Введение
В конкретных условиях третьего этапа общего кризиса капитализма основные тенденции и перспективы революционной борьбы могут быть выявлены только с учетом новых закономерностей, обусловленных взаимодействием трех основных движущих сил мирового революционного процесса: СССР и других стран социалистической системы, рабочего движения развитых капиталистических государств и национально-освободительного движения.
Создание мировой социалистической системы, переход к строительству коммунизма в СССР все более активно воздействуют на мировое развитие в целом, создают благоприятные возможности для усиления классовой борьбы трудящихся капиталистических стран и становления политической и экономической независимости государств, освободившихся от колониального гнета.
Мировое рабочее и коммунистическое движение превратилось в самую влиятельную политическую силу современности. Неизмеримо выросло классовое самосознание рабочего класса, усилилось его стремление к организованности и единству действий. Во многих важнейших капиталистических государствах успешно защищают интересы рабочего класса и всего народа массовые коммунистические партии.
В результате сдвигов, происходящих в социальной структуре капиталистического общества, открылись новые перспективы для революционной борьбы рабочего класса. В развитых капиталистических странах растет численность и удельный вес наемных работников в составе населения. «Так, в США доля лиц наемного труда в самодеятельном населении увеличилась с 75% в 1940 г. до 87% в 1960 г., в ФРГ —с 67% в 1939 г. до 77% в 1960 г., во Франции — с 57% в 1936 г. до 72% в 1962 г. В Англии наемные работники превышают 90% населения»[1].
Аналогичный процесс наблюдается и в странах среднеразвитого капитализма. Среди лиц наемного труда особенно растет удельный вес рабочего класса, центральным ядром которого почти повсеместно становится промышленный пролетариат, наиболее многочисленный, организованный и сознательный отряд рабочего класса.
Резкое увеличение численности рабочих, занятых в отраслях, отличающихся наиболее высоким уровнем концентрации производства, перемещение значительной их части в новые отрасли, имеющие решающее значение для развития производительных сил, заметно усиливают не только экономическую, но и политическую роль промышленного пролетариата в общественной жизни этих стран.
Значительно вырос за послевоенные годы и процент служащих (от 1/5 до 1/3)[2].
Тенденции развития городской мелкой буржуазии имеют более противоречивый характер. Ее удельный вес и численность эволюционируют по-разному в различных странах. Но общим является дальнейшее вытеснение мелких товаропроизводителей из сферы материального производства при сохранении еще многочисленного сектора мелких предприятий в торговле и сфере услуг, причем уровень доходов основной массы мелких хозяев стал не выше, чем у рабочих, при подчас даже большей продолжительности рабочего дня. При этом многие мелкие буржуа находятся в более стесненном материальном положении, чем квалифицированные рабочие. Их объективное положение в обществе приводит к дальнейшему обострению противоречий с той социально-экономической системой, в которой ведущую роль играют монополии.
Бурно растет численность и удельный вес интеллигенции. Научно-техническая революция обусловливает громадную потребность в умственном труде. Это в свою очередь ведет к широкому развитию образования. Основная масса интеллигенции превращается в наемных работников, что все более определяет ее положение в обществе и отношение к происходящим в нем социальным процессам. Этим, в частности, объясняется и наблюдаемый в капиталистических странах определенный сдвиг влево в политических настроениях части интеллигенции.
В развитых капиталистических странах усилилось и классовое расслоение крестьянства. Разоряются и исчезают целые группы аграрного населения, связанные с устаревшими формами землепользования. В сельском хозяйстве возрастает господство капиталистических монополий. Этот процесс создает объективную основу для более активного включения в антимонополистическую борьбу также и трудящихся деревни.
Наряду с укреплением позиций мировой социалистической системы и дальнейшим развитием международного рабочего и коммунистического движения все более решающую роль в мировом революционном процессе стало играть национально-освободительное движение, которое, разрушив колониальную систему империализма, превратилось из резерва мирового революционного процесса в одну из важнейших его составных частей.
Развитие этого процесса укрепило организованность и политические позиции рабочего класса, привлекло к участию в историческом творчестве многомиллионные массы населения, способствовало дальнейшему углублению общего кризиса современного капитализма. Сфера господства капитала существенно сузилась, а в тех странах, где империалистической буржуазии удалось сохранить свое влияние, оно уже не является абсолютным. Империализм оказался вынужденным приспосабливаться к изменившимся условиям, искать пути, чтобы выдержать историческое соревнование с социализмом, идя на серьезные уступки, и во все большей степени прибегать к стратегии социального маневрирования.
Научно-техническая революция обусловила неизбежность усиления внимания правящих кругов развитых капиталистических стран к государственному регулированию экономики. Небывалое развитие получило капиталистическое обобществление и огосударствление отдельных важных отраслей национальной экономики. При этом расширение экономических функций государства безусловно вступает в противоречие с самим принципом частной собственности. Меры, применяемые в целях упрочения господства монополий, в конечном итоге расшатывают это господство.
Углубление общего кризиса капитализма не могло не отразиться на буржуазных политико-экономических концепциях. Старые концепции, усиленно восхвалявшие капитализм свободной конкуренции, уступают место апологетике государственно-монополистического капитализма. Этой задаче служат ныне «теории» «трансформации капиталистического общества», «уравновешивающих сил», «революции управляющих», «демократизации капитала», «смешанной» и «регулируемой» экономики, «индустриального общества» и т. п. Все они призваны доказать, что современный государственно-монополистический капитализм представляет собой альтернативу социализму.
Эта концепция находит, в частности, отражение и в «теории» так называемой конвергенции, получившей в последнее время широкое распространение в странах капитала. Согласно этой «теории», якобы происходит сближение социалистической и капиталистической систем и постепенно ликвидируются различия между ними. Она, так же как и другие вышеупомянутые «теории», взята на вооружение идеологией монополистического капитализма и империалистической пропагандой, пытающимися опровергнуть исторический материализм, доказать «ненаучность» социалистической революции, отвлечь массы от идеалов научного социализма, становящихся все более популярными.
В подобных же целях монополистический капитализм пытается максимально использовать различные клерикальные идеологии, и в первую очередь католицизм, ряд теоретиков которого, модернизируя его философию, оснащают католицизм всеми основными идеологическими концепциями современного неокапитализма и неоколониализма.
В Программе КПСС по этому поводу говорится: «Все возрастающее значение в политическом и идеологическом арсенале империализма приобретает клерикализм. Он не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата. Он располагает теперь своими крупными политическими партиями, стоящими у власти во многих капиталистических странах. Создавая свои профсоюзные, молодежные, женские и другие организации, клерикализм раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся. Монополии щедро финансируют клерикальные партии и организации, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки»[3].
Находясь на службе у империалистической буржуазии, последовательно выступая в поддержку ее интересов в различных районах мира и стремясь сохранить раскол в рабочем, молодежном, женском и других общественных движениях, эти партии и организации наряду с самой католической церковью играют заметную роль в политической жизни не только капиталистических, но и целого ряда развивающихся стран, лишь недавно освободившихся от оков колониализма.
Многие руководители католической церкви все больше поддерживают идею интеграции христианских и других религий и постепенного формирования предпосылок для объединения в будущем всех клерикальных идеологий на основе идеи создания так называемой мировой церкви. Эта тенденция определяется как соображениями, что Ватикану удастся стать центром «мировой церкви», так и заинтересованностью правящих кругов и национальной буржуазии целого ряда стран в самом факте интеграции всех клерикальных сил на базе антикоммунизма.
В настоящее время многие католические партии и массовые светские клерикальные организации фактически уже объединяют в своих рядах не только католиков, но и протестантов, православных и т. д.
Тенденция экуменизации[4] находит поддержку и среди определенной части представителей других религиозных направлений, особенно тесно связанных с молодой национальной буржуазией в развивающихся странах.
Выход на мировую арену более 50 молодых суверенных государств, их борьба за упрочение своей политической и экономической самостоятельности, за переустройство внутренней социальной жизни, борьба прогрессивных сил этих стран с происками монополистического империализма и его пособниками из лагеря феодализма и проимпериалистически настроенными кругами национальной буржуазии накладывают существенный отпечаток и на характер идеологической борьбы в данной группе стран.
В этой борьбе чрезвычайно противоречивую роль играет сама национальная буржуазия. С одной стороны, все еще существующая в большей или меньшей степени экономическая зависимость и собственная финансовая слабость предопределяют ее нежелание рисковать своим положением в условиях экономической и политической нестабильности, а с другой — она прямо заинтересована в полной экономической и политической независимости и развитии национального экономического потенциала.
