Международная миссионерская деятельность кришнаитов

Идеологи кришнаитской секты, опираясь на поддержку буржуазной пропаганды, стремятся распространить свое религиозно-мистическое учение по всему миру. При этом они считают, что их сектантское вероучение имеет всемирное значение. Обосновывая свою идеологическую экспансию, руководители секты заявляют, что кришнаитской веры якобы недостает всему миру и поэтому сейчас наблюдается огромная необходимость в ней. При этом утверждается, что не следует считать Кришну региональным богом только потому, что он родился в Индии.

Каков же социальный смысл «вселенской проповеди» кришнаитской секты, какова ее реальная идеологическая направленность? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо учитывать исторические особенности каждой отдельной эпохи и специфику национальных и сословно-классовых условий, в рамках которых секта существовала на протяжении длительного времени. В начальный период своего развития в средневековой феодальной Индии своеобразный религиозный универсализм секты выражал недовольство неимущих, бесправных слоев населения сословно-кастовыми перегородками, отображал их чаяния и идеалы справедливого социального устройства. В условиях антиколониального, национально-освободительного движения религиозная идеология кришнаитской секты отображала в своеобразной форме призыв к национальному единству, к преодолению социальной раздробленности феодального прошлого и религиозного размежевания. В этрт исторический период проповедь всемирно-исторической миссии кришнаитской секты (как единственного истинного вероучения, обещающего подлинное освобождение всему человечеству) была своеобразной формой борьбы с колониалистской доктриной о фатальной социально-культурной отсталости Индии, с идеологией европоцентризма, средством пробуждения национального самосознания.

Иной смысл идеология кришнаитской секты имеет в наши дни в капиталистических странах Запада. Для западных богоискателей она служит выражением их отказа от реальных политических, экономических и социальных путей национального и классового освобождения народов от гнета неоколониализма и госмонкапитализма. В условиях современной идеологической борьбы и политического противоборства на международной арене кришнаитская секта оказалась в лагере антикоммунизма, на стороне противников реального социализма, борцов за социальный и исторический прогресс.

Не случайно развитие современной Индии по пути индустриализации и прогрессивных экономических и социальных преобразований встретило решительное осуждение Бхактиведанты и его учеников из капиталистических стран Запада. Если в молодости он симпатизировал лидеру национально-освободительного движения Махатме Гайдн, то в условиях, когда Индия добилась Независимости и решительно стала на путь экономического и социального развития, главный идеолог кришнаитской секты выступил с осуждением прогрессивных социальных идей великого сына Индии. Бхактиведанта хотел бы сохранить экономическую отсталость страны как наиболее подходящее условие для процветания религиозного фанатизма и сектантского обскурантизма. Именно такая Индия рисуется ему в качестве «религиозного маяка» для всего современного капиталистического мира.

В самой Индии эти обскурантистские идеи не нашли поддержки. Западные фанатики-кришнаиты, приехавшие сюда вместе с Бхактиведантой, были встречены недоверчиво. Религиозные и политические деятели Индии охарактеризовали как лицемерие кришнаитскую проповедь аскетизма в условиях, когда миллионы индусов все еще умирают от голода. Вспоминая слова Вивекананды, прогрессивные журналисты писали, что стране нужен хлеб, машины, а не религиозный мистицизм.

Указывая на многочисленные факты пагубного влияния на молодых людей пребывания их в кришнаитской секте, широкая общественность крупнейших стран западного мира па протяжении уже нескольких лег настойчиво требует ее запрещения. При этом противники кришнаизма ссылаются на то, что секта явно злоупотребляет доверием вербуемых ею молодых людей, преступно манипулирует их сознанием, что кришнаитские группы являются, по сути, преступными организациями, неоднократно уличавшимися в финансовых махинациях (неуплате налогов, спекуляции валютой, вымогательстве) и других нарушениях законов, вплоть до подпольной торговли наркотиками.

Эти заявления широкой общественности буржуазных стран поддержали и прогрессивные буржуазные юристы, пришедшие к выводу, что кришнаитская секта грубо нарушает законодательство современных капиталистических стран о религиозных организациях. Это весьма красноречивое признание. Деятельность кришнаитской секты имеет столь явный антиобщественный характер, что даже буржуазные юристы вынуждены выступать с ее осуждением. Тем не менее кришнаитская секта продолжает существовать. Это объясняется, как уже отмечалось, в первую очередь тем, что капиталистические заправилы весьма заинтересованы в существовании религии и религиозных организаций, которые всегда защищали экономические и политические устои эксплуататорского строя. Заинтересованность современного капитализма в обновлении и упрочении своей надежной опоры — религии и церкви — вполне объясняют странную «терпимость» буржуазных государств к деятельности кришнаитской секты и подобных ей реакционных, антиобщественных организаций.

Реакционные буржуазные идеологи и политики понимают, что кришнаитская секта активно пропагандирует религиозность в наиболее труднопреодолимой форме — в форме сектантского фанатизма. Поэтому они тайно опекают эту секту и вполне удовлетворены тем, что она отвлекает молодежь от классовой борьбы, парализует ее социально-политическую активность, заставляет примириться попавшего в сектантские сети человека с противоречиями капиталистического образа жизни, обещая ему «спасение» в райской обители бога Кришны.

Кришнаитская секта пользуется поддержкой империалистической буржуазной пропаганды еще и потому, что является рупором реакционных социально-политических идей. Ее лидеры, как уже подчеркивалось, неоднократно выступали против стран, идущих по пути социального прогресса, в том числе против политического курса Индии, ориентированного на укрепление ее национального суверенитета, на подъем экономики и культуры, на искоренение кастовых и религиозных предрассудков. Кришнаитские лидеры в своих выступлениях на религиозные темы часто допускают откровенно антикоммунистические высказывания и прямые антисоветские выпады.

На протяжении двух десятков лет своего распространения, на Западе кришнаитские идеологи зарекомендовали себя сторонниками откровенного мистицизма и сектантского изуверского фанатизма, врагами науки и просвещения, приверженцами реакционного социально-политического курса, имеющего более или менее завуалированную антикоммунистическую направленность. Все это делает кришнаизм удобным орудием в руках империалистической реакции. Поэтому необходимо своевременно и убедительно разоблачать реакционные проповеди кришнаитских миссионеров и буржуазных специалистов по идеологическим диверсиям. И основным оружием против их происков является правда о реакционной, обскурантистской сущности кришнаизма, его средневековой идеологии и бесчеловечной практике.