Предисловие

История русского сектантства марксистской историографией почти не разработана. Основные вехи намечены в очерках Н. М. Никольского и М. Н. Покровского, а затем мы имеем многолетний перерыв. После 1917 г. появляются очерк А. Лукачевского, затем известные работы Путинцева, Ярцева и др., касающиеся, главным образом, современного сектантства. К сожалению, в этом перечне нельзя упомянуть в качестве марксистских работы старого исследователя сектантства, В. Д. Бонч-Бруевича, так как при всем его знакомстве с материалами исходная точка зрения автора неверна и даже вредна. Рассматривая дореволюционное сектантство и справедливо защищая его от царского суда и администрации, В. Д. Бонч-Бруевич не вскрывал, однако, классовых основ различных сектантских организаций, а впоследствии этот не критический, не марксистский, а по существу либерально-народнический метод продолжал применять и в советский период. Так, его книжка «Из мира сектантов» (Гиз, 1922 г.), представляющая собою переиздание старых статей, лишена как предисловия, так и каких бы то ни было пояснений, освещающих изменение пореволюционной обстановки, вследствие чего его оценка многих сторон в деятельности сектантов в корне неправильна. Несомненно, что книжка в целом носит антипоповский и антимонархический характер, — но и только. Пролетариата, борющегося за социализм и строящего его, в книге нет, А как раз необходимо было именно такого рода предисловие. Крайне желательно, чтобы в дальнейшем В. Д. Бонч-Бруевич, осветив с марксистской точки зрения весь богатый материал по истории сектантства, которым он располагает, помог союзу воинствующих безбожников и всей советской общественности разоблачить внутреннюю природу русского сектантства так, как этого требуют задачи момента. Мы еще плохо знаем историю различных сект, еще недостаточно глубоко изучили их работу. Но элементы нового, более продуманного подхода к вопросу уже имеются, потому что к этому толкают нас сама действительность и прежде всего актуальные запросы антирелигиозной пропаганды, которая нуждается в серьезном научном фундаменте. Контрреволюционная работа современных сектантов, порою прикрытая приспособленческими формами, их вредительская роль в период реконструкции нашего хозяйства и культурной революции, чему ежедневно мы видим десятки примеров во всех концах СССР, подчеркивают необходимость усиления анти сектантской работы в массах. Отсюда ясно, как необходимо вооружить нашего безбожника-активиста проверенным и доброкачественным материалом. Здесь совпадают две задачи — теоретического марксистского изучения и практической борьбы на антирелигиозном фронте.

Работа тов. Н. Волкова, студента-этнографа, партийца, родом костромского крестьянина, посвящена секте скопцов. Мысль о такой книге зародилась после первого скопческого процесса в Ленинграде и получила свое осуществление в результате упорного труда. Нужно было критически пересмотреть не только старую литературу вопроса, которая в большинстве случаев принадлежит перу попов и царских чиновников, но также дела б. синодального архива, старые комплекты епархиальных ведомостей и т. д. Не довольствуясь этим, автор как этнограф посетил несколько раз скопческие деревни в Ленинградском округе, завязал обширные связи в скопческом мире, добыл много новых ценных материалов, фотографий и письменных документов. Все это дает право сказать, что работа тов. Волкова выполнена добросовестно и достаточно полно. Что касается методологической стороны, то автор здесь старался идти по пути, указанному в трудах Н. М. Никольского и М. Н. Покровского. Нам кажется, что для наиболее трудного и сложного вопроса — о социально-экономических корнях русского скопчества — он нашел верное решение, связав рост секты в конце XVIII в. с особыми сдвигами в идеологии крестьянства и купечества, вызванными социально- экономическими отношениями эпохи.

Имеет ли практический интерес изучение скопчества для данного времени?

К сожалению, мы слишком рано скинули эту секту со счетов, слишком рано похоронили ее на полках библиотек и архивов. Скопцы жили и действовали во многих местах, оскопляя людей и после революции, втягивали в секту крестьянскую молодежь, городских работниц и т. д. Два процесса в Ленинграде, разоблачение черкизовских скопцов-хозяйчиков в Москве, процесс в Саратове, — все эти факты на протяжении одного года способны навести на размышление. Не нужно преувеличений: численно секта скопцов невелика — во всем СССР активных членов секты наберется какая-нибудь тысяча. Но идеология этой кулацко-купеческой организации, доводящая до крайности требования христианского аскетизма, представляет чрезвычайно благодарный материал для критики христианства. Вот почему на примере данной секты, как наиболее уродливого разветвления христианства, можно легче и полнее всего разоблачить природу последнего как врага социалистического общества и пролетарского, материалистического мировоззрения.

Вслед за работой тов. Волкова в той же серии намечено к выпуску еще несколько работ товарищей из антисектантского отдела Ленинградского областного совета союза воинствующих безбожников: о чуриковцах, адвентистах, духоборах и т. д. Приступлено к разработке б. синодального архива, что даст возможность издать новые материалы об иоаннитах, сектах Северо-западной области и др.

Думается, что марксистское изучение истории сектантства — нужное для нашего времени дело, могущее создать твердый базис для активной антирелигиозной пропаганды.

Ленинград. 28 декабря 1929 г.

Н. Маторин