Эпилог

Так кто же прав в споре о судьбах современной буржуазной философии Америки — пессимист Льюис Фейер, которому бюрократически-академическая философия представляется мертвой уже по самой своей идее, или оптимист Эндрю Рэк, видящий в творчестве многих современных философов-профессионалов продолжение «золотого века» американской мысли? Думается, что ни тот, ни другой.

Соблазнительно, конечно, присоединиться к словам Л. Фейера о том, что, «когда философия становится академической, результаты примерно сравнимы с теми, которые обнаруживаются, когда академическим становится искусство»[1], и признать буржуазную философию Соединенных Штатов умершей и подлежащей положению во гроб. Но это было бы глубоким заблуждением. Может быть, интеллектуальную историю современной Америки и можно написать, не упоминая по имени ни одного из ее двух с половиной тысяч профессиональных философов, но нельзя отрицать того, что они вносят свой вклад в интеллектуальную жизнь, создавая интеллектуальный климат Соединенных Штатов, причем не только своими философскими трактатами, но и лекциями, статьями на социальные и политические темы, влиянием на студентов й молодежь. Недооценивать этого нельзя. Л. Фейер опирается в своих заключениях на все возрастающую бесплодность американского философствования, связанную с обращением к узким науковедческим проблемам, к логическому и лингвистическому анализу, к «описательной лексикографии»; их торжество, считает он, ведет к такому положению, что труды «каких-нибудь Джемса, Кьеркегора или Ницше» не снискали бы их авторам даже докторской степени. Но ведь эту опасность видят представители всех рассмотренных нами тенденций американской мысли последнего времени. Видят и пытаются ее избежать, обращаясь — в рамках своих философских построений или выходя за их пределы — к насущным социальным проблемам. Вспомним Хука, Льюиса, М. Фарбера, американских экзистенциалистов. . . Даже Ноам Хомский, работы которого по лингвистике получили широкое признание именно в качестве значительных философских трудов, развивающих столь осуждаемую Фейером традицию, известен и как автор острых социальных и политических произведений[2].

Значит, дело, видимо, не в абстрактности и бесплодности «американского философствования», не в его «академизме», а в его содержании, в том, что оно не может дать достаточно убедительного ответа на «проклятые вопросы» времени.

Но ведь и новые философские классики не гуляют по тенистым аллеям университетских парков Америки. Даже те двенадцать «новых американских философов», которых Эндрю Рэк прочит в продолжатели «золотого века», — ни один из них — не могут идти в сравнение с крупнейшими, по масштабам современной философии, мыслителями Америки последнего столетия — Ройсом или Пирсом, Джемсом или Сантаяной, Дьюи или Уайтхедом. Это их идеи, как и идеи других известных философов XX в. — Рассела, Хайдеггера, Сартра, пересказываются и перерабатываются, комбинируются и расшифровываются современными американскими мыслителями. При этом они обнаруживают немало остроумия, находчивости, проникновения в сложности и тонкости современных философских проблем, намеченных и каким-то образом решенных «великими». И хотя развитие философии в США пока идет в русле уже сложившихся традиций, «профессионализм» философов, особенно занимающихся проблемами философии естественных и общественных наук, в первую очередь физики, биологии и лингвистики, а также ученых, активно подключающихся к разработке этих проблем, дает небезынтересные результаты. Упомянем «Миннесотские исследования по философии науки», «Бостонские исследования по философии науки», «Исследования по основаниям методологии и философии науки» — непериодические издания трудов семинаров и коллоквиумов, проводимых американскими университетами. Огромный комплекс проблем, стоящих на границе между философией, биологией, социологией и географией, рассматривается в обширной литературе, посвященной «экологической революции». Бурное развитие в последние десятилетия различных отраслей лингвистики, и в особенности теории порождающих грамматик Н. Хомского, породило серьезную философскую полемику между эмпирической позитивистской (Блумфилд) и рационалистической линиями в этой науке. Насколько все это скажется на будущем американской философии, причем, видимо, в сравнительно близкое время, — дело специального исследования[3].

Э. Рэк фиксирует наш умственный взгляд на том, что нельзя ныне говорить об «американской философии»— лучше говорить об «американских философах», «взгляды которых столь же различны, как и силы и факторы в американской культуре»[4]. И это в какой-то мере справедливо. Правда, этот показательный плюрализм имеет корни не в «свободе мышления», не в «традиции», не в «интеллектуальной гибкости» и пр., а скорее в том, что традиционные течения все более заходят в тупик, а кардинального способа «излечения» философских недугов не находится. Но это симптом идейного кризиса, с каким мы сталкиваемся всякий раз, когда изучаем историю философии в поворотные моменты социальной истории. Плюрализм философских концепций — необходимая форма существования современной буржуазной философии. Но за этим плюрализмом лежит не менее существенное единство, — единство социальное, выражающее общую основу этой философии, капиталистическое общественное устройство, и единство теоретическое, выражающееся в почти безусловном господстве идеализма. Мортон Уайт, всегда стремившийся к «воссоединению в философии» и потому больше обращавший внимание на сходства между различными ее течениями, не случайно подчеркивал, что подобно тому, как в политической жизни «во время кризиса ломаются старые партийные линии», так и в философии все более стираются грани между философскими школами. «Что остается, так это не субстанциальное метафизическое различие, но различие процедурное»[5]. И действительно, различия в сфере мировоззренческих и методологических установок оказываются все более стертыми и расплывчатыми, допуская сравнительно безболезненный переход от одной установки к другой, фактически не поступаясь при этом существом прежнего воззрения. Этому способствует и философский плюрализм, ибо даже наиболее различающиеся между собой учения десятками тонких, еле уловимых сходств и переходов связаны друг с другом. Пример тому — «натуралистические» истолкования теологии или открытого субъективного идеализма.

Результатом этих противоположных тенденций — сближения и отталкивания, единства и многоразличия — выступает конкуренция на «рынке идей», в ходе которой каждый философ не только рекламирует свой «товар», но и представляет его в качестве наилучшего средства для объединения идеологических усилий. Чаще всего используется в этом отношении противопоставление той или иной философской концепции марксизму, коммунистическому мировоззрению. Почти каждый из буржуазных философов в последние десятилетия отдавал или отдает дань антикоммунизму — то ли в форме отдельных выпадов, не связанных органически с самой философией, то ли в форме пропаганды «американского образа жизни», то ли, как Сидней Хук, сознательно фальсифицируя марксизм. Но и единый антикоммунистический фронт — несбыточная мечта воинствующих антикоммунистов. Многие из американских философов понимают, что в наше время антикоммунизм стал знаменем реакции по всему фронту — он порождает антиинтеллектуализм в идеологии, антидемократизм в политике, угрожая традиционным буржуазно-демократическим свободам; более того, он чреват опаснейшими военными конфликтами, угрожающими самому существованию человечества.

Миролюбивая внешняя политика Советского Союза ломает лед «холодной войны» и антикоммунистических предрассудков, наслоившихся на американо-советских отношениях за длительный период послевоенной политической конфронтации. И это не может не сказываться на проблемах идеологии. Уже сейчас можно сказать, что не удалось создать единый философский фронт, обращенный против диалектического и исторического материализма. Девальвация самого имени идеализма, трудности, с которыми сталкивается идеализм в условиях развития науки и научного мировоззрения, отсутствие достаточно цельной позитивной социальной и философской программы затрудняют не только осуществление, но и даже выдвижение общих принципов такого фронта. И все же надо предположить, что в условиях перехода от политической конфронтации к последовательному мирному сосуществованию и экономическому и культурному сотрудничеству конфронтация идеологическая не только не прекратится, но, наоборот, обострится. Следует ожидать увеличения удельного веса философии — наиболее обобщенного выражения мировоззренческих различий.

Успехи социализма в Советском Союзе, в странах социалистического лагеря, тот факт, что «коммунизм, который когда-то был лишь мечтой, стал величайшей силон современности, обществом, созидаемым на огромных пространствах земного шара»[6], героическая борьба коммунистов капиталистических стран за лучшее будущее своих народов привлекают внимание людей к идейным, в том числе философским, основам коммунизма, непрестанно ширится круг людей, сочувствующих марксизму, знакомящихся с ним из первых рук, порывающих с ходячими буржуазными теориями. В современной идейной борьбе ведущей силой прогресса выступает марксистская философия. И исследование с этой более высокой точки зрения теоретического и идеологического содержания современной буржуазной философии Соединенных Штатов, ее зарождения, развития и кризисов само составляет часть общих идеологических задач марксистской философии.

  1. Feuer L. Amerikas Philosophic ist tot. — «Die Welt», 28. Mai, 1966.
  2. См. N. Chomsky. American Power and the New Mandarins. New York, 1969; At War with Asia. New York, 1970; Problems of Knowledge and Freedom. London, 1972, Lecture 2. On changing the world.
  3. В журнале «Вопросы философии» в последние годы были помещены ценные обзоры упоминаемой здесь тематики, позволяющие составить общее представление о ней (см., напр., Л. Г. Антипенко. Проблема реальности в квантовой физике. Поворот течения («Вопросы философии», № 9, 1969); А. X. Левин. Делавэрский семинар по основаниям физики («Вопросы философии», №5, 1971); К. И. Шилин. «Экологическая революция» в современной западной науке («Вопросы философии», № 11, 1972); В. А. Звегинцев. Борьба между эмпиризмом и рационализмом в современной американской лингвистике («Вопросы философии», № 1, 1972), и др.
  4. Reck A. The New American Philosophers. An Exploration of Thought Since World War II. New York, 1970, стр. 348.
  5. «The Age of Analysis». Ed. by M. White. New York, 1964, стр. 155.
  6. «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., 1962, стр. 3—4.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *