Новые тенденции в миссионерской деятельности католической церкви

Как уже говорилось выше, вся практическая деятельность по укреплению позиций католической церкви в развивающихся странах во всем ее многообразии координируется в Ватикане Конгрегацией религиозного просвещения народов. В ее ведении, по данным, опубликованным в журнале «Миссиони», находится 749 церковных округов (апостолических викариатов и апостолических префектур), в большинстве своем расположенных в странах Азии и Африки[1]. Во главе апостолических викариатов и префектур стоят назначаемые Ватиканом апостолические викарии или префекты, обычно имеющие ранг епископа, которым подчиняются католические миссионеры всех орденов и стран, действующие на их территории. В странах, где ведется миссионерская работа, может быть несколько таких округов. Общее руководство ими в таких случаях осуществляется так называемым апостолическим делегатом, который в государствах, имеющих дипломатические отношения с Ватиканом, как правило, является также и нунцием — послом Ватикана в данной стране.

Конгрегация в своей деятельности опирается на помощь 300 тыс. священников, монахов и миссионеров[2]. В руководство конгрегацией входит около 30 кардиналов (т. е. третья часть из имеющихся в мире кардиналов занимаются проблемами развивающихся стран), возглавляемых префектом конгрегации кардиналом Г. Агаджаняном. Работа конгрегации осуществляется четырьмя миссионерскими объединениями, каждое из которых имеет свои периодические издания, распространяемые среди различных групп населения развивающихся стран.

При этой конгрегации создано одно из крупнейших информационных агентств в мире — агентство Фидес, снабжающее пропагандистскими материалами католические газеты и журналы, издающиеся в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Нередко в этих изданиях можно увидеть прямые выпады антисоветского и антикоммунистического характера[3]. В учебных заведениях, созданных непосредственно при конгрегации, готовятся кадры миссионеров для 60 стран[4]. Кроме того, конгрегация контролирует и направляет работу 445 периферийных семинарий.

Непосредственное осуществление планов церковной экспансии проводится на местах католическими миссиями, которые Ватикан обеспечивает не только подготовленными кадрами, но и необходимой техникой: радио- передатчикамд, магнитофонами, автомобилями и даже самолетами. Для распределения среди миссионеров этих технических средств в 1949 г. Ватиканом был создан Международный центр миссионерской авиации и моторизации. Большую помощь конгрегации в миссионерской деятельности оказывают также духовные ордена иезуитов, св. Августина, св. Франциска, св. Доменика и др.

Принципы миссионерской работы в развивающихся странах в современных условиях сформулированы в декрете «О миссионерской деятельности церкви», принятом Вторым Ватиканским Вселенским собором в декабре 1965 г. Перед католическими миссиями ставится задача закрепиться в этих странах и в ближайшие годы расширить свою деятельность. Особое внимание обращается на необходимость проявления максимальной гибкости и терпимости в работе с местным населением, а также рекомендуется сотрудничество во имя достижения общих целей с представителями духовенства других религий — буддизма, ислама и различных местных религий.

Принятие собором декрета «О миссионерской деятельности церкви», официально узаконившего основные положения нового подхода католической церкви к проблемам растущих стран, изложенные ранее в энцикликах Иоанна XXIII «Матер эт магистра» и «Пацем ин террис», явилось победой тех кругов католической церкви, которые боролись за проведение более гибкой тактики в этих странах. В ходе обсуждения декрета на сессиях Ватиканского собора подавляющее число выступавших высказалось, в частности, против внесенного кардиналом Агаджаняном предложения об усилении централизованного руководства миссионерской деятельностью со стороны Ватикана.

По их мнению, это только бы способствовало кризису миссионерской работы в изменившихся условиях (другими словами, они придерживались тех же критериев, что и английское министерство колоний).

С другой стороны, высказывались не только предложения, но и приводились факты использования в миссионерской деятельности различных светских организаций, в том числе даже некатолических. Особенно подчеркивалась необходимость создавать христианские профсоюзы там, где только возможно, а также усиливать сотрудничество и проникать в другие профсоюзные организации.

Для укрепления пошатнувшихся позиций католической церкви в странах «третьего мира» Ватиканом предпринималась и предпринимается целая система тщательно продуманных мер.

Одной из них является создание местных католических церквей. В ряде стран они были образованы еще до провозглашения независимости (из дальновидного расчета неизбежности изгнания колонизаторов в будущем). Только за последние 10—15 лет самостоятельные католические церкви появились в Индонезии, Бирме, Суринаме, Южной Корее, на Ямайке, в Гамбии, Северной Родезии, Конго (Киншаса), на Мадагаскаре, в Марокко и ряде других стран.

Большое значение в этой обстановке «верхи» католической церкви придают воспитанию и формированию национальных кадров католических священнослужителей. Еще в начале 20-х годов нашего века папа Пий XI писал, что если заблаговременно не позаботиться о подготовке священников из местного населения, то церковь в Африке потерпит крах. Следуя этой линии, папа Пий XII, возглавивший католическую церковь после смерти Пия XI, увеличил число церковных округов в странах Азии и Африки, находящихся под руководством местного духовенства, с 48 до 139[5]. В этот же период получила более широкое распространение практика посвящения в сан священника выходцев из местного коренного населения. Известный польский публицист Юлиуш Стройновский в своей статье «Католическая церковь в «третьем мире»» приводит весьма интересные данные о процессе африканизации духовенства. В 1922 г. в Африке было только 94 священника из числа местного населения, в 1939 г. их стало уже 338, через 10 лет— 1096, в 1961 г. — 2277, в 1965 г. — свыше 2600. Появилась и национальная церковная иерархия. В 1939 г. Пий XII посвятил в епископы первых 3 африканцев, в 1955 г. их стало 9, в 1959 г. — 21, в 1961 г. — 38. Затем произошел знаменательный скачок: на открытии I сессии Второго Ватиканского Вселенского собора 11 октября 1962 г. в числе представителей католической церкви Африки было уже 54 епископа-африканца, 3 архиепископа и 1 кардинал из Танганьики Ло- риан Ругамбва (первый из представителей местного духовенства Африки, возведенный в кардинальский сан Иоанном XXIII 23 марта 1960 г.)[6].

В послании Иоанна XXIII католикам Сенегала, направленном в Дакар в апреле 1961 г. по случаю празднования годовщины независимости страны, говорилось, что африканцы выдвигаются и в дальнейшем еще чаще будут выдвигаться на ответственные посты католической иерархии. «Отнюдь не чуждаясь национальной жизни, — писал позднее Иоанн XXIII, — католики, наоборот, должны быть ее самой твердой и деятельной опорой».

После смерти Иоанна XXIII Ватикан продолжал намеченную им линию выдвижения местных католических кадров священнослужителей. В 1964 г. на III сессии Вселенского собора присутствовало уже 73 епископа, представлявших различные африканские национальности. Появилось два африканца и среди ватиканских префектов. В настоящее время в кардинальский сан возведено уже пять африканцев.

Поставив перед собой задачу подготовки национальных кадров католического духовенства в развивающихся странах Африки, Ватикан предпринял энергичные меры для расширения католического духовного образования на периферии. Так, в 1957 г. в Конго (Киншаса) был открыт первый в стране католический университет с теологическим факультетом. К настоящему времени он выпустил большую группу священников. Некоторым из них уже присвоен епископский сан. Более 3 тыс. представителей коренных народностей Африки обучается в настоящее время в 40 африканских духовных семинариях, в основном созданных в последние годы, а также во многих семинариях Западной Европы и США. Следует отметить, что далеко не все семинарии содержатся за счет самой католической церкви. Заинтересованные в этой политике западные страны охотно находят пути для оказания им материальной помощи. Так, только крупнейшие так называемые благотворительные организации ФРГ «Мизеркор» и «Адвениат» через западногерманский Палский миссионерский институт субсидировали в развивающихся странах около 50 семинарий.

Наряду с созданием национальных кадров священнослужителей предпринимаются также меры для пополнения католических миссий в странах Африки и Азии местными уроженцами.

Забыв о том времени, когда за малейшее отступление от церковных обрядов и религиозных догм инквизиторы отправляли людей на костры (аутодафе), католическая церковь все чаще идет на приближение своей религиозной догматики к местным условиям и обычаям. В Республике Конго (Киншаса), Руанде, Бурунди, Камеруне и некоторых других странах в католическом богослужении нередко стали использоваться местные языки и говоры. В ряде стран, особенно в сельской местности, церковная служба часто сопровождается национальными мелодиями, исполняемыми на тамтамах, рогах буйвола, больших деревянных трубах и других народных инструментах, а также ночными обрядовыми танцами. Католизация обрядов, заимствованных из других религий, находит все большее распространение. Например, католическими священниками объявлены статуями девы Марии многочисленные каменные столбы «цангамбато» на Мадагаскаре, установленные еще в древние времена местным населением в связи с фетишизированным обычаем увековечивать те или иные знаменательные для него события. Священными реками наряду с Иорданом католической церковью признаны Нил, Конго и Замбези. Запрещено изображать в религиозном искусстве черного дьявола и белого ангела (оба должны быть или белыми, или черными).

Аналогичные процессы, но в значительно меньшей мере имеют место и в некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Стремление отмежеваться от колониализма, признание необходимости изменить сугубо «западный» характер католической церкви заставили Иоанна XXIII вопреки сложившимся традициям еще в 1959 г. в энциклике «Принцепс пасторум» поддержать эту практику и впервые заговорить о возможности включения в католические обряды местных традиций.

