3. Сионизм и Библия​

В XIX в. в Австрии, Германии и царской России сложился сионизм. С момента возникновения и до образования нынешнего буржуазного государства Израиль сионизм пользовался авторитетом и влиянием среди значительной части населения многих стран, особенно там, где больше всего неистовствовали антисемиты. Сионистское движение было своеобразным ответом евреев на антисемитизм и клерикальную веронетерпимость, на расизм, которые принесли трудящимся много страданий. Пропаганда сионистских идеалов усилилась после второй мировой войны и разгула фашизма. Смертельный враг всех миролюбивых народов — фашизм воспользовался преступными антисемитскими вымыслами, расизмом, благочестивыми догмами, включая те, которые в соответствии со «святой ложью» изображают евреев отверженными убийцами бога. Фашизм породил неслыханные преступления — геноцид. Погибли огромные массы людей, представители разных народов и наций. Среди жертв фашизма было 6 млн. евреев. С расизмом и антисемитизмом все еще не покончили люди XX в.

Сионизм сулил евреям полное избавление от антисемитских и других преследований. Его лидеры обещали осчастливить весь еврейский народ, на протяжении тысячелетий рассеянный во многих странах. Сионизм выдвинул план создания так называемого еврейского национального очага в виде государства, куда должны собраться все евреи со всех концов земного шара. Сионистское государство Израиль наконец появилось. В настоящее время судьба международного сионизма неразрывно связана с государством Израиль, ставшим его политическим центром.

Многие израильтяне, а также некоторая часть живущих вне «священной земли» евреев представляют современный Израиль в романтически-идеальном свете. Иудаистов буквально искушает мысль, не появилось ли в этом Израиле наконец обещанное Библией «царство божье». Некоторых из них даже пугает эта мысль, беспокоит, не будут ли они наказаны богом за то, что до сих пор не проживают на земле предков. Еще больше таких евреев, которых обуревают националистические чувства к государству, которое они и в глаза не видели. В экстатическом восторге националистически настроенные еврейские интеллигенты, связавшие свою судьбу с современной буржуазией, журналисты, писатели, поэты то и дело оповещают мир о своих чувствах бесконечного счастья при виде Израиля, прибегают к таким слащавым поэтическим формулам: «Я целую твое лицо, Израиль!», «Я прижимаюсь к груди твоей и как Давид перед ковчегом завета танцую перед тобой!» Даже агрессия израильской военщины в 1967 г. вызвала у некоторых евреев различных стран мира неописуемый восторг.

Но среди современных людей развиваются противоположные взгляды на сионистское государство Израиль. Они разделяются многими евреями, в том числе и иудаистами, сохраняющими трезвое отношение к поклонению «земле предков». Эти взгляды содержат резко отрицательное суждение о сионизме и современном Израиле. Появились гиперболы, и популярным стало сравнение Израиля как государства еврейской буржуазии с прожорливым змием, готовым заглотать все человечество. Под названием «Прожорливый змий» то и дело в религиозных изданиях за рубежом появляются статьи, вокруг которых разгораются страстные споры верующих, а также подхватываются новые приемы мистико-политической апологии Библии.

С момента своего возникновения сионизм таил в себе источники для собственного измельчания и вырождения. В настоящее время он превратился в одно из буржуазных националистических движений. Эту метаморфозу сионизма не могли предотвратить никакие усилия тех евреев, которые искренне верили в его политический мессианизм, считали его лидеров благородными людьми, жертвующими собой во имя освобождения еврейского народа от расистских и антисемитских преследований. Некоторые вдохновенные люди не щадили своей жизни ради осуществления тех первоначальных лозунгов, которыми воспользовались сионисты. Сионистское движение — явление буржуазное. В. И. Ленин предупреждал трудящихся евреев, что сионистские сказки вредны, основная сионистская идея — создать чистое еврейское государство — не только ложная, но и реакционная. Он подчеркивал, что изолированная от культуры других народов «еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов»[1].

Реакционная еврейская буржуазия всегда стремилась оторвать трудящихся евреев от интернациональных связей с трудящимися других народов и наций, обособить их, изолировать и закрыть глаза на то, что в истории евреев есть подлинная культура с такими великими всемирно- историческими чертами, как интернационализм и отзывчивость на передовые движения эпохи[2]. По существу игнорируя интересы трудящихся евреев, национальную еврейскую культуру, сионисты создали буржуазное и националистическое государство, углубили старые враждебные противоречия, породили новые, главным образом расистские и клерикальные. Дело в том, что сионистское государство Израиль покоится на тех же «святынях», которые лежат в основе капиталистического общества вообще: обуржуазившаяся религия с Библией как книжным фетишем, частная собственность на орудия и средства производства и эксплуататорское государство.

«Слушай, о, Израиль, твой бог един!» —- эта магическая формула до сих пор вызывает величайший энтузиазм у некоторых верующих евреев. Сионистские пропагандисты и агитаторы больше всего обращают внимание на это явление в духовной жизни иудаистов. Причем многие сионисты сами ни в какого бога не верят. В зарубежных религиозных публикациях подчеркивается, что один из главных израильских милитаристов, генерал Моше Даян, вдохновивший в 1967 г. агрессию Израиля против арабских государств, никогда не был религиозным человеком. Отмечается также его склонность к авантюрам. Он получил воспитание в одной из фанатичных юношеских еврейских организаций. Много скитался по разным странам, выполняя военные и разведывательные поручения тех, кто брал его на службу. В своих выступлениях он часто ссылается па религию предков и Библию.

Сионистская пропаганда изображает Израиль религиозной и политической родиной богом «избранного» еврейского народа, хранителем его совести, «священной землей» предков. Она широко использует особенность правоверных евреев жить воспоминаниями и мечтой о возвращении в Израиль. Никакого различия между историческими эпохами не признается. Древнееврейский народ отождествляется с рассеянными по многим странам мира евреями. Почитатели Израиля твердят: «Мы из этой земли тысячу лет тому назад ушли, мы должны все вернуться теперь туда». Воспоминания о прошлой истории становятся сильнейшим фактором духовной жизни этих евреев. Его роль усиливает особый иудаистский обряд — плач по Иерусалиму. Он представляет собой искусственные завывания. Плакали иудаисты на реках вавилонских, вспоминая Иерусалим, плачут они и в настоящее время в разных концах земного шара. В Израиле этот плач раздается возле каменного фетиша — стены плача. После захвата в 1967 г. израильтянами арабской части Иерусалима прилетел банкир Ротшильд, еврей по национальности и иудаист по религиозной принадлежности. Вместе с Давидом Бен Гурионом он предался длительному плачу возле этого оригинального фетиша — стены.

