Иллюстрации

Типичный «телль» — выделяющийся на месопотам­ских и сирийских равнинах холм, под которым скры­ваются руины древнего поселения.
Скала на побережье Мертвого моря, напоминающая своими очертаниями человеческую фигуру. Слывет тем самым «соляным столбом», в который превратилась, по Библии, жена праведника Лота.
Развалины города Ур, откуда был родом, по Библии, праотец Авраам. Никаких его следов раскопки Ура, как и других местностей, конечно, не обнаружили.
Семитский караван, прибывший в Египет. Изображение на стене гробницы в Беки-Хасане (XIX в. до н. э.). Одно время рассматривалось некоторыми группами археологов как иллюстрация к вселению библейских патриархов в Египет. Теперь установлена невозможность такого толко­вания данного памятника.
Египетская статуэтка ханаанеянина с «текста­ми проклятий» (XVIII в. до и. э.)
Портретная скульптура древневавилонского властителя начала II тысячелетия до н. э.; статуэтка из диорита. Некоторыми археологами рассматривается как изображение вавилонского царя Хаммурапи.
Статуя царя Идри-ми из Алалаха.

Кладовая дворца царя Мари Зимрилима (XVII в. до и. э.).
Клинописный текст из Нузу (нач. II тысячелетия до н. э.). Юридический документ, в котором археологи-библеисты усматривают параллель с описанными в Библии взаимоотношениями Авраама и его раба Элиезера.
Египетская статуя писца. Найдено колоссальное количество памятников письменности древнего Египта, но ни в одном из них нет даже упоминания о пребывании евреев в Египте и об исходе из него.
Один из документов телль-амарнского архива. Письмо Риб-Адди из Библоса.
Сирийские царьки или старейшины, изъявля­ющие покорность египетскому властителю (XV в. до и. э.). Изображение на стене гробницы Аменемхеба.
Рабы на строительных работах в древнем Египте (сер. XV в. до н. э.). Изображение на стене гробницы Рекмира. Попытки неко­торых археологов-библеистов истолковать данный памятник как иллюстрацию «египетского плена» евреев не увенчались успехом.
Пленные семиты (вторая половина XIV в. до н. э.). Рельеф из гробницы Хоремхеба.
Стела Меренптаха (конец XIII в. до н. э.). На ней впер­вые в египетских памятниках упоминается Израиль.
Мумия фараона Меренпта­ха. К разочарованию многих археологов-библеистов, была об­наружена не на дне Чермного моря, где ей следовало быть по библейской легенде, а в гроб­нице.
Египетская пехота. Деревянные статуэтки из гробницы начала XVIII в. до н. э.
Гора Синай в ее современном виде. Ревнители исторической точности Библия вынуждены признавать ненадежность отождествления этой горки с тем местом, где, по Библии, обитал бог Яхве и где он принимал Моисея.
Сцена из быта ханаанских царей начала XII в. до н. э. Инкрустация на слоновой кости. Обнаруживает сравнительно высокий уровень культуры у ханаанских на-родов до их завоевания израильтянами.
Керуб из Мегиддо (XII в. до н. э.). Статуэтка из слоновой кости. Близкая параллель к библейским «керубим».
Бронзовые статуэтки богов из Угарита. Близкая параллель к библейским «терафим».
Четырехрогий алтарь для курений из Мегиддо. Дает возможность объяснить значение часто встречающегося в Библии выражения — «рога алтаря».
Изображение бога Эла и его слуги. Рельеф из Угарита. Именем Эла (Элоха, множ. элохим) бог часто называется в Ветхом завете.
Израильское изображение керуба (IX в. до н. э.). Плакетка из слоновой кости.
Развалины ханаанского храма в Асоре (разрушен ок. 1200 г. до н. э.). Планировка — типичная для храмовых сооружений в этом районе — в частности, и для храма Соломона; входное помещение (вестибюль), главный зал и «святое святых».
Остатки стен иерихонской крепости, разрушенной задолго до вторжения израильтян.
Остатки крепостных стен Мегиддо.
Развалины резиденции первого царя Иудеи Саула — Гивы Сауловой (конец XI в. до н. э.). Раскопаны под Телль эль-Фул.
Так называемая Башня Давида в Иерусалиме. Кладка верхней части явно обнаруживает следы эпохи начала нашей эры, то есть примерно через тысячелетие после эпохи Давида.
Камни, рассматриваемые некоторыми археологами- библеистами как снаряды для метания из пращи. Найдены в долине Элы, где, по Библии, происходил бой между Давидом и Голиафом. Это дает основание к многозначительным намекам — «не те ли камни?».
Пещеры в Иерусалиме, именуемые «гробницами Давида». В действительности это каменоломни значительно более позднего происхождения.
Гробницы в долине Кидрона (Иерусалим), приписывавшиеся раньше Иакову, сыну Давида Авессалому, пророку Захарии и др. По исследовании они оказались относящимися к началу нашей эры.
Остатки медеплавилен царя Соломона в Эцион-Гебере.
Развалины в Мегиддо, считающиеся остатками конюшен царя Соломона.
Вход в гробницу Елены, царицы Адиабенской.
Победная надпись фараона Шешенка I на стене большого храма в Карнаке (вторая половина X в. до н. э.). В ней упоминается и о походе в Палестину, о котором говорится в Библии.
Стела Меши (сер. IX в. до н. э). Подтверждает библейское сообщение о войне израильтян с моавитянами.
Обелиск ассирийского царя Салманасара III, изображающий его победы и господствующее положение среди окружающих государств. Во втором ряду сверху изображено пресмыкательство перед Салманасаром израильского царя Ииуя, фигурирующего также и в Библии.
Увеличенное изображение изъявления Ииуи полной покорности вавилонскому царю.
Развалины Вавилона.
Надмогильная плита с именем иудейского царя Узии, жившего в VIII в. до н. э. Сама плита относится к I в. и. э.
Развалины крепостных стен Самарии.
У входа в Силоамский туннель. Силоамский туннель.
Штурм крепости ассирийским царем Тиглатпаласаром. Рельеф на стене дворца в Калахе. На заднем плане — виселицы.
Телль эль-Дувейр. Под этим холмом находился иудейский город Лахиш, взятый ассирийским царем Синаххерибом после длительной осады.
Лахишские письма.
Найденные в братской могиле под Лахишем черепа ассирийских воинов со следами хирургической трепанации.
Изображение торжества Синаххериба под Лахишем: сидя на троне, ассирийский царь принимает капитуляцию командования противника. Рисунок на стене дворца в Калахе.
Шестигранная призма с описанием походов и побед Синаххериба. Из дворца в Калахе.
Ассирийский царь Ашшурбанапал на боевой колеснице. Рельеф на стене дворца в Ниневии.
Разграбление восточно-иорданского города Астарты Тиглатпаласаром III. Рельеф из Калаха.
Расправа ассирийских завоевателей над побежденным царем. Рельеф из Калаха. По Библии, точно таким же образом обошелся Навуходоносор с иудейским царем Седекией.
Древнеассирийское изображение Астарты как богини войны (ок. 2000 г. до н. э.) — она передает пленных в руки ассирийского военачальника. Жестокость методов ведения войны освящалась религией древних ассириян так же, как и религией Яхве.
Израильтяне на пути в ассирийский плен. Рисунок на стене дворца в Калахе.
«Туринская плащаница» — одна из многочисленных фальшивок, выдаваемых католической церковью за подлинные реликвии Христа.
Обломок колонны, обнаруженный во время раскопок под собором святого Петра в Риме — остаток надгробного сооружения II в. н. э. Нет никаких оснований считать это сооружение памятником апостолу Петру.
Оссуарии (ящики с костями умерших), найденные в 1952 г. на Масличной горе в Иерусалиме и обозначенные именами Иаира, Марфы и Марии, Иисуса и др. Совпадение имен с именами евангельских персонажей всеми учеными признается случайным.
Римский «языческий» саркофаг, обнаруженный под собором святого Петра. Такого рода памятники найдены там в довольно большом количестве, но ни один из них не может считаться христианским.
Найденная в Коринфе плита с надписью, в которой упоминается некий Эраст. Церковные археологи связывают эту находку с Ерастом, упоминающимся в Новом завете.
Общий вид местности на побережье Мертвого моря в районе Хирбет-Кумрана.
В пещере при свете факелов. Местные жители-арабы в поисках археологических кладов.
Археологи в районе поисков.
Четвертая пещера Кумрана.
Рукописи и обрывки, найденные в первой пещере. Внизу — свиток книги Исаии.
Развалины трапезной кумранской общины ессеев.
Посуда, светильники и монеты с побережья Мертвого моря.
Из обрывков воссоздаются древние рукописи.
Общий вид развалин кумранского поселения.
Римские катакомбы.
Сосуд из Элефантины.
Остатки алтаря «неведомому богу» в Пергаме.
Развалины синагоги в Капернауме. Были попытки признать ее той самой, которую, по евангелиям, посещал Христос; теперь установлено, что это сооружение относится к III в. н. э.
Статуя доброго пастыря из римских катакомб. Несмотря на попытки церковников трактовать ее как раннее изображение Христа, теперь не вызывает сомнений, что это изображение языческого бога Гермеса.
Каменная мостовая, обнаруженная археологами в Иерусалиме под двором замка Антония. Утверждение церковных археологов о том, что на этой мостовой происходил допрос Христа, совершенно голословно.

Содержание