Исход из Египта
Что рассказывает Библия
После того как фараон, вконец перепуганный казнями, насланными на его страну богом израильтян, отпустил их, они под предводительством Моисея немедленно выступили в поход. Образовалась весьма внушительная колонна, одних воинов 600 тысяч, плюс женщины, старики и дети, плюс еще некоторое количество иноплеменников, о которых Библия говорит, что они примкнули к израильтянам. Целью движения была «земля обетованная» Ханаан, или, как впоследствии стали называть эту страну, Палестина.
Тем временем фараон раскаялся в том, что отпустил евреев, и устремился в погоню за ними со всем своим войском, включающим большое количество «колесниц и всадников». Когда фараон нагнал израильтян, сосредоточившихся у Чермного моря, на помощь последним пришел бог Яхве: он провел израильтян по дну моря, как посуху, а фараона со всем его войском утопил. Двинулись в пустыню Сур. В Мерре «бог дал народу устав и законы и там испытывал его». В пустыне Син, когда люди стали роптать по поводу испытываемого ими голода, Яхве послал им для мясного довольствия стаи перепелов, а вместо хлеба он стал каждое утро откладывать на землю манну с неба — нечто «мелкое и круповидное, как иней на земле». В Рефидиме израильтяне столкнулись с амалекитянами и победили их. На третий месяц после исхода подошли к горе, которая именуется в одних местах Библии Синаем, в других — Хоривом. Бог пригласил Моисея на вершину, заключил через него с избранным своим народом договор («завет») и дал ему свои законы — не только знаменитые десять заповедей, а и большое количество наставлений социальных, юридических, гигиенических и, в особенности, ритуально-богослужебных. Так как израильтяне, несмотря на ясно выраженные признаки могущества Яхве и его благоволения к ним, постоянно роптали, то бог их наказал тем, что из всего наличного поколения только два человека войдут в землю обетованную. Чтобы остальные успели умереть до этого, бог обрек их на сорокалетнее блуждание по пустыне. Моисей также провинился перед Яхве, так что должен был тоже умереть до прихода в Ханаан.
В ходе движения израильтяне сталкивались с разными народами и неизменно с помощью Яхве сокрушали их. Наконец подошли к пограничной с Ханааном реке Иордану. Там Яхве взял к себе Моисея. Израильтяне уже под руководством Иисуса Навина приготовились к форсированию Иордана и к вступлению в землю обетованную.
Где это могло происходить?
Проблему хронологическую мы осветили в предыдущей главе, так что здесь нам остается остановиться лишь на географической стороне вопроса.
Прямой путь из области Гесем в Палестину лежал вдоль южного побережья Средиземного моря Но, как рассказывает Библия, бог не повел израильтян по этому прямому пути, «чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет». Смысл этого места не очень ясен — идет ли речь о войне, которая уже в это время происходила на данной территории между какими-то противниками, или бог опасался того, что на данном маршруте израильтянам придется с кем-то вступить в войну. В писаниях богословов, комментирующих Библию, обычно дается такое объяснение этого вопроса, что на прямом пути израильтянам пришлось бы преодолевать серьезные препятствия в виде египетских пограничных укреплений, гарнизоны которых препятствовали бы их проходу. Объяснение — достаточно шаткое: бог, который сумел преодолеть сопротивление фараона и который, конечно, предвидел, что тот со своим войском все равно устремится в погоню, почему-то особенно боялся встречи шестисоттысячного израильского ополчения с египетскими пограничными заставами… Во всяком случае, он повел трехмиллионную колонну длинным кружным путем на юго-восток.
В Библии перечисляете# большое количество географических пунктов, которые были пройдены израильтянами за сорок лет странствования по пустыне. Это весьма ненадежные ориентиры, ибо обнаружить следы поселений соответствующего времени в указанных Библией местах археологам до сих пор в большинстве случаев не удалось. Райт пишет: «Немногие из стоянок могут быть идентифицированы с некоторой степенью вероятности на дороге к горе Синай». К ним он относит Элим, Дофку, Рефидим и некоторые другие. После заключения договора с богом на горе Синай, или Хорив, колонна устремляется по восточному побережью Синайского полуострова на север и, пройдя Хазерот, Эцион-Гебер, Кадес, Пунон, достигает горы Нево на восточном берегу реки Иордан. Отсюда им предстояло, форсировав реку, начать завоевание Ханаана.
Несколько замечаний по существу
В отличие от некоторых других библейских легенд, имеющих значение отдельных эпизодов, повествование о пребывании израильтян в Египте, об «исходе» из египетского плена, сорокалетием странствовании в пустыне и последующих событиях занимает центральное по своему значению место. Достаточно сказать, что в школах государства Израиль именно с этих легенд, выдаваемых за точную истину, начинается изучение истории еврейского народа. Еврейским националистам и сионистам, клерикальным идеологам и политикам современного государства Израиль эта легенда дает материал для шовинистической и милитаристской агитации, для безудержного «исторического» бахвальства, служащего в свою очередь делу националистской и империалистической пропаганды в наше время.
Разберемся в некоторых существенных деталях самой легенды. Как и во всех прочих случаях, с которыми при историческом анализе Библии приходится иметь дело, выглядит поразительной противоречивость повествования и бессмысленность ряда его элементов.
В предыдущей главе уже говорилось о том, что шестисоттысячная цифра «исшедших» из Египта взрослых мужчин представляет собой безусловную фантастику. Колонна в три миллиона не могла в одну ночь ни выйти из Египта, ни форсировать Чермное море, если бы даже какие- нибудь обстоятельства сделали самый этот, переход через море, как по суше, возможным, особенно, если еще вспомнить, что с израильтянами следовали их стада. Такое колоссальное количество людей и животных не могло не только блуждать по Синайскому полуострову, а даже просто разместиться на территории этого небольшого клочка земли. К тому же люди и скот должны были чем-то в пустыне питаться в течение целых сорока лет!
Даже Райт вынужден писать об этом следующее: «Хорошо известно, что Синайский полуостров не мог бы вместить такое огромное количество; от трех до пяти тысяч — наиболее вероятная цифра». Неизвестно, сколько могло быть войск у фараона, погнавшегося за израильтянами, но в знаменитом сражении у Кадеса, которое вел Рамзес II с хеттами около 1312 г. до н. э., все это войско насчитывало около 20 тысяч человек. Если бы даже и здесь фараон располагал такой армией, то нельзя понять, почему 600 тысяч еврейских воинов сочло необходимым обратиться в бегство от нее, так что понадобилось чудо, чтобы спасти израильтян от карающей руки фараона.
В библейской легенде не связаны концы с концами в ряде отношений и, в частности, в таком пункте: если, как ясно указано в книге Исхода, израильтяне вывели из Египта весь свой скот,— а его должно было быть немало, ибо животноводство было у них основным средством к жизни,— то уж мяса им должно было хватать. Это как будто подтверждается и тем, что они и в пустыне приносят большие количества скота в жертву Яхве. Непонятно тогда, почему же они то и дело начинают стонать и жаловаться на то, что в Египте, мол, мы сидели у котлов с мясом, а здесь вынуждены питаться одной только опостылевшей манной. Правда, скот в пустыне нечем было бы поить и кормить. Но это тем более запутывает весь вопрос. В общем, получается, что вышли израильтяне из Египта без скота и проблема прокормления стояла перед Яхве лишь в отношении людей, каковую проблему он и решил вполне успешно в соответствии со своими богатыми возможностями всемогущего существа — при помощи манны и перепелов. Но при таком решении вопроса приходится отвергнуть те библейские тексты, в которых дается противоположное объяснение.
Обратимся теперь к тому, как выглядит библейская легенда в свете археологических исследований.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации