От автора

Настоящая книга насквозь «партийна», как и философское мировоззрение ее автора, стоящего на старых марксистских позициях диалектического материализма. Может быть, это не всем понравится. Тем лучше. Нам не по дороге с теми «широкими натурами», для которых теоретическая беспринципность — принцип, а строгая партийность в философии — прегрешение. Ленин весьма нелестно отозвался о «беспартийных в философии», называя их «тупицами». «Маркс и Энгельс от начала до конца были партийными в философии»[1], — писал Ленин.

В наше время всякая неряшливость в области идеологии вообще особенно недопустима. Перед нами стоит задача подчинения идеологии марксизма всего культурного наследия, врученного пролетариату историей или, вернее, вырванного у истории с боя. Наука, искусство, нормы бытовых отношений — все очистительным огнем теоретической и практической критики пролетариата преобразуется так, чтобы в свою очередь служить коммунистическому преобразованию общества. Преобразуется и сам человек — строитель социализма.

Разящему и созидающему оружию марксистской идеологической критики нет времени «ржаветь в ножнах». Тем важнее сохранить строгую верность и чистоту этого оружия.

И вот в это время на арену такой «идеологической» области, как область философии марксизма, область его общей методологии выступают «друзья» марксизма, о которых итальянская пословица говорит: «Сохрани нас, боже, от наших друзей, а с нашими врагами мы сами справимся». Таковы «наши» механисты, субъективисты, фрейдисты, эмпиристы и прочие, претендующие на марксистскую правоверность, ревизионистские по существу группировки современности.

Наиболее распространенным среди философских уклонов в данное время является так называемый «механистический» уклон. Наши субъективисты и «фрейдо-марксисты» являются одновременно и механистами, а механическое мировоззрение через тот или иной ряд промежуточных ступеней неизбежно ведет к субъективизму и — в конечном итоге — к идеализму. «Умный идеализм, — писал Ленин, — гораздо ближе нам, чем глупый материализм». У «умного идеализма» Гегеля есть что изучать и исторически он приводит к материализму (от Гегеля к Марксу), так как его диалектика разрушает его систему. У «глупого материализма» (вульгарный механический материализм) марксизму учиться нечему, и он логически прокладывает путь к отказу от материализма.

«Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота — voila (вот) гносеологические корни идеализма»[2]. (Ленин) «Материализм, — писал Ленин, — из всех и всяких кризисов современной положительной науки выйдет победителем, но лишь при условии «непременной замены метафизического материализма диалектическим»[3].

Настоящая брошюра не претендует на значение исследовательской работы. Наша задача проще: в популярной, по возможности, форме дать картину существующих ныне в марксистской среде разногласий между диалектиками-ортодоксами, с одной стороны, и механистами и прочими философскими ревизионистами — с другой. Наша задача — разоблачить антимарксистскую, анти-ленинскую сущность методологической позиции механистов, релятивистов и фрейдистов, — разоблачить перед лицом более или менее широких масс, отнюдь не считающих философию своей «специальностью», но хотя бы чуточку знакомых с основами диалектического материализма. Прежде всего, автор имеет при этом в виду наш партийный актив и нашу пролетарскую молодежь.

Наши классовые враги не остаются равнодушными к нашим, на первый взгляд будто бы «отвлеченным», теоретическим спорам. За границей меньшевики в теоретическом органе германской социал-демократии похлопывают по плечу наших механистов.

Тем более широко должно «руководящее направление советской марксистской философии» организовать отпор философскому ревизионизму. Вопреки философской богдановщине и обывательщине, диалектический материализм останется нашей не только «руководящей», но и единственной философией.

  1. Ленин В.И. ПСС, т. 18, с. 360.

  2. Ленин В.И. Указ соч., т. 29, с. 322.

  3. Ленин В.И. Указ соч., т. 18, с. 324.

Оглавление

Диалектический материализм и механисты

Субъективизм механистов и проблема качества