Предисловие

В настоящее время история русской философии воссоздается во всем своем многообразии. В печати появляются давно не публиковавшиеся произведения, имена забытых авторов. С 1989 г. в виде приложения к журналу «Вопросы философии» начинает издаваться серия «Из истории отечественной философской мысли», где наряду с материалистическими будут печататься и сочинения, авторы которых придерживались идеалистической и религиозной ориентаций. Интерес к этим публикациям, судя по подписке, большой и, конечно, не случаен: многие из них вполне могут быть отнесены в разряд библиографических редкостей, они труднодоступны не только широкому читателю, но и специалисту. Нередко произведение того или иного русского философа-идеалиста, а тем более религиозного мыслителя, достать было просто невозможно. А ведь в рамках религиозно-идеалистического мировоззрения решались сложнейшие проблемы — о социальном предназначении человека, его нравственных установках, нормах поведения. Но все же восстанавливаемое в своих правах это наследие не вся русская философия, а лишь часть ее.

Русская мысль, как и всякая иная, разрабатывалась в противоборстве двух основных философских направлений — материалистического и идеалистического, хотя попытки свести всю историю русской философии к истории одного из них, а именно идеалистического, предпринимались неоднократно. В этом отношении обращают на себя внимание обобщающие работы по истории русской философии, изданные за рубежом, В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского. Поскольку авторы этих книг всецело ориентируются на религию и идеализм, здесь, по существу, вообще не нашлось места для материализма и атеизма. Религиозно-идеалистических интерпретаций не избежали даже сочинения представителей высшей формы русского материализма — революционных демократов 40—60-х гг. XIX в. Утверждается, например, что религиозность А. И. Герцена, которую он приобрел в детстве, так никогда и не угасла, что элементы христианской веры он сохранил на всю жизнь. И Н. Г. Чернышевский, усвоивший веру в бога в семье, от родителей, являлся религиозным мыслителем: он «не остался без предмета религиозного поклонения», и его религиозность, «собственно, никогда и не замирала»[1]. Примерно в таком же духе освещаются воззрения и других мыслителей материалистического направления.

И ныне, в нашем обществе, когда исследовательский и читательский интерес в значительной мере сосредоточен — и это вполне правомерно — на русской идеалистической и религиозной философии, вся история русской философии воспринимается иногда как история идеализма, при этом идеализм рассматривается как ценное национальное достояние, а материализму отводится небольшая, малосущественная роль. Во время состоявшегося обсуждения дальнейшей судьбы Музея истории религии и атеизма в Ленинграде (оставаться ли ему в здании Казанского собора или переместиться в новое помещение) представители одной из неформальных организаций заявили даже, что, поскольку русская общественная и философская мысль была чужда атеизму, существование музея с таким названием вообще не оправданно.

Между тем В. И. Ленин еще в 1922 г. в своей работе «О значении воинствующего материализма», которую принято считать его философским завещанием, писал: «У главных направлений передовой общественной мысли России имеется, к счастью, солидная материалистическая традиция»[2].

Русской философией и отдельными ее направлениями был пройден целый ряд последовательно сменявших друг друга этапов, причем существовала определенная преемственность в их развитии, каждый раз один из них подготавливал другой. На этой основе формировались

философские традиции. Свои традиции складываются и у атеизма, являющегося компонентом материализма, весьма исторически значимой части русского философского наследия. О них-то и пойдет речь в данной брошюре.

Русской философии почти тысяча лет. Вместе с введением христианства в Киевской Руси, общей прародине русского, украинского и белорусского народов, здесь при посредстве византийской и болгарской философии складывается собственная философская мысль.

Русский атеизм на 800 лет моложе русской философии, хотя он и возник в ее недрах. Его рождение можно датировать серединой XVIII столетия.

Однако и предшествовавшие этому века имеют значение для его истории. Они представлены свободомыслием, которое в целом не выходило за рамки религиозного мышления, но вступало в противоречие с тем, что в нем было «общепринятым» и «общепризнанным». В это время существовали не только разнообразные проявления религиозного вольнодумства, но и антирелигиозные тенденции в своей первоначальной форме. И как ни скромна их роль в период позднего средневековья на Руси, они явились непосредственными предтечами русского атеизма, рожденного новым временем. Исторические корни русского атеизма уходят в вольнодумство средних веков.

  1. Зеньковский В. В. История русской философии. — Париж, 1948. — Т. 1. — С. 333.

  2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 45. — С. 24.