Сионистские лидеры проявляют удивительную софистическую изворотливость пользуясь в своей пропаганде и агитации иудаистскими мечтами, воспоминаниями, религиозно-философской гиперболой Израиль. Разными приемами они стараются приковать внимание всех евреев мира на мистических представлениях об Израиле, Иерусалиме и «лоне Авраамовом». Неслучайно для названия своего движения они воспользовались словом Сион, а государство назвали по имени библейского патриарха — Израиль. С этими понятиями теперь связана вся сионистская мистико-политическая апология Библии. Появление государства Израиль и то значение, которое сионисты придают религии и Библии, чрезвычайно способствуют усилению религиозного поклонения перед Библией, особенно со стороны иудаистов. Еврейские историки обычно подчеркивают как характерную национальную черту еврейского народа господство над ними Библии. Они отмечают сверхъестественное значение для всех евреев Библии и ее апологии. В представлениях правоверных иудаистов Библия и основное национальное богатство евреев, и первый признак избранности их богом. Раввины вещают, что даже мир создан только для того, чтобы существовала Библия. Сионистская пропаганда усиленно подчеркивает, что главной целью всех врагов еврейского народа является лишение его этой святыни. Поэтому верующие евреи проявляют особую заботу о сохранении, распространении Библии. Сохранение Библии и в особенности исполнение ее заветов иудаисты считают основными путями в «царство божье».

Религиозное благочестие фанатичных иудаистов давно вошло в поговорку. Столетиями синагога была центром почти всей духовной жизни верующих евреев. Она приучала евреев считать иудаизм и Библию главными ценностями, стоящими выше науки, отечества, братства народов, всего родного. Ради них евреи были обязаны не щадить ни своей жизни, ни жизни близких. При изгнании из европейских стран иудаистам обычно ставились условия отказаться от иудаизма и принять христианство или же расстаться с детьми до 14 лет. Правоверные евреи отдавали своих детей, но от веры предков не отказывались.

Синагога духовно привязывала иудаистов к Иерусалимскому храму, который, по преданию, был построен на Сионе. Во всех синагогах мира ковчег завета со свитками библейских книг находится у восточной стороны. Его положение должно соответствовать положению ковчега завета в Иерусалимском храме. Талмуд требует, чтобы во время молитвы еврей направлял свое сердце к Израилю. Одними и теми же словами повсюду раввины благословляют верующих евреев: «Да будешь ты достойным сыном дома Израилева!» Раввины и современные иудаисты при этом придают Библии свойства политического мессианизма. Давид Бен Гурион во всей своей политической деятельности ведущего сионистского лидера не уставал повторять слова: «Только мессианский идеал, воспринятый из Библии, запечатлеет в сердцах нашей молодежи сознание исторической связи между нею и диаспорой, несмотря на большую рознь в смысле языка, территории и обстановки»[3].

Прежде всего мистика Израиля и апология Библии поставлены сионистами на службу практического осуществления иудаистского догмата собирания всех евреев в Израиле. На протяжении почти двух тысячелетий одно поколение евреев за другим воспитывалось синагогой так, чтобы заставить каждого из них ежедневно молить бога вернуть евреев в Израиль. Над сознанием иудаистов, как писал К. Маркс, довлеет желание «жить в долине Иосафата и умереть в тех самых местах, где должен появиться искупитель»[4]. Он должен появиться только в Израиле. Отстаивая это положение, иудаисты и сионисты ссылаются на пророчество Исаии: «…сыны Израиля, будете собраны один к другому» (Исаия, 27:12).

Идеологи современного иудаизма и сионизма С. Городецкий, И. Берман, М. Бубер объявили возникновение Израиля результатом непосредственного вмешательства в жизнь современных евреев Ягве. Они утверждают, что в буржуазном государстве снова открылся для евреев дух божий, теперь он будет пребывать здесь до скончания века. Это положение является одним из исходных в деле клерикализации всей жизни израильского общества. Иудаизм стал теперь государственной религией, синагога по существу слилась с государством. Иудаизм играет исключительную роль в жизни израильтян. В сравнительно небольшой стране имеются министр религии, а также особое учреждение — департамент христианских исповеданий.

В Израиле повсюду пропагандируется и распространяется Библия. Это направляет особый департамент по распространению Библии и Талмуда. Сионисты и раввины объявили Иерусалим международным центром соревнования религиозно настроенных людей на лучшее знание и толкование Библии. Талмуд и Библия являются главными предметами преподавания в израильских школах и в других учебных заведениях. Юношеская энциклопедия почти целиком построена на библейских сказаниях. Благочестивый банкир Ротшильд потребовал возле «святых» мест в Израиле установить громкоговорители и через них пропагандировать Библию в ее иудаистском и сионистском истолковании. Многие сионисты и правоверные иудаисты как активные апологеты Библии слывут за археологов, ищущих древние библейские тексты. Даже генерал Моше Даян объявлен специалистом по библейской археологии. В марте 1968 г. он так увлекся археологическими раскопками на «священной земле», что не заметил опасности обвала и был засыпан землей. Его едва удалось спасти.

