3. Слово и обряды​

Для понимания причин и сущности обожествления Библии необходима общетеоретическая ориентация в данных современной психологии. В настоящее время апологеты Библии, как правило, уделяют большое внимание психологии. Они проводят специальные исследования, психоанализы, разрабатывают «экуменическую психологию», выдвигают проблемы «массовой психопатологии»[1]. Ими издаются журналы, книги, популяризирующие использование психологии в оригинальных приемах апологии Библии. Выдвигая требования психологизировать толкование библейских текстов, ревнители «священного писания» ставят вопрос о том, способны ли вообще современные люди правильно воспринимать Библию.

Между людьми существуют психологические связи, которые определяются главным образом социальными условиями. Чувства, психика людей являются содержательными настолько, насколько полно они отражают реальные отношения между людьми, а также ту или другую реакцию на события. Общественная психология в конечном счете определяет индивидуальную психологию. В свете этих положений раскрываются важные стороны апологии

Библии как в прошлом, так и в настоящем. На ускорение или замедление исторических процессов, указывал К. Маркс, оказывают влияние случайности, «среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения»[2]. Без подобных случайностей не обходится и деятельность ревнителей «священного писания». Не каждый, например, верующий может быть активным иезуитом, иеговистом, скопцом. Даже библейские мудрецы выделяют два психологических типа верующих — душевных, воспринимающих экстазы и наития как безумие, и духовных, верящих в наития и склонных впадать в экстазы.

Кроме этого в Библии есть притча о сестрах бедного Лазаря. Одна — Мария, восторженно-мечтательная; она как будто бы со страниц Библии просится в монастырь и на святое мученичество. Другая — Марфа, практичная, сильная и решительная. В ее образе олицетворяется все то, что характеризует смело вторгающихся в жизнь людей. До сих пор образы этих легендарных сестер Лазаря в религиозном философствовании служат для обозначения различного отношения людей к современности. В теологии используются понятия «марьино начало» и «марфино начало», первое сравнимо с понятием «фундаментализм», второе — «модернизм». Эти своеобразные понятия также подчеркивают в психологическом отношении различное восприятие верующими Библии: что подходит для верующих с одним характером и темпераментом (Марии), это не воспринимается верующими с другим характером и темпераментом (Марфой).

На библейские тексты оказали влияние психопатичные и даже душевнобольные люди. Библия полна рассказами о сумасшедших и чудесном исцелении их. Безумствует царь Саул (I Царств, 18:10). Больным или даже ненормальным предстает перед современным читателем Библии Иисус Христос. Рассуждая, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф., 9:12), он врачует сумасшедших, легионами выгоняет из них бесов. Однако он сам совершает поступки ненормального человека. Мать спасителя, его братья и все, кто с ним был знаком с детства, не сомневались в его душевном расстройстве. В уста апостола Павла рассказчик вложил слова, что многие случаи с Христом были соблазном для евреев и безумием для греков (I Кор., 1:23). Впрочем, с самим апостолом Павлом в момент превращения его из Савла в Павла произошел эпилептический припадок, ион не раз говаривал: «Мы безумны Христа ради» (I Кор., 4:10). Современные апологеты часто отмечают, что основные библейские персонажи не обладали нормальной психикой, они были экстатиками[3].

Галерея ревнителей «священного писания» насчитывала тысячи имен людей, отличавшихся в той или другой степени психической аномалией. Мечтательно-болезненным был Франциск Ассизский. Еще будучи молодым, он вообразил, что является «вестником великого господа», покинул богатый отчий дом, стал бродяжничать, при случае громко распевая странные песни. Мартин Лютер, сын патологически жестоких родителей, постоянно мучился от головных болей, сильного звона в ушах, помышлял о самоубийстве. После ранения и тяжелой болезни бывший рыцарь Игнатий Лойола стал полусумасшедшим. Жертвой припадка в юности был Ф. Бухман. Болезненностью сопровождались размышления над религиозными вопросами многих образованных апологетов Библии.

Но духовная индивидуальность видных религиозных идеологов чаще всего бывает сложной. Их болезненное состояние нелегко распознается, особенно неспециалистами. Оно не укладывается в рамки альтернативы больной или здоровый. Даже серьезные психические расстройства у них, например паранойя, могут сочетаться с умом и смышленностью, солидные знания — с творческими возможностями. Видные религиозные деятели отличаются способностью к страстному поведению, умением экзальтировать себя и массы. Ф. Энгельс подчеркивал, что, например, Апокалипсис стал возможен потому, что был экзальтирован его автор и та «окружающая среда», в которой этот автор действовал[4].

