Заключение
Многочисленные факты из жизни различных капиталистических и развивающихся стран убедительно свидетельствуют о том, что политика классового примирения и посредничества приходит во все большее противоречие с действительностью.
Апологетам буржуазной идеологии, в том числе и клерикалам, все чаще приходится пересматривать свои обветшалые концепции и приспосабливать их к новой исторической обстановке. Однако жизнь постоянно и все настойчивее требует от них определения более ясных позиций по всем коренным вопросам современности.
Естественно, что это необходимо использовать в интересах дальнейшего расширения влияния идей научного социализма среди многомиллионных масс трудящегося населения как капиталистических, так и развивающихся стран.
Анализ влияния католицизма на политическую и социальную жизнь широких масс населения позволяет лучше представить, насколько еще гибка тактика католической церкви и светских католических организаций в борьбе за сохранение своих позиций среди верующих трудящихся, насколько многообразны формы этой борьбы и пути приспособления церкви к реальной действительности даже в обстановке прогрессирующей дехристианизации и роста классового самосознания пролетарских слоев католического населения. Но многочисленные факты говорят также и о том, что в подавляющем большинстве случаев католическая церковь и руководство массовых клерикальных организаций продолжают выступать против стремления верующих трудящихся к сплочению и объединению усилий в борьбе рабочего класса против монополистической буржуазии, за радикальные демократические преобразования и сохранение мира. Однако отдельные священнослужители и лидеры христианской демократии все чаще поднимаются до понимания новой исторической обстановки, истинных законов развития человеческого общества и переходят на позиции поддержки требований широких масс верующего населения.
Все это способствует созданию более благоприятных условий для преодоления раскола в рабочем движении на основе развития взаимопонимания различных групп трудящихся по основным проблемам современности.
В подходе католической церкви и ее идеологов к вопросу диалога между коммунистами и католиками со всей очевидностью обнаруживается прямая связь между классовыми интересами монополистического капитализма и идейным содержанием католицизма. Однако противоречивость и неоднозначность взглядов его апологетов также открывают новые возможности для развития диалога с теми из них, кто не придерживается позиций антикоммунизма.
Диалог между коммунистами и католиками как форма борьбы за укрепление и расширение единства трудящихся в международном рабочем движении приобретает в ряде капиталистических стран все большее значение.
Не менее характерны двойственность и противоречивость в позиции католической церкви в отношении стран «третьего мира». С одной стороны, в связи с крахом мировой колониальной системы церковь использует все имеющиеся возможности и средства для того, чтобы заставить местное население забыть многовековую политику поддержки ею колонизаторов и сохранить тем самым право на существование в новой обстановке. С другой — церковь часто вступает в прямой контакт и тесно сотрудничает с силами национальной реакции, неразрывно связанными с международными монополиями, заинтересованными в утверждении новых форм эксплуатации природных богатств и ресурсов рабочей силы развивающихся стран. Как правило, она активно противодействует проникновению в эти страны материалистической идеологии и попыткам наиболее прогрессивных сил повернуть их на некапиталистический путь развития.
Одновременно во многих развивающихся странах все более характерной становится и тенденция к сближению на этой основе различных христианских и даже нехристианских церквей.
Многочисленные случаи несоблюдения принципов, одобренных Вторым Ватиканским собором, дают повод для вывода, что католическая иерархия на местах в целом не спешит отступать от своих традиционных позиций до тех пор, пока ее к этому не вынудит обстановка. Замедленная же реакция на это Ватикана свидетельствует о наличии глубоких внутренних противоречий в самих «верхах» католической церкви, в том числе и по отношению к проблемам развития «третьего мира».
Известно, что наиболее полно современная социальная доктрина католической церкви изложена в конституции «О церкви в современном мире» и энциклике «Популорум прогрессио». Однако, несмотря на некоторую модернизацию, эти документы, так же как и вся практика католической церкви, свидетельствуют о том, что она всегда остается настолько консервативной, насколько позволяет ей изменившаяся действительность.
Предпринимаемые католической церковью попытки приспособиться к современному миру по существу являются признаком того, что она находится в состоянии глубокого кризиса, который в свою очередь свидетельствует о дальнейшем углублении общего кризиса мировой капиталистической системы.
Оглавление
- Введение
- Часть первая. Католицизм и проблемы рабочего движения
- Эволюция социальной доктрины католицизма
- Некоторые общие вопросы организации и практики борьбы за сохранение влияния католицизма среди трудящихся
- Католицизм в специфических условиях отдельных развитых капиталистических стран
- К вопросу о преодолении раскола в рабочем движении
- Часть вторая. Католицизм в странах "третьего мира"
- Церковь и проблемы национально- освободительного движения народов развивающихся стран
- Историческая неизбежность модернизации колониальной доктрины католицизма
- Новые тенденции в миссионерской деятельности католической церкви
- Позиции католицизма в отдельных странах Азии и Африки на современном этапе
- Католицизм в политической жизни стран Латинской Америки
- Политика «выпуска пара из котла»
- Заключение
- Список источников и основной литературы