Эта «периферийная» практика после бурных дискуссий в «верхах» католической церкви была в конце концов в интересах закрепления ее позиций одобрена и узаконена в «Конституции о богослужении», принятой Ватиканским Вселенским соборохм в декабре 1963 г.

Конституцией была одобрена и практика автохтони- зации (канонизация местных святых). В частности, в Уганде было недавно канонизировано сразу 22 местных святых.

Аналогичные тенденции в той или иной форме характерны и для деятельности других христианских церквей в странах «третьего мира».

Во многих развивающихся странах Африки и Азии все более четко вырисовывается историческая необходимость не только модернизации доктрин и догматов христианских церквей применительно к новым историческим условиям и изменившейся политической обстановке, но и объективная неизбежность их сближения, особенно в практическом плане, с исламом и буддизмом, которые являются здесь религиями большинства. Поэтому настроения экуменизма находят особенно благоприятную почву именно среди представителей христианских церквей этой группы стран «третьего мира». Боязнь распространения идей научного коммунизма среди широких масс населения Азии и Африки в свою очередь порождает тенденцию к объединению усилий не только христианских, но и нехристианских церквей на основе присущего всем им (без исключения) стремления к самосохранению на общей платформе борьбы с атеистическим коммунизмом.

Для иллюстрации первого из этих процессов следует вспомнить, что наряду с католической церковью во многих странах Африки (преимущественно в бывших английских колониях) не менее влиятельна также и протестантская церковь. Что касается стран Азии, и особенно Юго-Восточной Азии, то там протестантская церковь (с различными ее модификациями — англиканская, методистская, адвентисты 7-го дня и др.) в ряде случаев имеет не меньшее влияние среди местного населения, чем католицизм (Индонезия, Малайя, Бирма). В этих странах, а также в Таиланде, Лаосе, Камбодже протестантские церкви имеют большое количество своих больниц, приютов, богаделен и учебных заведений. Некогда острая конкуренция с католической церковью все больше отходит на задний план. Священнослужители и миссионеры все чаще находят общий язык и проводят единую политику, используя методы дифференцированного подхода к верующим и обращая особое внимание на работу среди местной молодежи.

В арсенале пропагандистской машины католических миссионеров все большее место начинают занимать такие современные средства идеологического воздействия, как пресса, радио и телевидение.

Широкое распространение католическая пресса имеет, например, в странах Африки, где ей удалось приобрести значительно больше читателей, чем в странах Азиатского континента.

Католическая печать в Африке появилась впервые в 1845 г. Одним из старейших, выходящих в настоящее время католических изданий является еженедельник «Умафрика», издаваемый в Марианхилле (Южная Африка). Он начал выходить в 1888 г. 14 из его 16 страниц обращены ко всем африканцам, имеющим и не имеющим образования. Эти страницы, печатающиеся на языке зулу, освещают интересующие африканцев вопросы в области религии, политики, образования и культуры. Две страницы предназначаются для работников просвещения и местной интеллигенции. Материалы публикуются на английском языке, перемешанном с африкаана. Поскольку «Умафрика» распространяется на территории от мыса Доброй Надежды до северных границ Южной Родезии, его публикации освещают жизнь Южной Африки и соседних с ней районов. Кроме того, в этом еженедельнике дается также информация о наиболее значительных событиях в международной жизни.

Подобно «Умафрике» все африканские католические издания носят на себе отпечаток района, для которого они предназначены: его языка (или языков), культуры, экономики и колониального влияния, которое он испытал. Некоторые газеты и журналы помещают как светскую информацию, так и известия религиозного характера, другие выполняют чисто религиозную миссию. Многие из них выпускаются на основе самой современной полиграфической техники, хотя есть и такие, которые еще размножаются на гектографе.

Католическая пресса сталкивается в Африке с серьезными проблемами: ей необходимо постоянно приспосабливаться к экономическим, социальным, психологическим и политическим изменениям, преобразующим в настоящее время лицо континента.

По данным, опубликованным во французской католической газете «Круа», в африканских странах издается 7 ежедневных газет и 17 периодических изданий, общий тираж которых вместе с другими католическими изданиями составляет более 20 млн. экземпляров в год[7].

На первый взгляд из приведенных в сноске данных можно было бы сделать вывод, что поскольку разовые тиражи этих изданий не очень велики, то и охватывают они ограниченный круг читателей. Однако в условиях Африки это не так. Учитывая, что более 80% африканцев пока остаются неграмотными (а в сельской местности этот процент значительно выше), эти издания широко используются местными священниками и миссионерами для коллективных читок. Поэтому их влияние на формирование взглядов многих миллионов африканцев независимо от религиозной принадлежности нельзя недооценивать, имея в виду при этом, что все издания из номера в номер прямо и косвенно пытаются убедить в преимуществе капиталистического пути развития для африканских народов.

