Основные принципы и направления идейно-воспитательной работы среди религиозных экстремистов
Борьба с идеологией и практикой религиозного экстремизма требует комплексного подхода, координированного участия различных ведомств, учреждений, средств массовой информации, административных органов, трудовых коллективов. Она немыслима без тщательного изучения истоков крайних взглядов и поддерживающих их условий. При этом необходимо строго соблюдать принцип дифференцированного подхода к рядовым верующим и их вожакам.
Борьба с крайними религиозными взглядами имеет прежде всего идейный характер. Она направлена на критику социальных, мировоззренческих и психологических основ религиозного экстремизма, на раскрытие его реакционной сущности и классовой роли, показ верующим подлинного облика экстремистских вожаков, связанных с империалистическими пропагандистскими центрами и службами.
При этом следует различать религиозную идеологию и «враждебную религиозную пропаганду». Конечно, религия была и остается антинаучным, чуждым марксистско-ленинскому учению мировоззрением, с которым Коммунистическая партия ведет борьбу идеологическими средствами, пропагандируя научно-материалистическое мировоззрение. Советское государство и партия одобрительно относятся к миротворческой деятельности религиозных организаций, участвующих в борьбе за мир, за предотвращение термоядерной катастрофы. Деятельность же религиозных экстремистов, связанная с использованием религии в антиобщественных, антисоветских целях, превращается во враждебную религиозную пропаганду, требующую решительного отпора и разоблачения.
В докладе на июньском (1983 г.) Пленуме член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко говорил: «Коммунисты — последовательные атеисты, но свое мировоззрение они никому не навязывают. Наш метод — просвещение, убеждение, пропаганда. Когда же мы сталкиваемся с фактами нарушения социалистических законов, с подрывной политической деятельностью, лишь прикрываемой религией, то поступаем так, как требует наша Конституция». Следует особо подчеркнуть, что борьба с религиозными предрассудками должна вестись с большим тактом, осторожно, не оскорбляя религиозных чувств верующих. «Бороться с религиозными предрассудками, — указывал Владимир Ильич, —надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения»[1]. Администрирование — серьезное препятствие на пути атеистического воспитания, оно в корне противоречит ленинским принципам политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении религии, церкви и верующих. Оно затрудняет отмирание религии, чревато опасностью противопоставления верующих и неверующих, укрепляет религиозный фанатизм, озлобляет верующих. «…Преследования, — писал Ф. Энгельс, — наилучшее средство укрепить нежелательные убеждения! Одно несомненно: единственная услуга, которую в наше время можно еще оказать богу, — это провозгласить атеизм принудительным символом веры…»[2].
Вместе с тем следует отметить, что недопустимость администрирования отнюдь не означает отказа от применения обоснованных административных мер воздействия против тех, кто, прикрываясь религиозными убеждениями, занимается противозаконной деятельностью, идет на сознательное нарушение законов, прямо или косвенно подталкивает к их несоблюдению, ссылаясь на необходимость исполнения «божественных законов», а не «человеческих установлений».
Нужны решительные действия по разоблачению и пресечению противозаконной деятельности религиозных экстремистов, преданию гласности любых нарушений закона, созданию вокруг злостных нарушителей законности й правопорядка, организаторов противозаконных действий атмосферы общественного осуждения.
Как показывает Опыт атеистической работы, большую роль здесь играют рабочие собрания в трудовых коллективах, посвященные обсуждению антиобщественной деятельности религиозных экстремистов. Так, например, до недавнего времени в Харьковской области весьма активно действовали религиозные экстремисты из числа сторонников Совета церквей ЕХБ. Они демонстративно отказывались соблюдать советские законы, требовали неограниченной свободы религиозной пропаганды, читали проповеди и устраивали коллективные моления на автобусных станциях, в пригородных поездах, организовывали массовые сборища под видом свадеб и проводов в армию и т. д. Они занимались сочинением различного рода клеветнических писем, посланий, которые пересылались за рубеж, передавались зарубежным туристам, запрещали своим детям вступать в пионеры, комсомол, а молодым солдатам брать в руки оружие.
Учитывая, что немало тех, кто был инициатором таких действий или слепо шел за своими «наставниками», работали на производстве, было решено рассказать в трудовых коллективах всю правду об антиобщественной деятельности религиозных экстремистов, разоблачить темное прошлое их главарей. Эти собрания прошли весьма активно. Рабочие дали правильную оценку фактам противозаконной деятельности, приверженцев крайних взглядов и тех, кто следовал за ними. Многие выступающие на собраниях разъясняли верующим, разделяющим крайние взгляды, антиобщественный характер идеологии и деятельности их главарей, показывали тот реальный вред, который наносит их антиобщественная деятельность. Везде единодушно были приняты решения, осуждающие нарушителей советских законов. Религиозных экстремистов строго предупредили о недопустимости такого поведения. Результат не замедлил сказаться. Резко уменьшилось количество проявлений экстремизма, попыток проводить провокационные сборища.
