Словарь названий религиозных сект и организаций, упоминаемых в брошюре

Адвентизм (от латинского adventus — пришествие) — протестантская секта, возникшая в 30-х годах XIX в. в США. Ее основатель У. Миллер сделал попытку «точно предсказать второе пришествие Христа» в 1843—1844 гг. Ожидание этого пришествия, несмотря на провал пророчества, — центральный догмат адвентизма. Одно из ответвлений адвентизма, руководимое «пророчицей» Е. Уайт, оформилось в 1863 г. в церковь адвентистов седьмого дня. Особенности вероучения и культа этой организации: отрицание бессмертия души, обязательность празднования субботы, «санитарная реформа», десятина.

Адвентизм отличается активной миссионерской деятельностью. В 1973 г. в 193 странах мира насчитывалось свыше 2 млн. адвентистов. Первые адвентисты седьмого дня появились в России в 80-х годах XIX в. В настоящее время около половины всех общин адвентистов находится на Украине. Имеются они также в Белоруссии, Молдавии, Казахстане, республиках Прибалтики, в Средней Азии, в ряде областей РСФСР. Единого организационного центра адвентисты в СССР не имеют.

Адвентисты-реформисты — сторонники так называемого «реформационного движения» в адвентизме, возникшего в результате разногласий среди европейских адвентистов с началом первой мировой войны и смерти «духовного вождя» адвентистов седьмого дня Е. Уайт. Разногласия возникли в связи с соблюдением субботы, а также отношением к службе в армии.

Группа сторонников «реформационного движения» в адвентизме появилась в СССР в середине 20-х годов. В 1924 г. на-5-м Всесоюзном съезде адвентистов в СССР произошел раскол. Причина раскола: непризнание частью адвентистов советских законов.

Среди отколовшейся группы адвентистов распространялись слухи о близкой гибели Советского государства, культивировалось враждебное отношение к мероприятиям Советского правительства. В 1924 г. оформился подпольный центр «Российского поля адвентистов седьмого дня реформационного движения» во главе с Г А. Оствальдом. Экстремистские настроения и действия особенно характерны для одной из группировок адвентистов- реформистов, последователей В. Шелкова, именующих себя «Всесоюзной церковью верных и свободных адвентистов седьмого дня», организовавших нелегальное издательство «Верный свидетель» и выпускающих различного рода клеветническую литературу, «открытые письма», повторяющие привычные стереотипы буржуазно-клерикальной пропаганды о «диктатуре государственного атеизма», «преследовании верующих в СССР за веру», о «классах верующих и неверующих» в советском обществе и т. д. Количество адвентистов-реформистов в нашей стране незначительно.

«Инициативники» (они же «прокофьевцы», «отделенцы», «откольники», а с 1965 г. сторонники так называемого Совета церквей ЕХБ) — экстремистское и антиобщественное течение среди евангельских христиан-баптистов. Возникло в 1960 г. на почве раскола в ВСЕХБ. Организаторами группировки инициативников выступил ряд фанатично настроенных баптистов, которые неоднократно привлекались к ответственности за нарушение советских законов (Г. Крючков, Д. В. Миняков, Г. Винс, выдворенный в 1979 г. за пределы СССР, и др.). «Инициативники» обвинили руководителей ВСЕХБ в «преступной сделке с властями» и «государственным атеизмом». Не в силах понять объективные причины процесса секуляризации и отмирания религии в социалистическом обществе «инициативники» объявили «корнем зла» советские законы о религиозных культах, «безбожную политику» Советского государства, выдвинули требование полной отмены законодательства о религиозных культах.

Отказавшись от регистрации в государственных органах, они провозгласили себя «духовным центром» евангельских христиан-баптистов (так называемый Совет церквей ЕХБ) и потребовали смещения руководства ВСЕХБ. Свои антиобщественные и противозаконные требования «инициативники» пытаются обосновать теологически. Лозунги «свободы во Христе», «Мы — граждане неба», «законы государства от сатаны» способствуют противопоставлению верующих и социалистического государства, дают религиозное обоснование правонарушений и антиобщественных действий, толкают верующих на путь конфликта с государством.

Деятельность «инициативников» получила материальную и моральную поддержку со стороны буржуазноклерикальных кругов па Западе, в частности руководства США, ФРГ.

Благодаря идейно-воспитательной работе, направленной на разоблачение антиобщественной и противозаконной деятельности «инициативников», многие из них порвали с СЦЕХБ, вернулись в зарегистрированные общины. Часть общин, признавших советские законы, зарегистрирована на автономных началах.

Меннониты — одна из первых протестантских сект, возникшая на основе движения анабаптистов в 30-х годах XVI в. в Голландии. Основатель ее — голландский католический священник Менно Симонс — радикально изменил учение анабаптистов и придал ему мирный характер. Исчезли революционные настроения, выступающие в религиозной оболочке хилиастических и эсхатологических идей. Меннониты провозгласили непротивление злу насилием. Часть меннонитов совершает крещение взрослых путем обливания, а не погружения в воду, как у баптистов. Перед обрядом причащения меннонитами совершается обряд омовения ног.

В XVI и начале XVII в. меннониты подвергались жестоким гонениям. Спасаясь от преследований, меннониты расселились в Германии и Польше, а в конце XVIII в. появились в России, приглашенные Екатериной II для колонизации пустующих земель на юге России. На протяжении всей своей истории меннониты стремились к отделению от «греховного мира», от общества, в результате чего превратились в замкнутую организацию. Менно- питы допускали браки лишь между членами секты, запрещали членам организации давать клятвы и занимать государственные должности. Нарушивший законы секты исключался из общины. Всякие контакты с ними запрещались. Среди меннонитов и сейчас сохраняются многие старые обычаи.

В настоящее время меннониты проживают в США, Канаде, ФРГ, Голландии и Южной Америке. Они делятся на ряд течений: например, в США имеются такие разновидности меннонитов, как «братья-гуттериты», «меннониты-Амиши», «регулярные меннониты», «данкеры», «речные братья» и др.

Меннониты в России враждебно встретили Октябрьскую революцию. В 1924 и 1927—1929 гг. часть из них под влиянием кулачества и религиозных проповедников эмигрировала из СССР. В настоящее время меннонитство в СССР представлено двумя направлениями: церковные и братские меннониты. Общины меннонитов в настоящее время имеются в Оренбургской и Омской областях, Алтайском крае, Казахстане, Прибалтийских республиках, Киргизии. В 1963 г. часть братских меннонитов присоединилась к евангельским христианам-баптистам.

Экстремистские настроения присущи прежде всего братским меннонитам, они совместно с представителями так называемого Совета церквей ЕХБ побуждают верующих к нарушению советских законов, разжигают среди верующих эмиграционные настроения.

Пятидесятники — протестантская секта, возникшая в США в конце XIX — начале XX в. На ее идеологии и деятельности отразились специфические противоречия социальной и духовной жизни буржуазного общества стадии империализма. Пятидесятники отличаются мистико-экстатическим характером своего учения и культа. В центре учения П. — вера в возможность непосредственного общения с богом и получения от него так называемых «видимых даров» святого духа: способности к «говорению на иноязыках» (глоссолалия), пророчествам, исцелению больных и т. п. В основе этого учения— новозаветный миф о «сошествии святого духа» на апостолов в день иудейского праздника пятидесятницы (см. Деяния апостолов, гл. II, 1 —18). Собрания, связанные с «крещением духом святым», . сопровождаются проявлениями массового религиозного экстаза, наносят вред здоровью верующих, травмируют их психику.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков миллионов пятидесятников, принадлежащих к различным течениям: «Церковь бога», «Ассамблея бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» и др. Основная масса П. находится в США, в странах Южной Америки (Бразилии, Чили и др.).

В России пятидесятники появились накануне первой мировой войны. В настоящее время они делятся на несколько направлений:

1. Евангельские христиане в духе апостолов (они же «единственники», «смородинцы»). Общины пятидесятников этого направления возникли в 1911 г. под влиянием миссионеров А. И. Иванова и Н. П. Смородина. Они признают бога в одном лице, а нс в трех, признают крещение святым духом, по считают не обязательным «говорение на иноязыках» (глоссолалии), не совершают омовения ног перед хлебопреломлением.

2. Христиане евангельской веры (ХЕВ) они же «воронаевцы». Возникновение этого течения пятидесятников связано с деятельностью миссионера И. Е. Воронаева, приехавшего в 1921 г. на Украину из США и развернувшего активную вербовочную работу среди баптистов. «Воронаевцы» обращают особое внимание на глоссолалию, пророчества, считают обязательным омовение ног и употребление пресного хлеба во время хлебопреломления.

3. Христиане веры евангельской (они же «шмидтовцы»). Общины ХВЕ возникли в 30-х годах XX в. в западных областях Украины в результате деятельности миссионера Шмидта. Они считают не обязательной глоссолалию, не совершают омовения ног во время хлебопреломления.

4. Пятидесятники-сионисты. Это течение возникло в начале 1923 г. в Хмельницкой области на Украине. Основатели Л. Мельник и П. В. Коненкова. Особенностью вероучения является призыв к переселению в «обетованную землю», на гору Сион в Палестине для ожидания второго пришествия Христа. Соблюдают глоссолалию, отличаются повышенным фанатизмом, не признают законодательства о религиозных культах.

Существуют и другие более мелкие подразделения пятидесятников: субботствующие (соблюдающие субботу как «день покоя»), пятидесятники-совершенцы и др., Общества пятидесятников действуют в настоящее время на Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Казахстане, различных областях и краях РСФСР, республиках Прибалтики и Средней Азии.

В 1945 г. часть пятидесятников присоединилась к Союзу ЕХБ (так называемое «Августовское соглашение»). Однако основная масса пятидесятников действует в условиях подполья, нелегально.

Крайние пятидесятники занимают экстремистскую позицию: не признают законодательства о религиозных культах, уклоняются от регистрации. Среди них немало антиобщественных элементов, которые разжигают религиозный фанатизм и эмиграционные настроения, призывают молодежь к отказу от службы в Советской Армии, запрещают детям вступать в пионеры и комсомол, смотреть кино, телевизор, читать художественную литературу и т. д. В последние годы часть пятидесятников перешла па позиции признания законодательства о религиозных культах, не допускает глоссолалии на богослужениях, идет на регистрацию своих общин в составе Союза ЕХБ или автономно.

Свидетели Иеговы — одна из реакционных форм протестантского сектантства, трансформировавшаяся в своеобразное религиозно-политическое движение. Возникло в 70-х годах XIX столетия в США как «Международное общество исследователей Библии». В 1931 г. объявило себя «теократической организацией» — «Обществом свидетелей Иеговы». В настоящее время это крупная международная корпорация, насчитывавшая в 1979 г. 2 млн. 357 тыс. человек. Она владеет капиталом в десятки миллионов долларов, типографиями, выпускает большими тиражами религиозную литературу на 165 языках, ц том числе на русском и украинском (журналы «Сторожевая башня», «Пробудись!») и др. Центр организации «Свидетелей Иеговы» Бруклин — район Нью-Йорка.

Специфика вероучения «свидетелей Иеговы»: признание единого бога Иеговы, отрицание троицы, бессмертия души, традиционных христианских представлений об аде и рае. Христос — первый и главный свидетель Иеговы — незримо пришел в мир в 1914 г. и готовится к решающей битве с сатаной — армагеддону. Армагеддон— это страшная, истребительная война, в огне которой сгорит весь мир, все человечество. Иеговисты неоднократно назначали сроки армагеддона и, несмотря на провал пророчеств, продолжают назначать новые. Идеология иеговизма пронизана антигуманистическими, эсхатологическими идеями, рассчитанными на запугивание людей. Особую ненависть идеологи иеговизма питают к Коммунизму. Антикоммунизм и антисоветизм — характерные черты идеологии иеговистов — религиозной разновидности буржуазной идеологии.

Фанатизм религиозный (от лат. fanaticus — исступленный, неистовый} — слепая приверженность религиозной вере, религиозным идеям и чувствам, очень часто сопровождающаяся нетерпимостью к инакомыслящим и инаковерующим, нарушениями советских законов. Особенно проявляет себя религиозный фанатизм в религиозном сектантстве, в том числе у религиозных экстремистов.

Характерной особенностью проявления фанатизма является преобладание эмоционального начала над рассудочным и рациональным. Типы фанатиков бывают различными; от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Убежденный, что он является орудием в руках бога, религиозный фанатик не останавливается перед нарушением закона.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно предупреждали о недопустимости насилия в отношении религиозных убеждений, оскорбления религиозных чувств, которые могут лишь привести к оживлению и усилению религиозного фанатизма.

Христиане евангельской веры (они же «воронаевцы») — одно из наиболее распространенных направлений пятидесятников в СССР. Название связано с именем миссионера И. В. Воронаева (И. П. Черкасова), бывшего баптиста, эмигрировавшего в 1912 г. в США. В 1921 г. он в качестве пятидесятнического миссионера приезжает в Одессу, где, расколов местных баптистов, организует общину своих последователей. Вскоре Общины воронаевцев появляются в ряде областей Украины и за ее пределами. В 1925 г. организуется Всеукраинский союз ХЕВ, который в 1927 г. был преобразован в «Союз христиан евангельской веры» (350 общин; 17 тыс. человек, печатный орган — журнал «Евангелист»).

Характерные черты учения воронаевцев — признание божественной троицы, необходимости «причащения святым духом» с достижением глоссолалии («говорения на иноязыках» и др.), «духовных даров» («харизм») — способности к пророчествам, исцелению и т. д.; а также экстатический характер религиозного культа, омовение ног перед хлебопреломлением.

В 1945 г. часть христиан веры евангельской присоединились к Союзу евангельских христиан-баптистов («Августовское соглашение»), но в 1947 г. часть из них во главе с А. И. Бидашом порвала с ВСЕХБ, стала действовать в условиях подполья, нелегально. Среди незарегистрированных общин этого направления сильны проявления религиозного фанатизма и экстремизма, антиобщественных и эмиграционных настроений. Фанатично и экстремистски настроенные верующие отрицают действующее законодательство о религиозных культах, отказываются от регистрации, призывают молодежь к отказу от службы в рядах Советской Армии, запрещают детям ходить в кино, смотреть телевизор, читать художественную литературу. Часть общин воронаевцев, признающих советские законы, зарегистрирована на автономных началах.

Основная масса воронаевцев находится на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане, в ряде областей РСФСР.