От автора
Предлагаемая вниманию читателей книга открывает собою серию трудов, объединяемых общим названием «Диалектический материализм и современное естествознание». Эта серия готовится и издается Научным советом по философским проблемам естествознания и Институтом философии Академии наук СССР при ближайшем участии работников Института истории естествознания и техники и других институтов Академии наук СССР и республиканских академий.
Цель всего этого коллективного труда — философски обобщить новейшие достижения естественных наук, раскрыть роль метода научного познания в постановке и решении важнейших естественнонаучных проблем наших дней, проследить логику развития современного учения о природе и дать анализ его фундаментальных понятий. Это позволит показать конкретно, на опыте совместной работы, значение творческого союза естествоиспытателей и философов как для естественных наук, так и для дальнейшего развития диалектического материализма.
Естествознание в наш век характеризуется исключительно дробной и глубоко разветвленной специализацией. Некогда единое учение о природе расчленилось на множество самостоятельных наук, научных дисциплин и более мелких направлений. Все труднее становится охватить с единой точки зрения природу в целом, во взаимодействии ее основных областей. Но тем настоятельнее возникает потребность рассмотрения общих вопросов естествознания, которые касаются всех его отраслей и носят ясно выраженный философский характер.
Решать такие вопросы не могут друг без друга ни философия, ни естествознание: философия — потому, что она не располагает конкретным материалом частных научных исследований, а без этого нельзя решать и общие проблемы естествознания; естествознание —потому, что оно не занимается специально разработкой метода познания, общего подхода к изучению и истолкованию явлений природы, а без этого невозможно правильно решать и общие вопросы естествознания.
Вся многовековая история философии, особенно материалистической, и вся история естествознания неоспоримо доказывают, что они не могут плодотворно развиваться без взаимной поддержки. Таким образом, теснейший союз передовой философии и естествознания диктуется самим характером проблем, встающих перед нами.
Философия и естествознание —это два краеугольных камня, на которых зиждется все научное познание природы. На это много раз указывал Энгельс в «Диалектике природы», а до него — Герцен в своих «Письмах об изучении природы». Об этом же пишет и Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и в статье «О значении воинствующего материализма».
Но для того чтобы установилось крепкое — принципиальное и деловое — содружество естествоиспытателей и философов (речь идет прежде всего о странах мировой социалистической системы), необходимо, чтобы между ними сложились отношения взаимопомощи и дружественной критики. При критическом разборе тех или иных воззрений необходимо прежде всего стремиться к тому, чтобы оказать друг другу помощь своими конкретными замечаниями. Это тем более необходимо, что ученые нашей страны, равно как и других социалистических стран, придерживаются господствующего в этих странах марксистско-ленинского мировоззрения, которое ведет непримиримую борьбу с реакционной идеологией.
Борьба мнений в передовой науке развертывается вокруг содержания обсуждаемых теорий и взглядов, но не вокруг отдельных, вырванных из контекста цитат, и, во всяком случае, не путем наклеивания порочащих ярлыков и эпитетов. В этом духе автор и старался выдержать данную книгу, подвергая анализу определенные концепции, а не отдельные высказывания тех или иных ученых нашей страны. Автор полагает, что, избежав излишней полемики с отдельными авторами нашей страны и их личными взглядами и обсуждая те или иные концепции, независимо от того, кто именно из советских ученых их поддерживает или оспаривает, можно лучше выявить существо поставленных проблем.
Не претендуя на какое-либо исчерпывающее решение обсуждаемых вопросов, автор по многим из них высказывает лишь свое собственное мнение.
Еще Энгельс указывал, что естествознание последней четверти XIX в. накопило такую необъятную массу положительного материала, что уже тогда стала совершенно неустранимой задача приведения в правильную связь отдельных областей знания, не говоря уже о необходимости упорядочить накопленный материал в пределах каждой отдельной области. За истекшие с тех пор 80 с лишним лет эта задача стала еще более насущной.
Но для того, чтобы ставить и решать такого рода задачу в условиях современной науки, нужно рассмотреть, как связываются между собой различные формы движения материи. Этому и посвящена в значительной степени данная книга.
В первой ее части разбираются общие вопросы естествознания, касающиеся его предмета и метода, его целей, его законов, отражающих законы природы.
Вторая часть книги непосредственно примыкает к первой: вопрос о соотношении форм движения в природе и о взаимосвязи естественных наук прямо относится к вопросу о предмете естествознания, поскольку предмет всех его основных отраслей составляет та или иная отдельная форма движения материи или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения. Выясняя взаимоотношение между различными формами движения в природе, можно раскрыть внутреннюю структуру самого естествознания, взаимосвязь его составных частей, или разделов.
Третья часть работы составит отдельную книгу («Естествознание и общество»), так как ее содержание выходит за рамки проблематики названной серии. В этой третьей части, тесно примыкающей к обеим предыдущим, освещается социальная сторона (или социальная «функция») естественных наук, главным образом в их связи с техникой и производством.
Все эти три части тесно соприкасаются с работой автора «Классификация наук».
Замечу еще, что в основу второй части книги положен мой доклад «О соотношении форм движения материи в природе», прочитанный на Всесоюзном совещании по философским вопросам естествознания в Москве в октябре 1958 г. Интерес к данной теме со стороны участников совещания оказался настолько большим, что потребовалось провести особое факультативное заседание, специально посвященное обсуждению этого вопроса. После совещания появилось много откликов на упомянутый доклад, особенно в части вопроса о том, существует ли особая геологическая (или минералогическая) форма движения материи. Все они так или иначе учтены в данной книге.
Пользуясь возможностью, представившейся при подготовке 2-го издания книги, автор исправил замеченные опечатки и внес в текст некоторые небольшие изменения и дополнения.
Автор будет благодарен за любые критические замечания и пожелания, связанные с его работой.
Июнь 1963 г.
Оглавление
- От автора
- Предмет и цели естествознания
- Глава первая. Естествознание как наука
- 1. Предмет и научные функции естествознания
- 2. Метод естествознания. Естественнонаучная гипотеза
- 3. Структура науки, структура естествознания
- Глава вторая. Законы природы. Законы естествознания
- 1. Объективный характер законов природы
- 2. Познаваемость законов природы, возможность их практического использования
- 3. Исторический характер законов природы, законов естествознания. Общие и частные законы
- Выводы
- Формы движения и взаимосвязь естественных наук
- Глава третья. Формы движения и виды материи
- 1. Формы движения материи и взаимодействие тел природы
- 2. Взаимосвязь форм движения и критика двух односторонних ее толкований
- 3. Характеристика отдельных форм движения со стороны их взаимосвязи и их материальных носителей (Начало)
- 3. Характеристика отдельных форм движения со стороны их взаимосвязи и их материальных носителей (Окончание)
- Глава четвертая. Соотношение форм движения материи (по данным современного естествознания)
- 1. Современный взгляд на соотношение форм движения в природе и взаимосвязь естественных наук
- 2. Соотношение физических и химических форм движения материи
- 3. Соотношение биологической формы движения с химической и физическими формами
- 4. О геологической форме движения в связи с другими его формами
- Выводы
- Послесловие ко 2-му изданию