Приложения
Приложение 1
Из послания К. Селиванова ко всем скопцам
Послание от самого превышнего бога и отца нашего, искупителя, вселенского учителя и великого страдателя и неусыпного молитвенника и попечителя о душах наших, и от государыни моей, матушки, и вашей великой помощницы и верховной полковницы, чистой и непорочной девицы (Акулины Ивановны), и от возлюбленного моего сына, друга и наперсника (Александра Ивановича), и от всей живоначальной и нераздельной троицы, писанное в Цареграде; и посылается в тот собор, в котором по большей части было обновление и адамовым грехам разрушение; и чтоб сие послание всем соборным объявить и никого бы не заделить, и в том бы нам бога и отца-искупителя не прогневить.
Во имя отца и сына и святого духа.
Возлюбленные вы мои, детушки и други сердечные. Пишу я вам, отец ваш, искупитель, грустную мою хартию, и не будет ли оная кому из вас в противность, но уже не терпит моя прискорбная утробушка и не молчит язык мой во устах моих. И пишу я вам неоднократно: поживите чистотою, а работайте господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом; примите наказание отца своего, искупителя, за благо и имейте между собою искупительскую любовь; а где любовь, там и бог, и где совет, там и свет. И что я вам, отец, запрещаю, того вы не творите, и отца своего, искупителя, в том не прогневите и сами от себя царствия небесного не затворите. И на кого ж вам будет в те поры пенять, ежели не будете, своего искупителя приказание исполнять?
А, кажись, прекрасное ныне время: снимает с нас отец всех грехов бремя. На что иная плоть дремлет? А нам бы, кажись, не надо много спать, а надобно бы, други, стоять прямо, покель с нами божие знамя, и, как можно, иттить надо его стезями и в нонешние времена непрестанно литься горячими словами, — во-первых, от радости, что явилось нам, многогрешным и недостойным, на земле такое неоцененное сокровище; во-вторых, что зря на сие красное солнышко, а живем в забытьи. И в честь прошу я вас, любезные мои детушки, отец ваш, искупитель: храните чистоту, бойтесь женской лепости и не заглядывайтесь братия на сестер, а сестры на братиев, и не входите в праздные разговоры, да и берегитесь братья с сестрами и про бога говорить много, — и тут не столько бывает душе помога, сколько внутренности смятение и тревога, и тут как раз у иного сердце заболит, да овин со пшеницею сгорит. А, кажись, вы слыхали, что за всякое праздное слово, да и не за одно только слово, но и за самые тончайшие и негодные помыслы должны будут пред богом ответ отдавать; а кольми паче на беседе должно со страхом и трепетом службу продолжать и точно во гробе лежать; а не за лепостию бы нам умом своим бежать, а чистотою надо думы свои украшать. И еще что я вам, возлюбленные, изглаголю, сколь сильна лепость к разорению внутреннего храма; иной монах или монахиня пойдут из келей своих на беседу, и, ровно маков цвет, цветут, а с беседы придут в свои кельи — в чем мать родила. И тут непременно таковой душе надобно тужить, сетовать и плакать, точно как матери, по потерянном своем отрочати, по тех пор, пока истинный сын милость свою им явит и благодатию своею души их посетит и храмы их обновит. О, лепость, лепость, душепагубная лепость, которой не терпит превышнего бога и отца нашего, искупителя, утроба, и не умолкает язык во устах его, но непрестанно глаголет, ненавидит бо душа моя лепости, ибо лепость, яко вселютейший змий, всю вселенную пожирает и от бога прочь отвращает, да и до бога не допускает; ибо через лепость пророки пророчества и учители учительства лишились; но и великие угодники за лепостию не доходили до царствия небесного, променяли вечное сокровище на тленое и душепагубное житие; и все таковые, имевшие лепостную заразу в себе, лишены будут вечного блаженства. Хотя таковые люди по сырой земле и катаются, но в них дух чистейший и благодать истинная присутствовать не может, а вселится в сердца их дух лживый, и будут литься их не светлы, а темну, и они рекут истины, но представляют одни только мечты. А в кротких и по чистоте живущих людях присутствует благодать божия и истинная, и тою же благодатию, яко многоценым миром, всякая душа помазуется в живот вечный. А девственницы и целомудренные предстанут престолу господню и воспоют песнь нову, ее же никто же иный может пети, точию сии, иже не оскверниша лепостию храмы своя. А чистые сердцем, те всегда зрят на бога и на сына божьего лицом к лицу. Возлюбленные вы мои, детушки, желаю и я вам также послужить ради бога; за то вам будет в небе помога, и расчистится вам к уготованному месту дорога. И это, возлюбленные, надо все здесь заслужить, так и в небе не будете тужить.
Возлюбленные вы мои, детушки. Обратите внимание ваше во глаголы уст моих и воззрите вы, мои детушки, как царь славы и отец ваш, искупитель, вас ради поруган был и обесчестен и похулен, оплеван и терзаем был. Я трудился и белезнозал, скорбел и тужил; связан был, да вас от уз греховных разрешу; судим был и осужден, да вас вечного суда избавлю. И сколько пролито моей крови, и раздроблены были все мои члены; и в Туле меня на кресте распинали и головушку мою горячим сургучом обливали; и в Сосновке на меня багряную рубашечку надевали и в преиспестренные ризы облачали; и оттуда меня в дальние страны отсылали с прочими невольниками. И я сто тюрем обошел, а вас, моих детушек, нашел, — теперь вы меня поищите, да и, нашедши, не потеряйте, а только того ради, чтобы объявить закон Христов и утвердить чистоту, и разорванные у израильтян злобою и ненавистью сердца дабы связать союзом духовные любви. Ибо кто любви не имеет, тот и в царствие не внидет; хоша и плоть свою он мучит, а отрады не получит; хоша и слезы проливает, его батюшка не знает. А кто в любви хочет жити, тайну жертву сотворити, а плоть в темницу затворити, а душу из плену лепости свободити, тому непременно надо глагол сына божьего возлюбити.
Возлюбленные мои детушки. Пишу я вам, искупитель, послание сие вкратце, а житья моего и похождения никоим языком не можно изрещи, ни пером описать, а только я вам одну чистоту являю. А кто мою чистоту понесет, тот очищен и оправдан будет пред , богом и отцом моим небесным, и я, искупитель, буду помощник душам вашим в сей жизни и в будущей, и буду сам проводником душам вашим; и будет поставлена лестница, по которой пойдут отошедшие души в жизнь вечную и встречать станут души ваши; моя матушка, Акулина Ивановна, а потом возлюбленный мой сын, Александр Иванович, и доставят чистые души ко уготованным им местам. Аминь.
Приложение 2
Образцы скопческих распевов, наиболее характерных по форме и содержанию
(№№ 4—7 взяты из скопческих рукописей)
1. О Селиванове
На восточной было, на сторонушке,
При большой, при буйной при дороженьке
Вырастал зеленый виноградный сад.
Во саду стоят древички кипарисные,
На древичках цветики, цветы царские.
Прилетали пташечки, птицы райские.
Распевали песенки херувимские.
Среди того садику виноградного
Стояло тут древичко кипарисное.
Выросло то древичко до седьмых небес,
Сотворило древичко много и чудес.
Расцвел по нем цвет во весь белой свет.
Это было времечко — златые годы,
Протекли по садику живые воды,
Наслаждались пташечки счастливой порой…
А царем был у пташечек золотой орел,
Воспитывал пташечек духовной едой,
А поил он пташечек живой водой,
Сберегал он пташечек под своим крылом.
Вырастайте, пташечки, милые детушки,
Поправляйте быстрые свои крылушки,
Наслаждайтесь времечком, красною весной.
Теперь управляю вас ручушкой десной.
А то придет, детушки, лето теплое.
Неравно взойдет на вас туча грозная,
Подымутся ветры, ветры буйные,
Зашумят леса на вас, леса на вас, леса темные;
Закричат враны на вас, птицы черные;
Возьмут меня, пташечку, за оба крыла,
Поведут от детушек с широка двора.
Сошлют меня, пташечку, во страну дальнюю,
Во дальнюю сторону, в полуденную;
Запрут меня, пташечку, в тесную клеточку;
Долго не услышите о мне весточку.
Одни верные детушки станут вспоминать;
Станут они вспоминать, плакать и рыдать,
А неверны детушки станут забывать,
Станут они забывать, в землю зарывать;
Немного останется во моем саду,
Многие заблудятся во темном лесу.
Без поры, без времечка завянет мой сад.
Покривятся древички многие назад.
Забыли вы, детушки, мои словеса,
Обманули, детушки, слабы телеса.
Попомните, детушки, все мои страды.
Вы, названы детушки, живые сады.
Скоро, скоро, батюшка, сам буду у вас.
Оглянитесь, детушки, на праву страну,
Не достаньтесь, детушки, черному врану.
Берегитесь, детушки, слушайте приказ:
Соберу всех детушек себе на глаза,
Посмотрю сам, батюшка, на ваши дела.
Верных своих детушек сам буду дарить,
А неверных детушек царь будет судить.
Попомните, детушки, тому делу быть.
Славен бог прославится вовеки. Аминь.
2. Об Акулине Ивановне
Позирал господь со седьма неба,
Сопущал сосуд на сыру землю
Со пресветлым даром божиим.
Поставлял сосуд во девичий храм.
Чиста девица перекрестилася,
В небесах звезда засветилася.
Тут российская государыня
Бога узрила, удивилася,
Что красно солнце и пресветел рай.
С красотой божией не рассталася,
Царской славы своей лишилася,
На восход пошла, возмолитася,
На колени становилася,
Подняла в небо свои ручушки.
Вера огненна воспылалася,
Дверь небесная отворилася,
К ней вся троица во крылах летит,
Полной дух святой весь собор светит,
На округе пророк, яко гром, гремит,
Ей судьбу сулит превысокую,
Песнь на глас поет херувимскую,
Кораблем идут по небесному.
Тут великая государыня
Божьей радости радовалася,
Всему небушку отдавалася,
А с земным царством расставалася:
«Не хочу владеть я короною,
Елизаветою быть Петровною,
Лучше быть церковью соборною,
Лучше мне иттить путем тесным,
Завладать царствием небесным.
Все желания в небеса вложу,
Жизнь прокладную я прочь отложу,
Голубу ленту я с плеч сложу,
Оставайтесь, дворцы, палатушки,
Я пойду служить божьей матушке;
Унижу себя ниже травушки,
Возвышу душу до седьмых небес,
А к сотворшему принесу свой крест;
За небесное ликование
Хошь приму на земле страдание».
Нарекла себе новое звание:
Акулина, да свет, Ивановна,
Наша матушка радованная,
Вторым царствием коронованная.
Заря белая, разливанная,
Просвещала стадо избранное,
А сама пошла по сырой земле
Принимать нужду и голод, стужу,
Аки странница, без гнезда птица,
Рассекала свое спасение,
Претерпела много гонения
Приходилося нашей матушке
Укрыться в горы, ночевать в поле;
Слышит матушка велик стон в море,
Адамов закон, яко лютой слон,
Много душ гонит в горящий огонь.
Слышит матушка — устрашилася,
За все душеньки заступилася.
Как свеча, во тьме засветилася.
Подала всем своим учение,
Всех избавила от мучения,
Взяла всех к себе на большой корабль.
Всех отправила во небесный град.
О, свет, матушка государыня,
Твоя милость ко всем великая.
Ты явила Христа спасителя,
И душам нашим попечителя.
О, свет, матушка, чистая девица
Семистрельное твое сердице.
На спасенных душ утешаешься,
А которые плоти бурные,
Лица темного, сердца злобного, —
На тех, матушка, оскорбляешься,
Как стрела, в сердце пробиваешься.
Наша матушка богомудрая,
Акулина, да свет, Ивановна,
Солнце праведно, крепость каменна.
Ты, свет-радость, звезда ясная,
Саваофа роза красная,
В седьмом небе ты красуешься,
Тебе слава, честь бесконечная,
И аминь царю, свет, небесному.
О, свет, наше красное солнышко.
Государь, родимый батюшка.
Святые дух преблаженные,
Страдатель, духом рожденные,
Пребывает на Сионской горе.
Сион-гора превысокая,
Наша матушка глубокая.
Акулина, свет, Ивановна
Духотворная, чудотворная,
На господа положилася,
Святым духом разблажилася,
В златую трубу раструбилася,
Чудесами растворилася:
Вознеженное дитятко
На белых руках явилося.
Наша матушка, сударыня,
Горючими слезами залилася,
Весьма она удивилася.
Хороше дите родилося,
Всей вселенной пригодилося.
Вся вселенная покорилася,
Земля-небо обновилося,
Стена адова повалилася, —
Не устояли адские крепости,
Что и не было лепостей,
Что избавил бог от слепостей.
По его, света, рождению
Много было похождения.
Наша матушка, сударыня,
Акулина, свет, Ивановна,
Саваофу помолилася,
С благодарностью поклонилася,
Что всякая душа грешная
Пришла к престолу, поклонилася,
И во всем она повинилася,
Причастьицем причастилася,
Ни на что б вечно не льстилася.
Свет, аминь царю небесному,
Утешителю, сыну божьему,
И святому духу блаженному.
3. Об Александре Ивановиче
Царь-молитва у нас высокая,
Дай нам, господи, к нам Иисуса Христа,
Александровская ясная звезда
Облака прошла да к тебе пришла.
Пришел, батюшка, сын молитвенный,
Александр, да свет, Иванович.
От роду своего имел он дар,
Веру истинну много лет искал,
По ночам не спал, богу докучал,
Во все небеса громкой слух подавал
Ко отцу, сыну, ко святому духу.
Уж ты, батюшка, Саваоф-господь,
Покажи ты мне, что во свете свет.
Все я, господи, веры произошел,
А спасения в них я не нашел.
Мое сердце разгорается,
Вечной красоты добивается.
Кабы я узнал веру истинну,
Я б головушку с своих плеч отдал,
А тело свое на части изорвал.
Принял просьбу небесный царь,
Своих ангелов на землю послал
К милосердному искупителю
И к душевному производителю,
Что взыскать душу Александрину.
Искупитель, родимый батюшка, получил приказ со седьма неба.
Он послал послов своих верных,
Чтоб позвать Александра Ивановича,
Перекрещенского учителя.
Принимал послов от Израиля,
А сам он приносит покаяние.
Вы пришлите мне того самого,
Кто развяжет узы греховные.
Тут посланнички врзвращалися
Ко родимому, свету, батюшке.
Скоро батюшка собирается,
Как орел, летит, сподымается.
Александрушка дожидается,
Навстречу ему со крестом кланяется,
В гости к батюшке собирается.
Его взял агнец за праву руку,
А он батюшке давал поруку.
Приводил его сударь-батюшка
В свой Давыдов дом, во Христов закон
Где ликуют души спасенные,
А плотски огни погашенные.
Ему, батюшке, позавидовал,
Как тебе голубица белая
Свой секрет тайной проповедала.
Александрушка, ты мой свет родной,
Будь же ты учитель столбовой,
Через пропасти ты мосты построй,
Чтоб овцам пройти на восток-страну,
А сам будь готов к явному суду.
Как и взяли его на строгой допрос
На первый разок вышибли глазок.
Перекрестился, бога славя:
«Этот первый дар мне от бога дан».
Еще батюшка жестоко терпел:
Приготовили прутья резвинны,
Сербариновы, весьма колкие,
Всю содрали пречистую спинушку, —
Ему сам господь подал силушку.
И отправили света-батюшку
Во ту царскую, во палатушку,
Во невольное заточение.
Он в неволе жил, а сам пел, блажил,
Много душ вновь к богу приводил.
Адски вереи много посломил.
Тут сказал ему адский гонитель:
«Уморю тебя в заточении,
Велю в гроб зарыть, где вода стоит».
Александрушка на ответ говорит:
«А тебе бог сведет руки и ноги,
А мне от бога будут помоги».
Как жизнь батюшкина покончилась,
Что обещано, то исполнилось.
Он четыре лета в трясине лежал.
Но был чист, бел, ничем невредим.
Адский гонитель скорби не стерпел,
Послал просьбу он царю поскорей,
Чтобы вынуть гроб из низка места.
Александра богоугодника
Открывали мощи страдательны,
Все дивились его нетлению.
Приносили мощи пречистые
Со великою честью-славою
На тое гору Преображенскую,
На высоко место прекрасное.
Повеление было царское,
Преподобие его славили.
Уж аминь царю, свет, небесному
И святому духу блаженному.
4. Об архангеле Михаиле
Михаил Архангел, он девственный ангел
Девство ублажает, в помощь поспешает,
Благодатью росит, сотворшего просит,
Дает ревность-силу просящему сыну,
Или други дочи, да кто только хочет.
Тем может помочи, отводить от ночи.
На светлые зори ликуйте в соборе
Во моем, Сионе, в давыдовом доме,
Слушайте божьи утехи, не творите смехи.
Нойте мои гусли, имейте святые мысли.
Михаил Архангел, прозорливый ангел.
Все тебе известно, чья плоть прелестная.
Чья плоть прелестна поступит нечестно.
С душою в раздоре, беседует в соборе
Михаил Архангел, шестокрылый ангел,
Воин чистоплотный, господу угодный,
Взоры его дивны, а греху противны,
Шпага его острая. Бойтесь, братие и сестры,
Просите прощенья, в мыслях сокращенья.
Михаил Архангел, он — девственный ангел,
Девство утверждает, страх в сердцах рождает,
Страх в сердцах рождает, верой награждает.
В ком мое спасение, тому избавление.
Копыта златая истинна святая
Пробил крепкий камень, сотворил всем память.
Победил все лести, отдал Христу чести,
Отдал Христу чести, беседовал вместе.
Вознес его славу, преклонил к всем главу,
Ко Христу распяту. Ведите жизнь святу,
Его тверда вера, справедливая мера
Не любит, что ложно.
Он жил осторожно,
За то ему дано писать подорожны.
Кто усердно просит, горькие слезы росит,
При конце скатает, душу освещает,
Душу освещает, злому запрещает,
Не даст душу мучить, шпагу препоручит
Душе на оборону, наложит корону.
Это будет дано страдательным санам.
Страдают, не ропщут, лепость в ногах топчут,
Духом не тощают, громко возвещают
Спасительскую славу, не щадят и главу.
За божье ученье претерпеть мученье.
За то тому будет в небе порученье,
Верьви золотые, воскликнут святые:
«Пришла душа честна, прошла пути тесные,
А теперь утешит вся сила небесная».
Аминь. Богу слава и честь и держава.
5. О заблудшей овце
Девяносто девять овечек в тиши
Паслися на злачных лугах.
Но одна заблудилась во страхе в глуши,
В неведомых диких горах,
Вдали от охраны родимых ворот
И нежных пастырских забот.
Господь, девяносто и девять тут всех
Оставя, пошел за одной.
Так пастырь сказал мне: «Жалко ее,
Я пойду за моею овцой.
Хоть тяжелый мне путь предстояло б пройти,
Но хочу я овечку спасти».
Никто из спасенных в ту ночь не видал,
В которую пастырь ходил,
Когда за заблудшею средь мрачных скал
Он в сильную бурю бродил.
Над зияющей бездной стонала она.
Он с радостью взял на плеча.
«Господь, но зачем весь след твой в крови
На земле, где ты проходил?»
«Для заблудшей я пролил ее из любви,
Пред тем как ее я нашел».
«Господь, как ты руки свои поизранил».
«Среди терний я путь проложил».
И, покрывши звук громов в ночную грозу,
Голос к райским проник воротам:
«Возрадуйтесь все — я овечку нашел,
И принес я пропавшую к вам».
И вторили звук ангелы песнью святой,
Небеса оглашая хвалой.
Богу слава и честь и держава,
С вечной ему похвалой.
6. Призыв к оскоплению
Свет наш, батюшка, искупитель и отец,
В зеленом саду соловьюшек певец,
А святой дух, воистину делец,
Прозвонил он во свой царский колоколец,
Призывает к себе белых овец:
«Уж вы, овцы, овцы, белые мои,
Вам показаны блаженные рай.
Только будьте сердецами все благи,
Так не будете довеку вы наги,
А будете в саду птицы дороги,
Похраню вас от всякой от беды,
Посылаю в сердца ваши благодать;
А кто хочет благодатию владать.
Тот изволит всяк за бога пострадать.
А дела-то божьи надо различать,
Золотую печать надо получать,
Чтоб душе-то за грехи не отвечать,
Чтобы были всегда чистые сердеца».
Свет-батюшка, искупитель, наш отец,
Перед ним всегда стоит златой столец.
Приходил к нему удалой молодец,
У молодца удалая голова.
Его жалует Сионская гора
И подводит к нему белого коня:
«На коня-то поскорее, друг, садись
И своими сердецами веселись,
За златые повода крепче берись,
На свою сторону покатись,
По своей стороне прокати,
А ты лютого-то змея сократи.
Насадим везде зеленые сады.
Когда придет такое время и годы,
Расцветут в саду все белые цветы,
Вы постойте, последние сироты,
Сооружу вам престол новый с высоты.
Престол новый бог не просто украсил,
Когда жалко обо всех бога просил,
Огонь-пламя ты слезами угасил.
Ты послушай искупительскую речь,
Ты возьми в свои руки вострый меч,
Ты изволь змею голову отсечь,
Тогда будут пречистые телеса,
Так пойдет тебя душа во небеса.
Поживите, мои детушки,
Послужите небесному царю,
Наблюдайте вы верхушку свою».
Богу слава, честь, держава, свет. Аминь.
7. О грядущем страшном суде
Страшно время, други, будет,
Как господь судьбой засудит,
Земная жизнь, други, решится,
Судьба божия совершится,
Белый конь у нас явится,
На коне сидит бел-мужествен,
Всем грешным ужасен.
На нем ризы белей снегу,
На нем венец, яко цвету,
Изо уст его оружье
Избивает всякую ложность
Его имя — свобожденье.
Его верные были слуги,
Ко стопам его идоша,
Все на белых на конях.
На конях товары печати,
За что было бы отвечати
Все престольные приделы
На святом кругу составят.
Тогда все духи восстанут
На избранных христиан.
Кто на ближних на своих
Дела злые возлиял,
Им такое будет тиранье,
Род крестова распинания.
Кто слушал святого Ивана,
Служил богу без обмана,
Исполнял он все законы,
Выезжал на белом коне,
На престоле и на троне
Рядом с батюшкою сядет,
Будет в купе суд судить.
А за правило святое
Всем израильским коленам
Будет царствие на небе,
А злонравным христианам
Будет дальняя им ссылка.
Прогулявшие таланты,
Тогда некогда молиться,
Как батюшка прогневится.
Им хвалецкая река
Разольется широка.
Пройдут там злые звери,
А им имя архиереи.
Очень страшны эти звери,
На них власы ровно женски,
У них зубы точно львовы.
Будет зло их горько мучить.
Беззаконных христиан;
Им такое будет мучение,
Не взяли божьего учения.
Трех поруков не хранили,
Рай в царствие затворили,
Артикулу не обучались,
На земле жить не научались.
Приложение 3
Набросок устава трудовой общины (1917 г.)
I
Нижеподписавшиеся лица, исповедующие веру людей божьих (скопцов), учреждают между собой общество, имеющее целью:
1. Устроить из своих членов общежитие и трудовую общину, чтобы общими трудами приобретать себе средства к существованию.
2. Содействовать духовному, нравственному и умственному совершенствованию своих членов и прочих единоверцев.
3. Создавать и поддерживать от избытков своих и трудами своими благотворительные и просветительные учреждения для своих единоверцев и для мира.
II
1. Каждый, поступающий в общину, вносит в общий капитал ее свое состояние, очищенное от всяких посторонних обязательств.
2. Вещи и недвижимости принимаются по общей оценке.
3. Одежда, носильное и постельное белье и вообще предметы для личного употребления остаются в личном обладании каждого члена.
4. При выходе из общины каждый получает обратно все внесенное им имущество.
5. Если общество не найдет возможным возвратить какую-либо вещь или недвижимость, то выплачивает ее стоимость деньгами по оценке, произведенной при поступлении в общину.
6. Если общество не найдет возможным выплатить немедленно всю следуемую сумму, то оно имеет право выдавать долговое обязательство на невыплаченную часть сроком не более, как на один год.
7. Выбывающий член не имеет права требовать с общества процентов на возвращаемый капитал или аренды за имущество и платы за свои труды во время пребывания в общине.
8. Ни община не имеет права требовать с выбывающего члена никаких расходов, понесенных общиной на него.
III
1. В члены общины принимаются совершеннолетние обоего пола, вполне усвоившие основы духовной жизни и способные к труду.
Для принятия требуется согласие двух третей всех членов общины.
2. Лица, недоразвившиеся духовно или несовершеннолетние допускаются к общению как прихожане или ученики. Старые или неспособные к труду не принимаются в члены общины, а только в богадельню, когда имеются места свободные.
3. Члены, нарушающие неоднократно какую-либо статью устава или распорядка и не поддающиеся увещанию, исключаются из общины по желанию двух третей всех членов общины.
4. Исключаемый получает обратно все свое имущество, согласно предыдущей главе,
IV
1. Деятельность общины и управление хозяйством и имуществом ведутся с общего согласия на основании распорядка, выработанного и утвержденного общиной.
2. Этот же распорядок определяет обязанности каждого член и вообще весь порядок жизни в общине, чтобы устранить все поводы к нареканиям и неудовольствию.
V
Для представительства по имущественным, торговым и денежным делам общины перед посторонними лицами и перед общественными и государственными установлениями выбираются двое доверенных, без различия пола, из лиц, наиболее способных к этомe делу, каковые и исполняют все поручения общины.
VI
1. Члены общины обязуются посвятить весь свой труд и все свои способности на пользу общины.
2. Община обязывается предоставлять своим членам, в пределах своих средств, все необходимое для жизни по мере их нужды, т. е. если какому-либо члену, по его состоянию здоровья, необходима особая диета, лечение или особая одежда или какие-либо приспособления, то община обязана все это предоставить (конечно, по мере своих средств), несмотря на то, что этим на него тратится более, чем на других, или эти расходы не соответствуют его трудам или его имуществу. Одним словом, каждый трудится, поскольку может, и потребляет, поскольку нуждается.
VII
1. Лица обоего пола имеют равный голос в делах общины.
2. Новые члены получают право голоса через один год после поступления в общину, а в голосованиях, где потребуется две трет голосов, — через три года.
VIII
Члены общины обязуются не делать завещаний в пользу посторонних лиц или в пользу всей общины, или в пользу отдельных благотворительных или просветительных учреждений, устроенных своей общиной или другими подобными общинами.
IX
В случае распада общины общая собственность ее, образовавшаяся от излишков доходов над расходами (т. е. от экономии), из пожертвований, от завещанных имуществ и др., ни в каком случае не может быть поделена между членами, а должна быть передана, на благотворительные и просветительные цели.
X
1. Община может заниматься всеми ремеслами, какие сочтет удобными по составу своих членов или по местным условиям, а также и всеми отраслями сельского хозяйства.
2. Торговать может только своими произведениями.
3. Дозволяется вступать в союз с кооперативами для приобретения необходимых товаров и для сбыта своих произведений.
4. Воспрещается пользоваться обычно наемным трудом, кроме исключительных случаев, как-то: при постройках, во время спешных работ, при болезни нескольких членов, имея срочную работу, и т. д.
5. Дозволяется пользоваться трудами и знаниями специалистов, как-то: врачей, архитекторов, техников и пр.
Община имеет местопребывание в N. Покровителем общины признается св. Илья-пророк, поэтому община носит название N-ская Ильинская трудовая община.
20 июля считается праздником всей общины.
Указатель литературы по вопросу о скопцах
(В алфавитном порядке)[1]
Андреев, Раскол и его значение в народной русской истории, С.-Петербург, 1870 г.
Арсеньев И. А., Секта скопцов в России, Берлин, 1874 г.
Баженов Н., Исторические записки о скопческой секте в России, «Миссион. обозрение», 1905 г., №№ 1, 2, 6 и 11.
Барсов, Русский простонародный мистицизм, С.-Петербург, 1869 г.
Бонч-Бруевич В. Д., Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, т. I, 1908 г.
Его же, Из мира сектантов, Москва, 1922 г.
Буткевич, Обзор русских сект, Петроград, 1915 г.
Варадинов, История министерства внутренних дел, т. VIII, 1863 г.
Вашкевич, История хореографии всех веков и народов, вып. 1, Москва, 1908 г.
Венюков М. И., Заметки о скопцах, «Известия имп. русск. геогр. об-ва», 1873 г., т. IX, 1-й отд.
Высоцкий Н. Г., Первый скопческий процесс, Москва, 1915 г.
Георгиевский А., Скопчество в Орловской губ., «Миссион. обозрение», 1901 г., № 7.
Грассери, Психология религий, т. I, С.-Петербург, 1901 г.
Гурьев, Сибирские скопцы, Томск, 1900 г.
Даль, Записки о верованиях и обрядах скопцов, 1872 г.
Добротворский, Люди божьи, Казань, 1869 г.
Добротворский и Ивановский, Основание и характер скопческой ереси, «Правит, сообщение», 1875 г.
Дубровин, Наши мистики-сектанты, «Русск. старина», 1895 г., т. XXXIV.
Забелин, Движение вперед в секте скопцов, «Древняя и новая Россия», 1878 г.
Зеленин Д. К., К истории распространения тайных сект в Приморском крае, «Этногр обозрение», 1906 г., № 1—2.
Касирович, Скопческие песни и нечто из богослужений скопцов в России, Лейпциг.
Кельсиев В., Сборник правит, сведений о раскольниках, вып. 3, Лондон, 1861 г.
Коновалов Д. Г., Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве, Сергиев Посад, 1908 г.
Кутепов, Секты хлыстов и скопцов, Ставрополь, 1900 г.
Ливанов Ф. В., Раскольники и острожники, т. I—IV, С.-Петербург, 1872 г.
Липскеров А. Я., Скопческое дело, Москва, 1871 г.
Майнов Н., Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов, «Истор. вестник», 1880 г., № 4.
Майнов Н., Скопческие поселения, «Известия имп. русск. геогр. об-ва», т. XII, отд. статистики, 1912 г
Максимов, Сибирь и каторга, т. XI, С.-Петербург, 1891 г.
Маторин Н. М., Невероятный пережиток, «Партработник», 1929 г., № 12 (36), изд. Ленингр. Обл. ком-та ВКП (б).
Мельников П. И., Чтения Об-ва истории и древностей российских, 1872 г., кн. I—IV; 1873 г., кн. I.
Его же, Белые голуби, «Русск. вести.», 1869 г., №№ 3 и 5.
Его же, Счисление раскольников, Москва, 1873 г.
Меньшенин Г. П., Поэзия и проза сибирских скопцов (Материалы), Томск, 1904 г.
Надеждин, Исследование о скопческой ереси, 1845 г.
Никольский Н. М., Религиозное движение конца XVIII в. — начала XIX в. в России, «Русская история» Покровского, т. III—IV, изд. т-ва «Мир», 1920 г.
Орлов, Скопцы в С.-Петербургской и Рязанской епархиях, «Миссион. обозрение», 1902 г., № 11.
Пеликан Е., Судебно-медицинские исследования скопчества, С.-Петербург, 1872 г., 2-е изд., 1875 г.
Пимецкий, О скопцах, 1819 г.
Покровский М. Н., Очерк истории русской культуры. Эволюция религиозных представлений, Курск, 1924 г.
Прозоров В., Почему Селиванов, мнимый император Петр III, называется вторым сыном божьим, «Миссион. обозрение» 1901 г., № 1.
Протопопов, Опыт исторического обозрения мистических сект в России, «Труды Киевской духовной академии», 1867 г.
Пругавин, Раскол и сектантство, т. I, Библиография, 1887 г.
Реутский, Люди божьи и сектанты, Москва, 1872 г.
Рождественский, Xлыстовщина и скопчество в России, 1882 г.
Рождественский и Успенский, Песни русских сектантов-истиков, С.-Петербург, 1912 г.
Розанов, Апокалипсические секты. Хлысты и скопцы, С.-Петербург,’ 1914 г.
Сахаров Н., Последнее движение в современном скопчестве, «Христ. чтение», 1877 г., сентябрь, октябрь.
Скворцов В. М., Староскопчество как секта, С.-Петербург, 1899 г.
Соловьев Е., Сведения о русских скопцах, Кострома, 1870 г.
Сырку, Русские скопцы в Румынии, «Христ. чтение», 1879 г., январь и февраль.
Толстой В., О великороссийских беспоповских расколах в Закав- казьи, «Чтения Об-ва истории и древностей российских», 1864 г., кн. 4.
Чартакова А., Что поют русские сектанты, вып. 3, Москва, 1912 г.
Шевелевский, Курское сектантство, Курск, 1905 г.
Щапов Н. П., Умственные направления русского раскола. Сочинения, т. I, С.-Петербург, 1901 г.
Ясевич-Бородаевская, Сектантство в Киевск. губ., «Живая станина», 1902 г.
Указатель литературы в периодических изданиях
(В хронологическом порядке)
Сведения о скопцах, «Соврем. листок», 1867 г., № 82.
«Отечеств. записки», 1867 г., № 10.
«Черниговск. епарх. ведомости», 1868 г., № 23; 1869 г., №№ 7, 8, 23 и 24.
О оршанских скопцах, «Нижегородск. епарх. ведомости», 1869 г., № 1.
Сношения Максима Кузьмича Плотницина с сибирскими и кавказскими скопцами, «Соврем. известия», 1869 г., № 270.
Нечто о скопцах, «Соврем. известия», 1869 г., № 196.
«Московск. ведомости», 1869 г., №№ 51, 52 и 54.
Калужские губернские скопцы, их вероучение и нравоучение, «Калужск. епарх. ведомости», 1871 г., №№ 2, 13 и 14; 1872 г., №№ 1 и 2.
Новое дело о скопцах, «Тульск. епарх. ведомости», 1872 г., №№ 5 и 6.
Донесение о скопцах Ивана Андрианова, «Чтения Об-ва истории и древностей российских», 1872 г.
Путевые заметки (о Лисине), «Московск. ведомости*, 1873 г., № 198.
Скопческая ересь, «Пензенск. епарх. ведомости», 1876 г., № 23; 1877 г., № 1.
Статьи епископа Гурия, «Таврическ. епарх. ведомости», 1877 г., №№ 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20.
Заметка к статье о скопческой ереси, «Пензенск. епарх. ведомости», 1877 г., № 4.
Скопцы в Якутской области, «Соврем, известия», 1877 г., № 157.
Несколько заметок о скопцах, поселенных в Якутской области, «Иркутск. епарх. ведомости», 1879 г., №№ 51 и 52.
«Оренбургск. епарх. ведомости», 1881 г., № 1.
Нечто о скопцах Якутского края, «Иркутск. епарх. ведомости», 1881 г., № 43.
Нечто о скопческой ереси, «Иркутск. епарх. ведомости», 1882 г., .№№ 10 и 48.
Голос из могилы живых мертвецов. Рассказ скопца, «Журнал романов и повестей», изд. журн. «Неделя», 1882 г., № 1.
Марханские скопцы, «Сибирь», 1886 г., № 32.
Скопцы-земледельцы Якутской области, «Восточное обозрение», 1888 г., № 24.
Обращение из скопчества, «Якутск. епарх. ведомости», 1890 г., № 2.
Донесение о скопцах Клюквина, «Братское слово», 1893 г., ч. I.
Олекминские скопцы, «Живая старина», 1894 г., тт. HI—IV.
«Сибирский вестник», 1894 г., №№ 82, 83, 91, 92, 99, 102; 1895 г., №№ 29, 32, 45; 1896 г., №№ 96, 97.
Распевец хлыстов с признаками скопческого происхождения, «Калужск. епарх. ведомости», 1897 г., № 1.
Скопцы в Якутской области, «Сибирск. торг.-промышл. календарь», 1898 г., изд. Романова.
Скопческий дом в Томске, «Миссион. обозрение», 1899 г., декабрь.
Исповедание скопца Лихачева, «Миссион. обозрение», 1900 г., март.
Духовное скопчество в Скопинском уезде, «Миссион. обозрение», 1900 г., июль — август.
Поразительное изуверство скопцов, «Миссион. обозрение», 1901 г., № 1.
Скопчество в Орловск. губ., «Миссион. обозрение», 1901 г., № 1.
Из бытовой жизни скопцов, «Миссион. обозрение», 1902 г., № 1.
Скопческий процесс в Рязани, «Миссион. обозрение», 1904 г., № 5.
Сибирские скопцы, «Русская старина», 1905 г., т. CXXIII.
Изуверство скопцов в Николаеве, «Миссион. обозрение», 1908 г., № 1.
Материалы по истории скопчества
Процесс миссионера Боголюбова, «Пстербургск. листок», 1910 г., № 289.
«Петербургск. биржевые ведомости», 1910 г., № 11982.
Скопцы, «Раннее утро», 1911 г., № 1239.
Скопцы в Москве, «Раннее утро», 1911 г., № 181.
Дело скопцов, «Русское слово», 141 г., № 219.
«Петербургский листок». 1911 г., № 300.
Скопцы, «Раннее утро», 1912 г., № 1051.
«Русское слово», 1912 г., № 203.
«Уфимский вестник», 1914 г., № 109.
Песни людей божьих, «Этнографич. обозрение», 1915 г., № 3—4
Исторический очерк простонародного мистицизма в Калужской губ. (рукопись священника Соколова в библиотеке б. С.-Петербургской духовной академии).
Материалы по истории скопчества
(Из описи дел «О расколе» за 1721—1830 гг. б. синодального архива)
«По доношению преосвященного Севского, с испрашиванием разрешения, дозволять ли женам оскопившихся крестьян вступать в другие браки». № 346, 1772 г., 12 декабря.
«По доношению преосвященного Севского, об оскопившихся в епархии его крестьянах». № 365, 1777 г., 3 августа.
«По рапорту преосвященного Псковского, об оказавшихся между содержащимися в Цитадоловской крепости колодниками семи скопцах». № 285, 1789 г., 7 ноября.
«Об оказавшихся в Коломенской епархии суеверах, именуемых скопцами». № 611, 1798 г., 30 августа.
«По рапорту преосвященного Орловского, об открывшемся в селе Луковце расколе и скопецкой ереси». № 635, 1800 г., 20 августа.
«О скопцах: Алексееве, Топоркове, Семыкиной и Топове». №№ 224, 250, 256, 1802 г., 17 марта, 30 июня и 17 сентября.
«Об открывшейся в Калужской губ. раскольничьей секте, называемой христовщиною, коей последователи оскопляют себя и других к оскоплению приглашают». № 555, 1803 г., 13 октября.
«По рапорту преосвященного Орловского, об открывшейся в деревне Краснопрудовке старообрядской скопецкой секте». № 675, 1804 г., 29 апреля.
«Об оскопившемся Соловецкого монастыря монахе Феофане и о находившемся в Александровской лавре поляке Алексее Елинском». № 576, 1804 г., 30 мая.
«По рапорту преосвященного Тульского, об открывшейся в селах Подмоклом и Яковлецком скопецкой секте». № 591, 1805 г., 21 марта.
«По рапорту преосвященного Тульского, об открывшейся в деревне Ясенках и селе Городенцах скопческой секте». № 592, 1805 г., 19 июня.
«Об открывшейся в Тульской губ., Веневской округи, деревнях Настасьиной и Салаковой скопецкой секте». № 593, 1805 г., 21 августа.
«По рапорту преосвященного Pязанского, об определении эпитемии на семи однодворцах, оскопивших себя». № 594, 1805 г., 20 октября.
«О содержащихся в Соловецком монастыре скопцах Кузьмине и Ефимове». № 667, 1804 г., 7 сентября.
Документы и скопческие рукописи, часть которых цитирована в тексте, сданы в Ленинградское отделение Центрархива. Часть фотографий передана в Ленинградский антирелигиозный музей. ↑
Оглавление
- Предисловие
- От автора
- Глава первая. Скопчество в древности
- Глава вторая. Скопчество в христианстве
- Глава третья. Причины возникновения секты скопцов в России
- Глава четвертая. Миросозерцание и религиозный культ скопцов
- Глава пятая. Различные виды и способы оскопления
- Глава шестая. Методы вовлечения в секту
- Глава седьмая. Скопческий быт и его внутренние противоречия
- Глава восьмая. Современное скопчество
- Приложения