Интересный опыт работы с приверженцами крайних религиозных взглядов накоплен идеологическими учреждениями, общественными организациями, комиссиями по соблюдению законодательства о культах, организациями общества «Знание», пропагандистами Воронежа. В городе было организовано регулярное изучение идейно-политической направленности религиозных проповедей, религиозной литературы. Все это позволило своевременно выявить, на чем спекулируют экстремистски настроенные вожаки.
Исполкомы районных Советов, их комиссии тщательно контролировали соблюдение религиозными объединениями советских законов, решительно пресекали противозаконные действия вожаков религиозных сект. Был принят ряд мер по разъяснению рядовым верующим законодательства о культах с конкретным показом на местных примерах противозаконного характера деятельности экстремистов. Методический совет областной организации общества «Знание» в помощь пропагандистам подготовил методическую разработку «Конституция СССР о свободе совести», а областная газета «Коммунам и журнал «Политическая работа» опубликовали ряд статей, разоблачающих антиобщественный характер деятельности религиозных экстремистов, разъясняющих основные положения Конституции СССР о свободе совести и ее осуществлении в нашей стране. Областное телевидение подготовило документальный телефильм ^Кривыми тропами», разоблачающий деятельность религиозных экстремистов.
Разъяснение вожакам религиозных организаций, занимающих крайние позиции и особенно рядовым верующим советского законодательства о культах, q недопустимости его нарушения в сочетании со строгими мерами по пресечению противозаконных действий дало положительные результаты: в Воронежской, Песковской, Липеговской и других общинах и группах удалось ослабить влияние фанатичных элементов, деятельность религиозных .организаций вошла в рамки закона, а их экстремистски настроенные вожаки оказались изолированными.
Партийные организации наряду с усилением идейно-воспитательной работы среди верующих потребовали от советских и хозяйственных органов, профсоюзных организаций больше проявлять заботы об улучшении условий жизни и быта, особенно престарелых верующих. Там, где велась такая работа, происходили существенные изменения в сознании и поведении верующих. Они порывали с противозаконными религиозными организациями, заметно ослабевала степень их религиозности.
В Джезказганской области для пропагандистской работы с экстремистски и эмиграционно настроенными лицами из числа верующих эффективно используются специальные группы из числа коммунистов, комсомольцев, передовиков производства, заслуженных и авторитетных людей. Такие инициативные группы, созданные по месту жительства и в трудовых коллективах, разъясняют эмиграционно настроенным верующим ошибочность их позиции, разоблачают людей, толкающих верующих на этот шаг. Члены инициативных групп, как правило, ведут индивидуальную работу с верующими.
В последнее время стала чаще практиковаться такая форма работы, как беседы в-группах верующих и их семьях по месту жительства. Как правило, такие беседы проводятся среди баптистов — сторонников Совета церквей ЕХБ, свидетелей Иеговы по проблемам советского образа жизни, дружбы народов СССР. Главная тема — разъяснение конституционного положения о свободе совести в СССР и законодательства о религиозных культах. Систематическая идейно-воспитательная работа дала результаты. Отошли от религии баптистка А. Лапина, которая затем выступила по областному радио и телевидению, баптист И. Ф. Кронгардт, выступивший со статьей в «Джезказганской правде», а также Г. Е. Дишке, И. А. Остерваг, X. К. Миних, Э. Р. Кутер, М. Бабенко, Л. В. Рондау и другие.
Одно из важных направлений идейно-воспитательной работы с теми, кто идет на поводу у религиозных экстремистов, — патриотическое и интернационалистское воспитание, пропаганда достижений советского образа жизни, положений Конституции СССР, правовых знаний, разъяснение советского законодательства о религиозных культах. Такая работа особенно важна для тех верующих, которые идут за сторонниками крайних религиозных взглядов по неопытности, из-за политической незрелости, непонимания сущности и подлинных целей вожаков данного религиозного направления. В борьбе с антиобщественной деятельностью религиозных экстремистов большое значение имеет систематическое информирование трудящихся о внутренней и внешней политике Коммунистической партии и Советского государства, о тех конкретных задачах, над решением которых ежедневно работают трудовые коллективы, партийные организации. Этой цели служат система политического и экономического образования, лекционная пропаганда, агитационно-массовая работа, массовые формы информации и пропаганды, народные университеты, клубы интернациональной дружбы.
В связи с этим особое внимание приобретает воспитательная работа среди духовенства и религиозного актива. Опыт такой работы имеется в ряде областей РСФСР, Украины, а также в Белоруссии, Литве, Эстонии. Духовенству читаются лекции о международном положении, о внутренней и внешней политике Коммунистической партии и Советского государства, о Конституции СССР и законодательстве о религиозных культах.
Одной из важнейших задач идейно-воспитательной работы среди верующих, занимающих крайние позиции, является отделение рядовых верующих от главарей экстремизма. Большую роль в этом деле играет работа, направленная на ликвидацию экстремистского, прежде всего сектантского подполья, на регистрацию, в том числе автономную, религиозных обществ.
В социалистическом обществе согласно Основному Закону СССР нет и не может быть запрещенных религий, запрещенных конфессий. Есть запрещенная противозаконная деятельность некоторых религиозных организаций. Для Советского государства безразлично, веру в какого бога исповедует та или иная религиозная группа: в Христа, в Будду, Мухаммеда или Иегову. Но для него далеко не безразлично, какой деятельностью занимается религиозная община, нарушает она или не нарушает существующее законодательство., Крайние пятидесятники, адвентисты-реформисты, свидетели Иеговы не хотят регистрироваться в установленном законами порядке не потому что они исповедуют веру в Христа, Иегову и т. д.» а потому, что понимают противозаконный характер своей; деятельности. В последнее время зарегистрировано несколько десятков общин пятидесятников, вставших на путь уважительного отношения к закону. Зарегистрировано на автономных началах и немало общин сторонников Совета церквей ЕХБ, отказавшихся от противозаконной деятельности.
Большую роль в формировании общественного мнения вокруг деятельности экстремистов играют средства массовой информации и пропаганды — телевидение, радио, печать.
Одним из наиболее действенных средств в борьбе с религиозными экстремистами в Черновицкой области является информация об их антиобщественной и противозаконной деятельности на страницах областных и районных газет. Например, в областной газете «Родянська Буковина» был помещен целый ряд материалов, развенчивающих антиобщественную деятельность экстремистов и их вдохновителей: «Сбросьте маску, Вильям!», «Фальсификаторы», «За ширмой армагеддона», «Под прикрытием религии» и др. Статья В. Пелеха «Под чужую дудку» о провокации баптистов в г. Хотыне была, перепечатана в журналах «Людына и свит», «Наука и религия» и обсуждалась в 22 трудовых коллективах области. Репортаж о собрании коллектива цеха № 3 машиностроительного завода имени Ф. Э. Дзержинского, где работает один из организаторов провокации Иван Банарь, передавался по областному и всесоюзному радиовещанию: Настойчивая борьба с идеологией и деятельностью религиозных экстремистов приносит положительные результаты:
За последние 10—15 лет более 2,5 тыс. детей из сектантских семей в Черновицкой области вышли из-под религиозного влияния своих родителей. Многие юноши из семей свидетелей Иеговы, адвентистов-реформистов, пятидесятников и др. служили в Советской Армии. Некоторые из них стали офицерами, комсомольцами, членами КПСС. Значительная часть детей из семей верующих учится или окончила высшие и средние специальные учебные заведения, работает в различных отраслях народного хозяйства.
Данные конкретно-социологических исследований показывают, что передачи телевидения смотрят и баптисты, и адвентисты, и даже свидетели Иеговы, за исключением, может быть, самых фанатичных верующих, разделяющих крайние взгляды.
Естественно, что в атеистическом воспитании было бы непростительной ошибкой пренебрегать этим мощным средством идейного воздействия. В настоящее время накоплен большой и интересный опыт использования телевидения для формирования общественного мнения вокруг деятельности религиозных экстремистов. Например, большой популярностью у населения Украины пользуются атеистические передачи Львовской и Одесской студий телевидения.
Пропагандистам атеизма и работникам телевидения Одессы удалось найти интересную форму передачи — «Атеистические диалоги», регулярно появляющиеся в эфире с весны 1974 г. В «Атеистических диалогах» немало места отводится критике экстремистской идеологии, показу ее антигуманной сущности, разоблачению антиобщественной деятельности ее адептов. Этим вопросам были посвящены специальные передачи: «В ожидании армагеддона», «Под прикрытием евангельских проповедей», «Диверсанты от религии», «Инцидент на таможне» И др.
В ряде передач на документальном материале было раскрыто подлинное лицо вожаков Совета церквей ЕХБ, показано, как идеологические диверсанты пытаются забросить в нашу страну религиозную литературу антисоветского содержания, множительную аппаратуру («Инцидент на таможне» и др.). Эти передачи производят большое впечатление на телезрителей. Об этом свидетельствует обилие писем, получаемых студией, а также обсуждение «Атеистических диалогов» в рабочих коллективах, общежитиях, школах.
Известно, что важную роль в формировании активного общественного мнения играет советская печать. На страницах центральных, республиканских и областных газет в последние годы появилось немало материалов об антиобщественной деятельности религиозных экстремистов. Содержательные статьи, разоблачающие социальную и идеологическую сущность религиозного экстремизма, были опубликованы в «Литературной газете», «Известиях», «Труде», «Советской Эстонии», «Красноярском рабочем», «Днепропетровской правде» и многих других. Издательство политической литературы Украины в 1980 г. выпустило подборку материалов, разоблачающих религиозный экстремизм, под названием «Кому это выгодно», а издательство «Московский рабочий» в 1982 г. — сборник «С чужого голоса».
Решающим фактором, от которого зависит успех борьбы с религиозным экстремизмом, является подготовка специализированных кадров. Вот почему так важно обратить внимание на подготовку кадров из среды пропагандистов атеизма, учителей, советских работников через сеть специализированных семинаров, Дома научного атеизма, факультеты научного атеизма при университетах марксизма-ленинизма.
Хороший опыт в этом отношении накоплен на Украине, в ряде областей РСФСР и др. На Украине постоянно действуют республиканский семинар пропагандистов научного атеизма. Созданы отделения научного атеизма в областных и городских университетах марксизма-ленинизма. Открыто заочное отделение повышения квалификации лекторов-атеистов общества «Знание» при Киевском государственном университете имени Т. Г. Шевченко. Проводится стажировка лекторов при Правлении республиканской организации общества «Знание». Организована учеба агитаторов и политинформаторов по проблемам научного атеизма в сети партийного и комсомольского просвещения.
Однако для борьбы с религиозным экстремизмом недостаточно общеатеистической подготовки. Здесь требуются специальные знания каждого религиозного течения, где проявляются экстремистские тенденции, его истории, особенностей идеологии и т. д.
Специализированные атеистические кадры для работы среди сектантов, в том числе и экстремистов готовятся, например, в Черновицкой области, где действуют четыре областных семинара по индивидуальной работе с верующими. В качестве опорных пунктов используются отдельные районы, в которых преобладает та или иная конфессия. Так, на базе Глыбокского района готовятся кадры для работы с баптистами, Хотинского — с адвентистами, Новоселицкого — с пятидесятниками, Кельменецкого — со свидетелями Иеговы, Всего в семинарах занимается около 1200 человек.
На Львовщине, в созданных Львовским, Червоноградским и Дрогобычским горкомами Компартии Украины двухлетних школах агитаторов-атеистов выделены группы, специализирующиеся по индивидуальной работе среди евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня. Тем не менее необходимо отметить, что несмотря на большую работу, проделанную по подготовке специализированных кадров для работы среди экстремистов, таких специалистов еще не хватает. Особенно недостает атеистов, умеющих со знанием дела вести пропагандистскую работу среди баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и др., проводить диспуты, беседы, индивидуальную работу, выступать с лекциями, статьями в периодической печати. Мало таких кадров среди учителей, призванных заниматься индивидуальной работой с сектантами-родителями и их детьми. Трудно найти специально подготовленных организаторов разъяснительной работы и в производственных коллективах, где трудятся верующие, поддерживающие экстремистов.
Недостатки в подготовке специализированных кадров для работы среди экстремистов во многом связаны с количеством и качеством литературы по этим вопросам. Следует признать, что пока еще издается недостаточное количество методических пособий по работе среди различных экстремистских групп, а также книг, где обобщался бы лучший опыт такой работы.
Научный подход к проблеме преодоления религиозного экстремизма, строгое соблюдение ленинских принципов работы с верующими, социалистической законности, широкое применение профилактических мер, формирование общественного мнения, решительное пресечение всех форм антиобщественной деятельности — вот те необходимые условия, от которых зависит повышение эффективности борьбы с идеологией и деятельностью религиозных экстремистов.
Содержание
- Введение
- О содержании понятия «религиозный экстремизм»
- Деятельность религиозных экстремистов различных вероисповеданий и ее антиобщественный и противозаконный характер
- О причинах существования религиозного экстремизма в социалистическом обществе
- Основные принципы и направления идейно-воспитательной работы среди религиозных экстремистов
- Литература
- Словарь названий религиозных сект и организаций, упоминаемых в брошюре