В целях укрепления своего идеологического влияния среди многомиллионных масс местного населения, и особенно среди крестьянства и молодого рабочего класса, национальная буржуазия широко использует различные религиозные идеологии, учитывая еще сохранившуюся силу их воздействия на широкие массы трудящихся. Нередко национальная буржуазия практически даже не пытается отдать предпочтение какой-либо одной из религий, ибо это могло бы оттолкнуть от нее ту или иную часть местного населения. Такая тактика позволяет опираться на различные, в прошлом даже враждебные друг другу, клерикальные силы и представителей самых различных вероисповеданий. При этом обращает на себя внимание все более четко проявляющаяся в развивающихся странах тенденция национальной буржуазии поддерживать модернизированные реформистские направления различных религий, менее препятствующие научно-техническому и социальному прогрессу в рамках буржуазной демократии.
Все это обусловливает постепенное создание в ряде развивающихся стран благоприятной обстановки не только для практического сотрудничества между духовно- служителями и миссионерами различных направлений в христианской церкви, но и для их сотрудничества и все большего идеологического сближения с отдельными группами священнослужителей мусульманской и других религий.
Особенности национально-освободительного движения в различных районах «третьего мира» во многом предопределяют и роль, которую играет в их политической и духовной жизни католическая церковь. Ее монашеские ордены, миссии и светские клерикальные организации прилагают все силы для того, чтобы, с одной стороны, заставить народы развивающихся стран забыть о тесных связях католической церкви с колонизаторами, а с другой — приспособиться к новой обстановке и попытаться стать опорой национальной буржуазии в становлении этих стран на капиталистический путь развития.
Инициатива, проявленная католической церковью в модернизации своей социальной доктрины и приспособлении ее к современной исторической обстановке, не случайно встретила поддержку как в кругах монополистической буржуазии, так и даже среди части национальной буржуазии некатолических стран «третьего мира». Католическая церковь не только впитала в себя в концентрированном виде громадный опыт защиты частнособственнических интересов и противодействия распространению идей научного социализма, но и представляет в настоящее время одну из крупнейших мировых монополий. Она является владельцем акций 24 концернов только в Италии, многих крупных промышленных компаний во Франции, Испании, Португалии, Аргентине, Боливии и в ряде других стран, одним из учредителей и держателей акций международного банка «Святого духа» в Риме, а также совладельцем таких международных банков, как Франко-итальянский, Испано-американский, «Ультрамарине» в Португалии, Парижско-голландский, и других банков с отделениями и филиалами во многих странах мира. Кроме того, католическая церковь является одним из крупнейших в мире землевладельцев, имея латифундии в большинстве стран Латинской Америки, Африки и поместья в ряде европейских государств. Только в Италии католическая церковь владеет свыше 464 тыс. га земли, на которой, как правило, работают безземельные крестьяне-арендаторы, выплачивающие за пользование землей десятую часть своих доходов[5].
Весьма существенным обстоятельством является также и то, что католицизм исповедуют, по официальным данным ООН, около 17% населения земного шара (550 млн. человек)[6]. Из них около 259 млн. католиков живут в Европе, более 230 млн. — в Америке, 43 млн.— в Азии, 22 млн. — в Африке и т. д.[7]
В отличие от всех других церквей католическая церковь располагает крепкой централизованной властью и самой многочисленной, наиболее хорошо подготовленной и организованной, наиболее равномерно распределенной по странам мира армией священнослужителей (331 тыс. священников, 283 тыс. монахов и 930 тыс. монахинь), поставленной в рамки жесткой дисциплины и подчинения вышестоящим церковным органам[8].
И наконец, что, может быть, является наиболее существенным, идеология и политика католицизма проводятся в жизнь не только армией священнослужителей, но и имеющимися во многих странах христианскими партиями, массовыми христианскими профсоюзами и множеством других международных и национальных светских католических организаций, объединяющих по профессиональному, возрастному и другим принципам десятки миллионов людей. Клерикальные партии и организации, как и сама церковь, являются владельцами многочисленных издательств и пользуются всеми самыми современными средствами пропаганды (кино, радио и телевидение).
Эти средства и каналы идеологического воздействия на широкие массы верующих трудящихся не могут в настоящее время не привлекать пристального внимания, поскольку они в связи с модернизацией клерикальной идеологии в определенной мере способны еще играть сдерживающую и раскольническую роль в дальнейшем развитии международного рабочего и национально-освободительного движения. Конечно, при этом нельзя не учитывать, что осознание частью католического духовенства происходящих в мире изменений и предпринимаемые католической церковью попытки приспособиться к реальной действительности носят ограниченный характер, определяемый как рамками идеалистического мировоззрения, так и интересами той социальной системы, апологетом которой она является. Нельзя также не учитывать и того, что католическая церковь и ее светские организации, пытаясь примирить интересы различных классов, во все большей степени становятся подверженными внутренним противоречиям, отражающим всю гамму противоречий, присущих сегодняшнему этапу общего кризиса капитализма.
При этом надо иметь в виду и то, что сама модернизация церковных догматов и клерикальных социальных доктрин независимо от тех целей, во имя которых она совершается, неизбежно влечет за собой постепенное духовное раскрепощение многих миллионов людей и объективно способствует дальнейшему развитию процесса массовой дехристианизации и росту классового самосознания верующих трудящихся. Все это, с одной стороны, требует активизации пропаганды идей научного социализма среди широких масс верующих, а с другой — предоставляет коммунистическим и рабочим партиям новые возможности не только для развития диалога с верующими трудящимися, но и для укрепления с ними практического сотрудничества в общей политической борьбе рабочего класса и других прогрессивных общественных сил за радикальные социальные преобразования, против монополистического империализма и неоколониализма, за мирное развитие всех народов и предотвращение опасности новой мировой войны.
Естественно, что эта проблема стала в последние годы предметом внимания и обсуждения в целом ряде коммунистических и рабочих партий, которые всегда исходили и исходят из интересов борьбы за осуществление единства всех трудящихся «независимо от того, являются ли они религиозно настроенными людьми или атеистами»[9].
Эта позиция снова получила полную поддержку конференции европейских коммунистических и рабочих партий в Карловых Варах (апрель 1967 г.) и была подтверждена в документах коммунистических партий Латинской Америки, опубликованных в связи с заявлением, принятым этой конференцией.
Естественно, что изменения в догматике, политике и социальных доктринах католической церкви и в деятельности различных связанных с ней светских клерикальных организаций не могли не стать предметом пристального изучения как некоторых советских, так и многих зарубежных историков, социологов и философов[10].
Однако в предлагаемом читателю исследовании автор не ставит перед собой задачу рассмотреть весь комплекс вопросов и ограничивается попыткой анализа эволюции лишь некоторых позиций католицизма применительно к проблемам современного рабочего и национально-освободительного движения.
В монографии сознательно только попутно затрагиваются и такие злободневные вопросы, как совместная борьба всех людей доброй воли за мир на земле и взаимоотношения католической церкви с мировой социалистической системой, каждый из которых безусловно требует специального и весьма глубокого исследования.
«Учение В. И. Ленина об империализме и современность». Тезисы Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. М., 1967, стр. 37. ↑
См. там же, стр. 38. ↑
«Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., 1964, стр. 53. ↑
Экуменизм — движение, ставящее целью создание всемирного (вселенского) объединения церквей на основе антикоммунизма. ↑
См. И. Р. Лаврецкий. Кардиналы идут в ад. М., 1961, стр. 52. ↑
Из общего числа населения земного шара около 1 млрд, человек, т. е. 28%, исповедуют христианство, 19%—конфуцианство и буддизм, 14% — ислам, 12%—индуизм, 27%—прочие.
Внутри христианской группы преобладают католики — более 550 млн. человек («Der Spiegel», 22.XII. 1965, S. 74). Некоторые источники дают цифру 600 млн. («U. S. News and World Report», .27.111.1967). ↑
«Der Spiegel», 22.XII.1965, S. 74. Правда, эти данные учитывают католическое население по регистрации рождений и смертей и не свидетельствуют о действительной религиозности католических масс и тем более об их политических взглядах. ↑
«La Civilta cattolica», 19.1.1963, р. 149; «La Documentation catholique», 21.IV.1963, p. 574. ↑
«Коммунистический Интернационал в документах. 1919—1932». М., 1933, стр. 374. ↑
См. прилагаемую библиографию. ↑
Оглавление
- Введение
- Часть первая. Католицизм и проблемы рабочего движения
- Эволюция социальной доктрины католицизма
- Некоторые общие вопросы организации и практики борьбы за сохранение влияния католицизма среди трудящихся
- Католицизм в специфических условиях отдельных развитых капиталистических стран
- К вопросу о преодолении раскола в рабочем движении
- Часть вторая. Католицизм в странах "третьего мира"
- Церковь и проблемы национально- освободительного движения народов развивающихся стран
- Историческая неизбежность модернизации колониальной доктрины католицизма
- Новые тенденции в миссионерской деятельности католической церкви
- Позиции католицизма в отдельных странах Азии и Африки на современном этапе
- Католицизм в политической жизни стран Латинской Америки
- Политика «выпуска пара из котла»
- Заключение
- Список источников и основной литературы