамии и Малой Азии, комбинируя эти данные с другими находками, включающими показания культурных взаимоотношений», американский археолог дает такую общую картину происхождения Ветхого завета: «Евреи принесли с собой с их первоначальной месопотамской родины священные космогонические легенды. К этим древним легендам, передававшимся словесно на протяжении бесчисленных столетий, прибавились поэтические повествования патриархов, которые постепенно отлились в форму прозаической саги, в которой они и сохранились в еврейской Библии. Потом появились потрясающие рассказы об исходе и странствованиях, имевшие хождение в прозе и поэзии вместе с учением и установлениями Моисея. Собранные вместе в различных компиляциях документы Моисеева века постепенно сформировали единую коллекцию, которая была укомплектована в приблизительно современном виде перед Реставрацией в конце VI в. до н. э. Содержание нашего Пятикнижия вообще много древней, чем та дата, когда оно было, наконец, издано». Можно согласиться со всем, что здесь сказано Олбрайтом, за исключением заявления о «Моисеевом веке», никак не мотивированного и не вытекающего из всего хода изложения.
В дальнейшем Олбрайт также неоднократно, сдабривает научное освещение вопроса выпадами против гиперкритицизма и реверансами в сторону «Моисеева характера традиций Пятикнижия». Он настаивает на невмещающемся в его же схему «первоначальном ядре Моисеевой традиции» и тут же под дымовой завесой этих благочестивых оговорок сообщает научный материал, в свете которого «Моисеева традиция» оказывается потерявшей всякую реальность.
Вот что Олбрайт говорит о Второзаконии, которое, как известно, религиозная традиция считает неотъемлемой частью Пятикнижия: «Древнее ядро израильской Торы принимало современные формы по мере того, как обрастало новыми частями. В начале прибавилась большая историческая компиляция, сделанная так называемым Девтерономистом, глубоко религиозным ученым, который, вероятно, жил в конце VII в. до н. э. Этот автор собрал значительное количество материала, начиная с книги Второзакония4 (позже передвинутой из этой коллекции и включенной в Пятикнижие, к которому она фактически принадлежит и по своему содержанию) и кончая IV книгой Царств». Значит, уж во всяком случае Второзаконие не относится к «Моисееву веку» и написано оно неизвестным автором конца VII в., а никак не Моисеем, который мог жить в XV или самое позднее, в XIII в.! Заклинания против гиперкритицизма здесь явно недействительны — налицо у самого заклинателя концепция, вполне определенно расходящаяся с церковно-синагогальной традицией. Олбрайт ведет историческую нить формирования Ветхого завета еще дальше. Через два столетия после деятельности Девтерономиста, по его мнению, «была создана компиляция Хрониста, содержащая первую и вторую книги Хроник и книги Ездры и Неемии». Таким образом, и Олбрайт не находит возможным ломать ту схему возникновения ветхозаветной части Библии, которая была создана усилиями нескольких поколений ученых; археологические открытия не дают для этого оснований ни ему, ни кому бы то ни было.
История происхождения библейских книг, раскрытая наукой, не только остается непоколебленной, но с каждым новым археологическим открытием становится все более обоснованной и убедительной.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации