«На крыльях безумия…»

«…Предприимчивый биржевой маклер, окончивший свои земные дни, попытался было незаметно прошмыгнуть в рай. „Свободных мест нет — остановил его святой Петр, — для вашего брата, дельцов, лимит израсходован». — „Ничего, старина, — возразил маклер, — пустите меня туда на пару минут, и я все улажу!»

Едва очутившись в деловом квартале небесного царства, он во весь голос закричал: „Слыхали, ребята, там внизу обнаружены богатые месторождения нефти!» В ту же минуту толпа бизнесменов хлынула к преисподней. Среди них святой Петр, не веря собственным глазам, различил и своего недавнего собеседника. „Послушайте, мистер, — спросил он, в изумлении воззрившись на маклера. — Их я еще могу понять, но вас-то что туда тянет?» — „Черт побери! — воскликнул биржевик в величайшем возбуждении. — А вдруг там в самом деле есть нефть!»».

Журнал «Нью-Йорк тайме мэгэзин» (21/VIII 1963 r.), рассказавший этот анекдот своим читателям, по собственному признанию, заимствовал его из официального руководства армии США по вопросам «психологической войны», где он приводится в главе о распространении ложных слухов. Но правящий класс США ведет «психологические операции» не только против других народов, по и против своего собственного, причем на этом «внутреннем фронте» фашиствующие «ультра» занимают передовую линию…

…Весной 1963 года подразделения сухопутных сил США проводили в штате Джорджия боевые учения под кодовым названием «Болотные мокасины». В них приняло участие несколько офицеров из Либерии, проходивших стажировку в американских военных училищах. Воспользовавшись этим, правые экстремисты пустили слух о том, что «черные язычники-каннибалы проникли в штат Джорджия и собираются захватить сначала его, а затем и всю территорию Соединенных Штатов». Несмотря на всю его вздорность и нелепость, слушок пополз, словно огонь по сухой траве, обрастая все новыми и новыми подробностями.

За короткий срок сенаторы и конгрессмены, представлявшие в высшем законодательном органе США Джорджию и соседнюю Калифорнию, оказались буквально заваленными грудой панических писем, полученных от своих встревоженных избирателей. Это были большей частью коллективные корреспонденции, подписанные такими ультраправыми группами, как «защитники американской конституции», «американская коалиция патриотических обществ», «вирджинские волонтеры, готовые защищать Америку» и т. д. Авторы писем не скупились на яркие детали. «35 000 коммунистических монгольских войск, переодетых в мексиканскую форму, стоят по ту сторону границы, готовые в любую минуту вторгнуться в Калифорнию!» — восклицал один из них. «16 000 полуобнаженных африканских людоедов, с носами, продырявленными кольцами, и с серьгами в ушах, буйствуют в Джорджии», — дополнял другой. «20000 конголезцев и 30000 монголов наводнили Джорджию и Калифорнию», — «уточнял» третий. «Согласно секретному плану 87-297, — доверительно сообщал четвертый, — Соединенные Штаты должны быть после оккупации переданы под контроль ООН и Американского агентства по разоружению…» Письмо заканчивалось следующими «проникновенными» словами: «Да смилостивится над нами господь и да поможет он нам избежать сей катастрофы!».

Весь этот бред, по выражению журнала «Сатердей ревью», распространялся «на крыльях безумия». Он перепечатывался на страницах ультраправых газет и перемешивался с истерическими нападками на «красных», «желтых», «черных», ООН, Американское агентство по разоружению и даже… НАТО, которая, по мнению многих американских «ультра», представляет собой не что иное как «коммунистический фронт»…

Ну, а что же «респектабельная» буржуазная пресса?

Она хранила полное молчание, предоставляя «ультра» беспрепятственную возможность вести свою подстрекательскую кампанию. Лишь два журнала — «Нью-Йорк тайме мэгэзин» и «Сатердей ревью» — высказали несколько иронических замечаний по поводу бредовых утверждений правых экстремистов, да и то лишь несколько месяцев спустя.

Не менее примечательно и другое. Когда сенатор от штата Калифорния Кучел обрушился было в одном из своих выступлений на «торговцев страхом, сеящих вздорные слухи», он получил гневную отповедь от конгрессмена Утта, представлявшего тот же штат в нижней палате. По мнению Утта, речь шла о «вполне законных опасениях, выражаемых честными патриотами».

На этом неприятности для сенатора Кучела, занимавшего, кстати сказать, довольно реакционные позиции по всем основным вопросам внутренней и внешней политики, не закончились. Влиятельная ультраправая организация «Американцы за конституционное действие» (АКД), тесно связанная с нефтепромышленниками и текстильными фабрикантами Юго-Запада, занесла его в список «антиконституционных» лиц, обвинила в «прокоммунистических симпатиях» и развернула против него кампанию травли.

Миф о «коммунистической опасности», о «всемирном коммунистическом заговоре» — основа пропаганды «бешеных». Не ограничиваясь распространением фантастических слухов, они широко прибегают и к более замысловатым демагогическим приемам. Многие «ультра» выступают в роли поборников «индивидуальной свободы», рядятся в тогу защитников «фундаментальных принципов», зафиксированных в «Декларации независимости» и в американской конституции. Эти принципы, по их словам, находятся под непрерывными атаками социализма, который-де выступав! в обличье «правительственного вмешательства». Любую инициативу в области социального законодательства правые экстремисты рассматривают как «средство коммутировать США». Федеральные ассигнования на социальные нужды они называют «коллективизмом» и «сползанием к социализму». Заключением коллективных договоров с профсоюзами, по мнению кумира американских «ультра» Голдуотера, «может заниматься лишь социалистическое правительство». Короче говоря, «происками коммунистов и социалистов» объясняется все, что противоречит интересам крупного монополистического капитала.

При этом правые экстремисты прибегают подчас к довольно ловким демагогическим приемам. Так, например, они выступают против подоходного налога, называя его «корнем всех зол», «посягательством на свободу личности».

Разоблачая этот пропагандистский трюк ультраправых, Майк Ньюберри разъяснял в своей книге «Возрождение фашизма» (Нью-Йорк, 1962), что отмена подоходного налога неизбежно повела бы к ликвидации 700 правительственных учреждений, финансируемых на средства, взимаемые в виде налога. В этом случае прекратили бы существование служба общественного здравоохранения, национальные парки и заповедники; лечебные учреждения и учебные заведения перестали бы получать федеральную помощь; голодающим в «районах бедствия» пришлось бы обходиться без «продовольственных излишков»; закрылись бы почты и т. д. Все эти правительственные учреждения оказались бы запроданными частным компаниям и стали бы частью большого бизнеса, приносящего прибыль.

Примечательно, что один из главных инициаторов движения «за отмену подоходного налога» берчист У. Стоун подчеркивает, что в случае осуществления его плана не будет тронут ни один цент из федеральных денег, ассигнованных на нужды Пентагона и ЦРУ.

В распоряжении «ультра» — огромный пропагандистский аппарат. По данным исследовательской корпорации «Групп рисерч», правые экстремисты ежегодно затрачивают не менее 30 миллионов долларов на распространение своей идеологической отравы. Они раскинули по всей стране широкую сеть читален, библиотек и книжных магазинов для распространения неофашистской литературы. Они поставили себе па службу сотни органов печати — от погромного «Он таргет» до более «респектабельного» журнала-дубинки «Комбат» («Бой»), выступающего под лозунгом «законности и порядка» в его полицейском понимании.

Однако печатная продукция «ультра» — далеко не единственное средство их воздействия на массы. Правые экстремисты контролируют более 600 радиотелевизионных станций, по которым передают более 9 тысяч программ. Наиболее мощными рупорами «бешеных» являются такие радио- и телепрограммы, как «Реформации XX века» Джона Макинтайра, «Линия жизни» Гарольда Ханта, обзоры Дана Смута, форумы Мэньона и др. Подсчитано, что уже в 1967 году правоэкстремистские организации проводили 10 тысяч радиопередач в неделю и в последующие годы еще более расширили эту форму пропагандистской деятельности.

Что же представляют собой те люди, которых американские «ультра» пытаются поймать в свои пропагандистские сети?

Известный американский социолог и антрополог Эшли Монтэгю следующим образом рисует собирательный портрет такого правоэкстремистского рекрута (Эшли называет его «йэху» — по имени звероподобных людей из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта).

«…Он не умеет пользоваться своим умом для того, чтобы самому критически взвешивать и оценивать факты. Главное для него — „так мне хочется».

Он, разумеется, страстный патриот и регулярно, при каждом удобном и неудобном случае начинает размахивать американским флагом… Он любит петь национальный гимн и, положа руку па селезенку, грудную кость или верхушку легкого (видимо, он полагает, что сердце находится в одном из названных мест), клясться в верности флагу Соединенных Штатов Америки, этой пользующейся божественным покровительством единой и неделимой страны, где свобода и справедливость существуют для всех. И вместе с тем он выступает против законопроекта о гражданских правах и проповедует дискриминацию против всех, кто, по его мнению, подлежит дискриминации. Он поддерживает „статус кво“, что означает продолжение террора против негров, чтобы те не вышли из подчинения, объявляет невиновными белых людей, о которых заведомо известно, что именно они убили таких-то негров или борцов за гражданские права, и упорно сопротивляется всякой мере, если она направлена на обеспечение свободы и справедливости для людей, не принадлежащих к его собственной группе.

Он пе читает книг — разве что пробежит от случая к случаю какой-нибудь „роман ужасов» или политическую брошюрку, но реакционную газету или журнал выписывает обязательно: они обеспечивают его именно той „духовной пищей”, в которой он нуждается, и укрепляют его веру в правильность своих убеждений.

В церковь он ходит не часто, но твердо верит, что’ без религии людям нельзя.

Он верит в конституцию Соединенных Штатов Америки — при условии, что ему самому предоставляется возможность вносить в нее поправки, чтобы она в большей степени отвечала его личным запросам. Ведь, по сути дела, этот документ сочинили тоже революционеры, среди которых был и такой отъявленный радикал, как Томас Джефферсон. Конституция уже давно нуждается в пересмотре, и сделать это надлежит именно таким людям, как он и его друзья.

Он отождествляет благосостояние страны со своим собственным материальным благополучием: вот почему он решительно выступает против всего того, что направлено на улучшение положения других людей. Он боится, что это ударит его по карману и приведет ко всякого рода „социалистическим” переменам, причем под „социалистическими” он подразумевает „коммунистические”».

С тревогой отметив, что число и пропорциональная численность «новых йэху» в США растет, что их голос звучит все громче и влиятельнее, Эшли Монтегю пишет: «Миллионы американцев уже заражены этой болезнью и передают ее вирус своим детям. И тревогу вызывает не только то, что вред причинен столь многим американцам, но и другое обстоятельство: поскольку Америка имеет огромное влияние на мировой арене, эти новые йэху во многих случаях способны испортить жизнь миллионам людей на нашей планете».

«Невежество — сила» — таков неписаный девиз правоэкстремистской пропаганды. В этом отношении американские «ультра» не отличаются от всех прочих мракобесов прошлого и настоящего, будь то Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Джозеф Маккарти или Адольф фон Таддеи. С точки зрения фашистских и профашистских идеологов, человечество в своей массе представляет собой невежественную толпу, не интересующуюся ничем, выходящим за рамки ее непосредственного опыта. Поведение этой толпы, по мнению правоэкстремистских социологов и философов, определяется не знаниями и рассудком, а эмоциями и бессознательными импульсами. Критерием для оценки того или иного деятеля, утверждают они, является его способность приводить массы в движение, внушать им слепую веру, подчинять их своей воле.

Как весьма неудобное исключение из общего правила американские «ультра» рассматривают «интеллектуалов», т. е. мыслящих индивидов, не принимающих ничего на веру и требующих логических доказательств. Демагогически противопоставляя их «простым людям», американские «ультра» презрительно называют их «умничающими субъектами». Подобное отношение к представителям прогрессивной интеллигенции опять-таки характерно для реакционеров и в других капиталистических странах.

В США за последние годы к резким нападкам на передовую интеллигенцию все чаще прибегают не только фашиствующие «ультра», но и высшие представители государственной власти. Особенно скандальную известность приобрели в этом отношении многочисленные публичные выступления вице-президента Агню. Старается не отстать от него и министр юстиции Митчел. Так, например, 18 сентября 1970 года, выступая на одном из частных приемов, он назвал оппозиционно настроенных университетских преподавателей «глупыми ублюдками, разрушающими нашу образовательную систему». А присутствовавшая при этом его супруга сочла своим долгом добавить: «И всю страну».

Под заявлениями такого рода вполне мог бы подписаться любой представитель американской черной сотни, независимо от того, носит ли он свастику на рукаве, шествует ли вокруг горящего креста в белом балахоне ку-клукс-клановца или проходит тактические занятия в одном из подразделений минитменов.

Оглавление