6.1. Историко-теологический аспект
Мессианство (messianism) в христианстве и иудаизме обозначается как вера в пришествие мессии. В свою очередь, мессия (древнеевр. messiah) — это ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Первоначально так назывался всякий помазанный освященным елеем, например первосвященник и, особенно, царь[1]. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя. По ветхозаветным представлениям, мессия должен был явиться как избавитель человеческого рода — царь из дома Давидова, завоеватель, призванный возвысить еврейское царство. Как отмечает С.С.Аверинцев[2], мессианская идея имеет свои корни в самой структуре религии иудейского бога Яхве, требующего от своего народа беспрекословной верности и особой святости на его историческом пути, недостижимых без вождя и проводника. Поэтому в религиозно-мифологических представлениях иудаизма мессия — это идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель судеб народа божьего, посредник между богом и людьми, носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия. В христианском вероучении образ мессии переосмыслен. На место избавителя своего народа становится искупитель грехов человечества. В первый раз он приходит в образе раба как учитель, целитель, взваливший на свои плечи бремя грехов человеческих, второй его приход будет овеян славою, он будет судить живых и мертвых.
Представления о мессии — достояние не только иудео-христианской культуры. В исламе ему соответствует образ Махди, скрытого имама шиитов, в буддизме — это Майтрейя Будда. В древности и в средние века предводители народных восстаний иногда объявляли себя мессиями.
Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Взаимоотношения психиатрии и религии
- 1.1. Методы обследования больных с психопатологическими феноменами религиозного содержания
- 1.2. Клинические концепции
- 1.3. Основные психоаналитические концепции
- 1.4. Психология религии
- 1.5. Феноменология религии
- Глава 2. Основные характеристики религиозности
- 2.1. Религиозная вера
- 2.2. Религиозное переживание
- 2.3. Религиозное поведение
- 2.4. Парарелигиозные проявления
- Глава 3. Религиозно-мистические состояния (совместно с И.Зислиным)
- 3.1. Теологический контекст
- 3.2. Философский контекст
- 3.3. Нейропсихологический контекст. Феноменология мистического переживания
- 3.4. Психопатологический контекст
- 3.5. Религиозно-мистический симптомокомплекс в клинической картине непрогредиентных эндогенных психических заболеваний
- 3.6. Религиозно-мистический симптомокомплекс в клинической картине прогредиентных эндогенных психических заболеваний
- 3.7. Религиозно-мистический симптомокомплекс в клинической картине экзогенных психических расстройств
- Глава 4. Психопатология одержимости и колдовства
- 4.1. Симптомокомплекс одержимости
- 4.2. Бред колдовства
- Глава 5. Депрессии с религиозной фабулой бреда
- 5.1. Клинические варианты депрессий с религиозной фабулой бреда
- Глава 6. Бред мессианства
- 6.1. Историко-теологический аспект
- 6.2. Психопатологический аспект
- 6.3. Иерусалимский синдром
- Глава 7. Культовая травма (психиатрические аспекты деструктивных культов)
- 7.1. Тоталитарный культ
- 7.2. Психические расстройства, возникающие в результате культовой травмы
- 7.3. Проблемы оказания психиатрической помощи адептам деструктивных культов
- Заключение