Предисловие к первому изданию

На рубеже XIX и XX вв. похороненный, казалось бы, навеки витализм снова оживает и постепенно начинает завоевывать себе известное место в современной биологии. Целый ряд биологов, в том числе немало выдающихся, объявили себя сторонниками витализма. Виталистическая литература растет и множится. Между тем до настоящего времени мы не имеем ни одной марксистской работы на эту тему, за исключением нескольких популярных книжек и статеек, где по существу критикуется не современный, а старый витализм, от которого, по крайней мере на словах, отказываются и многие виталисты наших дней. Весь конкретный материал, на котором базируется современный витализм, вся методология; которой он оперирует, остаются вне поля зрения почти всей этой литературы. Вот почему и критика эта в подавляющем большинстве своем не достигает цели, а настоятельная потребность в работе, которая дала бы марксистскую оценку современного витализма, остается, как и была, неудовлетворенной.

Предлагаемая вниманию читателя книга имеет целью хотя бы в некоторой степени заполнить этот пробел. Она не претендует на исчерпывающую полноту. В ней затрагиваются только основные проблемы современного витализма. Дать марксистский анализ и критику основных проблем современных виталистических направлений и наметить основные линии, по которым должна идти наша дальнейшая положительная работа, — вот главная задача, которую ставит себе автор в этой работе.

Биология развивается ощупью, от случая к случаю. Большим тормозом в ее развитии являются пренебрежение и слабое знакомство биологов с философией, в особенности с марксистской философией. Большинство современных биологов имеет самое превратное представление о философии. Они судят о ней понаслышке, по обывательским разговорам. В их представлении философия есть пустая фантастика, никчемное мудрствование. А так как без философии -они не в состоянии разрешить ни одной более или менее сложной задачи, стоящей перед нами, ибо нельзя оторвать науку от метода, то они бессознательно бросаются от витализма к материализму, от материализма к витализму, погрязая в подавляющем большинстве случаев в эклектическом болоте. Другими словами, они, сами того не замечая, оказываются на поводу у философии, притом — самой скверной философии: Только сознательное применение диалектического материализма как орудия научного исследования избавит естествоиспытателя от постоянных шатаний и многих ошибок, совершаемых им вследствие отсутствия твердой методологической позиции. Это — насущная необходимость современного естествознания.

Работа эта состоит из трех частей, тесно связанных между собой. Первая часть посвящена разбору неовитализма. Это — основная часть работы. Она составлена из статьи, появившейся уже в третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» за 1928 г., и нескольких небольших глав находящейся в печати статьи для «Большой советской энциклопедии». Вторая часть представляет собой переработанную статью: «Диалектика и метафизика в биологии», напечатанную в журнале «Под знаменем марксизма» (1926 г., № 3). Третья часть является критикой «философии» и «естественнонаучных» положений механистического материализма.

В последние годы в нашей марксистской литературе все чаще и чаще стали раздаваться голоса, зовущие к ревизии марксизма. Появилась легенда о двух Энгельсах. Под видом борьбы с «ранними», «незрелыми» мыслями Энгельса, являющимися-де следствием его былого гегельянства, делается попытка ревизии основных положений марксизма. Из марксизма вытравляется весь его революционный дух, марксизм превращается в тощую беспомощную схему, философия Маркса и Энгельса заменяется туманной формулой: «наука — сама себе философия». Все, кто отказывается мириться с подобной вульгаризацией марксизма, объявляются виталистами, врагами науки. Разбору и марксистской критике этих взглядов и посвящена третья часть предлагаемой работы. Непосредственным толчком, побудившим автора написать эту главу, послужила книга т. Степанова: «Диалектический материализм и деборинская школа», в которой эти ревизионистские взгляды нашли свое самое яркое выражение.

Москва, 13 сентября 1928 г.

Содержание