Артиллерия господа бога

Нью-йоркский архиепископ Эонс любит путешествовать. Останавливаясь в отелях, его преосвященство охотно расписывается в книге для регистрации почетных посетителей, причем в графе «род занятий» неизменно выводит своим бисерным почерком: «Коммивояжер фирмы „Господь бог и компания”». Эонс считает свою шутку очень удачной и находит, что она не становится хуже от частого повторения. А вот известный американский социолог Генри Шнейдер придерживается по этому поводу иного мнения и полагает, что при каждом новом повторении она все больше приближается к прописной истине. Потому что, как отмечает Шнейдер, «религиозная жизнь в Соединенных Штатах постепенно перемещается из алтаря в контору, и церковь становится типичной отраслью бизнеса, движимой лишь стремлением к прибыли, к голому чистогану».

Фирма архиепископа Эонса, вернее, то ее дочернее предприятие, к которому принадлежит почтенный прелат, — католическая церковь США. Как и всякая гигантская корпорация, она подразделяется на множество местных отделений, в число которых входит и нью-йоркская архиепархия. Журнал «Лук» (9/VII 1970 г.) рисует следующую картину деловых будней этой последней:

«Ранним утром зеленый грузовик остановился у собора Св. Патрика на Манхэттене. Двое вооруженных охранников встали у его бортов, двое других принялись перетаскивать в машину объемистые мешки с деньгами — результат воскресных пожертвований, которые поступят на тайные счета в банке. Такие же сцены с незначительными вариациями можно было наблюдать и в десятках других церквей города. Дело происходило в Нью-Йорке, где за несколько дней до этого власти сократили ассигнования на помощь детям неимущих».

Впрочем, пожертвования прихожан — лишь капля в море церковных доходов.

…«Сколь же богата современная американская церковь?» — задает риторический вопрос «Лук». И тут же отвечает: «Об этом знает лишь бог». Дело в том, что бизнесмены в рясах тщательно скрывают все, что касается их собственности, предпринимательской деятельности и доходов. Известно лишь, что церковная собственность превышает 100 миллиардов долларов, что церковь является крупнейшим в США землевладельцем и ей принадлежат акции ведущих корпораций страны.

— Кстати, прощу увеличить пожертвования в церковный фонд. Теперь все стало дороже, даже молитвы за мир.
Рисунок из газеты «Интернейшнл геральд трибюн».

Предприниматели-церковники находятся в США в привилегированном положении. По американским законам они освобождены от уплаты налогов даже в тех случаях, когда сделка не связана с церковной деятельностью. Это дает бизнесменам духовного звания огромное преимущество в конкурентной борьбе с «мирянами». И церковь им пользуется. В июне 1970 года, выступая перед бюджетной комиссией палаты представителей американского конгресса, бывший комиссар Бюро внутренних доходов М. Кэплин заявил: «Многие церкви поглощены коммерческой деятельностью. Одна занята производством и распространением грампластинок, другая приобрела предприятия по выпуску спортивной одежды, третья занимается операциями с недвижимой собственностью».

Дополняя Кэплина, журнал «Лук» сообщает, что принадлежащие церквам предприятия выпускают электронное оборудование, строительные материалы, дамское белье, стиральные порошки и т. д. «Школа, которую вы посещаете, больница, где вы лечитесь, отель, в котором вы останавливаетесь, а уж тем более похоронные бюро и кладбища связаны с церковью пли принадлежат ей», — пишет «Лук».

«Осовременивание церкви».
Рисунок из журнала «Вие нуове».

Этот перечень можно продолжать еще очень долго. Например, обращает на себя внимание повышенный интерес церкви к средствам массовой информации. «Святые отцы», лихорадочно опережая друг друга, приобретают газеты, журналы, книгоиздательства и даже кинотеатры. Бостонская архиепархия, например, владеет одним из самых больших кинозалов мира — «Лойз Стейт тиэтр». Этот зал очень хорошо посещается, так как там демонстрируются преимущественно веселые комедии. Впрочем, бывший глава епархии кардинал Кашинг принимал меры к тому, чтобы прихожане не скучали и на его проповедях. Однажды во время торжественного богослужения по телевидению он появился на голубом экране в легком спортивном костюме и, заговорщически подмигнув многомиллионной аудитории, изрек: «Наконец-то церковь разрешила мне одеваться по-человечески и не заставляет больше ходить разряженным, как старая принцесса». Потом показал телезрителям бутылку виски и заговорил горячо и проникновенно: «Это лекарство против всего. Оно лечит и от выпадения волос и от мозолей. Примите немного этой святой водицы, дети мои, но будьте внимательны и не пролейте ни капли на землю».

Кардинал Кашинг умер, но сцена с бутылкой виски продолжает жить в репертуаре его преемника. И это не случайно: ведь именно в ведении бостонской архиепархии находится предприятие по производству алкогольных напитков под названием «Вино христианских братьев».

Но, как известно, главным бизнесом современной Америки является не торговля вином, а торговля оружием. И церковь не стоит от него в стороне.

Владыкам американской церкви, как свидетельствует уже цитированный «Лук», принадлежат акции таких военно-промышленных корпораций, как «Боинг», «Локхид эйркрафт», «Макдоннел — Дуглас», и других, связанных с производством бомбардировщиков дальнего действия и ракет. Не обходят «святые отцы» своим вниманием и концерны, выпускающие ядохимикаты и другие отравляющие вещества. Надо ли удивляться, что, когда в 1965 году правительство США перешло к массированному применению химических средств войны в Южном Вьетнаме, центральная нью-йоркская синагога, пресвитерианская церковь и католическая церковь святого Бартоломея устроили по этому поводу торжественное богослужение.

Основы сотрудничества между церковью и Пентагоном были заложены не без участия покойного архиепископа нью-йоркского кардинала Спеллмана. Недаром он называл себя «солдатом в сутане» и числился главным капелланом вооруженных сил. Особым покровительством Спеллмана пользовались современные рода войск и новейшие виды оружия. В период временной монополии Соединенных Штатов на ядерное оружие он громогласно призывал к крестовому походу против Советского Союза… «с атомной бомбой в правой руке и Библией в левой». Позднее взял под свое личное шефство ракетные войска. Почти ежегодно Спеллман совершал гастрольные турне по американским заморским базам и воодушевлял своими проповедями орудийную прислугу «Першингов» и «Минитменов». По его инициативе в Колорадо-Сприпгз был построен грандиозный собор, целиком сконструированный из алюминия и украшенный 44 шпилями в виде… межконтинентальных баллистических ракет. Окна собора имеют контуры гигантской термоядерной бомбы, а внутренние стены покрыты орнаментом с изображением различных видов оружия из обширного арсенала американской армии. При виде этого «храма божьего» пентагоновские генералы впадают в состояние молитвенного экстаза…

Спеллман умер, но «божественная» канонада продолжает звучать в США повседневно. Протестантский проповедник Уолш утверждает, что на использование атомной бомбы против Советского Союза есть «божья воля»; профессор теологии Вашингтонского университета Фрэнсис Коппел выражает уверенность в том, что «тотальная война очистит людей от грехов»; еще один столп американского богословия Томас Уайли пытается с помощью Евангелия оправдать политику геноцида, проводимую американской военщиной во Вьетнаме. Нелишним будет заметить, что в свободное от духовных изысканий время мистер Уайли управляет флоридской компанией, выпускающей ракеты для армии США. Свою компанию он окрестил «Мартин» в честь известного реформатора Мартина Лютера, дабы лишний раз подчеркнуть, что его вдохновляют исключительно религиозные идеалы.

В то время как теоретик богословия и практик ракетостроения Уайли формулирует свои теологические постулаты для узкого круга избранных, многочисленные странствующие проповедники популяризируют те же идеи в более доступной форме среди широких масс верующих. Пальма первенства здесь несомненно принадлежит Билли Грэхему, личному духовнику президента Никсона.

Грэхем часто называет себя «божественным пулеметом», но журналисты, говоря о нем, предпочитают употреблять два других прозвища, которые более конкретно отражают не только некоторые черты характера и особенности темперамента преподобного Билли, но также занимаемое им положение и выполняемые им функции. Первое из них — «Распутин Белого дома», второе — «пастырь молчаливого большинства».

Президент Никсон боготворит Грэхема; Грэхем же боготворит… телевидение.

«За время одной проповеди по телевидению, — поясняет он, — меня видит больше людей, чем апостола Павла за все время его деятельности».

Высокий, красивый, одетый не в рясу, а в модный дорогой костюм, Билли Грэхем выглядит значительно моложе своих пятидесяти с лишним лет. Он обладает недюжинным артистическим дарованием и, хотя ведет все ту же реакционную проповедь покорности и смирения в ожидании второго пришествия Христа, использует при этом не набившие оскомину церковные штампы, а наисовременнейшие средства пропагандистской, рекламной техники. Он издает книги и снимает фильмы. Его проповеди передаются в США почти 150 радио- и 50 телестудиями. Его статьи регулярно печатаются более чем в 100 газетах. Как-то раз в Мемфисе (штат Теннесси) он обратился к своей пастве прямо с небес — точнее, с борта самолета, летевшего со скоростью 500 километров в час. Выступления Грэхема, напоминающие театрализованные представления, обычно проходят в крупных концертных залах по заранее написанному сценарию, с конферансье, музыкой и хором. К участию в спектакле привлекаются знаменитые актеры. Со своей проповедью Грэхем выступает под занавес.

«Евангелическая ассоциация Билли Грэхема» была создана в 1946 году, в самом начале «холодной войны». В то время «спаситель душ» действовал довольно бесхитростно. «Моя теория заключается в том, что коммунизм управляется сатаной», — возвещал он и далее высказывался в том духе, что Запад должен избегать каких бы то ни было переговоров с Востоком, если не хочет попасть в «ловушку к дьяволу».

В 50-е годы Билли Грэхем проповедовал «войну до победного конца» в Корее, восхваляя НАТО, активно поддерживал таких политических деятелей, как Джон Фостер Даллес и нынешний президент Никсон. (Тогда-то он и сделался доверенным лицом последнего.) Позднее Грэхем перешел от откровенного антикоммунизма к более гибкой тактике. Главное внимание он стал уделять «работе с молодежью», бунтующей против социальной и расовой несправедливости, против войны во Вьетнаме. Для этого Грэхем и его помощники создали сеть молодежных кафе, где бесплатно продаются прохладительные напитки и подростки могут танцевать под аккомпанемент специально приглашенных музыкантов. (Стремясь найти путь к юным сердцам, Билли Грэхем даже освоил так называемый «джазовый жаргон».) В перерывах между танцами евангелисты ведут свою агитацию в пользу президента и его политики.

Выступая перед шовинистически настроенной аудиторией, «пастырь молчаливого большинства» сбрасывает маску. «Я хочу, чтобы война во Вьетнаме была последней в истории Соединенных Штатов, но чтобы она закончилась пашей полной победой и отбила у кого бы то пи было желание воевать с нами в будущем», — заявил он на одном из совещаний представителей деловых кругов в Калифорнии.

Билли Грэхем не испытывает недостатка в средствах. Среди его финансовых покровителей — президент одного из ведущих военных концернов США «Рэйдио корпорейшн оф Америка» Элмер Энгстром, мультимиллионер М. Джармэн, группа дельцов из богатейшей страховой компании «Мьючуэл лайф иншуренс» и другие толстосумы.

Успехи Грэхема — предмет зависти его многочисленных конкурентов. «Если он божественный пулемет, то я божественная орудийная батарея», — в запальчивости восклицает один из них — странствующий проповедник Чарльз Линч. В отличие от Грэхема, этот не любит полутонов и рубит сплеча, целиком оправдывая и свои претензии и свою фамилию (поистине, как говорится, бог шельму метит).

Чарльз Линч ведет борьбу на два фронта: на международном сражается с «большевиками», а на внутреннем призывает к негритянским погромам. «Я и бровью не поведу, когда в США начнутся массовые убийства негров! — хладнокровно заявляет он. — Негры — дети сатаны. Только там, где господствует белая раса, существует порядок и стабильность».

Племя странствующих проповедников в США весьма велико, и многие из них по своей воинственности не уступают Линчу.

Вот уже более двух десятилетий подвизаются на этом поприще Билли Харджес и Фред Шварц. Первый из них возглавляет так называемый «христианский крестовый поход», а второй — «антикоммунистический христианский крестовый поход». У обеих организаций не только сходные названия, по и одинаковая программа, основным пунктом которой является призыв к превентивной атомной войне против Советского Союза и других стран социалистического лагеря. Но если Харджес называет вещи своими именами, то Шварц предпочитает иносказательный стиль и широко употребляет евангелистскую фразеологию, с помощью которой пытается вызвать у своих слушателей состояние религиозного экстаза. Вот одна из типичных тирад Шварца, приведенная в книге Ф. Кука «Американские ультра»: «К оружию, христиане! Враг стоит у ворот. Одевайте доспехи христианства и выходите на битву. Так возгласим же: „Мы не сдадимся! Выше политое кровью знамя христианства и вперед к победе!..“ Коммунизм — это абсолютное зло… порочны его методы, порочны его цели… Мы должны низвергнуть это исчадие ада обратно в преисподнюю, откуда оно явилось! Только после этого мы сможем вложить свой меч в ножны!»

Шварц намеренно умалчивает о том, что оружием современной войны является не меч, а межконтинентальные ракеты и ядерные бомбы огромной разрушительной силы. Апеллируя к предрассудкам и предубеждениям малообразованных, невежественных людей, возбуждая в них религиозный фанатизм, он умышленно старается не конкретизировать свою программу. И хотя Харджес тоже не может пожаловаться на недостаток финансовых покровителей, число «меценатов» Шварца еще больше, так как многие состоятельные «ястребы» предпочитают не раскрывать полностью карты раньше времени. Воинственные «архаизмы» Шварца оплачивают промышленные корпорации, связанные с самым современным производством. В их числе электротехническая фирма «Аллен — Брэдли» с центром в городе Милуоки (штат Висконсин), которая выполняет крупные заказы Пентагона.

В последние годы у Шварца появился могучий конкурент в лице «преподобного» Джона Макпнтайра — главы «Библейской пресвитерианской церкви». Два раза в день, по утрам и в обеденный час, 620 радиостанций выносят в эфир его 30-минутные проповеди на две постоянные темы: «За победу над коммунизмом», и «За тотальную войну во Вьетнаме». В апреле и сентябре 1970 года Макинтайр организовал в Вашингтоне массовые демонстрации своих сторонников в поддержку правительства. «Это были самые внушительные слеты ястребов в текущем году», — с гордостью заявил он корреспонденту гамбургского еженедельника «Шпигель» (5/Х 1970 г.). Демонстранты шествовали, распевая псалмы и время от времени выкрикивая свой лозунг: «За бога и отечество, за полную победу во Вьетнаме». Пастор Макинтайр, выступивший перед участниками «парада победы», зачитал пм текст приветственных посланий, прибывших в их адрес от сенаторов Истленда, Термонда, Голдуотера, губернаторов-расистов Уоллеса и Рейгана. А губернатор штата Джорджия Мэддокс даже лично прибыл на это сборище п произнес речь, в которой выразил надежду, что оно «укрепит в миллионах американцев пошатнувшееся чувство веры и патриотизма».

«Слово божье», окрашенное в чрезвычайно воинственные тона, преследует американца и дома у радиоприемника, и в школе, и в колледже, и уж, конечно, во время пребывания на военной службе.

— Как это трогательно, братья мои, — он погиб во имя того, чтобы мы продолжали жить.
Рисунок из американской профсоюзной газеты «Дак пауэр».

Каждый молодой американец при зачислении в вооруженные силы вместе с комплектом обмундирования обязательно получает карманную Библию, а также стандартный «молитвенник солдата и матроса», который начинается со слов: «Люби бога и военную службу». Перед отправкой в Южный Вьетнам солдатам вручается брошюра под названием «Лояльность, Христос и страна», в которой они могут прочесть буквально следующее: «Если бог решит сократить срок ваших земных мучений и досрочно призовет вас к себе (что становится особенно вероятным на фронте), то за это вы можете благодарить бога, ибо этим он вам оказал милость. Если же вы лишитесь здоровья, получите на войне увечье, опять-таки никого не вините, ибо это исходит от бога и ваши страдания могут только приблизить вас к нему».

В вооруженных силах США на каждые 850—1000 военнослужащих приходится по одному штатному капеллану (военному священнику). В наставлении для капелланов говорится, что они должны «готовить солдат умственно, морально и физически для победы над любым врагом». Журнал министерства обороны «Арми информейшн дайджест», со своей стороны, отмечает, что «задачи военных священников в армии США состоят в том, чтобы бороться с сомнениями, заблуждениями и ересями сегодняшнего дня». Само собой разумеется, что под этими «ересями» имеется в виду все, что идет вразрез с официальными догмами Пентагона.

С 1965 года американским военным священникам поручено ведение так называемой программы «воспитания характера» солдат и матросов. Среди тематических бесед, предусмотренных этой программой, есть и такая: «Почему господь бог не может предотвратить войну».

В июне 1970 года американская военная газета «Арми таймс» опубликовала письмо некоего капеллана, стыдливо укрывшегося под буквой С. Из письма следовало, что его автор проходит службу в тактической зоне 3-го корпуса в Южном Вьетнаме и трудится на ниве божьей весьма усердно. Помимо церковной службы с проповедями и молитвами, личных бесед с рядовым составом, отпевания покойников прямо на передовой, он еще сопровождает армейские самолеты, улетающие бомбить вьетнамские города и села.

Все бы хорошо, повествует пастырь, если бы не одно обстоятельство…

«Я налетал положенное число часов, — с обидой пишет он, — чтобы получить „Авиационную медаль» и моя часть представила меня к этой награде, но командование корпуса отклонило представление по той причине, что я — нестроевой офицер».

Командование 3-го корпуса и в самом деле допустило грубую ошибку: оно не только проявило явное неуважение духовному сану, но и недооценило роль и значение корпуса капелланов в вооруженных силах США. Ведь именно падре С. и его коллеги «укрепляют решимость» летчиков сжигать напалмом жилища вьетнамских крестьян и уничтожать ядохимикатами их посевы; именно смиренные служители церкви освобождают пилотов-новичков от всяких сомнений по поводу «законности» этих преступных действий. И если награды вручаются Самим воздушным пиратам, то нелогично обходить их вдохновителей!

Впрочем, командование 3-го корпуса — это какое-то непонятное исключение. В общем же сотни американских капелланов в Южном Вьетнаме получили различные ордена и медали, а некоторые из них были-даже удостоены ордена Почета — высшей военной награды США. И они делают все, чтобы оправдать доверие начальства.

Американская писательница Мэри Маккарти в своей книге «Вьетнам» приводит такой факт. Во время полета в Хюэ она слышала, как два пилота обсуждали свои личные цели, которые они преследуют в этой войне. Они собирались, как только война окончится, заняться спекуляцией недвижимостью во Вьетнаме и во время полета высматривали для себя подходящие земельные участки. Они облюбовали Начанг, так как там красивый песчаный пляж. И спорили о том, что лучше строить. Один предлагал первоклассный отель и виллы для курортников, другой считал более выгодным строительство домов под квартиры.

Пилот, сбрасывая бомбы на играющих детей, одновременно присматривает себе участок под доходную гостиницу! Поистине, американские духовные пастыри могут считать, что их усилия не пропали даром!

Оглавление