Нет оснований преувеличивать роль психических аномалий религиозных деятелей в истории Библии и ее обожествлении. Но нельзя их и недооценивать. Они могут быть естественными, но их могут вызывать и искусственно. Религия увеличивает число душевнобольных, разнообразит причины, вызывающие расстройства психики, вызывает специфические заболевания, например кликушество, ликантропию. Возвышению Г. Распутина в высшем обществе способствовал целый сонм природных психопатов, включавший царствующих лиц, алкоголиков, истеричек, эротоманов и ханжей хлыстовского толка.

Более того, религия может превращать оригинальные и ненормальные проявления психики в свои апологетические ценности. Так, например, шаманы-старики подыскивали себе помощников среди детей, склонных к неврозам и конвульсиям. Психические аномалии использовали и вероломные политики. Царь Давид мог в нужный момент, например, симулировать сумасшествие (I Царств, 21:12—15). Долгое время толкование и использование с неблаговидными целями ненормальных проявлений психики людей было монополией религиозных деятелей. Они отрабатывали и поддерживали крайне ненаучный и опасный взгляд на психопатичных и душевнобольных людей как на увлеченных «святым духом» или, наоборот, одержимых «нечистой силой». В первом случае больных людей могли превозносить до ранга святых, в другом старались от них отделаться, нередко беспощадно и жестоко уничтожали. И только в XIX в. наукой был установлен правильный взгляд на сумасшедших как на больных и, следовательно, выяснены различия между ними и преступниками.

Заинтересовавшиеся психологией современные апологеты Библии чаще всего замалчивают трагическую историю психологии, попавшей под влияние религии. Некоторые из них цепляются за советы, подобные совету К. Ясперса «психопатологически наблюдать, психопатологически ставить вопросы, анализировать, психопатологически мыслить»[5]. Так, известный американский проповедники бывший врач-психиатр Фред Шварц довольно цинично высказывается, что в религиозных делах «разум и логика… просто неуместны… не нужно логики, разума или даже истины… следует только дать выход эмоциям»[6]. До сих пор используются больные люди, заболевания которых воспринимаются не иначе как «следы бога». Католики вспоминают стигмы Франциска Ассизского. Многие христиане совершают паломничество к некоей Терезии

Нейман — обладательнице «священного заболевания» — стигм.

Особая роль эмоций, психических аномалий в апологии Библии определяется тем, что восприятие ее верующими носит мистико-сакраментальный характер. Это восприятие представляет собой соединение толкования Библии с целой системой средств религиозной экзальтации, с эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними чуждым силам. Верующие воспринимают Библию, выражаясь новозаветными словами, «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (I Кор., 2:4).

Религиозное восприятие Библии должно соответствовать, как желают современные апологеты, «сакраментальному началу религии», соединяющему слово, идеи и обряды. Сами апологеты пишут о том, что наиболее полно Библия предстает как «священное писание» только тогда, когда человек оказывается в той атмосфере, в которой чувство, слово и сакрамент находятся в единстве. Обозначая это единство словами «духовное тайноведение», ревнители «священного писания» утверждают, что в восприятии Библии принимает участие не только голова, но и сердце. Они без проверки принимают библейский рассказ о том, что бог свои законы для избранных написал не иначе как «на сердцах их» (Евр., 8: 10).

Мистико-сакраментальное восприятие Библии скрывает некоторые причины поклонения перед Библией духовно-религиозной элиты, епископов, а также высокообразованных теологов и религиозно настроенных философов. Известно, что в апологии нередко принимали участие талантливые люди, отличавшиеся прогрессивной социально-политической ориентацией, высоким нравственным, патриотическим и научным авторитетом. Среди современных апологетов Библии есть известные деятели науки и культуры. Многие из них высоко оценены современниками и потомками. Классики марксизма-ленинизма ценили среди них, например, Я. Беме, Ф. Шлейермахера, Д. Штрауса, Б. Бауэра. Имя Мартина Лютера носит один из крупнейших в ГДР университетов. Всюду известно имя лауреата почти всех премий мира в области гуманитарных наук врача, философа, а также и теолога Альберта Швейтцера. Во всех уголках земного шара прозвучали имена таких замечательных людей, как лауреат Нобелевской премии благородный мученик борьбы за свободу пастор Мартин Лютер Кинг, лауреаты Ленинской премии «За укрепление мира между народами» священники и теологи X. Джонсон, Мартин Нимеллер, И. Громадна. Без изучения их трудов невозможно понять многие особенности современной апологии Библии.

Эти люди и им подобные создавали прежде и создают в настоящее время смелые критические работы о Библии, в значительной степени очищающие ее и представления о ней верующих людей от чудесного и таинственного. В их трудах научная критика Библии черпает важные аргументы, использует отдельные идеи в качестве стимулов для развития серьезных исследований. Многие мысли образованных апологетов граничат с атеистическими. И тем не менее их большая научная подготовка, эрудиция, благородное стремление к науке оказываются пока недостаточными, чтобы они могли полностью порвать с религией. Ф. Энгельс называл их «полуверующими богословами»[7]. Кроме того, среди религиозно настроенных интеллигентов немало фанатиков и мистиков, последовательных в своем философском мракобесии людей.

Образованных верующих людей апология Библии привлекает тем, что как в ней, так и в самой Библии помимо прочих ставятся фундаментальные философские вопросы, в частности вечно актуальный вопрос о сущности бытия, который иногда приобретает в религиозном философствовании форму альтернативы: победит ли человек вселенную или будет ею поглощен. Масштабы религиозной философии — мировые проблемы. Сторонников этой философии увлекает даже то, что первая библейская книга носит поэтически-философское название «Бытие». Они актуализируют слова своих предшественников, подобные словам Григория Богослова: «…размышляй, что было прежде вселенной и что для тебя значит эта вселенная, откуда она произошла и до чего дойдет»[8]. Все это превращает апологию Библии в глазах философски подготовленных религиозно настроенных людей в обстоятельное и серьезное дело. Но эмоции, воля и разум их зависят от мистико-сакраментального восприятия Библии, которое происходит либо в замкнутой монашески-аскетической, либо в аскетически-кабинетной обстановке, способствующей тихой и незаметной на первый взгляд религиозной экзальтации. Чаще всего эти апологеты надеются добиться независимой от социальной среды личной духовной жизни, превращают свой разум в убежище от мирской суеты, видя все свои радости в книжной мудрости и мистических грезах.

Кроме того, апологеты Библии не обходятся и без определенных обрядов. В духовных учебных заведениях каждый день начинается с молитвы и ею кончается. К молитвам обращаются апологеты и в своих кабинетах. Как и все верующие, они воспринимают чтение и толкование Библии в качестве своеобразного обета. Библия и истолковательная литература полны указаний давать такой обет. В Библии это указание выражено в следующих словах: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (Нав., 1:8). Среди верующих распространены наивные легенды, согласно которым бог сам каждый день по три часа занимается чтением Библии. Вот почему на иконах бог, спаситель и богородица часто изображаются с раскрытыми книгами в руках. Текстуальное знание Библии и частое повторное чтение ее считаются высшей заслугой человека перед богом, за что предполагается наивысшая награда — бессмертие в раю. Ревнители «священного писания» подчеркивают библейские слова: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества…» (Ап., 1:3). Они убеждены, что посредством чтения Библии люди приближаются к богу. И степень этого приближения зависит от знания Библии. Существуют легенды, что Мухаммед провалился со своими проповедями среди христиан и иудаистов только потому, что был уличен в плохом знании Библии.

Давать обет постоянного чтения Библии является устойчивой традицией. Усердными читателями Библии были религиозные реформаторы, мистики. Некоторые иудаисты ежедневно утром и вечером в течение всей жизни читают отрывки из Библии. Иеговисты восклицают: «Пользуйтесь Библией ежедневно!» Многие из ревнителей «священного писания» прославились среди верующих тем, что знали всю Библию или большинство ее книг наизусть. Происходит чтение ради чтения. Здесь всегда возможны внушение и самовнушение словом, заканчивающиеся религиозным поклонением перед Библией.

Кроме того, апология прибегает к размышлению, придавая ему необычное значение. Оно выступает в двух ролях — в качестве своеобразного обряда богомыслия в одиночестве и особой литературной формы. В процессе размышления — богомыслия — Талмуд рекомендует добиваться такого состояния, когда человек ни на что не должен реагировать, пусть «даже царь идет мимо или ноги обвивает ядовитая змея» (Талмуд, 1:17). Искатели таких размышлений иногда засекречивают свою духовную жизнь, еще чаще ищут уединения или даже стремятся к пустынножительству. Примеры подобных размышлений современные апологеты находят в Библии. Перед получением каменных скрижалей, рассказывается в Библии, Моисей «пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел, и воды не пил» (Вт., 9:9). В пустыню для размышлений подавались Иоанн Креститель, Иисус Христос и другие ревнители бога.

Впоследствии появились монастыри, предпринимались даже попытки создать особый философский тип монастыря. Для размышлений использовались пещеры, склепы. Крайним проявлением размышления в одиночестве всегда было молчальничество. Правда, в современных условиях все меньше становится монастырей, давно пустуют пещеры отшельников даже в Палестине. И все же стремящиеся к уединенным размышлениям ревнители «священного писания» находят способы удовлетворения своих желаний. Альберт Швейтцер все свои основные теологические работы написал в исключительной тишине, в кабинете среди джунглей. С большой радостью недавно православные встретили разрешение греческого правительства поселиться на Афоне десятерым монахам. Побывавшие на Афоне верующие особо отметили царящую там тишину, которую, как они выразились, к тому же еще подчеркивает шум моря. Иезуиты способны чувствовать себя в одиночестве даже тогда, когда находятся в шумном окружении людей. Их приучают молчать, используя для этого особые упражнения. Иезуит большую часть своей жизни молчит, сосредоточиваясь на выполнении заданий своего ордена. Некоторым интеллектуалам, занимающимся апологией Библии, удается также найти условия для размышления — богомыслия — в кабинетах. Если все эти ищущие с благочестивыми целями одиночества люди и вступают в общение с другими людьми, то только с такими же, как и они сами, одиночками.

Наконец, представители религиозно-духовной элиты имеют дело преимущественно с книжным, мыслительным материалом. Этот материал к тому же сосредоточивается вокруг предметов, существование которых принципиально недоказуемо: бог, дьявол, спаситель и, конечно, «священное писание». Такие занятия сопровождаются злоупотреблением диалектикой и логикой. С молитвой на устах, часто обуреваемые богословским тщеславием создать свою систему апологии Библии, делая упор на умственной филиграни, они усердно работают над логическими фигурами, над понятиями, собирают, комбинируют их, формулируют свои; их головы заняты сущностями, формами, скрытыми качествами, сконструированными посредством логических операций.

Таково мистико-сакраментальное восприятие Библии религиозно настроенными интеллигентами. Оно оставляет отрицательный след в духовной жизни этих людей. Одиночества с Библией не выдерживают даже преступники. Одиночеством и чтением Библии не раз пытались воспитывать людей в тюрьмах, которые, как и сектанты- молчальники, чаще всего заканчивали жизненный путь в больницах для сумасшедших или самоубийством. В то же время некоторые образованные ревнители «священного писания» трудятся в высшей степени старательно, порой становятся из-за напряженного умственного труда, не приобретающего должного общественно полезного значения, выражаясь словами В. И. Ленина, похожими на высохшие на мертвой схоластике мумии. В большинстве случаев они кончают умственными экстазами, если не большим расстройством нервной системы и психики.

Эти умственные экстазы представляют собой устойчивое ненормальное состояние разума. Они не ускользнули от внимания отдельных особо пытливых авторов библейских текстов. В Библии можно встретить рассуждения о том, что некоторых ревнителей веры посещает «исступление ума» (III Ездр., 10:37). Апостолы говорят друг другу: «…большая ученость доводит тебя до сумасшествия» (Деян., 26:24), «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих*> (Притч., 6:2). И современные верующие пишут о том, как «высокоумие» «попросту с ума сводит». При этом они широко используют медицинские термины вперемешку с религиозными: целомудренный ум и нецеломудренный, здоровый и больной.

Умственный экстаз обычно представляет собой такое состояние психики и разума, когда философствование становится усладой, томлением духа, неким, по словам Фомы Аквинского, «духовным раем». Заблуждения подкрадываются незаметно. Начинаются видения, появляются призраки, звучат странные голоса, маячат формы, иногда сияет, как кажется человеку, так называемый Фаворский свет. Так, например, бывший ученый Э. Сведенборг чтением Библии и усиленным рассуждением над ней, осмысливанием с помощью схоластической философии религиозных вопросов превратил себя в мистика. Ему не раз казалось, как его кабинет вдруг наполняется туманом, на полу ползают разные гады, в сиянии появляется человек в красном одеянии, который благословляет его на отказ от научной деятельности и велит заняться поисками внутреннего сверхъестественного смысла Библии. В итоге Э. Сведенборг написал сочинение под знаменательным названием: «Небесные тайны, находящиеся в Святом Писании, или в Слове Господа, с диковинами, виденными в мире духов и в небе ангелов».

Верующие редко молятся богу в одиночку. Вера в бога предполагает для них общение между собой. У большинства из них как мировоззрение, так и взгляды на Библию в значительной степени формируются в церкви или в секте. Правда, современные руководители церквей советуют верующим больше читать Библию дома, развивать так называемую домашнюю религиозность. Много внимания развитию этой религиозности уделяют протестанты. Однако и церковнослужители предлагают мирянам создавать маленькие и интимные группки, подобные сектам[9], указывая, что в церкви Библия «читается краткими частями, а дома можно читать больше и пространнее»[10]. Мирян убеждают, что пропаганда и апология Библии должны быть не только делом профессиональных священнослужителей и экзегетов, но и светского апостолата.

Вместе с тем священнослужители, а также в большинстве случаев и руководители сект не преувеличивают религиозного значения чтения Библии мирянами без пастырского надзора. Лишь одиночки, затворники, молчальники выходят из-под контроля наставников и пастырей при чтении Библии. Даже в сектах, создававшихся в виде общин «чтецов Библии», или, как это было вначале у иеговистов, «исследователей» Библии, верующие не свободны от контроля над чтением и толкованием Библии.

Усилия основных масс верующих в деле апологии Библии концентрируются в конечном счете вокруг церкви. В связи с этим развивается особое церковное или эккле- зиологическое толкование Библии. Поклонение Библии получает литургическую санкцию. Поэтому церковь, так же как и синагога, является основным хранителем Библии. Она — главная святыня в церкви и всегда там под руками у верующих.

Церковь превращает Библию в вероисповедный документ первой важности. Она требует от прихожан единоверческого подхода к ее толкованию. В этих целях используются специфические церковные литературные формы толкования: предание, катехизис, различные документы, послания, наконец, специальные богослужебные книги. Церковь претендует на роль непогрешимого толкователя Библии. Ее руководство подчеркивает, что Библия вообще имеет значение «священного писания» только в церкви[11]. Церковное руководство направляет истолковательную деятельность верующих в монастырях, миссионерских организациях, организациях светского апостолата и, там, где удается, в учебных заведениях. Церковь регламентирует также по существу чтение и толкование Библии мирянами на дому. Ею назначаются опытные и надежные люди из мирян в качестве старших в группе верующих. Церковь подбирает библейские и другие религиозные тексты так, чтобы они служили единоверческому взгляду на Библию, указывает, что именно в том или другом случае следует вычитывать из нее. Религиозные деятели обычно советуют начинать интимное обсуждение библейских текстов с молитвы, а также читать верных церкви авторов религиозных книг.

Могущественным средством внедрения в сознание верующих религиозного понимания Библии являются обряды, праздники, ритуалы, богослужение и этикет. Они охватывают жизнь верующего с рождения до смерти. Наибольшее значение имеют обряды и богослужения, выражающие организованную апологию Библии большими массами людей. В них демонстрируется восприятие Библии в качестве вероисповедного документа. Они являются молчаливыми носителями и хранителями вероучения, основных догм, мифов и мнений. Пародирование и высмеивание среди верующих обрядов всегда сочетается с критикой и даже издевкой над вероучением и толкованием Библии.

Многие обряды и праздники буквально соответствуют конкретным мифам или текстам из Библии. В церкви и синагоге о Библии говорят стены, иконы, предметы культа, одежда священников. Украшения на архиерейской мантии символически выражают не иначе как связь Ветхого и Нового заветов. Омофор означает заблудшую овцу или даже все человечество, спасаемое, однако, Христом. Специальные ленты на стихаре знаменуют узы, которыми будто бы был связан Иисус Христос мучителями. Еврейская пасха иллюстрирует библейское сказание об исходе евреев из Египта; пятидесятница напоминает о синайском законодательстве. Отмечая ее, иудаисты с молитвами в синагоге выносят из хранилища все свитки Торы. Христиане в апреле каждого года выполняют «чин несения» креста по так называемому крестному пути.

Затем через систему обрядов церковь превращает Библию в богослужебную книгу. При этом осуществляется компановка текстов в соответствии с требованиями богослужения. Строго указывается текст, который положено читать при совершении того или другого акта. Например, первую главу книги «Бытие» христиане читают на пасху и рождество. Псалмы вообще являются специфически литургическими текстами. Псалтирь читается при каждом богослужении, прочитывается в течение недели весь, а в течение великого поста — два раза в неделю…

Чтение Библии в церкви представляет собой священный акт, равнозначный молитве[12]. Древняя синагога, а затем и церковь были местом осуществления этого акта (Деян., 15:21). По легендам, сам Иисус Христос приходил в субботние дни для ритуального чтения библейских книг. Настолько часто проводится это чтение в современных церквах, что его устроители ввели теперь особый «библейский час». Назначаются особые чтецы, притом через ритуальное посвящение. В церкви с чтением целых глав выступают не только священники, но и миряне, а иногда и видные политические деятели. Так, в 1966 г. однажды взялся читать Библию в церкви глава правительства Англии Вильсон.

Ритуальное чтение Библии часто сопровождается строгой, а то и просто мелочной регламентацией обряда. Простые верующие не всегда помнят и понимают детали этого обряда, чем порой пользуются недобросовестные священнослужители. Не случайно термин «халтура» церковного происхождения. Им обозначается формальное и поспешное исполнение того или иного обряда.

Почти всегда при чтении Библии верующие особое значение придают дыханию, позе. Читая евангелия, православные отвешивают поклоны. В соответствии с индивидуальными наклонностями, особенностями характера и темперамента сектанты изобретали самые удивительные позы при исполнении ритуального чтения. И теперь есть сектанты пляшущие. Свои действия они обосновывают ссылками на ритуальную пляску Давида вокруг ковчега завета. Были сектанты воздыхающие, вкладывающие указательный палец в ноздрю, рассматривающие свой пуп, разевающие при молитве и чтении Библии рот, целующиеся, коль в Библии есть слова: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Римл., 16:16), сопуны и плюющие друг на друга. Некоторые обряды сектантов напоминают фантастические картины шабаша ведьм. Таким выступает обряд сожжения креста протестантами- куклусклановцами. Он сопровождается молитвами, чтением библейских текстов, нередко заканчивается оргией и кровавыми расправами с теми, кого преследуют эти фанатичные террористы.

Известно, что иудаисты, христиане решительно отрицают какую-либо связь своих религий с древнейшими формами религиозности — тотемизмом, магией, фетишизмом и анимизмом. Факты говорят о другом. Анализируя ту роль, какую играют в библейской мифологии, частично в апологии Библии, образы быка и в особенности змия, мы могли убедиться в том, что для иудаизма и христианства характерны определенные элементы тотемизма. Вместе с тем ни одна из современных религий не обходится без магии.

Ку-клукс-клан
Ку-клукс-клан.

К магии прибегали почти все библейские ревнители бога. Они советуют рядовым верующим использовать магические действия по разным поводам. Колдовскими действиями Иисус Навин останавливал солнце. Простые евреи звуками священных труб сокрушали стены города- крепости. Иисус Христос с помощью магии запрещал дуть ветру. С помощью заклинаний на свитках, представляющих чаще всего цитаты из библейских книг, готовилась чудодейственная вода и т. д.

Восприятие Библии в качестве вероисповедного документа и богослужебной книги в итоге означает то, что она наделяется чудодейственной силой. Еще встречается поверье, что нельзя, не рискуя собой, читать Библию без веры в нее как в «священное писание». Библия сравнительно легко становилась инструментом магии. В современных условиях магия большей частью скрыта символами и мистическими толкованиями. Но в обрядах, которые всегда были и остаются наиболее консервативной частью религии, она сравнительно легко просматривается. И мистики часто пишут о культовом значении Библии, учитывая одновременно широкое использование вербальной магии. Так, подчеркивая мистический характер магических действий, они считают клятву, крещение и другие действия магическими актами, сакраментальным использованием слова. Магическим актом с применением Библии была антимодернистская присяга в 1910 г. в Ватикане. Вступающий на пост главы государства политик в США произносит клятву, держа свою руку на старинной, в кожаном переплете Библии. При этом нередко клятва обосновывается ссылкой на то место из Библии, где говорится, что сам бог клянется перед людьми (Быт., 22:16).

Часто Библия или ее тексты используются в качестве оберегов. У иудаистов есть обычай навешивать бумажки с именами библейских персонажей и со словами 121-го псалма на занавесь родильницы. Охранительный характер имеет торжественное приношение ими свитков Торы в синагогу. Подарив ее синагоге, верующий еврей считает себя оберегаемым от зла. Православного и в могилу может сопровождать оберег в виде бумажки со словами из Библии. Но Библия используется некоторыми верующими как инструмент вредоносной магии, источник идей для так называемого чернокнижия. Библия играла и играет свою роль в колдовских поисках философского камня, элексира молодости. Нет конца разнообразию в использовании Библии с гадательными целями. На библейском идейном материале строилось чернокнижное искусство. Писались разные Путники, Волховники, Чаровники, Сносудцы. Многие гадания непосредственно связаны с Библией: стихомантия — гадание путем использования стиха вверху или внизу на случайно открытой странице; библиомантия — по случайно найденным отдельным фразам из Библии; хресмология — гадание, основанное на вере в непосредственное откровение, которое надеется получить гадающий в момент восторженного экстаза при чтении Библии. Чаще всего к таким гаданиям прибегают при половой магии, надеясь очаровать, обворожить нужного человека. Их используют при попытке изобличить вора. При этом подозреваемого заставляют держать Библию, привязанную к ключу: поворот должен указать на виновника.

В современных условиях к вредоносной магии с использованием Библии прибегают иногда и фанатичные антикоммунисты. В чернокнижном писании «Шестая и седьмая книга Моисея», появившемся в ФРГ и ставшем бестселлером, содержатся советы не только как изгонять ведьм, но и как бороться с коммунизмом. Следует иметь в виду то, что обрядам часто приписываются такие свойства, с помощью которых можно использовать их для насильственного внедрения в сознание людей нужного взгляда. Выделяются анафема и отлучение, основные формулы для которых берутся в Библии. Антикоммунистические анафемы и проклятия в некоторых общинах верующих за рубежом звучат часто.

Мистико-сакраментальное восприятие Библии превращает ее в основной ориентир религиозной жизни людей. Поэтому борьба за догму и мнение вокруг Библии сочетается с борьбой за ритуальную чистоту и всегда бывает ожесточенной. В Библии рассказывается о кровавых столкновениях простых людей с царем, нарушившим обряд. За неисполнение положенных обрядов Библия угрожает человеку смертью. Она предусматривает также истребительное отношение правоверных к обрядам инакомыслящих: «…жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем» (Вт., 7:5). Очень часто люди жертвовали и своей жизнью ради соблюдения пли введения какого-либо обряда. В настоящее время на международных форумах среди верующих разгораются ожесточенные споры по вопросу о таинствах.

Но Библия становится основным ориентиром религиозной жизни значительных масс людей потому, что само по себе мистико-сакраментальное восприятие ее создает ту атмосферу, когда человек отдает предпочтение, по словам В. И. Ленина, «вере как настроению». Это уводит верующих от подлинного ее образа. В Библии говорится, что при подготовке к чтению древние евреи постились, потом во вретищах, с пеплом на головах, исповедуясь друг у друга, читали библейские тексты (Неем., 9:1,2), добивались такого состояния, при котором «весь народ плакал, слушая слова закона» (Неем., 8:9). И в настоящее время после домашнего чтения Библии, в церкви или секте верующие чаще обсуждают не содержание прочитанного, а то, что они чувствовали во время чтения. И если, например, отступник возвращается вновь в общину, его меньше убеждают и переубеждают логическими приемами, а больше заставляют исполнять соответствующие обряды. Так происходит не познание верующими Библии, а набожно-трепетное поклонение перед ней.

  1. «Herder Korrespondenz», 1966, N 5, S. 201.

  2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 33, стр. 175.

  3. G. Wegener. 6000 Jahre und ein Buch. Kassel, 1962, S. 65.

  4. См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, стр. 475.

  5. К. Jaspers. Allgemcine Psychopatologie, 1933, S. 3.

  6. Цит. по: М. Newberry. The Janoos. New York, 1964, p. 76.

  7. См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 307.

  8. Цит. по: «Богословские труды», сборник третий. Изд. Московской патриархии, 1964, стр. 37.

  9. «Herder Korrespondenz», 1967, N 3, S. 111.

  10. «Журнал Московской патриархии», 1967, № 6, стр. 27.

  11. См. «Журнал Московской патриархии», 1964, № 4, стр. 67.

  12. «Herder Korrespondenz», 1967, N 3, S. 111.