Последовательно проводит в жизнь Ватикан и завет основателя Общества африканских миссионеров кардинала Ла Вижери, который еще в конце XIX в. писал, что «обращение в христианство одного вождя способствует успехам миссии гораздо больше, чем обращение целой сотни простых негров», и советовал внушать туземным вождям, что «христианская религия, безусловно, укрепляет их власть…»[8]. Развивая эту мысль, Пий XII писал в энциклике «Evangelii Praecones» (1951): «Поскольку молодая интеллигенция станет в один прекрасный день руководящей силой будущих поколений и общества, легко понять, какую огромную заботу надо проявить об увеличении числа школ и колледжей». Нужно «помочь податливой как воск молодежи проникнуться уважением к католическому учению, понять и принять его. Из воспитанной в таком духе молодежи выйдут будущие руководители государств, и народные массы пойдут за ними… как за учителями»[9].

Эту политику ориентации на новые поколения Ватикан всегда энергично проводил в жизнь, однако она приобрела еще большее значение для католической церкви в условиях краха мировой колониальной системы и бурного развития национально-освободительных революций, ибо от молодого поколения в значительной степени зависит решение вопроса, какой путь социального и экономического развития изберут страны, навсегда сбросившие с себя цепи колониальной зависимости. По данным на 1964 г., только в принадлежащих католической церкви школах в странах Африки обучалось свыше 5 млн. учащихся. Во многих африканских государствах до последнего времени вообще не было других общеобразовательных учебных заведений, кроме католических школ, находящихся под полным контролем католических миссий. «Данное нам в этих школах образование, — вспоминает глава Гвинейской Республики Секу Туре, — было направлено не только на то, чтобы ассимилировать нас, лишить нас индивидуальности, заразить нас западным духом, внушить нам, будто наша цивилизация, наша культура, наши собственные социологические и философские концепции— одним словом, наш гуманизм представляет собой проявление дикого, полусознательного примитивизма, но и создать в нас множество комплексов, в силу которых мы стали бы более французами, чем сами французы»[10].

Даже протестантская Англия во имя своих колонизаторских интересов отдавала предпочтение и оказывала содействие созданию католических школ в своих бывших и еще сохранившихся владениях. Между англиканской и католической церквами было достигнуто, например, соглашение о том, что последняя полностью берет на себя контроль над образованием молодежи в Уганде, Ньясаленде и Нигерии. В Нигерии в католических школах, на 70% содержащихся за счет государства, насчитывается в настоящее время около 900 тыс. учащихся. В Конго (Киншаса) в католических школах обучается более 1,5 млн. человек — почти в 10 раз больше, чем в государственных учебных заведениях. Согласно опубликованным статистическим данным, в начальных и средних школах Камеруна, находящихся под контролем католической церкви, обучается около 165 тыс. школьников, включая учащихся профессиональных школ, также принадлежащих католическому духовенству. Приводя эти данные, газета «Эфор Камеруне» сообщает, например, что, несмотря на материальные и другие трудности, число учащихся в католических школах страны постоянно увеличивается. Это объясняется очень просто. Католическая церковь умело использует в своих интересах трудности, возникающие перед молодыми государствами. Они еще не имеют возможности выделять необходимые финансовые средства на развитие народного просвещения, а у тянущихся к знаниям молодых африканцев независимо от вероисповедания не остается другого выбора, кроме учебы в католических учебных заведениях.

Стремлениями укрепить свое влияние на подрастающее поколение проникнута политика католической церкви и в странах Азии. По сведениям, взятым из католической печати, до последнего времени в Бирме католической церкви принадлежало 988 школ с контингентом учащихся 73 тыс. человек, в Таиланде в католических школах обучается 56 тыс. учащихся, в Лаосе — 2,8 тыс. в 40 школах, в Камбодже — около 10 тыс. в 43 школах, в Южном Вьетнаме — 225 тыс., в Малайе— 106 тыс. в 183 школах, на Северном Калимантане — 26 тыс. в 131 школе, на Филиппинах — 315 тыс. в 680 школах, в Индонезии только на Яве в 669 католических школах обучается 157 тыс. человек, много католических школ на Суматре и в других районах страны и т. д.

В отличие от многих африканских стран католической церкви в Азии значительно труднее приспосабливаться к местным условиям в связи с господствующим положением в азиатских странах (за исключением Филиппин) мусульманской и буддийской церквей.

Иные проблемы возникают в странах Латинской Америки, считавшихся в последние века цитаделью католицизма, поскольку там исповедуют эту религию 72—97,7% населения. Идея борьбы за полное освобождение от политической и экономической зависимости монополистического капитала США, так же как и коммунистическое мировоззрение, все глубже проникает в широкие массы населения этих стран, становится их достоянием. Это относится не только к учащимся, но и ко многим прогрессивно настроенным преподавателям католических школ, колледжей и университетов.

Чему же обучают в большинстве католических школ развивающихся стран?

По свидетельству Н. Ситхоула, в этих школах изучают прежде всего катехизис, затем не столько родной, сколько один из европейских языков, обязательно арифметику и историю западных стран, географию, основы химии, физики, биологии и природоведения. В дополнительных классах или специальных колледжах из выпускников основного курса этих школ готовятся преподаватели для младших классов. Н. Ситхоул утверждает, что благодаря католическому образованию в Африке 40 млн. африканцев говорят сейчас на европейских языках, что позволяет многим из них продолжать свое образование в Европе или в США (видимо, имеются в виду те выпускники, которые обладают для этого необходимыми средствами, или те из них, в дальнейшем обучении которых заинтересованы определенные круги или лица, устанавливающие им стипендию на все время обучения). Таким образом, для африканских стран подготовлено немало юристов, учителей, врачей, журналистов, многие из которых являются сейчас парламентариями[11], и совсем мало специалистов — практически единицы — для добывающей, обрабатывающей и строительной промышленности, так же как и для других отраслей народного хозяйства.

Наряду с этим принимаются меры к дальнейшему расширению подготовки специалистов из числа коренного населения развивающихся стран в католических колледжах и университетах США, ФРГ, Италии, Франции, Бельгии и других капиталистических стран. В Бонне, например, создан в этих целях специальный католический учебный центр. Все больше представителей стран Азии и Африки принимаются на учебу в католические учебные заведения Рима (колледж Пия XII), Мюнхена (колледж св. Павла), Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Западного Берлина, а также в католические университеты США.

Значительную помощь католической церкви в работе среди молодежи стран «третьего мира» оказывают Всемирный альянс юношеских христианских союзов, Всемирный союз христианских девушек и молодых женщин^ Интернационал рабочей христианской молодежи, Международная федерация католической молодежи, Всемирная федерация католических девушек и молодых женщин, Всемирная студенческая христианская федерация, Федерация католических университетов, «Пакс Романа» (Международное движение католических студентов и интеллигенции) и многие другие организации, имеющие свои национальные и региональные отделения во многих странах и районах «третьего мира».

Ставка на новое поколение приносит католической церкви свои плоды, хотя и не в такой мере, как первоначально планировалось. Факты говорят о том, что многие молодые люди из развивающихся стран, оканчивая католические учебные заведения у себя на родине или за рубежом, остаются верными интересам своих народов и отбрасывают многое из того, что с особой тщательностью внушалось им в период учебы.

Хорошо выразил отношение большинства африканской молодежи к католицизму Кваме Нкрума в своей «Автобиографии», где он очень образно показал, с какими трудностями приходится бороться молодому африканцу, обращенному в католическую веру. Говоря о своей молодости, он писал, что «в те дни я серьезно относился к религии и часто прислуживал во время мессы. Однако с возрастом строгая дисциплина католицизма начала душить меня»[12].

В ходе обсуждения декрета «О миссионерской деятельности церкви» на сессиях Второго Ватиканского собора многие его участники настаивали на активизации деятельности светских католических организаций среди населения.

Практически эта линия, намеченная участниками собора, нашла благоприятную почву только в некоторых африканских странах. Попытки католической церкви расширить свое влияние в подавляющем большинстве стран Азии не нашли сколько-нибудь значительной общественной базы.

Что касается африканского профсоюзного движения, то характерной особенностью его развития являлось одно весьма существенное обстоятельство: главным классовым противником местного пролетариата чаще всего была не своя весьма еще экономически слабая буржуазия, а иностранные монополии. В связи с этим почти каждое выступление рабочих в защиту экономических требований неизбежно приобретало характер борьбы против системы колониального и национального угнетения, против расовой дискриминации африканцев со стороны белого эксплуататорского меньшинства. Но и в этих специфических условиях профсоюзы стали одной из основных форм организации пролетариата и всех трудящихся в этих странах. С момента основания они невольно становились не просто тред-юнионистскими центрами, отстаивающими лишь экономические требования трудящихся, а массовыми политическими организациями, которые поддерживают лозунги национально-освободительного движения и принимают непосредственное и активное участие в освободительной борьбе.

В настоящее время профсоюзы африканских стран объединяют свыше 5 млн. рабочих и служащих[13]. Основную их массу составляют рабочие рудников, промышленных предприятий, докеры, служащие и частично представители свободных профессий. Сельскохозяйственные рабочие, составляющие от 30 до 50% наемных рабочих Африки, и многомиллионная армия рабочих-мигрантов[14], совмещающих сельскохозяйственный труд с временной работой по найму в городе, профсоюзным движением пока не охвачены. Однако и в нынешнем составе африканские профсоюзы являются грозной политической силой и вносят немалый вклад в национально-освободительную борьбу своих народов.

Не случайно, что с первых шагов африканские профсоюзы испытали на себе всю тяжесть репрессий колониальных властей и других реакционных сил, которые в течение многих лет тормозили превращение их в подлинно классовые организации. Как и в других странах, немалую помощь империалистическим кругам в осуществлении этих целей оказывала через свою региональную организацию — Панафриканский и Мальгашский союз верующих трудящихся[15] — Международная конфедерация христианских профсоюзов (МКХП)[16]. Совместно с соответствующей региональной организацией Международной конфедерацией свободных профсоюзов (МКСП)[17] ей удалось повернуть на реформистский путь ряд африканских профсоюзных организаций, насчитывающих в своих рядах около 700 тыс. членов[18]. В январе 1962 г. на конференции в Дакаре они объединились в Африканскую профсоюзную конфедерацию (АПК), противопоставив себя Всеафриканской федерации профсоюзов (ВАФП), которая насчитывает свыше 4 млн. членов и активно участвует в антиимпериалистической борьбе[19].

Несмотря на попытки организаторов учредительной конференции АПК в Дакаре придать ей антикоммунистический характер и лишить антиколониальной направленности, ряд делегатов в своих выступлениях поставили вопросы, волнующие африканских трудящихся, и добились включения в документы таких требований, как ликвидация эксплуатации человека человеком, гарантия профсоюзных свобод, борьба за ликвидацию нищеты и безработицы, достижение политического единства Африки и др.[20]

В Республике Берег Слоновой Кости, Либерии, Ливии, Мавритании, Нигере, Того, Тунисе, Эфиопии профсоюзы, входящие в АПК, в настоящее время практически контролируют все профсоюзное движение.

В Анголе, Габонской Республике, Гамбии, Конго (Киншаса), Мальгашской Республике, Нигерии, Сенегале, Камеруне, Республике Чад профсоюзы, входящие в АПК, значительно малочисленнее и им противостоят более представительные национальные демократические профсоюзные объединения[21].

В остальных африканских странах МКХП вместе с МКСП не удалось распространить своего влияния даже на мелкие профсоюзные объединения.

Несмотря на все большую поддержку со стороны развивающейся национальной буржуазии, АПК должна была под давлением массы рядовых членов все чаще идти на уступки вплоть до отдельных совместных выступлений с профсоюзами, входящими во Всеафриканскую федерацию профсоюзов.

По требованию большинства членов профсоюза секретариат АПК вынужден был в октябре 1963 г. пойти на переговоры с руководством ВАФП и подписать соглашение о создании совместного Подготовительного комитета по созыву Всеафриканской профсоюзной конференции. Однако лидеры АПК всячески саботировали созыв этого комитета и в конечном счете отказались от участия в его работе.

АПК, возникшая вследствие раскола африканского профдвижения, по сути дела не представляет интересов большинства трудящихся континента и существует лишь благодаря поддержке МКХП и МКСП.

Укреплению АПК в значительной степени мешает также позиция колониального капитализма и национальной буржуазии ряда стран, которые все больше усиливают эксплуатацию африканского рабочего класса.

Наряду с попыткой расширить влияние на растущий рабочий класс африканских стран через профсоюзную конфедерацию клерикальные силы в работе среди местного населения стали больше опираться на такие организации, как Международное движение католической сельской молодежи, имеющее свои отделения в Мали, Сенегале, Того, Дагомее, Нигере, Нигерии, Гане, Камеруне, Габоне, Республике Чад, Руанде, на Мадагаскаре, в Малави, Танзании, Центральной Африканской Республике, Конго (Киншаса), Конго (Браззавиль), на Береге Слоновой Кости и в Верхней Вольте. Это движение, используя естественный рост интереса сельской молодежи африканских стран к вопросам выбора путей преобразования африканской деревни, всячески пропагандирует не только «преимущества» капиталистического пути развития сельскохозяйственного производства, но и активно способствует усилению влияния клерикальной идеологии среди сельской молодежи.

В целях привлечения внимания местной общественности к этому движению в последние годы были проведены уже две всеафриканские конференции международного движения католической сельской молодежи — в 1961 г. в Абиджане (Берег Слоновой Кости) и в 1964 г. в Яунде (Камерун). Наряду с ними в 1962 г. в Найроби (Кения) состоялась I Всеафриканская ассамблея христианской молодежи, призвавшая молодежь Африки терпеливо преодолевать экономические трудности, не поддаваться разочарованию и тем более влиянию якобы вредных для африканского пути развития революционных идей. В этом же плане подвела итоги своей работы Всеафриканская конфедерация католического образования в Леопольдвиле в августе 1965 г. и ряд других африканских региональных форумов, организованных клерикальными кругами за последние годы.

Какое значение придается сторонниками капиталистического пути развития африканских стран усилению и расширению влияния католических клерикальных организаций, видно хотя бы из заявления руководителя Национального совета освобождения Ганы Джозефа Анкра, сделанного им вскоре после государственного переворота на официальной церемонии по случаю выделения Союзом христианской молодежи ФРГ 200 ф. ст. на строительство в Аккре нового центра Ассоциации христианской молодежи. Весь смысл его выступления сводился к тому, что «Ассоциация христианской молодежи может сыграть очень важную роль в том, чтобы вернуть на истинный путь тех молодых людей, которые вследствие порочной пропаганды прежнего режима стали на ошибочный, ложный путь».

Стремясь усилить свое влияние в странах Африканского континента, католическая церковь предпринимает энергичные шаги для образования в этих странах клерикальных политических партий. Несмотря на серьезные трудности, ей все же удалось за последние годы создать— правда, весьма малочисленные и невлиятельные— христианско-демократические партии в Руанде и Бурунди и христианскую социал-демократическую партию в бывшей Федерации Родезии и Ньясаленда[22]. Католической церкви в известной мере удалось подчинить своему влиянию Демократическую партию Уганды[23], Национальную партию Лесото[24] и Объединенную партию Гамбии[25]. Все они выступают за привлечение иностранных капиталов для развития национальной экономики африканских стран и широкое развитие частного предпринимательства.

Характерной чертой клерикальных партий, профсоюзов и других клерикальных организаций в африканских странах является более ярко выраженное, чем в других районах мира, стремление объединить в своей деятельности не только представителей всех христианских религий, но и искать пути к единству с мусульманами и представителями местных религий. Католическим миссионерам дано указание разъяснять местному населению, что христианская мораль содержится во всех без исключения религиях, и добиваться единства действий всех верующих трудящихся на основе идейной платформы христианских профсоюзов.

Эта позиция нашла свое подтверждение на конференции представителей христианского духовенства 42 африканских стран в Кампале (Уганда, 1963 г.), провозгласившей идею объединения всех местных христианских церквей и поддержавшей движение за создание всемирной церкви.

  1. «Missioni», 1962, N 12, р. 51.
  2. См. «Проблемы мира и социализма», 1961, № 4, стр. 35.
  3. См. Н. А. Ковальский. Ватикан и мировая политика, стр. 162—170.
  4. «Mission!», 1962, N 1, р. 51.
  5. Mgr. Garrone. La vie de l’Eglise sous Pie XII. Paris, 1959, p. 149.
  6. См. «Новое время», 1965, № 35, стр. 13.
  7. «La Croix», 3.1 V. 1962.

    «Курье д’Африк» (ежедневная газета, Конго (Киншаса), на франц, яз., тираж 9 тыс. экз.); «Эссор дю Катанга» (ежедневная газета, Конго (Киншаса), на франц, яз., тираж 6 тыс. экз.); «Мунно» (ежедневная газета, Уганда, на языке луганда, тираж 6,5 тыс. экз.); «Диарио де Мозамбик» (ежедневная газета, Португальская Восточная Африка, на португ. яз., тираж 5 тыс. экз.); «О Ориенте» (ежедневная газета, Мозамбик, на португ. яз., тираж 1,5 тыс. экз.); «Арауто» (ежедневная газета, Португальская Гвинея, на португ. яз., тираж 15 тыс. экз.); «Букия на Ганди» (ежедневная газета, Танзания, на англ, яз., тираж 1,5 тыс. экз.); «Африк кретьен» (еженедельник, Конго (Киншаса), на франц, яз., тираж 15 тыс. экз.); «Африк нувель» (еженедельник, Сенегал, на франц, яз., тираж 12 тыс. экз.); «Ажетерен Мбарара» (журнал, выходит дважды в месяц, Уганда, на языках рюньянколе и рушига, тираж 10 тыс. экз.); «Католик лайф» (ежемесячный журнал, Нигерия, на англ, яз., тираж 40 тыс. экз.); «Индепендент» (еженедельник, Нигерия, на англ. яз. и языке йомба, тираж 12 тыс. экз.); «Киньяматека-Кабгаий» (ежемесячный журнал, Руанди-Урунди, на языке руанда, тираж 22,5 тыс. экз.); «Кионгози-Табора» (журнал, выходит дважды в месяц, Танзания, на языке суахили, тираж 26 тыс. экз.); «Киито-Ентеббе» (ежемесячный журнал Уганда, на языке луганда, тираж 30 тыс. экз.); «Смен африкен» (еженедельник, Конго (Браззавиль), на франц, яз., тираж 12 тыс. экз.); «Лидер» (еженедельник, Нигерия, на англ, яз., тираж 35 тыс. экз.); «Лобо-Мева» (журнал, выходит дважды в месяц, Уганда, на языке иво, тираж 12 тыс. экз.); «Моелетси Оа Басото» (еженедельник, Базутоленд, на языке сото и на английском, тираж 14,5 тыс. экз.); «Нкурусе-Лулабург» (ежемесячный журнал, Конго (Киншаса), на языке чилуба, тираж 14,5 тыс. экз.); «Онвебембези-Мбарара» (ежемесячный журнал, Уганда, на языке рюньянколе, тираж 13 тыс. экз.); «Ревиста менсал» (ежемесячный журнал, Ангола, на португ. яз., тираж 10 тыс. экз.); «Саузерн кросс» (еженедельник, Южная Африка, на англ, яз., тираж 16,5 тыс. экз.); «Умафрика» (еженедельник, Южная Африка, на зулу, африкаана и английском языках, тираж 22 тыс. экз.).


  8. См. «Проблемы мира и социализма», 1961, № 4, стр. 37.
  9. См. «Проблемы мира и социализма», 1961, № 4, стр. 37.
  10. S. Toure. Toward full Re-Africani sation. — «Presence Africaine». Paris, 1959, p. 9.
  11. N. Sithol. African Nationalism. Cape Town, 1959, p. 51—62.
  12. К. Нкрума. Автобиография. М., 1961, стр. 18.
  13. См. «Проблемы мира и социализма», 1966, № 2, стр. 62, 69, 70.
  14. См. В. А. Мартынов. Конго под гнетом империализма. М., 1959, стр. 155, 164.
  15. В 1959 г. христианские профсоюзы Африки объединились в Панафриканский и Мальгашский союз верующих трудящихся. В 1961 г. союз насчитывал в своих рядах около 400 тыс. членов (J. Geiss. Geverkschaften in Afrika. Hannover, 1965, S. 78).
  16. См. «Международные политические, экономические и общественные организации». Словарь-справочник. М., 1966, стр. 115—117.
  17. См. там же, стр. 112—115.
  18. См. «Проблемы мира и социализма», 1966, № 2, стр. 70.
  19. См. «Международные политические, экономические и общественные организации», стр. 18—20.
  20. В АПК в 1962 г. вошли: Всеобщая лига трудящихся Анголы (объединяет главным образом анголезских трудящихся, работающих в Конго); Национальный союз трудящихся Берега Слоновой Кости (создан в 1952 г., насчитывает около 150 тыс. членов); Габонская конфедерация верующих трудящихся (является также членом МКХП); Союз рабочих Гамбии (объединяет до 90% трудящихся всей страны); Национальный союз конголезских трудящихся (основан в 1960 г. в результате реорганизации Конфедерации христианских профсоюзов в Конго, насчитывает около 265 тыс. членов, входит в МКХП и поддерживает тесные связи с Конфедерацией христианских профсоюзов Бельгии); Конголезская конфедерация свободных профсоюзов (объединяет 15 отраслевых профсоюзных объединений Конго (Киншаса), насчитывает в своих рядах около 200 тыс. членов, находится под влиянием МКСП, а также профсоюзных боссов США и ФРГ); Конгресс производственных профсоюзов Либерии (около 7 тыс. членов); Всеобщая конфедерация профсоюзов Ливии (основана в 1952 г., около 40 тыс. членов); Союз трудящихся Мавритании (создан в 1961 г., около 10 тыс. членов); Конфедерация верующих трудящихся Мадагаскара и Каморских островов (находится под непосредственным руководством католической церкви); Национальный союз трудящихся Нигера (создан в 1959 г., около 20 тыс. членов); Объединенный конгресс профсоюзов Нигерии (входит в МКСП); Совет нигерийских трудящихся (входит в МКХП); Высший совет профсоюзов Нигерии (создан в 1965 г.); Национальный союз сенегальских трудящихся (создан в 1962 г.); Объединение африканских профсоюзов Сомали (примыкает к МКСП); Сомалийская конфедерация трудящихся (примыкает к МКСП); Национальный союз трудящихся Того (около 10 тыс. человек); Всеобщий союз трудящихся Туниса (основан в 1946 г., около 200 тыс. членов, является автономным членом МКСП); Федерация профсоюзов Уганды; Ассоциация свободных профсоюзов трудящихся Эфиопии (основана в 1952 г., примыкает к МКСП).

    Позднее в АПК были еще приняты Камерунская конфедерация верующих трудящихся и Национальный союз верующих трудящихся Чада.


  21. Так, Национальный союз трудящихся Чада в 1966 г. насчитывал в своих рядах около 160 тыс. членов, в то время как христианские профсоюзы, входящие в Национальный союз верующих трудящихся, — всего около 6—7 тыс. членов.
  22. Ликвидирована в 1963 г.
  23. Основана в 1956 г. По своему характеру является буржуазнонационалистической партией и выражает интересы буржуазии и феодальных кругов страны, связанных с католической церковью. В Национальной ассамблее Уганды имеет 10 мандатов (из 92). Официальный орган партии газета «Мунно» («Твой друг») издается на языке луганда.
  24. Основана в 1959 г. Выражает интересы наиболее реакционных кругов, ориентирующихся на ЮАР. В настоящее время является правящей партией (на выборах 1965 г. получила 41,6% голосов).
  25. Основана в 1951 г. Выражает интересы местной католической торговой буржуазии и интеллигенции.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *