Политика «выпуска пара из котла»

Выше, в главе о диалоге коммунистов с католиками, уже говорилось, что в своих работах «Социализм и религия» и «О значении воинствующего материализма» В. И. Ленин выступал против деления трудящихся по конфессиональному признаку и ставил задачу уметь противопоставить реакционной буржуазной политике раздробления пролетарских сил «проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания». При этом В. И. Ленин особое значение придавал тактике идеологической борьбы. В частности, он считал, что эта борьба не может быть успешной без союза с некоммунистами[1].

Эти принципиальные положения тактики революционной борьбы не утратили своей актуальности и в наши дни.

Среди практических задач, за решение которых сейчас настойчиво борются коммунистические и рабочие партии зарубежных стран, одной из самых первоочередных является преодоление раскола рабочего движения и достижение единства действий всех трудящихся независимо от их политических, философских или религиозных убеждений.

Сторонников некапиталистического пути развития радуют сдвиги, которые происходят в последние годы в рабочем и национально-освободительном движении целого ряда стран. Сдвиги эти не случайны. Они обусловлены как коренными изменениями в соотношении сил на мировой арене, так и процессами, происходящими в политической, социальной и экономической жизни этих государств.

Политика классового примирения и посредничества приходит во все большее противоречие с действительностью. Это находит свое выражение в сдвиге влево избирателей Франции, Италии, Чили и ряда других стран.

Серьезные дилеммы ставит перед социал-демократами и христианско-демократическими партиями и развитие международных событий. Жизнь все настойчивее требует, чтобы они заняли более ясную позицию в отношении агрессивной политики американского империализма, в деле обеспечения европейской безопасности и по другим острым вопросам международной политики.

Перед лицом реальных фактов апологетам буржуазной идеологии все чаще приходится пересматривать свои старые концепции.

Естественно, что это необходимо использовать в интересах укрепления позиций идей научного социализма среди многомиллионных масс трудящегося населения как капиталистических, так и развивающихся стран.

В своей речи на совещании в Карловых Варах глава делегации КПСС Л. И. Брежнев обратил внимание на то, что «после того, как прежние колонии и полуколонии получили государственную независимость, реакционные элементы в них, опираясь на поддержку империалистов извне, стараются толкнуть эти государства на путь капиталистического развития и сотрудничества с силами международной реакции. Но с тем большей настойчивостью и гибкостью призваны действовать силы прогресса и, в первую очередь, коммунисты»[2].

В связи с этим нельзя не остановиться на анализе новой энциклики Павла VI «Популорум прогрессио» («Прогресс народов»), опубликование которой (28 марта 1967 г.) явилось не только значительным событием в католическом мире, но и привлекло внимание самых различных кругов международной общественности. Необычная для католической иерархии постановка ряда проблем современной католической и социальной жизни вызвала множество самых различных и противоречивых отзывов как в правой, так и в прогрессивной печати. Однако, прежде чем перейти к их анализу и попытаться составить какое-то мнение об этом папском документе, следует хотя бы кратко напомнить основные положения данной энциклики[3].

В преамбуле указывается, что «социальный вопрос принял мировые размеры» и церковь должна «обратить свои старания на служение людям», особенно тем народам, которые прилагают все усилия для того, чтобы «избежать голода, нищеты, эпидемических болезней и невежества», с которыми непосредственно столкнулся Павел VI в поездках по Латинской Америке (1960 г.) и Африке (1962 г.) еще до избрания его на папский престол. В связи с этим, говорится в документе, получают развитие некоторые социальные идеи Иоанна XXIII, поддержанные Вселенским собором в пастырской конституции «О церкви в современном мире». Высказывается мысль, что новая программа церкви «может и должна объединить в общем усилия» всех католиков с другими братьями христианами и всеми людьми доброй воли[4].

В то же время в преамбуле имеется очень важный для последующего анализа энциклики нюанс: в § 2 подчеркивается, что в документе получают свое логическое развитие идеи, изложенные Львом XIII в «Рерум новарум», Пием XI в «Квадрагесимо анно», Иоанном XXIII в «Матер эт магистра» и «Пацем ин террис», не говоря уже о посланиях миру Пия XII и его известной своей антикоммунистической направленностью речи перед трудящимися 14 мая 1953 г. по случаю годовщины «Рерум новарум»[5].

В первой главе, посвященной вопросам, связанным со «всесторонним развитием человека», в § 6, подчеркивается стремление людей нашего времени избавиться от нищеты, всякого угнетения и ситуаций, оскорбляющих достоинство человека, их желание сохранить здоровье, более надежно обеспечить свое существование, устойчивую занятость, более полное участие в руководстве обществом и иметь возможность получать более широкое образование — одним словом, иметь больше, для того чтобы быть чем-то большим[6].

В § 7, говоря о колониализме, Павел VI вынужден признать, что колониальные державы зачастую заботились лишь о своих интересах, своем могуществе и своем престиже и иногда оставляли после своего ухода тяжелое экономическое положение, связанное, например, с выращиванием одной-единственной земледельческой культуры.

Однако нельзя не обратить внимание на то, что сразу же следует далеко не случайная оговорка, что якобы справедливость требует отдать должную хвалу тем колонизаторам, «которые во многих обездоленных областях сумели дать полезное для местных жителей употребление своих знаний и техники», что «они оставили там счастливые плоды своего присутствия» и «успешно помогли удалить невежество и болезни, установили… сеть сообщений и значительно улучшили условия существования»[7].

В § 8 документа осуждается существующая тенденция к увеличению неравенства в жизненном уровне: богатые народы пользуются благами быстрого развития, тогда как в бедных странах темпы развития медленные. Увеличивается неравновесие: некоторые страны производят продовольствие в излишке, тогда как другие страны жестоко страдают от нехватки продовольствия и в то же время их экспорт становится ненадежным. Тревога охватывает бедные классы слаборазвитых стран, которые все больше осознают свою незаслуженную бедность, в то время как меньшинство пользуется в некоторых районах всеми благами утонченной цивилизации. В этом автор энциклики видит опасность насильственных реакций народа, волнений и восстаний, сдвигов «в сторону многообещающих идеологий, ведущих к роковым иллюзиям» и, более того, к «тоталитарным идеологиям».

Не желая связывать католическую церковь с тяжелыми воспоминаниями о колониальных режимах, в § 12 Павел VI говорит, что церковь всегда заботилась о туземных народах. Ее миссионеры строили церкви, приходы, больницы, школы и университеты, обучали туземцев извлекать больше пользы из того, что предоставляла им природа, защищали от алчности иностранцев, старались насаждать цивилизацию, «содействовали» материальному прогрессу и культурному подъему, хотя и не всегда в силу человеческих недостатков делали это совершенно.

В этой же главе в § 23 папа вынужден впервые по- новому подойти к определению святая святых католического социального учения — частной собственности, признав, что «частная собственность… ни для кого не является безусловным и абсолютным правом». Никто не имеет права брать в свое исключительное пользование то, что превышает его потребности, когда у других не хватает необходимого. Право собственности не должно осуществляться в ущерб общей пользе. Более того, папа не может уже не признать, что возможны ситуации, когда «общее благо» может иногда оправдать экспроприацию (§ 24).

Признав, что высший закон экономики — конкуренция и неограниченная частная собственность на средства производства — приводит иногда и к диктатуре международного империализма денег (§ 26), автор энциклики немедленно оговаривается, что нельзя спешить с социальными и экономическими реформами. Необходимо, пишет папа, чтобы дело, которое нужно совершить, выполнялось гармонично, ибо в противном случае будет нарушено необходимое равновесие. Наскоро импровизированная аграрная реформа может не достигнуть своей цели. Поспешная индустриализация может нарушить те структуры, которые все еще необходимы, и породить такие социальные бедствия, которые были бы шагом назад с точки зрения человеческих ценностей.

Возможность осуществления радикальных социально-экономических преобразований путем революционного восстания признается в энциклике (§ 34) только как исключение, когда оно направлено «против явной и продолжительной тирании». В целом же, по мнению папы, такой путь является источником новых несправедливостей, вызывает новое неравновесие и новые несчастья, так как нельзя бороться с одним реальным злом ценой еще более серьезного зла.

Путь преобразования социальной и экономической жизни Павел VI видит лишь в безотлагательном проведении необходимых реформ (§ 32) и в улучшении планирования и программирования со стороны государственной власти с всемерным использованием частной инициативы, избегая опасности всеохватывающей коллективизации, которая якобы, будучи отрицанием свободы, исключила бы осуществление основных прав человеческой личности (§33).

В § 37 высказывается глубокое беспокойство возможностью «демографического взрыва» в связи с якобы слишком быстрым ростом численности населения, опережающим развитие национальных ресурсов, что добавляет новые трудности к проблемам развития. Поэтому в документе впервые говорится о целесообразности принятия необходимых мер, правда с оговоркой: если последние отвечают требованиям морали.

В этой же главе обращается внимание на необходимость активизации христианских профсоюзов в развивающихся странах (§ 38) и подчеркивается, что всякая социальная деятельность предполагает какую-либо доктрину. Развивая это положение, папа пишет, что «христианин не мог бы допустить такого учения, которое предусматривает какую-либо материалистическую и атеистическую философию» (§ 39). Особенно его волнует возможность искушения материализмом, поэтому он призывает «народы, находящиеся на пути развития», уметь делать выбор и «отвергать те фальшивые блага, которые не замедлят произвести среди них унижение человеческого идеала» (§41).

«Допустимо, — пишет папа в § 42, — что человеку удастся, быть может, организовать земную жизнь на началах безбожия, но без бога в конце концов он не сможет устроить ее иначе как против человека. Гуманизм, исключающий бога, — это гуманизм бесчеловечный».

Вторая глава энциклики[8] начинается с заявления, что «интегральное развитие человека» не может иметь места без .солидарности развития человечества (§ 43). Глава имеет три раздела — «Помощь слабым», «Справедливость в коммерческих отношениях» и «Всеобщая взаимная любовь». В этих подглавах речь идет о помощи, которую богатые нации должны оказывать развивающимся странам через международные организации и международный фонд (§51). Средства последнего покрывались бы за счет сокращения части военных расходов. По мнению папы, только международное сотрудничество, выражением и орудием которого был бы этот совместный фонд, и международные конвенции позволили бы преодолеть бесплодное соперничество и вызвать «плодотворный и мирный диалог между всеми народами» (§ 54). В энциклике отмечается, что сотрудничество должно быть добровольным и не развиваться по линии двусторонних соглашений, из которых более сильный всегда извлекает для себя преимущественные выгоды. Обращается внимание на перестройку на более правильных основах неравноправных торговых отношений между сильными и слабыми народами.

Подчеркивается необходимость уделять в развивающихся странах больше внимания подготовке своих национальных технических и научных кадров (§ 70)[9].

Препятствия, которые надо преодолеть развивающимся странам, энциклика видит в национализме (§ 62) и расизме (§ 63), которые оцениваются как серьезная опасность для развития народов.

Особое внимание уделяется «долгу всемирного милосердия», в понятие которого вкладывается идея «создания более гуманного мира для всех, такого мира, в котором все могли бы что-то дать и что-то получить, причем прогресс одних не был бы препятствием для развития других» (§ 72).

Большое значение придается проблеме воспитания молодежи развивающихся стран, учитывая возможность того, что она может попасть под влияние «тоталитарных идеологий».

В заключительной части документа папа обращается к католикам, ко всем христианам и верующим, «людям доброй воли» и тем, кто облечен ответственностью в политической и культурной области, к делегатам при международных организациях с призывом предпринять все усилия, чтобы добиться взаимной помощи между народами[10].

Свое социальное кредо Павел VI венчает мыслью: пусть богатые по крайней мере помнят, что «бедняки ждут у их дверей хотя бы остатков от их пиршеств» (§ 83)[11].

Комментируя энциклику, еженедельник Французской коммунистической партии «Юманите-диманш» 2 апреля 1967 г. писал, что «проблема, которой в основном посвящен этот документ, — проблема народов так называемых слаборазвитых стран — это одна из самых жгучих проблем нашей эпохи», это, без сомнения, новое усилие папы Павла VI, направленное к тому, чтобы «приблизить к современности» римско-католическую церковь. Разоблачение в энциклике «углубляющейся разницы в уровне жизни» между передовыми капиталистическими и развивающимися странами, безусловно, с нетерпением ожидалось многими католиками. Но по вопросу о причинах той ситуации, которую она рассматривает, новая энциклика высказывается далеко не так определенно, как этого хотелось бы. Папа не обвиняет колониализм вообще, но лишь «некоторый колониализм». Он не подвергает сомнению капитализм вообще, но лишь «некоторый капитализм», а точнее, «либеральный капитализм», т. е. капитализм вчерашнего дня, а не сегодняшний государственно-монополистический капитализм. Создается впечатление, что некоторые формулировки энциклики призваны в определенной мере защитить тех, кто несет ответственность за отсталость. Так, папа ополчается на «страны изобилия», объединяя этим названием и социалистические страны, и колониальные капиталистические державы. Но ведь лишь последние, пишет комментатор «Юманите-диманш», несут ответственность за отсталость. Ясное понимание этого факта — необходимое условие при поисках нужного лекарства. В борьбе с отсталостью таким лекарством является, бесспорно, уничтожение империализма[12].

Не такова, очевидно, цель папы.

Видимо, не случайно он пользуется термином «богатые народы», не замечая, что не все представители этих народов в равной мере пользуются благами цивилизации. Центральный орган Коммунистической партии Бельгии газета «Драпо руж» отмечает, что папа, развивая тезис о «богатых» и «бедных» нациях, практически смешивает воедино безвозмездную помощь, оказываемую развивающимся странам Советским Союзом и другими социалистическими государствами, с экономической экспансией монополистического капитала Соединенных Штатов Америки[13]. Не случайно в энциклике такое внимание уделяется и целесообразности развития многосторонней помощи этим странам, что всячески пропагандируется и апологетами монополистического капитала в целях нарушения прямых двусторонних отношений развивающихся стран с государствами социалистического лагеря. Двусторонние договоры дискредитируются абстрактными рассуждениями, будто бы прямая экономическая помощь может быть использована как орудие политического давления, что как раз свойственно взаимоотношениям колониальных держав с этими странами. Павел VI выступает против насильственных акций народов развивающихся стран и решительных реформ, так как они могут якобы «породить такие социальные бедствия, которые были бы шагом назад с точки зрения человеческих ценностей».

Вместе с тем, по мнению ряда обозревателей коммунистической прессы Италии, Франции, Венесуэлы и других стран, меры, предлагаемые Павлом VI, не лишены интереса. Они могут в определенной степени способствовать улучшению взаимопонимания между верующими и неверующими и сплочению отрядов рабочего класса, крестьянства и прогрессивной интеллигенции, борющихся за коренные социальные преобразования[14]. Ведь в энциклике, хотя и с многими оговорками, признается допустимость экспроприации, содержится, правда в довольно общей форме, призыв к расширению помощи «голодающим народам» без ограничения их суверенитета, подтверждается право развивающихся стран самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. И хотя коммунисты убеждены, что «солидарный мир», о котором говорит Павел VI, осуществится лишь благодаря социализму, так как только он один в состоянии решить экономические и социальные проблемы современности, они всегда стояли и стоят за объединение усилий всех людей доброй воли, чтобы облегчить, насколько возможно, уже сейчас нищету «голодающих народов» за счет сокращения гонки вооружений и чудовищных прибылей капиталистических монополий.

Нельзя не обратить внимание на крайне враждебное отношение к энциклике ряда правых газет и замешательство некоторых других буржуазных изданий в Испании, Италии и Франции[15].

Явно враждебный характер носят комментарии в газете «Глобо», контролируемой Итальянской конфедерацией промышленников. Здесь энциклику обвиняют в том, что она вносит растерянность в исторические, теоретические и тем более практические аспекты. Особенно газета нападает на «Популорум прогрессио» за признание, что колониализм оставил «тяжелое наследие». Газета «Коррьере делла сера» обвиняет этот документ за замену религиозной и моральной миссии церкви обсуждением весьма спорных, с ее точки зрения, социальных и экономических доктрин. Постановка этих вопросов в конце концов идет на пользу католической церкви, так как оттеняет ее заботу о бедных и голодающих народах, способствует укреплению ее влияния среди широких масс и усиливает политические позиции христианско-демократических партий и светских католических организаций. Не случайно в этой связи римская христианско-демократическая газета «Пополо» и болонская католическая газета «Аввенире д’Италия» приветствуют энциклику за попытку объединить усилия «богатых и обладающих властью» с бедными, избегая «социальных конфликтов, которые постепенно приобретают международный характер», а газета «Паэзе сера» видит цель энциклики в укреплении единства среди католиков на пути к «гармоничному развитию» человечества в духе современной буржуазной демократии. Такой же позиции придерживается влиятельная испанская газета «АВС», считающая, что новая энциклика поднимет популярность и оживит деятельность католической церкви в этой стране[16].

Определенную роль, видимо, сыграет энциклика и в поддержке католических общин и миссий в самих развивающихся странах, где их влияние на местное население в последние годы резко пошло на убыль.

Из всего этого можно сделать вывод, что в энциклике «Популорум прогрессио» прежде всего заинтересована сама католическая церковь. Она все чаще отступает от своих традиционных политических доктрин во имя приспособления к новой исторической обстановке, а это само по себе говорит о действенности и неодолимости идеологии научного социализма, которая все шире и глубже входит в сознание широких масс верующих католиков и вынуждает католическую церковь предпринимать все новые шаги в сторону aggiornamento.

Таким образом, тенденция к обновлению традиционных доктрин католической церкви даже в рамках социальных проблем, рассматриваемых в энциклике «Популорум прогрессио», таит в себе реальную опасность временного усиления политических позиций католической церкви среди широких масс верующих и ее влияния на население развивающихся стран. В то же время ее отступление от этих доктрин, безусловно, способствует созданию благоприятной обстановки для восприятия многими миллионами верующих прогрессивных идей современности, развития классового самосознания и правильной социальной ориентации.

Вместе с тем было бы ошибкой полагать, что новая папская энциклика выражает общие настроения католической иерархии и католической церкви в целом. Речь идет, видимо, об определенном усилении позиций так называемых левых католиков, наиболее трезво оценивающих современную историческую ситуацию и понимающих необходимость приспособления к реальной действительности. Эта точка зрения подтверждается, в частности, правой римской газетой «Темпо», которая в передовой статье от 2 апреля 1967 г. оспаривает обязательность энциклики для всех католиков[17].

Опубликование «Популорум прогрессио» еще раз свидетельствует об углублении кризиса церкви как одного из проявлений общего кризиса буржуазной идеологии. Вместе с тем, подчеркнул в своем выступлении на конференции европейских коммунистических и рабочих партий в Карловых Варах Первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии т. Гомулка, следует еще раз обратить внимание на то, что, «хотя в последней папской энциклике «Популорум прогрессио» содержится ряд положений, с которыми мы, коммунисты, не можем согласиться, она все же является шагом вперед в развитии общественной доктрины католической церкви и создает удобную платформу для взаимодействия между коммунистами и католиками во имя обеспечения человечеству хлеба, безопасности и мира»[18].

Эта мысль т. Гомулки получила развитие и уточнение в Заявлении европейских коммунистических и рабочих партий — участниц конференции в Карловых Варах «За мир и безопасность в Европе».

