10. Вселенная неисчерпаема
У гипотез «тепловой смерти» мира и расширяющейся вселенной есть одна общая черта: обе они предполагают, что материя вселенной, находившаяся первоначально в каком-то инертном состоянии абсолютного равновесия, в конце концов вновь вернется к нему. Разница состоит лишь в том, что гипотеза «тепловой смерти» обрекает вселенную на вечный покой и полное прекращение движения, а гипотеза расширяющейся, пульсирующей вселенной — на сжатие до состояния чудовищной плотности.
Как говорится, хрен редьки не слаще.
Но может ли, в действительности, бесконечная вселенная исчерпать все свои возможные состояния?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся еще раз к бесконечным множествам и их свойствам.
Прежде всего выясним, все ли бесконечности одинаковы или они могут отличаться друг от друга по своей величине.
На первый взгляд подобная постановка вопроса может показаться праздной: ведь бесконечность — это бесконечность, то есть самое большое, — о чем же говорить в таком случае? И все же бесконечности бывают разные. И самая младшая из них — это бесконечность множества чисел натурального ряда. Такую бесконечность называют счетной, потому что ее можно перенумеровать, сосчитать.
А вот бесконечность более высокого ранга: число точек на прямой линии. Если бы мы задумали перенумеровать все точки, то обнаружили бы, что нашего счетного множества для этого не хватает. Мы не имеем здесь возможности приводить подробное доказательство этого факта, для нас сейчас важно лишь отметить, что может существовать бесконечность более мощная, чем счетное множество. Такая бесконечность получила название континуума.
А теперь вернемся к бесконечной вселенной. В ней, очевидно, содержится счетное множество частиц. Но состояние вселенной складывается из состояний всех составляющих ее частиц. А каждая частица, в свою очередь, может находиться в различных состояниях. Какое же возможно число состояний вселенной, не повторяющих друг друга?
Если принять во внимание структурность вселенной, то обстоятельство, что она состоит из материальных систем различной степени сложности, математика даст нам ответ: континуум. Число различных состояний вселенной имеет мощность континуума. Но каждое состояние вселенной длится в течение некоторого, пусть непродолжительного, но все же конечного интервала времени. Конечные же интервалы времени могут быть занумерованы по порядку, один за другим, значит, множество их счетно. Но за счетное множество интервалов времени нельзя исчерпать континуум состояний вселенной.
А ведь мы еще даже не принимали во внимание, что во вселенной имеется не только вещество, но и поле, излучение, которое также участвует в каждом ее состоянии.
Наверное, читателям хорошо известна распространенная игра: из букв какого-либо слова составлять другие слова, не допуская при этом повторений. Но сколько бы букв ни содержало исходное слово, его возможности рано или поздно все равно будут исчерпаны. Иное дело — вселенная: в каждый очередной момент времени она имеет новый вид, и если даже никогда не будет повторять самое себя, для нее всегда будет оставаться неограниченное количество новых состояний.
Все это еще раз говорит о том, что вселенная бесконечна не только в пространстве и времени, но и в смысле неисчерпаемости состояний материи. Поэтому любая теория, которая приводит к выводу о том, что вселенная рано или поздно должна превратиться в бездыханный труп, не может считаться справедливой, ибо она противоречит фактам, противоречит реальной природе.
* * *
Оглянемся еще раз назад. В конце первой части этой книги мы пришли к выводу, что поскольку в «функционирующем» мире бог ничем себя пе проявляет и проявить не может, то единственной возможностью заявить о своем существовании для него могло бы явиться сотворение мира.
Рассмотрев все основные данные современной науки, относящиеся к этому вопросу, мы пришли к заключению, что мир существует вечно, что материя вселенной находится в состоянии непрерывного движения, которое не имело начала во времени и которое никогда не прекратится.
Последняя возможность проявить свое «я» для бога начисто отпадает.
Но если, как сказал поэт, «при всем при том, при этом» бог все-таки существует, то получается на первый взгляд довольно странная ситуация: мир сам по себе, а бог сам по себе. Однако в действительности ничего странного в этом нет. Так как мир — это и есть все сущее и то, что не принадлежит к нему, реально не существует, то последняя (на этот раз уже самая последняя) возможность для бога состоит в том, чтобы быть идеей. Так оно и есть в действительности: бог не что иное, как идея, существующая в умах верующих людей.
Итак, бог — это идея, продукт человеческой фантазии, воображения. Между тем современные религиозные теоретики утверждают, что, изучая природу и все глубже проникая в ее тайны, человек будто бы все в большей и большей степени познает величие божества.
Папа римский Пий XII, обращаясь к участникам VII конгресса Международной федерации астронавтов, заявил, что «все свое творение предложил господь бог человеческому духу постижения, проникновения, дабы человек глубже понимал бесконечное величие бога».
Конечно, изучение природы имеет непосредственное отношение к религиозному мировоззрению, но совсем не то, о котором говорят богословы. Каждый шаг человека по пути познания мира убеждает нас в беспочвенности религиозных представлений. Путь к познанию — это путь не к богу, а путь к атеизму.
Что бы ни говорили отцы современной церкви, заигрывая с наукой, это не может изменить того факта, что научное знание есть не что иное, как отрицание религии.
И если отвлечься от тактических уловок богословов и обратиться к существу религиозных представлений, к самому содержанию религии, мы увидим, что она глубоко враждебна всякому подлинному знанию, всякой науке.
Так, Библия с предельной ясностью формулирует религиозное определение человека и его место в природе: «Человек — раб божий». Это положение преследует вполне очевидную цель — привести верующих к выводу, что человек бессилен что-либо понять и тем более что-либо изменить в этом мире.
Не менее ясно выражает Библия и свое отношение к стремлению людей проникнуть в тайны природы и использовать их для блага человека: «Что высоко у людей, то мерзость перед богом».
Речи о необходимости примирения религии и науки рассчитаны главным образом на богословов и на образованную часть религиозных людей. Для массового же верующего очень часто и сегодня все еще продолжается проповедь отрицания и даже огульного охаивания науки.
В 1957 году в Австрии огромным тиражом, в 120 тысяч экземпляров, было выпущено десятое издание брошюры патера Иоганна-Марии Ленца «Путешествие по Вселенной», на страницах которой автор заявляет буквально следующее:
«Все чисто человеческие знания — это в лучшем случае ученое невежество… Бог остается богом на вечные времена, хотя бы все обезьяны оставались безбожниками».
А вот еще один не менее яркий пример. В июне 1958 года в монастыре австрийского города Мельк проводился ежегодный ораториум. Для хорового исполнения на этом ораториуме был специально сочинен текст, некоторые строки которого направлены против тех, кто не верит в бога и признает лишь авторитет науки, стараясь с ее помощью добиться господства над природой:
Эй вы, дерзко себя обожествляющие, Вдребезги будет разбита о землю Ваша гордая корона, Лишь только подымется грозящий перст божий. Услышьте это, нечестивые безбожники, и трепещите!
Таким образом, наряду с попытками использовать научные данные для обоснования религиозного мировоззрения современные религиозные теоретики продолжают вести борьбу против науки.
При этом их позиции сводятся приблизительно к следующему: научные знания ничего не стоят по сравнению с божественным откровением, возможности познания ограничены — человек должен довольствоваться тем, что дал ему бог, никакое знание не спасет от божьего гнева и божьего суда. Религия сегодня, как и раньше, выступает против познания, против науки.
Однако, несмотря ни на что, человечество движется вперед по пути научного прогресса, по пути овладения все новыми и новыми силами природы. И важнейшим этапом на этом пути является изучение и освоение космоса. Дорога в космос — это дорога, ведущая к новым замечательным победам, дорога в будущее.
Содержание
- ВСЕЛЕННАЯ И БОЖЕСТВО
- 1. Земля и вселенная
- 2. Вселенная - это материя
- 3. Вселенная бесконечна
- 4. Чем занят бог?
- ВСЕЛЕННАЯ ВЕЧНА
- 1. Бог и творение
- 2. Всегда ли бывает начало?
- 3. Вера и "вера"
- 4. Еще раз о бесконечности вселенной
- 5. Они идут в атаку!
- 6. Обесценивается ли тепло?
- 7. Вселенная и жизнь
- 8. "Расширяющаяся вселенная"
- 9. У колыбели элементов
- 10. Вселенная неисчерпаема
- НЕБЕСА - ЧЕЛОВЕКУ
- 1. Земля - космическое тело
- 2. Вестники далеких миров
- 3. Человек штурмует космос