О причинах существования религиозного экстремизма в социалистическом обществе
Каковы же причины появления и условия существования религиозного экстремизма в условиях социалистического общества?
Остановимся на некоторых из них.
Прежде всего следует отметить, что идеология и практика религиозного экстремизма является выражением кризиса религии в условиях социалистического общества, своеобразной реакцией на него, попыткой преодолеть кризис религии на нерелигиозных путях. Кризисное состояние религии, обусловленное подрывом социальных корней массовой религиозности, глубоким процессом секуляризации всех сторон жизни общества и личности, является объективной закономерностью эволюции религии в условиях социалистического общества. В наши дни кризис охватывает все стороны жизнедеятельности религиозных организаций. Он проявляется в сокращении численности верующих и количества, религиозных обществ; в процессах «обмирщения» верующих, появления у них новых интересов, потребностей, которые отодвигают религию на задний план. Кризисные явления просматриваются в динамике социально-демографической структуры религиозных обществ, для которой характерны процессы постарения верующих, феминизация общин и т. д., и в утрате религиозными общинами прежних социальных функций, в острой нехватке религиозных кадров. Религиозные экстремисты, не понимая в силу ограниченности религиозного сознания действительных причин этих процессов, усматривают корни кризиса религии в социалистическом обществе, в действиях советского «атеистического» государства, якобы ведущего борьбу с верующими, в советском законодательстве о религиозных культах.
С направленными против советских законов крайними взглядами и действиями, которые характеризуются в настоящее время как проявление религиозного экстремизма, органам Советской власти, социалистическому обществу в целом приходилось сталкиваться буквально с первых лет существования Советского государства. В период, когда еще не были построены основы социализма, не была проведена коллективизация сельского хозяйства, мелкобуржуазные индивидуалистические настроения и идеи нередко находили выражение и организационное оформление в выступлениях экстремистских и фанатичных элементов в православии и сектантстве. Эти действия религиозных элементов из среды православного духовенства, баптистов, адвентистов-реформистов и последователей ряда других религиозных течений были направлены против декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Современный религиозный экстремизм имеет, таким образом, определенные исторические корни.
В развитом социалистическом обществе нет и не может быть социальной, классовой основы, которая порождала бы и питала религиозный экстремизм. Отдельные лица, чьи взгляды и поступки противоречат нашей морали и нашим законам, указывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, появляются в результате причин субъективного характера — политических или идейных заблуждений, религиозного фанатизма, националистических вывихов, морального разложения, а то и просто нежелания трудиться[1].
Немаловажную роль в насаждении и поддержании экстремистских взглядов и действий играет религиозная идеология. Значит ли это, что религиозный экстремизм порождает какую-то особую религиозную идеологию или особое религиозное направление? Если взять чисто вероисповедный аспект деятельности религиозных экстремистов, то мы не найдем здесь чего-либо выходящего за рамки догматики и традиций того или иного религиозного течения: баптисты остаются баптистами, пятидесятники — пятидесятниками, адвентисты — адвентистами и к д. В то же время анализ взглядов и действий религиозных экстремистов в различных сектах обнаруживает определенное смещение акцентов в толковании религиозных догматов. В частности, теологической основой экстремистских проявлений у сторонников Совета церквей ЕХБ, пятидесятников, адвентистов-реформистов и свидетелей Иеговы являются христианские концепции демонологии (сатанизма), эсхатологии, мессианства, харизматические и теократические представления, преподнесенные в гипертрофированном виде.
Как отмечает исследователь сектантства И. И. Бражник, рассуждениями о примате «законов божьих» над «человеческими установлениями», о том, что «истинная свобода — во Христе», что «истинные христиане — граждане неба», что «законы государства — от сатаны», религиозные экстремисты стремятся дать своеобразное вероучительное «обоснование» правонарушений, «снять» с верующего ответственность за противоправные действия[2].
Анализируя субъективные причины живучести экстремистских настроений, нельзя обойти и ошибочные действия отдельных представителей местных органов власти, такие попытки администрирования и ущемления законных прав верующих, как необоснованный отказ от регистрации религиозных обществ или незаконное снятие с регистрации. Эти отдельные факты дискриминации со стороны ретивых администраторов вызывают у верующих чувство неполноценности, изолированности от общества. Такие нарушения социалистической законности и пытается использовать буржуазно-клерикальная пропаганда и империалистические круги для разжигания экстремистских настроений среди верующих и духовенства.
В Отчетном докладе XXVI съезду КПСС отмечалось, что в настоящее время «возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей». Наши классовые противники действуют все более нагло и коварно, изощряясь в клевете, апеллируя к разного рода предрассудкам и пережиткам в сознании людей, пытаясь «размыть» классовое сознание, веру в коммунистические идеалы.
Как известно, психологическую войну, развязанную реакционными империалистическими кругами Запада против СССР и братских социалистических стран, коммунистических и рабочих партий, ведут диверсионные службы США и других капиталистических стран, опирающихся на помощь многочисленных институтов, специализирующихся на борьбе с коммунизмом. Только в США их насчитывается более 150. На финансирование психологической войны выделяются громадные средства. Бюджет одного лишь Информационного агентства США — главного ведомства официальной внешнеполитической пропаганды превышает 640 млн. долларов. Огромные средства расходуются на содержание радиостанций «Голос Америки», «Свобода» и «Свободная Европа». Если в начале «холодной войны» в 1947 г. против СССР работали две зарубежные радиостанции — «Голос Америки» и «Би-би-си», то сейчас таких радиостанций, работающих на русском языке, — 40, а на языках народов СССР — 27. Объем вещания этих радиостанций составляет 250 часов в сутки.
Только на языках народов Советского Союза передачи американских радиостанций ведутся свыше 93 часов в сутки[3].
На Западе создана разветвленная сеть спецслужб и клерикальных организаций, цель которых — организация шумных антисоветских кампаний, извращающих и дискредитирующих политику КПСС и Советского государства в отношении религии, церкви и верующих.
В докладе члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии» на Пленуме ЦК КПСС (июнь 1983 г.) отмечалось: «Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о «нарушении свободы совести в СССР».
Империалистические спецслужбы, стремясь обострить религиозную обстановку в СССР, ведут тайную подрывную работу среди религиозных экстремистов всех мастей. Особенно усердствуют в контактах с религиозными экстремистами такая организация, как «Славянская миссия», обосновавшаяся в Стокгольме и финансируемая ЦРУ. Деятельностью миссии руководит правление во главе с секретарем. С 1964 г. ее возглавляет И. Мартинсон. Эта миссия систематически проводит идеологические диверсии против СССР и других социалистических стран. Ее эмиссары собирают и используют клеветническую и тенденциозную информацию о положении религии, церкви и верующих в странах социализма. Сотрудники миссии занимаются изданием религиознопропагандистской литературы с антисоветской начинкой и ее распространением в СССР. У них имеется картотека экстремистски настроенных верующих из числа граждан в СССР, прежде всего сектантов, с которыми они пытаются установить контакты для получения интересующей миссию клеветнической информации «о гонениях» верующих в СССР. Для распространения клеветнической информации «Славянской миссией» используется радио, в частности радиостанция ИБРА, центр управления которой находится в Стокгольме. Передачи «Славянской миссии» идут с передатчиков, принадлежащих ИБРА и находящихся в Южной Америке, Алжире, Японии, на Филиппинах. Передачи на европейские социалистические страны ведет радиостанция, расположенная на территории Португалии, близ Лиссабона.
В нашей печати сообщалось о том, как в 1977 г. на контрольно-пропускном пункте в г. Бресте были задержаны эмиссары «Славянской миссии» Б. Г. Сарельд и Н. Э. Энгстрем. Их главная задача состояла в том, чтобы собирать материалы о якобы «преследованиях верующих» в СССР, о религиозных экстремистах из числа сторонников Совета церквей ЕХБ и крайних пятидесятниках, о количестве верующих, следующих за экстремистами, об эмиграционных настроениях среди верующих и мотивах, побуждающих их стремиться к выезду из СССР, о слышимости на территории Советского Союза религиозных радиостанций[4].
Эмиссары «Славянской миссии» пытаются забросить в Советский Союз и другие социалистические страны религиозно-пропагандистскую литературу, кинофильмы. Они стараются установить контакты с политически незрелыми людьми из числа верующих, подтолкнуть верующих на путь борьбы с советским государством и его законами. Они стимулируют антиобщественную деятельность религиозных экстремистов, поощряют создание нелегальных типографий, ввозят множительную технику, подкупают верующих различными материальными подачками.
Так, например, для оборудования студии звукозаписи под Москвой баптисту А. Семченко было вручено 5,5 тыс. рублей, два магнитофона, различное оборудование. Записи, интересовавшие «Славянскую миссию», переправлялись в Швецию для использования во враждебных передачах против советского народа[5]. Одновременно эмиссарами «Славянской миссии» было дано Семченко задание собрать адреса религиозных экстремистов в Ленинграде и Одессе. Стремясь обеспечить поступление тенденциозной информации, руководители «Славянской миссии» не жалеют денег. Осенью 1975 г. эмиссары миссии вручили баптисту-инициативнику в Ленинграде А. Михайлову около 4 тыс. рублей, а летом 1976 г. передали группе пятидесятников-экстремистов в Киеве около 8 тыс. рублей[6].
Сам Сарельд пишет обо всем происшедшем так: «В 1974 году я просил Анатолия Власова, пятидесятника, проживающего в Москве, чтобы он собирал для «Славянской миссии» статьи на религиозные темы из газет Советского Союза. Мне известно, что членами нашей группы был привезен множительный аппарат, который был сдан Власову. Мне также известно, кто из нашей группы привозил советскую валюту, которая была отдана пятидесятникам в Киеве. Кроме того, я знаю, что Мартинсон, руководитель «Славянской миссии», устроил денежную помощь Аркадию Михайлову… В скромной мере мы также передали материальную помощь верующим в виде одежды, магнитофонов и т. д.»[7].
Руководители «Славянской миссии» вместе с империалистическими спецслужбами подстрекают верующих к выезду за пределы СССР. В письме самозваного епископа пятидесятников В. Горетого президенту США Картеру, изъятом из автомашины эмиссаров «Славянской миссии» Сарельда и Энгстрема, содержалась такая фраза? «Наши благодетели, просим разрешить проживать в США, хотя бы временно, мы и за это будем безмерно благодарны»[8].
Зарубежные эмиссары стараются обработать отдельных политически незрелых верующих и фанатиков, с тем чтобы побудить их проводить в различных районах страны работу по разжиганию эмиграционных настроений^ Для этого они снабжают их образцами заявлений о выезде, всячески расписывают те блага, которые их ждут за рубежом.
Летом 1981 г. в газете «Красное знамя», издающейся на Дальнем Востоке, были опубликованы выдержки из заявления, направленного прокурору Приморского края, экстремистом-пятидесятником Б. Перчаткиным из г. Находки. Он рассказал, что еще в 1976 г. в Москве получил подробные инструкции от «диссидента-антисоветчика А. Гинзбурга о том, как писать за границу всевозможные обращения, письма, как встречаться с иностранными дипломатами, как звонить в посольство США и т. п.».
Другой экстремист-пятидесятник — П. А. Ахтеров (г. Славянск, Донецкой области) начиная с 1976 г. установил связь с А. Гинсбургом, Ю. Орловым, а через них — со вторым секретарем посольства США в СССР Р. В. Принглом и некоторыми другими американскими дипломатами, с корреспондентом английской газеты «Файнэншл Таймс» Д. Сэттером. По их просьбе Ахтеров состряпал ряд клеветнических антисоветских документов, которые были переправлены на Запад[9].
Экстремистами из числа сектантов-пятидесятников интересуются и израильские центры пропаганды и спецслужбы. Спекулируя на религиозных убеждениях и чувствах верующих, они пытаются подтолкнуть субботствующих пятидесятников-сионистов, считающих себя «евреями по вере», к выезду в Израиль. Вот что рассказала газета «Адыгейская правда» от 15 ноября 1979 г. В городе- Майкопе, станице Ханской Майкопского района и в г. Нефтегорске Апшеронского района действовала группа субботствующих пятидесятников. Главари секты Д. К. Бицзель и В. Г. Шенгельс усиленно склоняли к выезду в «страну обетованную» рядовых верующих, принуждали верующих к изучению древнееврейского языка — иврита. Дело дошло до того, что в нарушение закона они организовали демонстрацию пятидесятников под израильским государственным флагом в знак победы Израиля в июньской войне с арабами в 1967 г. За противозаконную. деятельность руководители секты понесли заслуженное наказание. Секта распалась, однако часть экстремистски настроенных фанатиков, поддавшись агитации, выехали в Израиль. Один из них — Ю. М. Коданев, родившийся в 1939, русский, имеющий шесть детей, считающий себя вместе с женой «евреями по вере». «Мы хотим ехать на землю, где жил господь; там, на земле господа, — настоящая жизнь», — заявил он, бросив работу и дом из шести комнат. Разочарование наступило быстро. Жизнь рассеяла все иллюзии. В своем письме «сестре по вере» Надежде Пруцевой, проживающей в станице Ханской, также собиравшейся выехать в Израиль, Ю. М. Коданев писал, что квартиру ему не дали, что незнание древнееврейского языка чрезвычайно осложняет жизнь, что работает он по 10 часов в сутки, так, что нет возможности почитать даже Библию. Коданев жалуется на дороговизну жизни, на налоги, которые составляют больше половины заработка, и советует своим близким единоверцам не верить тем людям, которые призывают к выезду. «Здесь, — пишет он, — есть только один бог — деньги». Позднее раскаяние![10]
К религиозным экстремистам проявляют большой интерес и антикоммунистически настроенные руководители так называемой карловацкой церкви. Опусы экстремистов публикуются на страницах журналов «Русское возрождение» и «Православная Русь». Карловацкая печать выдает их за выразителей взглядов основной массы верующих в СССР[11], усматривая в деятельности, религиозных экстремистов признак возрождения религиозно-церковной жизни.
Буржуазно-клерикальная пропаганда и империалитические круги не только морально и материально поддерживают религиозных экстремистов, но и стремятся спровоцировать, углубить антиобщественные настроения и действия у политически незрелых людей, фанатичной части верующих и духовенства. Они пытаются представить религиозных экстремистов как политическую оппозицию социалистическому строю.
Так, например, в Лондоне действует специальный «Центр по изучению религии и коммунизма», руководимый Майклом Бурдо, считающим себя большим специалистом по религиозным вопросам в СССР» Этот центр активно сотрудничает со «Славянской миссией». М. Бурдо объявляет баптистов, сторонников Совета церквей ЕХБ «смелыми борцами за свободу», «апостолами XX века», борцами с «мирской властью». Пытаясь представить «инициативников» как политическую оппозицию верующих советскому строю, он так и назвал свою книгу, вышедшую в Лондоне в 1968 г., — «Религиозное движение в СССР. Протестантская оппозиция советской религиозной политике»[12].
Другой пример. В докладе Василия Маркуса, профессора Чикагского университета, прочитанном на Международной конференции по славяноведению в Бэнфе (4— 7 сентября 1974 г.), свидетели Иеговы, адвентисты-реформисты и украинские католики-униаты (так Маркус называет остатки приверженцев униатской церкви), действующие на территории СССР, характеризовались как «откровенные или тайные оппозиционеры режиму».
Такие высказывания — это не что иное, как бесплодные потуги выдать желаемое за реальность. В действительности же в условиях развитого социалистического общества нет социальных сил и классов, заинтересованных в существовании религиозного экстремизма. Советские люди, в том числе и верующие, осуждают действия религиозных экстремистов. Рядовые верующие понимают, что деятельность приверженцев крайних взглядов выходит за рамки религии, что они преднамеренно толкают их на путь конфликта с государством и законом. В свою очередь, и члены экстремистских группировок начинают осознавать, что их главари меньше всего заботятся об интересах общин. Это приводит к расслоению и дифференциации данных организаций. Там больше нет единства, происходит брожение, возникают разногласия. Значительная часть пятидесятников и сторонников СЦЕХБ, занимавшая ранее крайние позиции, в последние годы порвала с ними и возвратилась в зарегистрированные общества ЕХБ или зарегистрировалась автономно на общих для всех объединений основаниях.
Таким образом, у религиозного экстремизма нет будущего в обществе зрелого социализма. Он остается сегодня уделом незначительных групп антиобщественно настроенных лиц, стремящихся найти себе сторонников прежде всего в тех сектантских общинах, которые уклоняются от регистрации.
- См.: Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1979, с. 301. ↑
- См.: Бражник И. И. О сущности религиозного экстремизма. — В сб.: Кому это выгодно? Киев, 1980, с. 135. ↑
- См.: Русаков К. В. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. М., 1982, с. 8—9. ↑
- См.: Вопросы научного атеизма, вып. 24, с 84. ↑
- Коник В. В. Тайны религиозных миссий. М., 1980, с. 59. ↑
- Там же. ↑
- Кому это выгодно? с. 81. О связях «Славянской миссии» с религиозными экстремистами — подручными западных идеологических центров. См. также: Кассис В., Колосов Л., Михайлов М. За кулисами диверсий. М., 1979, с. 179—181. ↑
- Коник В. В. Тайны религиозных миссий М., 1980, с. 80. ↑
- См.: Правда Украины, 1982, № 25. ↑
- Салов Е. Письма с «того» света. — Адыгейская правда, 1979, 15 ноября. ↑
- Аргументы. М., 1982, с. 28. ↑
- Острая критика этой работы М. Бурдо дана в статье: Бражник И. И. Новоявленные апостолы баптизма в спекуляциях антисоветчиков. — Наука и религия, 1969, № 12. ↑
Содержание
- Введение
- О содержании понятия «религиозный экстремизм»
- Деятельность религиозных экстремистов различных вероисповеданий и ее антиобщественный и противозаконный характер
- О причинах существования религиозного экстремизма в социалистическом обществе
- Основные принципы и направления идейно-воспитательной работы среди религиозных экстремистов
- Литература
- Словарь названий религиозных сект и организаций, упоминаемых в брошюре