Вся жизнь ортодоксальных иудаистов и фанатичных сионистов в Израиле строится по Библии и Талмуду. Перетряхиваются и заново перетолковываются иудаистские п библейские древности. Именами библейских персонажей названы улицы, гостиницы. Центр раввината Израиля получил название «Чертог Соломона». В соответствии с библейскими мифами летоисчисление ведется от «сотворения мира», и в 1968 г., как полагают израильтяне, шел 5729 год. Раввины берутся указывать евреям, какую пищу, как и когда надо принимать. Уже появились благочестивые ресторанные деятели, воссоздающие кухню царя Соломона. Пересматривается молитвенник с целью приблизить его к самому древнему, патриархальному молитвеннику. Раввинский суд решает вопросы семьи и брака, устанавливает признаки национальной принадлежности человека. Воспитание в школе, как правило, носит религиозный характер. Действуют специфически религиозные школы и даже религиозный университет. Иврит, в прошлом книжный и культовый язык, стал государственным языком. Всюду вывешиваются плакаты, требующие строго выполнять библейские предписания. По библейским нормам регламентируется жизнь военнослужащих. Особое внимание уделяется соблюдению субботы, во время которой, кстати сказать, идет усиленное культовое чтение Библии. Даже в Тель-Авиве общественный транспорт в субботу не работает, аэропорт не принимает самолеты. Ортодоксальный еврей не рискнет в субботу вызвать пожарную машину в случае пожара, врача для женщины, начинающей рожать. Он хорошо усвоил тот библейский текст, который под страхом смертной казни запрещал древнему еврею работать в субботу.

Вряд ли в Израиле религия и Библия смогли бы оказать большое влияние на население, если бы религиозная и клерикальная пропаганда не сочеталась с националистической. Эта пропаганда по существу изображает еврейский народ застывшим, не развивающимся по объективным законам. Отстаивается библейский стереотип еврея. Используются все обветшалые библейско-иудаистские националистические представления, чтобы изобразить евреев расой Сима или Израиля, сохраняющей «святое семя». Сионистская пропаганда доказывает, будто бы все евреи объединены одной религией и общей историей на вечные времена. Приписывая каждому еврею сакраментальпо-мистическую натуру, она распространяется о существовании невидимой мистической связи между всеми евреями в мире, поддерживаемой богом, незримо присутствующим среди них. Согласно раввинским мифам, после смерти душа каждого еврея подземными ходами устремляется на вечный покой в Израиль.

Отстаивая библейский стереотип еврея, сионисты выдвинули фантастический план создать однонациональное и однорелигиозное государство. Их устраивает библейская формула: «…Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» (Исаия, 52:1). В сионистском движении могут участвовать только евреи. Это однонациональное движение, хотя и распространилось оно по многим странам мира. Израиль — единственное государство в мире, в котором полноправным гражданином может быть только еврей по национальности, исповедующий иудаизм и признающий Библию в качестве «священного писания».

Лидеры международного сионизма приносят немало вреда еврейскому народу своей националистической и расистской трактовкой истории этого народа. Они не желают считаться с тем, что реакционеры, особенно фашисты и неофашисты, крайне заинтересованы в том, чтобы представить всех современных евреев такими, какими Библия изображает древних людей. В расистской буржуазной пропаганде используется каждое ненаучное высказывание о вечном, неизменном и внеисторическом типе еврея. Ярый расист и советник Гитлера, автор возмутительных антисемитских книг Г. Чемберлен задолго до кровавых дел фашистов писал, что будто бы современный иудей — тот же иудей, который вел полупервобытный образ жизни на «священной земле» несколько тысяч лет тому назад; самые ужасные свойства древнего еврея сохранились до сих пор, присущи каждому современному еврею[5].

В своей мистико-политической апологии Библии раввины и сионисты игнорируют конкретно-исторический подход к библейским сказаниям. Они выдают их за подлинные страницы истории еврейского народа и — самое главное — стремятся повернуть современных людей к образу жизни древних народов. Они по-своему используют то, что большая часть библейских текстов была написана авторами, вышедшими из среды древнееврейского народа. Эти авторы прежде всего писали о евреях. В Библии нет ничего, указывал Б. Спиноза, кроме обещания древним евреям благополучия, славы, а для других народов — преследований вплоть до полного физического истребления[6]. Реакционные сионисты и раввины подчеркивают главным образом те библейские тексты, в которых говорится, что только еврейский народ — «великий народ — есть народ мудрый и разумный» (Вт., 4:6).

Мистико-политическая апология Библии в духе националистических предрассудков мешает сионистам реалистично воспринимать историю своего народа. Они видят в истории евреев некую мессианскую тайну. При этом дают софистическую и противоречивую интерпретацию того, что в истории еврейского народа было много трагического. На протяжении многих веков разные насильники стремились искоренить культуру, религию и даже извести весь еврейский народ. История этого народа развивалась от одной катастрофы к другой. В 722 г. до н. э. ассирийскими захватчиками было разгромлено государство Израиль. Племя Израиль вообще исчезло с лица земли. Затем произошла катастрофа второго древнееврейского государства — Иудеи. В 586 г. до н. э. вавилоняне штурмом взяли Иерусалим и разрушили его до основания. В полном своем составе еврейский народ впервые потерял родину, был уведен в плен. Потом евреям удалось восстановить свое государство. Но в 322 г. до н. э. на них напали войска Александра Македонского и покорили. В 198 г. до н. э. Иудея была закреплена за Сирией. В начале нашей эры на евреев напали войска Римской империи. Иудейское царство было опустошено. Завоеватели превратили его в одну из римских провинций, многие лучшие люди были казнены. Всех евреев выселили в чужие страны. Впоследствии «священная земля» входила в состав Византии. В VII в. ее завоевали арабы. Была она и под властью крестоносцев. С начала XVI в. и до 1918 г. ею правили турки. Если бы бог Ягве существовал, то такую историю «земли обетованной» пришлось бы объяснять только его предательством.

Жизнь евреев в рассеянии была полна страданий. Они постоянно находились под угрозой антисемитских, расистских нападений. Им угрожали религиозные и клерикальные фанатики. Долгое время евреи не могли иметь свою землю, создавать свои организации, партии, использовать выгодные профессии, занимать видные государственные должности. Экономические, политические и вместе с ними религиозно-клерикальные мотивы придали антисемитизму партийно-политический характер, превратили его в коварное оружие реакционеров. В течение многих веков евреи ни в одной стране не чувствовали себя в безопасности. Самые страшные страницы в их истории связаны с изуверской попыткой фашистов физически уничтожить еврейский народ. Миллионы евреев стали жертвами фашистского варварства. Среди них было немало благородных мучеников и героев борьбы с фашизмом.

Естественно, все эти трагические страницы в истории евреев оставили тягостные чувства у простых людей. Сионисты и раввины спекулируют на этих чувствах. Их меньше всего интересует интернационализм трудящихся евреев и других народов. Они не обращают внимания, что в истории других народов есть также тяжелые переживания больших масс простых людей, трагические страницы. В годы второй мировой войны русский народ, например, потерял не меньше своих сынов и дочерей. Представители многих народов оказались жертвами и мучениками фашизма. Сионисты и раввины делают из трагических событий в жизни древних и современных евреев выводы националистического и расистского характера, стремясь выработать у евреев мессианистские и миродержавно-гегемонистские настроения. Подчеркивая многострадальность еврейского народа, они игнорируют роль реакционеров еврейской национальности в истории этого народа. Самые фанатичные из них требуют наделить еврейский народ особыми привилегиями, и прежде всего признать его народом священным, имеющим мессианское предназначение. Обосновывая эти свои притязания, сионисты и раввины обращаются к Библии, а также к мечтам и воспоминаниям.

Мечты и воспоминания являются слишком неопределенными моментами в духовной жизни людей, чтобы служить основой партийной программы массового движения. Их используют авантюристы, играя судьбами доверчивых людей. С солдафонской откровенностью генерал Моше Даян выдал один из замаскированных приемов религиозной и клерикальной пропаганды в Израиле. Подчеркивая необходимость и дальше раздувать мистический культ Израиля, агитировать евреев всех стран переехать в сионистское царство, он сказал: «Нам нужна страна, в которой родились наши предки. В сущности речь, возможно, идет не о политической программе, а о мечте народа». От такой философии всего один шаг к авантюризму в политике. Содержание мечты зависит от тех конкретных социальных условий, в которых еврей сформировался как представитель определенного класса и гражданин государства. Советские евреи не могут разделять те мечты, которыми пользуются сионисты и раввины в своих эгоистических и политических целях. Мечты советских евреев мотивируются прежде всего их участием в строительстве коммунизма.

Как в действительности сионисты и фанатичные иудаисты относятся к воспоминаниям и мечте некоторых евреев, свидетельствует то, что они, вынашивая план создания национального еврейского государства, не всегда высказывали идеи, что это надо сделать на «священной земле». Они подбирали то одну, то другую местность, которые никакого отношения к земле Моисея и Авраама не имеют. Многие сионисты, включая и прославляемого ныне Герцеля, собирались построить такое государство в Уганде, претендовали также на часть земли в Аргентине, в Гвинее. Кое-кто из них надеялся осуществить свою мечту иметь национальное государство в Крыму или на Кавказе. Сионистский лидер Вейцман выразился даже следующим образом: «Конечно, было бы лучше, если бы Моисей привел евреев не в Палестину, а в Америку»[7]. Осуществление планов сионистов должно было привести к лишению аборигенов национальной территории в интересах еврейских националистов. В итоге с помощью ряда капиталистических стран и международных центров сионизма им удалось создать буржуазное государство на палестинской территории.

В возникновении сионистского государства определенную роль сыграли иудаистская мистика Израиля и мистико-политическая апология Библии. В них отражены древние, примитивные представления об единстве «истинной религии» и «чистой крови», которых придерживались народы на заре цивилизации. Они соответствовали древнему пониманию взаимоотношений между народами. Ю. Велльгаузен обратил внимание на то, что в древнейшие времена естественные сообщества евреев одновременно были и религиозными сообществами по крови[8]. Этому соответствовал главный религиозный обряд — обрезание, символизировавший, как писал Ф. Энгельс, возвращение «к первоначальному прародительскому типу»[9]. Согласно Библии, древние евреи меньше всего гордились дружбой с соседними народами. Их национальную гордость составляли «чистая» кровь, религия и «священное писание». Ярче всего это отразилось в мифе о богоизбран- ничестве еврейского народа. Библия подчеркивает наличие у евреев особого сознания, дара пророчества, именует их сынами пророков (Тов., 4:12). К этому примыкает спасительный эгоизм, приписываемый всему народу. Библейские тексты повествуют, что при явлении святых перед богом сначала пойдут 144 тыс. евреев и только затем будут допущены язычники. Идея богоизбранничества всякий раз приводила определенную часть евреев к тому, что они проникались чувством религиозного и националистического высокомерия, презрением к тем нациям, среди которых им приходилось жить. Они оставались как бы «аристократией среди верующих»[10].

Мистика «чистой» крови и миф о богоизбранничестве не могут не влиять отрицательно на тех, кто покорно склоняется перед ними. Чувство националистического и религиозного превосходства одного народа над другим сочетается с агрессивными настроениями и желаниями. По Библии, еврейский народ был не только постоянно гонимым, но и нападающим. Он одерживал замечательные победы над захватчиками непосредственно на поле боя. Но его правители не раз затевали агрессивные действия против своих соседей. В Библии гораздо больше примеров военных налетов еврейской военщины на соседей, чем рассказов о преследовании евреев насильниками. Варварские способы использовались для сохранения «семя святого».

В Библии, например, содержатся требования под страхом смертной казни не вступать евреям в дружественные отношения с соседними народами и родниться с ними, «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем., 10:30). Уж если библейский бог обещает размножить потомство Авраама, то только в таком количестве, в каком имеется на земле песок, сколько светит звезд на небе (Быт., 13:16). В момент вавилонского плена на земле бывшего еврейского царства оставались евреи-крестьяне. Через 50 лет еврейское государство было восстановлено. Из плена пришли ревнители «чцстой» еврейской крови и «истинной» религии, похожие на современных фанатичных сионистов. Они ужаснулись, узнав, что простые труженики-евреи установили дружественные отношения с соседями и стали вступать в брак с ними. Пришедшие из плена фанатики немедленно разрушили эти браки.

Кроме того, в Библии имеются древние и примитивные легенды не только о притязаниях фанатичных евреев на мировладычество, но и рассказы о тех вероломных средствах, к которым прибегали националистически настроенные и недальновидные библейские герои. Слишком часто в Библии рассказывается об умных и ловких евреях, которые становятся советниками правителей или даже правителями в чужих странах, а затем начинают действовать в интересах только своего народа. Это прежде всего рассказы об Иосифе, Данииле, а затем и Мардохее. Всем им, если верить Библии, удалось прибрать к рукам иноплеменных царей и властвовать. О власти Иосифа и о том, как он ею пользовался, став сначала советником фараона, а затем соправителем вроде премьер-министра, Библия говорит словами самого фараона, доверия которого проданный своими братьями Иосиф добился: «Я фараон: без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской» (Быт., 41 :44). Правление Иосифа закончилось тем, подчеркивается в Библии, что он весь народ сделал «рабами от одного конца Египта до другого» (Быт, 47:21).

Еще более подробно примитивные притязания умных евреев на абсолютную власть, употребляемую только в интересах соотечественников, изложены в особо почитаемой сионистами и иудаистами библейской книге «Есфирь». Со стороны евреев в ней действуют два главных героя — Мардохей и его племянница Есфирь. Библейский рассказ начинается с того, что Мардохею приснился страшный сон. Ему снились два больших змия, приготовившиеся к смертельной схватке друг с другом. Мардохей решил, что один пз приснившихся змиев — он сам, а другой змий — главный министр Аман. Никто, как Аман, мог помешать Мардохею и Есфирь прийти к абсолютной власти. Согласно Библии, Иосиф добился доверия фараона, истолковав ему сон и предав царицу. Этими же приемами воспользовался Мардохей. Он по своей инициативе выследил заговорщиков против царя и выдал их. Царь приблизил хитрого иудея к себе. Потом Мардохей пристроил к царю сожительницей Есфирь. Она быстро погубила законную жену царя, и сама стала царицей. Осталось ликвидировать министра Амана. Мардохей и Есфирь спровоцировали министра Амана, добились казни его через повешение. Не случайно Ф. Энгельс наглых сыщиков-полицейских, делающих карьеру на провокациях, именовал мардохейцами[11].

В конце концов Мардохей и Есфирь, злоупотребив доверием иноплеменного царя, приобрели в чужой стране огромную власть. Как же они воспользовались этой властью? Они начали истреблять десятками тысяч ни в чем ни перед ними, ни перед евреями вообще не повинных иноплеменников. Они не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. Есфирь добилась разрешения от царя повесить и детей Амана. Царь и на это согласился. Все действия Мардохея, представившего самого себя змием, и Есфири, с точки зрения современных людей, безнравственны и уголовно наказуемы. Однако эти рассказы не отталкивают от книги «Есфирь» фанатичных сионистов и иудаистов. До сих пор в честь избиения Мардохеем и Есфирью иноплеменников, их властолюбивого своеволия иудаистам положено праздновать пурим — особый веселый праздник. Важным атрибутом этого праздника является антиэстети- ческий и грубо безнравственный обычай сооружать маленькую виселицу и вешать на ней чучело министра Амана.

Безусловно, смысл легенды о Мардохее и Есфири выражен в библейской политической символике со змием. Оба противника — Мардохей и Аман — изображены готовыми к драке змиями. При этом либо Аман должен был избить евреев, либо Мардохей неевреев. Современные люди доброй воли и интернационалисты не могут оправдать ни того, ни другого, ибо недопустимо решение национального вопроса, в какой бы форме он ни предстал, путем истребления одного народа в угоду другому. Но именно такое ‘решение содержит в себе библейская мардохеевщина. Борьба с так называемыми мардохейцами — интернациональное дело всех миролюбивых сил нашего времени, в том числе и трудящихся евреев.

Характер мистико-политической апологии Библии сионистами и фанатичными иудаистами в настоящее время зависит от того, что сионисты не хотят пользоваться понятиями «нация» и «народ» для обозначения евреев. Они используют понятие «еврейская община», еще чаще «Израиль». При этом предпринимаются попытки искусственно возродить те традиции отделения евреев от остальных народов, которые исторически связаны с деятельностью синагоги. Не без влияния синагоги в диаспоре была создана изнурявшая национальные силы еврейского народа кагальная система. Слово кагал библейского происхождения, оно означает собрание или сход. Сначала кагалы были сплоченными союзами евреев в борьбе за независимость и самосохранение. Затем появились боговдохновенные люди, которые, воспользовавшись кагалами, поработили кагальной системой евреев, насадили их замкнутое существование. Кагалы не случайно называли исследователи истории еврейского народа «государством в государстве», «талмудической республикой». Отчужденность еврейского населения от остального окутывалась даже пугающей простых людей мистикой, способствовала зарождению разных фальшивок и опасных для дружбы народов легенд.

Злоупотребляя религиозными чувствами иудаистов, акцентируя внимание на реакционных традициях, используя слово «израиль» в качестве самоназвания еврейского народа, сионисты объявляют свое государство религиозным, политическим и национальным центром всех евреев, возле которого должна сохраниться «чистая» еврейская кровь. Их внимание привлекает библейская практика расистского регулирования браков. До прихода на «священную землю» фанатичных сионистов и раввинов трудящиеся евреи жили в мире и дружбе с арабами. Нередки были и смешанные браки. Но по библейскому примеру многие из этих браков были разрушены. В Израиле законным считается тот брак, который был заключен в синагоге. Ребенок теряет права гражданства, если у него отец иудаист, а мать христианка. Сионисты и раввины ревниво относятся к «чистоте» брака. Когда они узнали, что в США более 40% студентов еврейской национальности женятся или выходят замуж за неевреев, они подняли истеричный вой, предложили американским евреям спасаться от этого в Израиле. По мнению фанатичных сионистов и раввинов, ассимиляция является примитивным способом приспособления к жизни. Они особо подчеркивают, что смешанные браки растворяют евреев среди других народов и делают их такими же, как и все люди. Идейную основу практики запрещения в Израиле межрасовых браков, дискриминации сионистами других народов и наций составляет догма о богоизбранности евреев. Многие исследователи современного Израиля делают вывод, что сионистское государство олицетворяет теорию «избранных рас и народов»[12].

Называя Израиль центром крови и духа всех евреев, сионисты и фанатичные иудаисты отождествляют весь еврейский народ с израильтянами, изображают всех евреев соучастниками своих преступлений против миролюбивых пародов. В 1966 г. реакционные раввины потребовали от израильтян так отметить еврейскую пасху, чтобы в каждой семье за столом был свободный стул и один пустой стакан «для евреев из СССР». Израильская пропаганда распространяет вымысел, что в образе израильских генералов-милитаристов как в зеркале отражается образ каждого еврея. Отождествляя цели буржуазного государства с целями и надеждами каждого еврея, израильские милитаристы требуют от евреев, чтобы они не уклонялись от своего национального долга — по первому телефонному звонку отправлялись воевать за Израиль. На весь трудолюбивый и талантливый еврейский народ возводится клевета. Израильские реакционеры и лидеры международного сионизма не хотят считаться с тем, что миллионы евреев живут в странах социализма. Социалистическое общество ушло на целую историческую эпоху вперед от того, которое возникло под знаменем сионизма в Израиле.

Все же некоторые внеизраильские евреи поддерживают идеологию и политику израильских реакционеров. В 1967 г.

Ротшильд призвал французских евреев жертвовать десятую часть прибылей или зарплаты для обеспечения победы израильских милитаристов над арабами. Он и ем5′ подобные сподвижники сионистов возлагают надежды на мистику Израиля и мистико-политическую апологию Библии. И они приносят им денежные доходы. В настоящее время в Израиль поступает немало добровольных пожертвований от частных лиц и от целых религиозных общин евреев. В зарубежной печати сообщалось о том, что половина денежных расходов, связанных с летней агрессией Израиля в 1967 г., уже восстановлена внеизраильскими иудаистскими общинами. Они берут на себя обязательства восстановить и вторую половину. Так современные реакционеры в политических целях злоупотребляют религиозными чувствами верующих, их святынями.

Современный Израиль в действительности классовое государство еврейской буржуазии. Его население делится па тех, кто, владея средствами производства, эксплуатирует, и тех, кто, не имея этих средств, находится в положении эксплуатируемых. В этом государстве основную святыню составляет частная собственность на орудия и средства производства. Вместе с тем развитие частной собственности в Израиле имеет свои специфические черты. Страна бедна естественными ресурсами и источниками энергии. Израильская буржуазия и сионисты, несмотря па то что своей пропагандой и агитацией сумели вызвать значительный приток эмигрантов в Израиль, тем не менее в значительной степени рассчитывают на помощь международного капитала. Они идут на тесный контакт с иностранными капиталистами, особенно с теми, кто так или иначе связан с сионистским движением. Многие крупные предприятия в Израиле находятся под контролем иностранного капитала.

Поэтому современное государство Израиль не может быть самостоятельным государством, вести независимую внешнюю политику. Израильские милитаристы осуществляют крупные военные агрессии с применением современного оружия против арабских государств не без помощи иностранного капитала.

Верующие, сравнивая Израиль со змием, способным поглотить чуть ли не весь мир, в своих религиозных фантазиях порой отмечают, что хвост этого змия протянулся к международному капиталу и сионистским интернациональным организациям, направляемым фанатиками.

Другое направление развития капиталистической собственности в Израиле — жестокая эксплуатация еврейской национальной буржуазией трудящихся евреев. Эта буржуазия мало чем отличается от буржуазии других капиталистических стран. Между прочим, из среды мелкой еврейской буржуазии всегда формировались пронырливые и жестокие эксплуататоры трудящихся евреев — виноторговцы, ростовщики, трактирщики. Религиозные деятели, связывающие свою судьбу с капиталистами, порой не считаются с особенностями той религии, которую исповедует тот или другой буржуа. Не случайно еще в XIX в. папа римский наградил иудаиста Ротшильда ни больше ни меньше как орденом Спасителя![13]

Трудящиеся евреи, доверившиеся сионистам и покинувшие те страны, которые были их действительной родиной, встретились на «священной земле» с национальной еврейской буржуазией, а вместе с этим и с нищетой и безработицей. В настоящее время на два с лишним миллиона жителей в Израиле приходится 200 тыс. неграмотных. Уже многие иудаисты, испытав все ужасы эксплуатации со стороны еврейской национальной буржуазии, проклинают сионистов, которые увлекли их в Израиль. В этом отношении типично письмо бывшей советской гражданки, а ныне израильтянки Лейбы Берестовской, адресованное советским евреям: «Вы должны благодарить бога, что сидите на месте… Здесь очень тяжело жить с израильскими евреями. Они сосут кровь из рабочих»[14].

Сионистам и раввинам хотелось бы представить израильское государство близким к древнееврейской теократии, в правителях увидеть продолжателей дела Давида и Соломона. Но современный Израиль не классическая теократия. За рубежом режим, который сионисты и раввины сумели создать на палестинской земле, часто называют светской теократией. В Израиле развивается сионистско- иудаистский клерикализм, соединяющий религиозные предрассудки с сионистскими, злоупотребляющий религиозными чувствами верующих евреев. Израильский клерикализм явился политической формой приспособления иудаизма с его книжным фетишем — Библией к интересам еврейской буржуазии. Не только синагога в Израиле представляет собой относительно самостоятельную религиозно-политическую силу, имеет своих депутатов в парламенте, пользуется большими политическими правами. В этом государстве действует также несколько специфически клерикальных партий, организаций. Таким образом, израильский клерикализм имеет общие черты с христианским буржуазным клерикализмом.

В Израиле осуществляется черносотенно-клерикальная внутренняя и внешняя политика реакционных сил. Она направлена на создание, как подчеркивают православные теологи, атмосферы «войны, ненависти и унижения»[15]. Политическую и расовую дискриминацию испытывает само население Израиля. Евреи подразделились на полноценных, т. е. тех, кто прибыл в Израиль раньше других и возвел это себе в особую заслугу, и неполноценных, которые такими преимуществами не обладают. В Израиль приехали эмигранты из 94 стран. Они говорят на 70 языках. Европейские евреи с презрением относятся к азиатским. Им платят своей ненавистью азиатские евреи. Израильтяне делятся на европейское меньшинство со светлой кожей и на восточное темнокожее большинство. Европейские евреи дразнят своих братьев по вере с темным цветом кожи библейским словом «куши», что означает «ниггер». Евреи сталкиваются в кровавых схватках с арабами. По примеру библейских налетчиков, около миллиона арабов они изгнали с родных мест, на которых их предки прожили 1300 лет. Оставшиеся на территории Израиля арабы изолируются в «зонах безопасности», им запрещено свободное передвижение по стране, за одинаковый с евреями труд им платят меньшую заработную плату.

Кроме того, в Израиле созданы условия для деятельности экстремистов и антикоммунистов. Среди видных израильских политиков нередко подвизаются реакционеры. Действуют откровенно фашистские организации и партии.

Члены одной полувоенной молодежной организации разделены по отрядам и носят коричневые рубашки, как у фашистов. Часть молодежи воспитывается в агрессивном духе в особых полувоенных поселениях. Исповедуя боевой прозелитизм, вынашивая фантастические надежды овладеть миром, стать его единственным повелителем, полагаясь на интернациональное распространение иудаизма и религиозного поклонения перед Библией и Израилем, сионисты в значительной своей части предпринимают все меры, чтобы превратить население Израиля в дисциплинированное и беспощадное воинство. Так, престарелый лидер сионизма Давид Бен Гурион провозгласил: «Мы сделаем войну своей профессией». Каждому вновь прибывшему в Израиль еврею сначала вручается военный билет и предлагается пройти военную подготовку. Не делается исключения для девушек и женщин. Израиль и Португалия — страны, где наравне с мужчинами существует обязательная воинская повинность для женщин. Православные паломники в своих рассказах о «священной земле» подчеркивают, что теперь в Израиле в глаза бросаются две особенности: возрождаемый еврейский язык — иврит — и обилие девушек-солдат[16].

Религиозная и клерикальная пропаганда в Израиле добивается создания устойчивой психологии агрессивности всего населения. При этом широко используется Библия. Из нее берутся, например, тексты, с помощью которых определяются размеры так называемого большого Израиля. Под этим большим Израилем понимается миродержавие, которое должно начаться с расширения территории Израиля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт., 15: 18) и закончиться «до великого моря к западу солнца» (Нав., 1:4). В качестве лозунгов используются следующие библейские слова, обращенные к древним евреям: «Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» и «вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас» (Вт., 11:24, 23), семя Авраама овладеет всеми народами и народ «больший будет служить меньшему» (Быт., 22:18; 25:23). Библия становится милитаристским фетишем. При этом фанатики подчеркивают, что Библия требует «в точности исполнять все, что в ней написано…» (Иисус Навин, 1:8). Теперь даже школьники ссылаются на Библию, отвечая на вопрос: «Правильно ли поступает израильская военщина, избивая арабов?» В большинстве случаев с помощью Библии дается утвердительный ответ.

Израильские реакционеры, опираясь на международную империалистическую реакцию, заставляют израильтян вести агрессивную внутреннюю и внешнюю политику, чреватую очень тяжелыми последствиями как для самих евреев, так и всех миролюбивых сил. Экстремисты не останавливаются ни перед какими гнусными средствами. Чтобы заставить верующих евреев переехать в Израиль, они даже идут на подкуп, обман в соответствии с принципами «святой лжи» и «двойной морали». С этой же целью они взорвали в Багдаде синагогу, совершают кощунственные действия над христианскими и мусульманскими святынями. Израильские парашютисты даже ворвались на священную эспланаду мечети Омара. Исключительную агрессивность, как правило, демонстрируют раввины, особенно военные. Они повторяют библейских пророков, вопя, что земля Израиля — наследие всех евреев и никто не имеет права никому ее уступать.

С момента рождения и до сегодняшнего дня Израиль находится в состоянии войны со всеми своими соседями. Терзали люди друг друга на земле под провокационными лозунгами, подобными таким, как «Испания для испанцев; и все испанцы — католики!», «Германия для германцев; и все немцы — христиане!». Теперь человечество снова столкнулось с экстремистами, подхватившими лозунг: «Израиль — для евреев; и все евреи — иудаисты!» Военные набеги израильтян на соседей сопровождаются садистскими зверствами разнузданной и фанатичной солдатни. И при этом снова делаются ссылки на Библию. Изуверы с упоением вычитывают те места из «священного писания», где говорится, как бог требовал от евреев захватывать города, которые они не строили, колодцы, которые они не вырывали, использовать виноградники, которые они не садили (Вт., 6:10—11). Сионисты считают, что подобные действия можно совершать посредством казней, войн, великих ужасов (Вт., 4:34). Они стремятся подражать Давиду и Израилю-Иакову. Патриарх Израиль предстает в военной пропаганде не только дельцом, способным «держать за пятку», но и тем Иаковом-Израилем, который, как говорится в Библии, «пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их…» (Числ., 24:8).

Истерично-агрессивное воспитание израильских солдат дает уже свои мрачные результаты. Милитаристы повторяют нацистские зверства. Они взрывали целые арабские кварталы, поголовно истребляли население целых деревень. В деревне Дейр Лесин они убили 254 арабов, включая женщин и детей. Трупы несчастных были брошены в колодцы[17]. Однажды израильские пограничники остановили 43 арабов, возвращавшихся с полевых работ, выстроили у дороги и расстреляли[18]. Во время военных столкновений солдаты превращали пленных арабов в живые мишени, отпуская их в пустыню на далекое расстояние, наносили им ранения, чтобы они умирали в муках от голода и жажды. Даже девушки-солдаты неистовствовали. Очевидцы рассказывают, что во время военных налетов израильтянами овладевала жажда убийств и уничтожения, как и эсэсовцами.

В результате Израиль превратился в специфическую гиперболу, которая толкуется разными людьми по-разному. Антисемиты, спекулируя на трудностях тех проблем, которые породил сионизм и иудаистский клерикализм, вновь подхватывают подлые вымыслы о всемирном заговоре евреев. Используя буквальный перевод слова «Израиль» как богоборец, они изображают сионистское государство специфически богоборческим, оскорбляющим самим своим существованием правоверных ревнителей бога. При этом они актуализируют библейские слова: «…ибо ты боролся с богом, и человеков одолевать будешь» (Быт., 32: 28). Само возникновение государства Израиль объявляется знамением о наступлении страшного суда. Израиль изображается также синагогой сатаны.

Религиозно настроенные пессимисты, сравнивая Израиль с всепожирающим змием, приходят к безнадежным выводам, что современный воинственный Израиль является такой змеей, с которой соседи или должны жить, терпя ее козни, или умереть, затеяв с ней борьбу. Борьба с этим змием — Израилем пессимистам кажется безнадежной. Он все равно будет набираться сил, если и потерпит поражение. Эти верующие обращают внимание на то, что разные иудаистские фанатики присматриваются к новейшим научным открытиям и техническим достижениям, оценивают их с точки зрения применения для истребления иноверческих народов. Современные паломники, посещая Израиль, с тревогой обращают внимание не только на «библейские места», но и на серебристый купол атомного реактора. Они знают, что Израиль уже осуществил запуск первой ракеты и пытается создать атомную бомбу. В засекреченных научных лабораториях могут оказаться и библиопоклонники — фанатики с помыслами мессианистов и гегемонистов. При современных достижениях науки и техники судьба человечества может оказаться в зависимости от небольшого государства, во главе которого будет фанатичное правительство.

Однако большинство верующих более или менее спокойно анализирует события в Израиле, мистико-политическую апологию Библии израильских реакционеров. Они требуют прежде всего сбросить с Израиля ореол святости, показать, что это всего лишь современное секулярное государство[19]. Вместе с этим происходит и отрезвление мистиков, увлекающихся «священной географией» Библии. Типичным является высказывание монахини Марии- Терезы, которая наблюдала разгул израильской военщины и оказывала помощь пострадавшим: «После того, как я видела умирающих от снарядов детей, никакие древние камни Иерусалима не имеют для меня значения — ни «Гроб господень», ни «Стена плача», ни мечети. Думаю только о страданиях людей, кто бы они ни были — евреи или мусульмане, христиане, буддисты или коммунисты, черные или белые, желтые или красные»[20]. И в настоящее время мистики проповедуют, что «Новый Иерусалим» меньше всего относится к здешнему миру. Они мечтают о «новой земле» и «новом небе», но только не в Израиле. В связи с этим К. Ясперс пишет, что люди должны видеть свои надежды в молитвах богу в Иерусалиме, но «только не в том, который сейчас захвачен евреями, а вместе с евреями в религиозно-нравственном союзе всех перед богом»[21]. В самом Израиле много безразличных к религии евреев. Там действует несколько религиозных сект, не признающих современный Израиль, ожидающих теократа Моисея. Многие евреи игнорируют запреты на смешанные браки. Значительная часть обманутых сионистами евреев сбежала из Израиля. В течение 20 лет (с 1947 по 1967 г.) четверть миллиона евреев навсегда покинула Израиль.

Большинство евреев вообще не собираются пи эмигрировать в Израиль, ни поддерживать реакционную деятельность сионистов и раввинов. Своей родиной они считают ту страну, где родились, выросли и вместе с другими народами живут и работают.

Сурово осуждают реакционную внутреннюю и внешнюю политику сионистов прогрессивные люди в Израиле и других странах современного мира. Великий ученый, гуманист и мыслитель А. Эйнштейн, разгадав реакционную сущность сионизма, отмечал, что его охватывает ужас, когда он думает о том вреде, который наносит рост узкого национализма. Выступая за совместное арабско-еврейское управление, за честные и великодушные отношения евреев с арабами, А. Эйнштейн отказался от предложения сионистов занять пост президента Израиля. Сионисты попытались воспользоваться его авторитетом. Он разгадал их замысел. Всем прогрессивным людям близок этот великий ученый и мыслитель потому, что он придерживался правильной оценки происходящих на «священной земле» событий: «Только трудящийся класс способен наладить здоровые взаимоотношения между евреями и арабами…»[22].

Велико значение в истории еврейского парода его лучших представителей, которые боролись за дружбу между народами. Это отражено и в Библии. Древние люди рассуждали: «Неужели бог есть бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» (Римл., 3:29). Верующие находят в Библии идеи и принципы дружбы светского характера, например: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Притч., 18:24). Современный Израиль — это не только сионизм и клерикализм. В Израиле есть революционный рабочий класс и прогрессивная интеллигенция. И не все сионисты, раввины настроены так агрессивно, как Моше Даян и ему подобные милитаристы. Всегда будут актуальными слова В. И. Ленина: «Не евреи враги трудящихся… Среди евреев есть рабочие, труженики, — их большинство»[23]. Трудящиеся массы в Израиле ведут успешную борьбу за свои права, вносят вклад в дело борьбы за мир и дружбу между народами.

  1. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, стр. 122.

  2. См. там же.

  3. «Contemporari politikal Ideologic». New York, 1961, p. 190.

  4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 10, стр. 172—173.

  5. См. Г. Чемберлен. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. М., 1916, стр. 172—185.

  6. См. Б. Спиноза. Избранные произведения, т. II, стр. 48—63.

  7. «Der Spiegel», 1968, N 48, S. 30.

  8. См. «Происхождение Библии», стр. 409.

  9. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 38, стр. 23.

  10. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 313.

  11. См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 33, стр. 376.

  12. См. С, А. Андреев. Израиль. М., 1962, стр. 4.

  13. См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 210.

  14. «Труд», 10 декабря 1960 г.

  15. См. «Журнал Московской патриархии», 1967, № 8, стр. 48.

  16. См. «Журнал Московской патриархии», 1965, № 4, стр. 37.

  17. См. С. А. Андреев. Израиль, стр. 12—13.

  18. См. там же, стр. 19.

  19. См. «Журнал Московской патриархии», 1967, X® 8, стр. 48.

  20. «За рубежом» № 14 (407), 29 марта —4 апреля 1968 г., стр. 15.

  21. «Die Hoffnungen unserer Zeit», S. 14, 15.

  22. Цит. по: «Литературная газета» № 40, 4 октября 1967 г., стр. 15.

  23. В. И Ленин. Поли. собр. соч., т. 38, стр. 242.