Синаххериб и Езекия

Некоторые персонажи истории Иудейского царства, относящиеся к этому периоду, также оставили свои следы в археологических памятниках.

Ветхозаветные книги несколько раз упоминают иудейского царя Озию (в исторической литературе он обычно именуется Узией). Известно, что он царствовал в Иудее примерно с 786 по 735 г. до н. э. В 1931 г. израильский археолог Е. Сукеник, разбирая коллекции Русского археологического музея на Масличной горе в Иерусалиме, обнаружил камен­ную плиту с надписью на арамейском языке: «Сюда были сложены кости Узии, царя Иудеи; не открывать». Датировка этой плиты не составила особых трудностей — если не сама плита, то во всяком случае надпись относится к I в. до н. э., то есть ко времени примерно через 800 лет после смерти Узии. Не исключено, что останки иудейского царя были в I в. н. э. по каким-то причинам, оставшимся для нас не известными, изъяты из их прежнего захоронения и помещены под эту пли­ту. Мы имеем здесь дело, таким образом, с археологическим материалом вторичной ценности.

Большой интерес представляют памятники, иллюстрирующие борьбу между Ассирией и Иудеей в конце VIII в. до н. э.

После того как ассирийские цари разгромили и покорили в 722 г. до н. э. Израильское царство, Иудея некоторое время признавала себя данницей Ассирии и более или менее исправ­но несла связанные с этим повинности. Потом царь Езекия вместе с властителями ряда мелких финикийских и сирийских городов-государств отложился от Ассирии и перестал платить ей дань. Ассирийский царь Синаххериб предпринял новое завоевание всех этих территорий. В 701 г. до н. э. он во главе своей армии оказался на территории Иудеи. Без особого труда ему удалось захватить почти всю страну. Более или менее серьезное сопротивление оказала лишь крепость города Лахиш (в русской Библии — Лахис). Об осаде этой крепости Синаххерибом повествуют некоторые интересные археологи­ческие памятники.

В 1850 г. Лэйярд нашел во дворце Синаххериба, открытом им в Ниневии, много художественных изделий, вывезенных из Лахиша ассирийским царем в 701 г. до н. э. Довольно дол­гое время археологи не могли установить то место, в котором следует искать развалины Чахиша. В 90-х годах прошлого века Питри и Блис раскапывали Телль эль-Геси, ошибочно предполагая, что под ним скрывается Лахиш. В начале 30-х годов английская экспедиция под руководством И. Л. Старки предприняла раскопки Телль эд-Дувейра, считая, что Лахиш находился там. Их предположения оправдались. Раскопки продолжались ряд лет; после того как в 1938 г. глава экспе­диции Старки погиб от руки бандитов, раскопки продолжали вести Чарльз Инг и Ланкестер Гардинг. Результаты не обма­нули ожиданий.

Была обнаружена мощная крепостная стена толщиной 19,5 фута с грозными зубчатыми башнями. Это и была та крепость, которую пришлось осаждать Синаххерибу. У стен крепости оказалась большая и глубокая яма, в которой нахо­дилось около 1500 человеческих скелетов. Многие из них но­сили на себе следы тяжелых ранений. На некоторых костяках обнаруживаются признаки того, что их обладатели подверга­лись примитивному хирургическому врачеванию того време­ни: на трех черепах видны следы трепанации. Видимо, откры­тая археологами яма представляет собой братскую могилу солдат Синаххериба, погибших во время осады Лахиша.

Сам Синаххериб был столь заметной фигурой в военной и политической истории того времени, что оставил много сле­дов, обнаруживаемых средствами археологической науки. О нем шесть раз говорится в Библии (в русском переводе его имя пишется — Сеннахирим), его имя упоминается и в гре­ческих источниках. Но, конечно, самый интересный материал, характеризующий его преимущественно военную деятельность, содержится в найденных археологами ассирийских памят­никах.

В конце 70-х и начале 80-х гг. прошлого века араб-архео­лог Ормузд Рассам открыл в Ниневийском дворце Синаххери­ба несколько шестигранных цилиндров из обожженной глины с пространными клинообразными надписями, оказавшимися после расшифровки подробными сообщениями самого Синах­хериба о его военных кампаниях. Особенный интерес предста­вил один из этих цилиндров, на котором описано восемь воен­ных походов Синаххериба, включая кампанию 701 г., причем особое место занимает рассказ о победоносной осаде фили­стимских и иудейских городов, в частности Иерусалима. Есть полная возможность сравнить эти реляции с соответствующи­ми текстами Ветхого завета.

Библейское сообщение находит подтверждение и простран­ное дополнение в победной записи Синаххериба. Там сказано: «Что касается Езекии, еврея, который не покорялся мне (буквально — моему игу, ярму.— И. /(.), то сорок шесть его сильных, обнесенных стенами городов, так же как и неболь­ших городов, находящихся по соседству от него, которым нет числа, я осадил и взял при помощи лестниц и осадных машин, конными атаками и пешим штурмом, подкопами, туннелями и проломами. 200 150 человек взрослых и детей, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, рогатый скот и овец без числа я взял оттуда в качестве добычи. Его самого

(Езекию. — И. К.) я запер в Иерусалиме, его столице, как пти­цу в клетке». Там же дано и подробное перечисление той дани, которою Езекия откупился от Синаххериба. Фигурирует, в частности, такая сумма, как 30 талантов золота и 800 та­лантов серебра. Она расходится с указанной в Библии на 500 талантов серебра. Возможно двоякое объяснение такого расхождения: либо ассирийский талант весил меньше иудей­ского, либо Синаххериб, как это довольно обычно для воен­ных донесений, прихвастнул насчет размеров своих дости­жений.

На стенах ниневийского дворца сохранились весьма выра­зительные иллюстрации, изображающие осаду Лахиша Си- наххерибом. Вот картина штурма крепостных стен ассирий­ской пехотой, пытающейся взобраться на них при помощи вы­соких лестниц под ураганным «огнем» камней и прочих сна­рядов того времени, бросаемых со стен крепости ее защит­никами. А вот два рельефа, иллюстрирующие результаты по­беды. На одном из них изображены иудейские пленники, движущиеся под конвоем ассирийских солдат в изгнание. На другом изображен сам Синаххериб сидящим на троне в побежденном им Лахише и принимающим военную добычу от старейшин города. У головы ассирийского властителя можно прочитать горделивую надпись: «Синаххериб, царь Вселенной, царь Ассирии, сел на трон и обозревает добычу Лахиша»…

В военной биографии «царя Вселенной» были и менее блестящие эпизоды. О том, как его войско претерпело страш­ное бедствие, приписываемое Библией вмешательству «ангела господня», ассирийский царь не сообщает ни в росписи стен своего дворца, ни в клинописных реляциях на цилиндрах. Мы имеем здесь возможность при помощи Библии дополнить историю Ассирии некоторыми данными, о которых ее могущественный царь застенчиво умолчал.

Впрочем, Библия в данном случае тоже нуждается в доволь­но существенных поправках. Само собой разумеется, что вме­шательство ангела следует отнести за счет благочестивой фан­тазии иудейских жрецов. Да и было это, видимо, совсем при других условиях, чем описано в Библии, и даже не под Иеруса­лимом. Сопоставляя библейское повествование с одним сооб­щением греческого историка Геродота, мы получаем примерно такую картину. Около 690 г. до н. э. Синаххериб предпринял второй поход на Иерусалим. Он осадил столицу Иудеи, но вскоре получил сведения о том, что эфиопско-египетский фа­раон Тахарка собирается двинуться на него с юга. Ассирий­ский царь решил предупредить это нападение и устремился в сторону Египта с тем, чтобы разгромить Тахарку на его тер­ритории. По пути ему пришлось осадить египетскую погранич­ную крепость Пелузиум. И вот здесь-то его ждала катастрофа. По Геродоту, ее причиной явилось нашествие мышей, которые в одну ночь погрызли у ассирийского войска все колчаны, те­тивы у луков и кожаные рукоятки щитов. Оказавшись наутро безоружным, войско Синаххериба было вынуждено во избе­жание полного разгрома бежать на родину. Сообщение Геро­дота о вмешательстве мышей в ход военных действий заслу­живает не большего доверия, чем библейский рассказ о караю­щей деснице ангела господня. Видимо, здесь имела место сильнейшая вспышка какой-то эпидемии — может быть чумы. Во всяком случае, из библейского сообщения подтверждается лишь тот факт, что Синаххериб потерпел сокрушительное по­ражение и что в результате этого Иерусалим, а вместе с ним и вся Иудея на время вздохнули свободно.

В вопросе о дальнейшей судьбе Синаххериба Библия также неточна. Ее текст можно понять так, что сразу после возврата в Ниневию Синаххериб был убит своими сыновьями. На самом деле после катастрофы своего войска в 701 г. до н. э. Синаххе­риб еще царствовал целых двадцать лет.

Косвенное отношение к истории борьбы Иудеи против Си­наххериба имеет археологический памятник, известный под названием Силоамской надписи. Его открытию помог, как это часто бывает, случай.

В конце 1880 г. группа мальчиков купалась в Силоамском пруду в Иерусалиме. Один из них забрел в окончание тоннеля, выходящего в этот пруд; в 19 футах от выхода он посколь­знулся и упал, а, выкарабкиваясь из илистой, грязной воды, увидел какие-то вырезанные на камне штрихи, похожие на надпись. Он рассказал об этом своим товарищам, и все вме­сте они сообщили о сделанном им открытии учителю Конраду Шику. Тот вместе с известным английским археологом Сейсом, оказавшимся в это время в Иерусалиме, обследовал стенку тоннеля в том месте, на которое указывали мальчики. Оказа­лось, что под верхней строчкой надписи, увиденной нашедшим ее, имеется еще пять строк, а все вместе представляет собой связное сообщение, гласящее следующее: «Когда землекопы подошли друг к другу на такое расстояние, что лопата одного была уже против лопаты другого и оставалось пробить еще три локтя, послышался голос одного из них, кричавшего другому, ибо справа в скале была трещина. И они продолжали идти навстречу друг другу, лопата против лопаты, пока не пробили весь тоннель, и вода не хлынула из источника в пруд на расстояние тысячи локтей; а над головой землекопов высо­та в скале составляла сто локтей». Палеографический анализ надписи показал, что она относится к VIII в. до н. э.

Сопоставление Силоамской надписи с некоторыми сообще­ниями Библии дало возможность раскрыть ее историю, как и историю самого тоннеля. В IV книге Царств сказано, что царь Езекия «сделал пруд и водопровод и провел воду в город». Во II книге Паралипоменон рассказывается, что когда Синаххериб вступил в Иудею и стал продвигаться в направлении к Иерусалиму, Езекия «решил с князьями своими и с военны­ми людьми своими засыпать источники воды, которые вне города; и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране». Оче­видно, позаботившись о том, чтобы лишить противника воды, Езекия принял заодно меры к тому, чтобы обеспечить водо­снабжение тех, кто окажется в осаде. Вероятно, это было сде­лано заблаговременно, так что нашлась возможность не толь­ко для окончания работы, но и для того, чтобы запечатлеть на камне рапорт о ее выполнении. Небезынтересно отметить, что в условиях той примитивной техники, которой тогда люди располагали, точность «сбоя», как теперь в технической прак­тике именуется такая встреча под землей, оказалась весьма высокой.

Содержание