В Заявлении отмечается, что в христианских кругах проявляются новые тенденции «в отношении -проблем социального прогресса и мира. Возникли также новые возможности контактов и сотрудничества между различными профсоюзными и другими демократическими организациями. Взаимодействие коммунистов и социалистов с верующими в вопросе европейской безопасности может способствовать делу мира…

Мы обращаемся, — говорится далее в Заявлении, — к христианским силам, к католикам и протестантам, к верующим всех вероисповеданий, которые свои стремления к миру и социальной справедливости мотивируют религиозными убеждениями…

Мы обращаемся ко всем людям доброй воли, независимо от их политических убеждений и партийной принадлежности, национальности и вероисповедания, с призывом использовать все свое влияние и приложить все усилия для достижения нашей общей цели — мира. Преодолев то, что нас разделяет, мы сможем создать могучую силу, способную восторжествовать над войной и неуверенностью в завтрашнем дне, открыть путь к прочному миру и благосостоянию народов»[19].

Не исключено, что новая энциклика может сыграть в этом и определенную позитивную роль.

Вместе с тем нельзя забывать, что в опубликовании документа прежде всего заинтересована сама католическая церковь. Это продолжение и дальнейшее развитие провозглашенной еще в 1955 г. политики «выпуска пара из котла» во имя предотвращения возможных социальных взрывов в католических странах Латинской Америки. Но это не последнее отступление католической церкви от ее традиционных социальных доктрин, которые коммунистические и рабочие партии, безусловно, используют в интересах преодоления раскола и объединения всех прогрессивных сил в международном рабочем и национально-освободительном движении.

Последовательно настаивая на практической реализации модернизируемой социальной программы католической церкви, все время критикуя ее за разрыв между словом и делом, прогрессивной общественности удалось настоять на том, что, например, католическая церковь Чили уже распределила среди безземельных крестьянских семей в 1966 г. около 50 тыс. акров своих земель. Аналогичное решение в 1967 г. принял епископат бразильской католической церкви.

Объективные факты говорят о том, что многие лидеры католической церкви начинают понимать, что разрыв между программой и фактической политикой может только ослабить влияние ее идеологии на массы верующих. Но это значит, что прогрессивные силы человечества получают возможность и дальше оказывать на католическую церковь свое давление и заставлять ее идти на новые уступки.

Модернизация доктрины и практики католической церкви, безусловно, способствует и дальнейшему расколу внутри церковной иерархии, что в свою очередь порождает, с одной стороны, тактику совместных действий в ряде вопросов с ее левыми группировками и, с другой — последовательную и глубокую критику реакционной сущности современного католицизма.

Глубокое изучение и анализ причин социальных сдвигов в идеологии католицизма дают основание полагать, что появляются новые возможности для усиления борьбы за массы, за их единство как в международном рабочем, так и в национально-освободительном движении.

  1. См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 12, стр. 147.
  2. «Правда», 25 апреля 1967 г.
  3. См. окружное послание его святейшества папы Павла VI «О всестороннем развитии народов» («Populorum Progressio»). Ватикан, 1967.
  4. См. там же, стр. 3—5.
  5. AAS 45 (1953), р. 402—408.
  6. См. окружное послание его святейшества папы Павла VI «0 всестороннем развитии народов» («Populorum Progressio»), стр. 9—34.
  7. Там же, стр. 10.
  8. См. окружное послание его святейшества папы Павла VI «О всестороннем развитии народов» («Populorum Progressio»), стр. 37—59.
  9. Подробный анализ этой части энциклики см. «Le Monde», 29.III.1967, р. 6.
  10. Окружное послание его святейшества папы Павла VI «О всестороннем развитии народов» («Populorum Progressio»), стр. 63—66.
  11. Там же, стр. 64.
  12. «L’Humanite-Dimanche», 2.IV.1967.
  13. «Le Drapeau rouge», 7.1 V. 1967.
  14. «L’Unita», 29.III.1967, 2.IV.1967; «L’Humanite», 4.IV.1967, 5.1 V. 1967.
  15. «Paese Sera», 29.III.1967; «Тетро», 29.III.1967; «La Globo», 29.III. 1967; «La Popolo», 3.IV.1967, и др.
  16. «АВС», 29.III. 1967; «La Popolo», 29.III.1967; «Paese Sera», 9.III.1967, и др.
  17. «Tempo», 2.IV. 1967.
  18. «Правда», 26 апреля 1967 г.
  19. «Правда», 27 апреля 1967 г.

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *